Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Социальное партнерство – инновационный ресурс развития

Стратегическая цель организации системы социального партнерства – формирование профессионально компетентной, социально адаптированной личности конкурентоспособного специалиста. Коллектив Вятско-Полянского механического техникума заинтересован в плодотворном сотрудничестве с социальными партнерами.

Просмотров: 96
О.М. МЕЛЬНИКОВО.М. МЕЛЬНИКОВ, директор Вятско-Полянского механического техникума (Кировская область)

Стратегическая цель организации системы социального партнерства – формирование профессионально компетентной, социально адаптированной личности конкурентоспособного специалиста. Коллектив Вятско-Полянского механического техникума заинтересован в плодотворном сотрудничестве с социальными партнерами не на словах, а на деле. Встречая свой шестидесятилетний юбилей, педагоги активно делятся с коллегами накопленным опытом.

Системная работа

Новый экономический уклад, появление рынков труда, капитала, интеллектуальных и образовательных ресурсов в корне меняют всю отечественную систему подготовки кадров. Департамент образования Кировской области акцентирует внимание учебных заведений СПО на создание системы работы с социальными партнерами. Поэтому все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательными организациями и предприятиями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости, органами управления образованием и самоуправления, студентами и их родителями – с теми, кто становится не просто потребителем «продукции» учебного заведения, но должен быть и источником его финансового благополучия.

Традиционно социальное партнерство реализуется в Вятско-Полянском механическом техникуме по следующим направлениям:

  • предоставление рабочих мест для прохождения практики и стажировок студентов, участие в аттестационных комиссиях, разработке ОПОП, перечней учебно-производственных работ, программ производственной практики, повышение квалификации и стажировка мастеров и преподавателей специальных дисциплин, проведение экскурсий на предприятиях в рамках заключенных договоров о производственно-техническом сотрудничестве с десятками организаций;
  • изготовление продукции – как по собственной инициативе, так и по заявкам организаций города и района (например, деталей сантехнического назначения для жилищно-коммунальных служб);
  • дополнительная профессиональная подготовка, переподготовка граждан в сотрудничестве с городским центром занятости;
  • участие в профориентационных мероприятиях, проводимых центром занятости, органами местного самоуправления.

При взаимодействии с потенциальными работодателями зачастую выясняются и довольно неприятные моменты. Многие хотят получить готовых специалистов, не инвестируя в их обучение ни копейки, за исключением предоставления рабочих мест для прохождения практики и стажировок, участия в аттестационных комиссиях и разработке ОПОП. Но ведь эффективное взаимодействие возможно только в том случае, когда, наряду с требованиями к уровню подготовки кадров, работодатель предоставляет адекватную финансовую поддержку. Приятным исключением являются компании «Молот-МЕТТЕМ», «Купол» (г. Ижевск), «Молот-Оружие», «ИКЕА Индастри Вятка», «Вятское машиностроительное предприятие «АВИТЕК» и филиал «Кировэнерго» МРСК Центра Поволжья.

Техникум – предприятия

По направлению подготовки специалистов в области энергетики техникум активно работает с Межрегиональным отраслевым ресурсным центром при Чебоксарском электромеханическом колледже. Это направление можно считать инновационным для техникума. Подготовлен паспорт образовательного учреждения профессионального образования – участника проекта. Активизировано взаимодействие с социальными партнерами относительно согласования тематики курсов повышения квалификации по предлагаемым центром программам, организована курсовая подготовка преподавателей и представителей работодателя на базах ведущих учебных заведений. Поступило встречное предложение от филиала «Кировэнерго» МРСК Центра Поволжья проходить подготовку и переподготовку преподавателям и обучающимся специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», а также профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» на базе курсового комбината в Кирове. Коллектив принимает активное участие в семинарах и конференциях по темам реализации проекта. Ведется апробация сетевой образовательной программы «Применение САПР в модернизации отраслевого электрического и электромеханического оборудования» с использованием материально-технической базы производственного отделения «Вятскополянские электрические сети» филиала «Кировэнерго» МРСК Центра Поволжья для прохождения производственной практики обучающимися.

По заявке компаний «Молот-Оружие» и «Вятское машиностроительное предприятие «АВИТЕК» начато обучение по программе подготовки квалифицированных рабочих «Наладчик станков и оборудование в механообработке». Использование в учебном процессе реального новейшего оборудования позволяет обеспечить высокое качество подготовки специалистов. Выпускникам присваивается квалификация «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением; станочник широкого профиля».

Таким образом, если предприятию требуются квалифицированные кадры, то их нужно растить со студенческой скамьи, инвестируя средства в подготовку на базе образовательного учреждения. При этом следует отметить, что техникум не только потребитель, который просит взамен выпускников материальные блага, но и помощник в решении возникающих производственных проблем.

Во время практики, дипломного проектирования студенты специальности «Сварочное производство» по заказу «Молот-МЕТТЕМ» разработали и внедрили в производство технологический процесс сборки-сварки сборочных единиц ригельных замков, вдвое снижающий трудоемкость изготовления за счет применения новой технологической оснастки и последовательности соединения деталей. Студент специальности «Технология машиностроения» в рамках дипломного проектирования повысил производительность изготовления детали за счет применения оборудования с программным управлением, имеющегося в этом же цехе, где изготавливалась деталь. Подобных примеров можно привести много.

Другой значимый момент – в качестве партнеров выступают предприятия из соседних регионов (Удмуртии, Татарстана), предлагающие выпускникам хорошие условия работы.

Организации профобразования – ИРО

Быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда возможно только при создании системы социального партнерства между образовательными организациями и институтами развития образования. В 2014 году Департамент образования Кировской области утвердил порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования. Региональным оператором инновационной деятельности назначен Институт развития образования Кировской области. По итогам публичной защиты проектов ВПМТ присвоен статус региональной инновационной площадки по темам «Создание единой информационно-образовательной среды на основе свободного программного обеспечения», «Разработка опережающих программ профессионального обучения специалистов сварочного производства в соответствии с потребностью регионального рынка труда».

В области налажена работа методических объединений по определенным дисциплинам и циклам дисциплин. Пока отсутствуют методобъединения по специальностям «Технология машиностроения», «Сварочное производство», и это работа на перспективу.

Техникум – школы

Школы воспринимают образовательные организации профобразования как конкурентов, уводящих контингент. Вместе с тем, как показала практика, выпускники школ, поступающие на технические специальности в вузы, не владеют навыками черчения, компьютерной графики, потому что в школьных учебных планах отсутствуют такие предметы. Профилизация в общеобразовательных организациях ведется только согласно учебному графику, не ориентируясь на специфику вузов. Учитывая это, коллектив Вятско-Полянского механического техникума вышел с предложением предоставить материально-техническую базу и квалифицированных педагогов для преподавания старшеклассникам школ города предмета «Технология», элективных курсов «Черчение», «Компьютерная графика» и других по запросу образовательных учреждений.

Инновационный ресурс

Для дальнейшего плодотворного сотрудничества и развития учебного заведения считаем необходимым следующее.

  • Активизировать совместную деятельность ВПМТ по взаимовыгодному сотрудничеству с Вятской торговой промышленной палатой, предприятиями и организациями области.
  • Организовать совместный банк данных по изготовлению продукции для организаций городов, районов области и близлежащих регионов, а также частных лиц с целью привлечения потенциальных потребителей (покупателей) с размещением информации на сайтах.
  • Исполнительной власти всех уровней оказывать содействие в привлечении к профессиональной подготовке и переподготовке граждан на курсах дополнительного профобразования.
  • Создать методические объединения, межрегиональные отраслевые центры по программам 15.00.00 «Машиностроение» и 22.00.00 «Технологии материалов».
  • Сотрудничать со школами в рамках предпрофильной подготовки и профориентационной работы.

Социальное партнерство становится одним из главных механизмов повышения конкурентоспособности организаций СПО, определяющих соответствие образовательных продуктов запросам рынка, спроса и предложения современных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-79, лучшие практики, СПО, социальное партнерство, вятско-полянский механический техникум

Похожие материалы:
Корпоративный обучающий проект «Будущее белой металлургии»
Серпуховский колледж успешно участвует в чемпионатах WSR
Опыт дуального обучения в Германии, Казахстане, России
Елецкий промышленно-экономический техникум: взаимодействуя с работодателем
Стандарт – качество выпускника
Вектор развития - социальное партнерство
Грани социального партнерства

Дополнительное образование детей
СПО: Как улучшить сетевое взаимодействие?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#100Чурапчинский институт физкультуры и спорта готовит чемпионов
#96Экспорт образования: индонезийские перспективы
#106Сибирский государственный университет геосистем и технологий отметил восьмидесятипятилетие
#102Сергиево-Посадский колледж активно участвует в WorldSkills
#109Специалисты РУДН совместно с французскими коллегами реализуют проект по поддержке русского языка и культуры
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний