Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №66

Анонс: Кардинальная трансформация аккредитации в России; финансовые маневры; Е.А. Ямбург о профессиональном стандарте педагога; В.Д. Рудашевский о взаимоотношениях работодателей с вузами; российский рейтинг вузов; формирование профессионального экспертного сообщества в регионе; дополнительное профессиональное образование; высшая школа Украины; WorldSkills International.

Просмотров: 1259

Неестественный отбор

Галина МОТОВА,
главный редактор

Безопасность государства во многом зависит от инженера, а безопасность нации – от учителя. Плохо подготовленный инженер (строитель, архитектор и т.д.) несет потенциальную угрозу техногенных катастроф. Немотивированный, разочарованный в себе и в людях учитель не способен воспитать патриотов своей страны. И дело даже не только в том, что в педагогические вузы идут сегодня самые слабые абитуриенты (в технические, как правило, тоже), а в том, что престиж профессии, ее значимость для государства все больше падает. Именно педагогические вузы в большинстве своем «попали в немилость» к отраслевому министерству. Потому что обучают будущих учителей для своих российских школ, а не иностранных студентов для работы за рубежом. Потому что не способны трудоустроить всех выпускников на мизерные зарплаты молодых специалистов в школы.

Потому что педагогические технологии воспитания милосердия, бескорыстия, терпения, великодушия, творчества измерению и коммерциализации не поддаются.

Октябрьский номер нашего журнала не мог обойти вниманием проблемы педагогического образования. Проект профессионального стандарта педагога, ожидание результатов очередного мониторинга эффективности вузов, острая потребность в педагогических кадрах (особенно в восточных регионах страны) – эти и другие проблемы в центре внимания заочного круглого стола с руководителями вузов и ссузов. «Убеждена, если мы не займемся детьми как следует, не осознаем, какие процессы идут в сфере детства и что надо сделать, чтобы ими можно было эффективно управлять, все прочие проблемы в ближайшее время отойдут на второй план», – такая серьезная озабоченность прозвучала в словах ректора Ставропольского государственного педагогического института
Л.Л. Редько.

Да, дети сегодня другие – не только с целым букетом физических и психических проблем, но и с новыми потребностями. Давно в прошлом естественный отбор, и сегодня «ребенок, рожденный в искусственной среде, без нее жить уже не может. Ему требуется специализированное сопровождение: медицинское, психологическое, дефектологическое», – отмечает директор Московского центра образования № 109 Е.А. Ямбург, председатель рабочей группы по разработке профессионального стандарта педагога.

Отсутствие естественного отбора как необходимости для выживания, похоже, стало причиной того, что мы постепенно разучились работать руками. Об этом свидетельствует не слишком успешное участие России в чемпионате мира WorldSkills International, где соревновались в мастерстве столяры, автомеханики, каменотесы (см. материал «К мастерку зовите Русь»). Наши «пэтэушники» серьезно проигрывают и в профессиональном, и в психологическом плане. Или причина – в «неестественном» отказе государства от
системы начального профессионального образования как таковой? Об этом говорит и наш гость, заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям В.Д. Рудашевский: «В условиях
рыночной экономики неэффективность сложившейся системы подготовки рабочих кадров особенно остро почувствовал бизнес».

Так может быть, прежде чем использовать хирургическое вмешательство, попробовать терапевтические методы лечения, и не только в отношении начального, но и всего профессионального образования? Например, привлечение частных инвестиций в образова-
ние и науку или эффективные инструменты оценки и аккредитации (см. статью «Красные бусины» кризиса»).

Проблема выбора пути развития – революционного или эволюционного – всегда стоит перед реформаторами. Вступление в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации», в отличие от всех прежних структурных реформ, меняет принципы и содержание образования.

В сфере оценки качества образования и аккредитации в ближайшее время тоже предстоит естественный (или неестественный) отбор (см. статью «Кому достанется флейта»).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Слово редактора к №62
Слово редактора к №45
Слово редактора к №39
Слово редактора к №61
Слово редактора к №33
Слово редактора к №56
Слово редактора к №81
Слово редактора к №92
Слово редактора к №76

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ