Современное обучение в школе. Думать, чувствовать, переживать43% абитуриентов Украины из тех, которые писали внешнее независимое оценивание по математике, с заданиями не справились. Результаты не только поражают, но и свидетельствуют о том, что распространенная практика «натаскивать» учеников на решение определённых задач себя не оправдывает – такой подход нельзя называть обучением. Просмотров: 2971
Хочется обратить внимание педагогической общественности на довольно низкий уровень знаний современных школьников и студентов. Так, 43% абитуриентов Украины этого года, из тех, которые писали внешнее независимое оценивание (ВНО) по математике, с заданиями не справились. Результаты не только поражают, но и свидетельствуют о том, что распространенная практика «натаскивать» учеников на решение определённых задач себя не оправдывает – такой подход нельзя называть обучением. Учитывая, что источников информации в современной жизни слишком много, важно учить школьников навыкам исследовательской деятельности, совместно с учителем приходить к новым идеям. Просто давать готовые знания – на сегодняшний день этого мало, не нужно, давно себя исчерпало. Очень хочется, чтобы наши дети не только умели рассуждать, но и испытывали при этом радость и удовольствие. Язык – хранитель тайнКого из нас в детстве не пугали злым дедом Бабаем, который тебя, непослушного ребёнка, придёт и заберёт? У нас на Украине в Харьковской области до сих пор балованным детям говорят: вот придёт дед Бабай и заберёт тебя, будешь тогда знать. И звучит это как угроза, очень впечатляюще. Однако, на мой вопрос: кто же этот дед и что в нём такого страшного? – люди обычно теряются и не знают, что сказать. Не скажу, что этот вопрос не давал мне покоя, но где-то в сознании он всё же остался и через много лет я вдруг, совершенно случайно, получила на него ответ. Разговорившись в Крыму с девочкой татаркой, от неё услышала: а мой бабай, ой, в смысле дедушка… Так вот оно что. И сразу вспомнились и моя экскурсия в Бахчисарай, и выражение «баш на баш», и статья о том, что монголо-татарского ига не было. Конечно, я не историк и не берусь настаивать на том, что моя версия самая стоящая и правильная. Просто хочу поделиться мыслями о современном образовании. О том, что волнует очень многих людей – современные дети по окончании школ и вузов имеют низкий уровень знаний. Разумеется, в этой статье я не ставлю себе цель решить данную проблему, но постараюсь охватить некоторые её аспекты и представить своё видение. Как часто мы слышим, что наш язык – это наше богатство, неотъемлемая часть культуры народа, его истории, его отношения к жизни, природе, людям. Изучением этого занимаются филологи. А ведь согласитесь, сколько интересного таят в себе данные знания, сколько возможностей они скрывают, причём не только для того, чтобы привить любовь к языку. В этих знаниях заложен огромный потенциал для увлекательных исследований, рассуждений, интересных гипотез и сомнений. Наверное, мы все понимаем, что жизнь стремительно изменяется, а вместе с ней меняется и речь. Если буквально пару десятилетий назад мы гордились богатством и могуществом русского языка, мелодичностью и нежностью украинского, то сейчас наблюдается массовое упрощение и минимизация словарного запаса. Хорошо это или плохо? Реальность демонстрирует, может и кричит – уровень грамотности общества падает. А вместе с этим, под новые ударения и появляющиеся новые слова сомнительной ценности (выражение позаимствовано у специалистов-словесников) переписываются современные словари, в которые под стать времени вносятся изменения в орфографию. Стоит ли? Или, возможно, именно по этим изменениям через многие годы и века наши потомки и будут судить о жизни людей первой половины ХХІ столетия. И вообще, почему я, математик, говорю о языке? Потому, что умение правильно, красиво и убедительно формулировать свои мысли, а, следовательно, и умение грамотно выстраивать свою речь очень важно на уроках математики, если мы хотим привить ученикам любовь к рассуждениям, раскрыть им красоту мысли. Сейчас модно говорить о силе рассуждений, о критическом отношении к информации, а как к этому прийти? Довольно часто в прессе обсуждался вопрос о том, что стремительное изменение нашей жизни должно влиять и менять систему образования. Если раньше учитель был основным источником знаний, то сейчас эта его функция почти полностью отпала. Так какова же роль современного учителя? Мне видится его основная роль в организации уроков как мини исследований, за которыми следуют открытия. При этом, на мой взгляд, важно акцентировать внимание учеников на сопоставление разных точек зрения и подходов к решению. Выбор же самого красивого или рационального из предложенных решений осуществлять на основе уважительного отношения к разным мыслям и представлениям, а лучше вообще этот выбор оставить за учениками, ведь каждому больше нравится то, что он лучше понимает, любит, то, что дарит приятные переживания. Почему я начала статью воспоминаниями из детства? Несколько лет назад в Интернете увидела заметку о том, что монголо-татарского нашествия на Русь не было. Позже данная тема стала более популярна, и таких статей стало больше (например, [1]). Так как ещё со школы я помнила про все рассказанные на уроках истории, прочитанные в книгах или увиденные в исторических фильмах ужасы данного периода, то, разумеется, мне было интересно, как авторы статьи аргументируют, на чём основывают свои сенсационные выводы. К сожалению, ссылки если и приводятся, то на довольно старинные издания, которые надо ещё поискать, да и доступ к подлинникам, думаю, разрешён только учёным-историкам. Потому данная информация осталась для меня только версией, предположением. И вот, когда я от девочки татарки узнала, что дедушка по-татарски – это бабай, то лично мне подумалось: это как надо было запугивать народ, чтобы он по истечении такого огромного периода времени (почти восьми веков) до сих пор страшил своих детей зловещим дедом Бабаем, уже и не помня, а кто вообще этот дед. Мало того, сразу вспомнилась экскурсия в прекрасный Крымский город Бахчисарай, когда нам экскурсовод пояснила, что само название Бахчисарай с крымско-татарского языка переводится как сад-дворец. Правда удивительно, для крымских татар сарай – это дворец, а для нас… Я думаю, каждый, да и вспомнил какое-нибудь старенькое, обветшалое для разных там вещей «а вдруг пригодится» строение. И для меня, тогда десятилетней девочки, это показалось уж слишком странно. Могу опять задаться вопросом, не проявление ли это нашими предками такого неуважения к культуре и языку народа, который позволял себе терроризировать и издеваться над ними. А довольно известное и часто употребляемое словосочетание баш на баш. Ведь опять же, баш с татарского – это голова, а когда обычно меняют голову на голову? Понимаю, кто-то может предположить, что данное словосочетание является подтверждением того, что предки наших народов вели обмен, например, скота, и всё же… Язык – это воистину хранитель тайн. Вот ещё один интересный пример. Читаем в Википедии [2]: существуют две самые распространённые версии происхождения названия Украина. Согласно основной версии, распространённой в академической среде (в том числе и самой Украины), название «Украина» происходит от древнерусского слова оукраина – «пограничная область», которое изначально применялось к разным пограничным землям Руси и древнерусских княжеств. В этом значении этимология слова Украина рассматривается у российских, а также у наиболее влиятельных украинских и западных учёных, таких как Орест Субтельный, Пол Магочий, Омельян Прицак, Михаил Грушевский, Иван Огиенко, Пётр Толочко и других. Её указывают как основную Энциклопедия украиноведения и Этимологический словарь украинского языка. Отдельные деятели украинской диаспоры XX века и некоторые украинские историки и лингвисты выдвигают версию, что название «Украина» происходит от слова «край», «краина» (укр. «країна»), то есть просто «страна», «земля, заселённая своим народом». При этом утверждается, что термины «україна» и «окраїна» всегда чётко различались по смыслу. К идеологам такой версии относятся Мыкола Андрусяк, Сергей Шелухин, Григорий Пивторак, Виталий Скляренко, Федор Шевченко [2]. Обе версии имеют право рассматриваться, если каждая может в свою защиту предоставить убедительные факты и доказательства. Но я просто порассуждаю относительно предлогов на и в. Как известно, если кто-то из России соберётся посетить Киев, то он скажет, что едет на Украину. А почему не в Украину? Конечно, последнее время можно наблюдать изменения украинского языка и, не удивлюсь, если в русских словарях уже написано «в Украину». И всё же, мы говорим «на Украину». Вот так исторически возникло и появляется вопрос: почему? Возможно, этот маленький лингвистический нюанс как раз и говорит в пользу первой версии происхождения названия «Украина» – оукраина, окраина. Ведь мы на русском языке не скажем: я еду в окраину, а, естественно произнесём – я еду на окраину. Для меня, как преподавателя математики, данные моменты очень интересны, ведь благодаря таким рассуждениям, осмыслениям, сопоставлениям и сомнениям мы учимся идти к истине. Это очень важно для строгости математических доказательств: внимательность к исходным утверждениям, сбор дополнительной информации, её синтез и анализ, сравнение и сопоставление, творческое осмысление, применение. Потому на уроках математики надо обязательно стараться развивать у учеников умения наблюдать, замечать, предполагать, проверять догадки. Междисциплинарный подходКак часто можно услышать о том, что математика – это только скучные и, зачастую, не нужные формулы, которые в жизни никогда не пригодятся. Однако так может говорить человек с очень низкой математической культурой, которому в школе не раскрыли красоту данного предмета, ведь математика – это, в первую очередь, мысли и рассуждения. А уже придание этим мыслям чётких форм-формул, для краткости изложений, – вторично. Вообще деление накопленных человечеством знаний на отдельные предметы является, конечно же, формальным. И всё же именно математика обладает огромными возможностями по развитию мыслительных способностей и, как я попыталась это показать выше, не только на математическом материале. Привлечение на уроках математики исторического, географического, филологического и другого материала исследовательского характера является эффективным и в плане организации обучения, и в плане повышения интереса к обучению, и, что не менее важно, в плане раскрытия значимости приобретённых знаний, умений и навыков для повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности. Вот, например, ещё одна история. Лекари ещё в древние времена стремились объяснить возникновение болезней [3, 128]. Так, в эпоху Возрождения, когда стали популярны научные исследования в различных областях медицины, итальянский врач Джероламо Кардано (1501-1576) диагностировал у английского епископа Гамильтона бронхиальную астму. В течение 40 дней Кардано лишь наблюдал за пациентом, изучая его характер и образ жизни. Он установил, что Гамильтон – человек вспыльчивый и раздражительный; он много работает за письменным столом, физическим трудом не занимается, питается обильно, нерегулярно и мало спит. Для борьбы с образованием в организме вредных веществ архиепископу рекомендовалась лишь пища лёгкая и холодная. Кардано считал, что особо полезны куриный бульон, ячменный отвар и черепаший суп. Ежедневно он советовал выпивать больному от двух до четырёх пинт ослиного молока (ослицу кормили цветами розы, а также листьями мальвы и свеклы). Для «очищения мозга» были рекомендованы лекарства и специальные процедуры. Среди них определённый режим дня, двухразовая еда, ежедневные верховые прогулки, работа и отдых попеременно, сон не ранее чем через полтора часа после ужина в течение 7-10 ч. «Пусть достопочтенный лорд поверит, что нет ничего лучшего, чем непрерывный сон: пусть он, следовательно, занимает время для постели у времени, которые он отводит на дела или занятия, ибо это является главным способом обеспечения его жизни…» Не рекомендовал врач больному показываться на улице в дождь или в сильную жару, нюхать розы, считал, что вредно спать на перине из перьев. Поэтому епископ заменил перину шелковым матрацем и спал не на кожаной подушке, как это было принято в Шотландии, а на льняной наволочке. Строгий режим и другие здравые рекомендации Кардано резко изменили образ жизни Гамильтона, и он довольно скоро почувствовал значительное облегчение. Больной выздоровел. Блестящая догадка врача того времени о действии внешних факторов дала положительный результат [3, 128-129]. Простая ли это догадка или всё же внимательный, рассудительный подход Джероламо Кардано-математика, внёсшего существенный вклад в развитие алгебры своего времени? Согласитесь, современное образование располагает очень многими прекрасно разработанными и описанными подходами и методами, инновационными технологиями, которые могут в соответствии с современными требованиями и вызовами изменить как само образование, так и отношение к нему. Раскрыть для каждого человека важность, необходимость и значимость обучения можно не только через соответствующие знания, умения и навыки, которые он приобретает, но и через переживания, эмоции, мысли, личностное отношение. То есть обучение должно затрагивать не только ум, а и волю, чувства – известные истины. И учитывая, что процесс обучения – это взаимодействие учителя и его учеников, важно, чтобы именно увлечённость учителя, его знания и инновационность мышления определяли неравнодушие учеников, интриговали и привлекали их к сотрудничеству в познании и открытиях. ЛИТЕРАТУРА
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 6
Оставить комментарий
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|