Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №64

Анонс: модернизация системы аттестации научных кадров; VII съезд Союза директоров ссузов России; современные тенденции развития профобразования России; кадры для оборонно-промышленного комплекса; проблемы трудоустройства выпускников; мониторинг эффективности внедрения ФГОС; дополнительное профессиональное образование; система образования Дании; завершение международной Интернет-олимпиады по математике.

Просмотров: 2329

Когда процесс важнее результата

Галина МОТОВА,
главный редактор

Парадоксально, но факт: нашей стране нужны студенты, а выпускники – нет. Студенты нужны и государству, и особенно вузам. Несмотря на демографические проблемы, количество бюджетных мест практически не сокращается, происходит только их перераспределение с гуманитарных на технические направления подготовки. Государство готово вкладывать ресурсы и в поддержку самих вузов, прежде всего тех, которые способны войти в мировые рейтинги. Число студентов, в том числе иностранных, обучающихся в таких вузах, – один из важных показателей и для господдержки, и для мониторинга эффективности работы учебных заведений. Да и сами вузы кровно заинтересованы в наборе и сохранности контингента – от этого зависит их бюджет, особенно в свете сокращения числа небюджетных студентов в условиях демографического кризиса и предстоящего перехода на подушевое бюджетное финансирование.

А вот в выпускниках сегодня мало кто заинтересован. Вузы жалуются, что трудно получить статистику по трудоустройству выпускников, а может, они этого не хотят?

Работодатели жалуются на нехватку кадров, но брать и доучивать молодых специалистов желанием не горят. По общему мнению, в стране не хватает технических и инженерных кадров, но, по данным кадрового агентства Superjob (см. «Ставка на молодые кадры растет»), по числу вакансиий лидируют менеджеры по продажам. Нужен ли в таком случае продавцу диплом о высшем образовании? Нужно ли стране вкладывать столько ресурсов в подготовку продавцов? Но, может быть, это потребность экономики сегодня: не производить, а продавать?

Да и крупным высокотехнологичным компаниям оборонно-промышленного комплекса, в случае его технологического сценария развития, выпускников понадобится в три раза меньше, чем сегодня. Правда, это должны быть совершенно другие специалисты (см. «Оборонка» выходит из обороны»)

Вместе с тем проблеме трудоустройства будет уделяться самое большое внимание в профильном министерстве – этот показатель войдет в число приоритетных в предстоящем мониторинге эффективности деятельности вузов. Важно понять, как получить достоверные данные (экспресс-форум), и не менее важно – должен ли вуз отвечать за трудоустройство своих выпускников? Например, тех, кто сам оплачивал свое образование, или тех, кто учился бесплатно, но просто для того, чтобы удачно выйти замуж или уехать за границу. Или, скажем, тех, кто не хочет устраиваться на производство с «музейным оборудованием» и вечным «квартирным вопросом».

Определяя показатели эффективности, государство все больше регламентирует работу вузов и одновременно совершенно уходит от необходимости регулирования сферы дополнительного профессионального образования и подготовки рабочих кадров («ДПО: между законом и практикой», «Время и бремя перемен»). Полная свобода действий, как и жесткая регламентация, привносит все большее напряжение в академическую среду.

Это в полной мере имеет отношение и к развернувшейся дискуссии на круглом столе, организованном Комитетом Госдумы РФ по образованию и посвященном вопросам совершенствования системы аттестации кадров высшей квалификации. Предоставить вузам право присуждения ученых степеней или в очередной раз «закрутить гайки» («Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»)? Регламентировать требования к подготовке аспирантов и к соискателям ученых степеней или к работе диссертационных советов?

Главное, чтобы процесс «закручивания гаек» все-таки привел к необходимому (долгожданному и востребованному) результату – восстановлению престижа российской науки и образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Слово редактора №93
Слово редактора к №53
Слово редактора к №97
Слово редактора к №44
Слово редактора к №54
Слово редактора к №38
Слово редактора к №71
Инклюзия в высшем образовании
Кто устанавливает приоритеты?..
Слово редактора к №72

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ