Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Российским гражданам – достойное образование (продолжение)

Наш собеседник – председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам – достойное образование», член Экспертного совета при Правительстве РФ Виктор Панин. Начало интервью читайте в «АО» №75.

Просмотров: 1194

Наш собеседник – председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам – достойное образование», член Экспертного совета при Правительстве РФ Виктор ПАНИН1.

В.В. ПАНИН, председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам – достойное образование», член Экспертного совета при Правительстве РФ

– «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал», – писал поэт Павел Коган. Виктор Викторович, это про вас?

– Выбивался из ряда – да, но углы не рисовал – нет. Так что, пожалуй, не могу сказать, что это про меня.

– Вы работаете практически без выходных. Во имя чего? Ради кого? Что вы вкладываете в понятие «достойное образование»?

– Прежде всего, конечно, во имя будущего Отечества, ради родных людей, для наших детей в целом по стране. Известное выражение «чужих детей не бывает» актуально во все времена. Считаю, что каждый активный гражданин должен уделять часть времени в рамках своей профессиональной деятельности вопросам национальной и общественной безопасности, общей политики, государственного строительства.

Образование ценно не само по себе. Говорят, образованных много, мало профессионалов. Образование -то получили, а дальше что? На мой взгляд, достойное – это такое образование, которое дает возможность найти достойную работу, с её помощью обеспечивать семью и тем самым давать стимул развиваться дальше, вносить свой вклад в увеличение ВВП страны.

– На недавнем совещании в Общественной палате по вопросам независимой оценки качества образования вы выразили убежденность, что будущее за независимыми центрами тестирования. Почему?

– Во­-первых, система не может контролировать сама себя – объективно известно. Это не нами придуманная мировая практика. Внешняя оценка эффективнее самообследования, потому что оно субъективно. Кроме того, если самообследование никаких последствий за собой не ведет, есть большой соблазн у тех, кто его проводит, в некорректном оценивании: завышении, смягчении определенных негативных факторов, более мягком оценивании, иносказательном трактовании. Внешняя оценка по определению более жесткая, поскольку она независимая. Естественно, и более объективная. Как гласит народная мудрость – со стороны виднее. Ведь правда? Поэтому и считаю, что за независимой оценкой будущее.

На протяжении многих лет все мы с вами являлись свидетелями скандалов вокруг ЕГЭ. Причем очень громких, вызывавших социальное недовольство и серьезно ударявших по уровню доверия населения к власти. Для основ государственного устройства ничем хорошим подобные всплески не заканчиваются.

В этом году ситуация несколько изменилась. Вместе с тем в целом всё ещё очень много проблем. Неэффективность государственной контрольно-надзорной деятельности подвигает к уверенности в том, что независимая оценка качества образования, безусловно, является более правильной и крайне необходимой.

– С позиции Минобрнауки РФ, один из ключевых показателей эффективности деятельности вузов – процент трудоустройства выпускников. С позиции работодателей – насколько быстро молодые специалисты, начиная работать, входят в курс дела. А с позиции общественной организации, выражающей интересы потребителей, какие показатели эффективности, на ваш взгляд, ключевые?

– Как общественная организация мы не можем быть в стороне от оценок, которые дают Минобрнауки РФ и работодатели. Они тоже участники образовательного процесса, как и сами потребители – взрослые и дети, получающие образование. Считаем, что все эти показатели действительно являются ключевыми. Другое дело то, как они оцениваются. Процент трудоустройства выпускников – цифра, которую не понятно, откуда можно взять. Есть статистика Роструда, которая очень сильно отличается от данных Росстата, есть статистика Минобрнауки РФ, но единой картины на сегодняшний день нет. Вот когда она появится, и мы сможем говорить о её объективности, тогда этот критерий можно и нужно будет использовать в каких-­то оценочных суждениях, при принятии решений.

Следует отметить, что многое зависит и от работодателей. Если у них правильно выстроена технология введения молодых специалистов в должность, назначаются некие супервайзеры, создана мотивационная среда, имеется адекватная система оплаты труда и поощрений, корпоративная культура, то возникает благоприятная ситуация. Нельзя говорить, что выпускник того или иного вуза – готовый продукт, который сразу можно взять и использовать по назначению, как заготовку. К сожалению, многие работодатели считают иначе и относятся к работникам, как к винтикам в бездушной системе. Со своей стороны, мы стараемся призвать работодателей к повышению комфортности рабочих мест, развитию стимулирующих механизмов.

С точки зрения самих потребителей, безусловно, важно, чтобы качество образования соответствовало требованиям, выдвигаемым работодателями к системе образования. На сегодняшний день рынок труда всё-таки оторван от системы образования. ОЗППОУ долгое время на разных уровнях бьется за то, чтобы посадить за общий круглый стол представителей Минтруда, Минобрнауки, других ведомств, которые имеют отношение к реализации государственной образовательной политики. Необходимо обсудить разрыв рынка труда с системой образования, построить какие-то мостики. Хотя бы хрупкие, шаткие, может быть, но мостики, которые можно в последующем укреплять и превратить в магистрали. Сформировать тем самым обратную связь и добиться того, чтобы эти «параллельные миры» наконец-то пересеклись.

– Есть показатели и критерии эффективности, а вот есть ли индикаторы низкого качества? На что, по вашему мнению, следует в первую очередь обращать внимание потребителям образовательных услуг?

– В условиях отсутствия объективной единой статистики очень трудно принять взвешенное решение. Поэтому рекомендуем провести своего рода маркетинговый анализ или опрос. Сделать это можно по-разному. В случае с детским садом или школой достаточно зайти на неформальные родительские форумы в интернете. Отзывы родителей, как правило, вполне объективны. Если из десяти человек десять пишут, что математика в этой школе преподается отвратительно, наверное, следует задуматься. И если вы, например, планируете отдать ребенка в физматкласс, а потом ориентируетесь на физико-математическое направление подготовки в высшей школе, то, видимо, следовало бы подумать о другой школе, где математика преподается хорошо. То же самое и с детским садом.

Второе, что всегда советуем, – прийти в образовательную организацию и своими глазами увидеть, с чем придется столкнуться. Существуют дни открытых дверей. Законодательством предусмотрена возможность гражданину просто прийти и пообщаться с руководством образовательной организации до того, как ребенок туда поступит, задать интересующие вопросы, осмотреть материально-техническую базу, познакомиться с преподавательским составом. Таким образом, у родителей или законных представителей, которые обоснованно беспокоятся за ребенка, создается некое представление о качестве образования в том или ином учреждении. Хорошо, конечно, поинтересоваться и судьбой выпускников. На тех же форумах в интернете найти людей, которые уже заканчивали или сейчас продолжают обучение в том учреждении, которое интересует. Каждый может поделиться своим субъективным мнением, но в итоге может сложиться весьма объективная общая картина.

– Вопросы доступности и качества образования обсуждались в октябре на II Всероссийском съезде работников дошкольного образования. Создается впечатление, что у нас часто желаемое выдается за действительное. Как, на ваш взгляд, обстоят дела с независимой общественной оценкой деятельности детских садов в стране?

– Абсолютно согласен с постановкой вопроса. У нас достаточно часто желаемое выдается за действительное. Честно говоря, это очень сильно напрягает и иногда даже коробит. Я был одним из модераторов секции по независимой общественной оценке деятельности ДОУ на II Всероссийском съезде работников дошкольного образования. Первое, что хотелось бы отметить, это цифры, прозвучавшие на пленарном заседании. Замминистра образования и науки Наталья Третьяк привела цифры о ликвидации очередей в детские сады чуть ли не в 50 субъектах России. По залу прокатился шорох не шорох, но явная негативная реакция, которая свидетельствовала о том, что эта информация как раз из той серии, когда желаемое выдается за действительное. Что всё на самом деле не так, цифры и ситуации на местах говорят совершенно об обратном, и нам ещё серьезно предстоит над этим работать. Стремление чиновников федерального уровня, их ретивость в выполнении указов президента понятны. Глава государства очень сильно подстегивает в этой части Минобрнауки и заставляет активно двигаться регионы. Но опять же есть объективная реальность, а есть вещи, которые мы начинаем себе фантазировать.

С независимой общественной оценкой деятельности детских садов ещё далеко не всё в порядке. Об этом говорят, например, результаты проекта «Социальный навигатор», который реализуют совместно НИУ ВШЭ, ФИРО и РИА «Новости». ОЗППОУ принимало участие в обсуждении результатов исследования на этом информационном портале в 2014 году. Отмечаем, что в опросе участвует небольшое количество образовательных организаций, а Москва вообще не участвует. Понимаете, в столице как­-то живут по собственным правилам. И многие другие субъекты тоже не принимают участие. Да, есть рост, некая динамика. Но законодательная база, которая на сегодняшний день есть и позволяет независимой общественной оценке развиваться, пока не востребована повсеместно на региональном уровне. Многие субъекты не знают, как с ней работать, как она вообще должна функционировать. Более того, воспринимают её в штыки, считая неким дополнительным барьером. Возможность общественного контроля работы, естественно, чиновникам не нравится, брыкаются очень сильно. Но, поверьте, результат будет именно такой, какой заложен в законе. Эта оценка будет развиваться и, безусловно, станет ключевой. Я в этом глубоко убежден.

– В вашей организации есть проектный центр. Какие проекты запускаете? Можно выделить приоритетные или их довольно много?

– Да, действительно, их довольно много. Один из приоритетных – бессрочный проект «Здоровое поколение – здоровая Россия», начатый в 2009 году. Причем начат он был во многом благодаря той статистике, которую мы получили и изучили. Это не очень хорошая статистика: две трети наших детей в возрасте четырнадцати лет имеют хронические заболевания. По мнению экспертов, это во многом связано с вопросами организации питания в образовательных организациях. В стране около 13,5 млн. детей школьного возраста, то есть более половины. Проводя проверки в школах, видя серьезнейшие нарушения, когда в продуктах обнаруживаются бактерии кишечной палочки, стафилококк, мы не можем с этим мириться. В рамках проекта проводим колоссальную работу и по проверке образовательных организаций, и по устранению выявленных нарушений, и по привлечению внимания государственных контрольно -надзорных органов к проблеме, и по обучению специалистов, ответственных за организацию питания. Во всех детских садах и школах есть такие сотрудники, но зачастую они не имеют специальной подготовки. Например, учитель истории никогда не изучал СанПиН и не знает, что ему контролировать, на что вообще смотреть в том же пищеблоке.

Есть антикоррупционные проекты. Их мы пока от широкой публики держим в полузакрытом формате по той простой причине, что слишком открытая информация позволяет нечистым на руку работникам системы образования уходить от ответственности, скрывать намерения и всячески препятствовать правосудию. Там, где выявляем проблемы, работа ведется очень плотно и с правоохранительной системой, МВД, Генеральной прокуратурой, и с органами управления образованием.

Ещё проект, о котором мне хотелось бы сказать, – развитие нового центра дополнительного образования. Мы много лет работаем над вопросами повышения качества образования в стране и столкнулись за это время с огромным количеством нарушений в системе дополнительного образования детей, с мошенничеством на рынке дополнительных образовательных услуг. Для того чтобы показать некий пример, показать, каким должно быть качественное дополнительное образование детей, мы решили в рамках ОЗППОУ (пока в Москве) создать собственный центр. Центр дополнительного образования для детей и их родителей. Родителей тоже надо учить многим вопросам. Надо учить членов управляющих советов школ, которые не знают, как им правильно взаимодействовать с администрацией, как потребовать выполнения конкретных норм закона, как настоять на том, чтобы продленка осталась бесплатной. Всему этому необходимо учить. К сожалению, у нас в стране не развито потребительское просвещение. Правовая неграмотность, правовой нигилизм способствуют нарушениям в системе образования. Поэтому развитие собственного центра дополнительного образования мы выделяем как один из ключевых проектов. Наряду с развитием системы независимой общественной оценки, общественной аккредитации. В ближайшее время презентуем этот проект на одной из информационных площадок типа РИА «Новости».

Самый новый наш проект связан с внедрением новых информационных технологий в работу образовательных организаций. Буквально на днях подписан протокол о намерениях с одной из российских компаний, производящих 3d-принтеры. Это очень, на мой взгляд, интересное направление. Вы знаете, что 3d -печать сейчас активно развивается во всём мире, но на российском рынке работают пока в основном западные компании. Для укрепления национальной безопасности и обороноспособности ОЗППОУ будет поддерживать отечественных производителей. И, конечно, наша цель – внедрение новых информационных инновационных технологий в работу образовательных организаций, создание новых профессий. Это всё взаимосвязано. И, кстати, через наш центр дополнительного образования.

Так складывается, что все наши проекты рано или поздно соприкасаются и выходят на главную идею – способствовать повышению благосостояния наших граждан через повышение качества образования. Естественно, всё это ведет к укреплению стабильности в обществе, усилению государства и, в итоге, росту всех показателей.

  1 См. начало интервью в «АО», № 75, ноябрь, 2014.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, виктор панин, актуальное интервью, ао-76

Похожие материалы:
Создание школы XXI века надо начинать заново
Российским гражданам – достойное образование
Виктор Болотов: «Аналитик, будь верен правде»
Мотивация к обучению в студенческой среде
Прямая оценка качества подготовки
Активы и пассивы высшей школы
Европейские стандарты и российская практика оценки качества образования
Федеральный интернет-экзамен: квалиметрия бакалавриата
Программа развития Северо-Кавказского федерального университета
Создание школы XXI века надо начинать заново

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ