Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Социальное партнерство – инновационный ресурс развития

Стратегическая цель организации системы социального партнерства – формирование профессионально компетентной, социально адаптированной личности конкурентоспособного специалиста. Коллектив Вятско-Полянского механического техникума заинтересован в плодотворном сотрудничестве с социальными партнерами.

Просмотров: 213
О.М. МЕЛЬНИКОВО.М. МЕЛЬНИКОВ, директор Вятско-Полянского механического техникума (Кировская область)

Стратегическая цель организации системы социального партнерства – формирование профессионально компетентной, социально адаптированной личности конкурентоспособного специалиста. Коллектив Вятско-Полянского механического техникума заинтересован в плодотворном сотрудничестве с социальными партнерами не на словах, а на деле. Встречая свой шестидесятилетний юбилей, педагоги активно делятся с коллегами накопленным опытом.

Системная работа

Новый экономический уклад, появление рынков труда, капитала, интеллектуальных и образовательных ресурсов в корне меняют всю отечественную систему подготовки кадров. Департамент образования Кировской области акцентирует внимание учебных заведений СПО на создание системы работы с социальными партнерами. Поэтому все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательными организациями и предприятиями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости, органами управления образованием и самоуправления, студентами и их родителями – с теми, кто становится не просто потребителем «продукции» учебного заведения, но должен быть и источником его финансового благополучия.

Традиционно социальное партнерство реализуется в Вятско-Полянском механическом техникуме по следующим направлениям:

  • предоставление рабочих мест для прохождения практики и стажировок студентов, участие в аттестационных комиссиях, разработке ОПОП, перечней учебно-производственных работ, программ производственной практики, повышение квалификации и стажировка мастеров и преподавателей специальных дисциплин, проведение экскурсий на предприятиях в рамках заключенных договоров о производственно-техническом сотрудничестве с десятками организаций;
  • изготовление продукции – как по собственной инициативе, так и по заявкам организаций города и района (например, деталей сантехнического назначения для жилищно-коммунальных служб);
  • дополнительная профессиональная подготовка, переподготовка граждан в сотрудничестве с городским центром занятости;
  • участие в профориентационных мероприятиях, проводимых центром занятости, органами местного самоуправления.

При взаимодействии с потенциальными работодателями зачастую выясняются и довольно неприятные моменты. Многие хотят получить готовых специалистов, не инвестируя в их обучение ни копейки, за исключением предоставления рабочих мест для прохождения практики и стажировок, участия в аттестационных комиссиях и разработке ОПОП. Но ведь эффективное взаимодействие возможно только в том случае, когда, наряду с требованиями к уровню подготовки кадров, работодатель предоставляет адекватную финансовую поддержку. Приятным исключением являются компании «Молот-МЕТТЕМ», «Купол» (г. Ижевск), «Молот-Оружие», «ИКЕА Индастри Вятка», «Вятское машиностроительное предприятие «АВИТЕК» и филиал «Кировэнерго» МРСК Центра Поволжья.

Техникум – предприятия

По направлению подготовки специалистов в области энергетики техникум активно работает с Межрегиональным отраслевым ресурсным центром при Чебоксарском электромеханическом колледже. Это направление можно считать инновационным для техникума. Подготовлен паспорт образовательного учреждения профессионального образования – участника проекта. Активизировано взаимодействие с социальными партнерами относительно согласования тематики курсов повышения квалификации по предлагаемым центром программам, организована курсовая подготовка преподавателей и представителей работодателя на базах ведущих учебных заведений. Поступило встречное предложение от филиала «Кировэнерго» МРСК Центра Поволжья проходить подготовку и переподготовку преподавателям и обучающимся специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», а также профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» на базе курсового комбината в Кирове. Коллектив принимает активное участие в семинарах и конференциях по темам реализации проекта. Ведется апробация сетевой образовательной программы «Применение САПР в модернизации отраслевого электрического и электромеханического оборудования» с использованием материально-технической базы производственного отделения «Вятскополянские электрические сети» филиала «Кировэнерго» МРСК Центра Поволжья для прохождения производственной практики обучающимися.

По заявке компаний «Молот-Оружие» и «Вятское машиностроительное предприятие «АВИТЕК» начато обучение по программе подготовки квалифицированных рабочих «Наладчик станков и оборудование в механообработке». Использование в учебном процессе реального новейшего оборудования позволяет обеспечить высокое качество подготовки специалистов. Выпускникам присваивается квалификация «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением; станочник широкого профиля».

Таким образом, если предприятию требуются квалифицированные кадры, то их нужно растить со студенческой скамьи, инвестируя средства в подготовку на базе образовательного учреждения. При этом следует отметить, что техникум не только потребитель, который просит взамен выпускников материальные блага, но и помощник в решении возникающих производственных проблем.

Во время практики, дипломного проектирования студенты специальности «Сварочное производство» по заказу «Молот-МЕТТЕМ» разработали и внедрили в производство технологический процесс сборки-сварки сборочных единиц ригельных замков, вдвое снижающий трудоемкость изготовления за счет применения новой технологической оснастки и последовательности соединения деталей. Студент специальности «Технология машиностроения» в рамках дипломного проектирования повысил производительность изготовления детали за счет применения оборудования с программным управлением, имеющегося в этом же цехе, где изготавливалась деталь. Подобных примеров можно привести много.

Другой значимый момент – в качестве партнеров выступают предприятия из соседних регионов (Удмуртии, Татарстана), предлагающие выпускникам хорошие условия работы.

Организации профобразования – ИРО

Быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда возможно только при создании системы социального партнерства между образовательными организациями и институтами развития образования. В 2014 году Департамент образования Кировской области утвердил порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования. Региональным оператором инновационной деятельности назначен Институт развития образования Кировской области. По итогам публичной защиты проектов ВПМТ присвоен статус региональной инновационной площадки по темам «Создание единой информационно-образовательной среды на основе свободного программного обеспечения», «Разработка опережающих программ профессионального обучения специалистов сварочного производства в соответствии с потребностью регионального рынка труда».

В области налажена работа методических объединений по определенным дисциплинам и циклам дисциплин. Пока отсутствуют методобъединения по специальностям «Технология машиностроения», «Сварочное производство», и это работа на перспективу.

Техникум – школы

Школы воспринимают образовательные организации профобразования как конкурентов, уводящих контингент. Вместе с тем, как показала практика, выпускники школ, поступающие на технические специальности в вузы, не владеют навыками черчения, компьютерной графики, потому что в школьных учебных планах отсутствуют такие предметы. Профилизация в общеобразовательных организациях ведется только согласно учебному графику, не ориентируясь на специфику вузов. Учитывая это, коллектив Вятско-Полянского механического техникума вышел с предложением предоставить материально-техническую базу и квалифицированных педагогов для преподавания старшеклассникам школ города предмета «Технология», элективных курсов «Черчение», «Компьютерная графика» и других по запросу образовательных учреждений.

Инновационный ресурс

Для дальнейшего плодотворного сотрудничества и развития учебного заведения считаем необходимым следующее.

  • Активизировать совместную деятельность ВПМТ по взаимовыгодному сотрудничеству с Вятской торговой промышленной палатой, предприятиями и организациями области.
  • Организовать совместный банк данных по изготовлению продукции для организаций городов, районов области и близлежащих регионов, а также частных лиц с целью привлечения потенциальных потребителей (покупателей) с размещением информации на сайтах.
  • Исполнительной власти всех уровней оказывать содействие в привлечении к профессиональной подготовке и переподготовке граждан на курсах дополнительного профобразования.
  • Создать методические объединения, межрегиональные отраслевые центры по программам 15.00.00 «Машиностроение» и 22.00.00 «Технологии материалов».
  • Сотрудничать со школами в рамках предпрофильной подготовки и профориентационной работы.

Социальное партнерство становится одним из главных механизмов повышения конкурентоспособности организаций СПО, определяющих соответствие образовательных продуктов запросам рынка, спроса и предложения современных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Круглый стол: торгово-экономическое образование
В согласии с социальными партнерами
Инновационная площадка дуального обучения
В фокусе – мнение работодателя
Краснодарский архитектурно-строительный техникум готовит строителей будущего
Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж – Региональный координационный центр WSR
Инвестиции, госзаказ и другие факторы, которые влияют на развитие металлургического образования
Профессионализм, качество, инновации
Барабинский медицинский колледж готовит сильные кадры
Расширяя круг социального партнерства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ