Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ресурсные центры

Один из стратегических проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы – создание отраслевых ресурсных центров. Предполагается, что они будут «точками роста» для подготовки востребованных специалистов среднего звена.

Просмотров: 5436

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию новую рубрику «Ресурсные центры». В обозначенных ею публикациях пойдет речь об абсолютно новых проектах, реализуемых в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011‑2015 годы.

Как известно, эта программа ставит задачу привести содержание и структуру профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. Для этого на первом этапе (2011-2013) предполагается сформировать стратегические проекты, которые будут реализованы субъектами федерации, образовательными учреждениями и организациями при поддержке из государственного бюджета. Модели и сценарии, разработанные с помощью проектов, предназначаются для массового внедрения на всей территории Российской Федерации. Произойдет это на втором этапе (2014-2015).

Один из стратегических проектов федеральной целевой программы – создание отраслевых ресурсных центров. Подчеркнем – отраслевых, потому что понятие «ресурсный центр» для российского образования далеко не новое. Во многих областях и республиках такие структуры уже созданы благодаря проекту «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005)». Их деятельность посвящена информатизации. В некоторых регионах (Санкт-Петербурге, Республике Коми, Новосибирской, Свердловской и Самарской областях) имеются ресурсные центры в области открытого и дистанционного обучения, возникшие в результате проекта ДЕЛФИ-1 европейской программы ТАСИС.

Немало ресурсных центров уже создано и в системах начального и среднего профессионального образования. Стоит заметить, что появились эти структуры не от хорошей жизни. Устаревшая материальная база и дефицит бюджетных средств привели организаторов к мысли, что надо сконцентрировать ресурсы – материальные, человеческие, финансовые и информационные – в одном месте и пользоваться ими коллективно. Тогда и траты на обучение уменьшатся, и с помощью определенных преобразований можно будет получить желаемый результат – обеспечить подготовку именно таких кадров, которые нужны современной экономике с ее новыми технологиями и оборудованием.

Большинство ресурсных центров в учреждениях НПО и СПО создано во время действия приоритетного национального проекта «Образование», то есть в рамках экспериментальной деятельности учебных заведений, разработавших инновационные программы по подготовке кадров для предприятий-работодателей. Обладая сравнительно развитой материально-технической базой, они выполняют в основном образовательную, методическую и информационно-аналитическую функции. Аккумуляция ресурсов дает возможность эффективнее организовать образовательный процесс, поднять уровень его методического обеспечения и квалификацию педагогических и управленческих кадров. А еще ресурсные центры СПО и НПО характеризуются наличием хорошо отлаженной системы социального партнерства, в которую, кроме колледжа или профессионального училища, получившего грант на реализацию инновационной программы, включены другие образовательные учреждения, органы власти, работодатели. И самое главное в этой системе – тесные связи с производством, что в первую очередь дает возможность педагогам и студентам лучше изучить особенности новых технологий и современного оборудования.

Прямое отношение к работе ресурсных центров НПО и СПО имеют такие важные вопросы, как привлечение инвестиций, методическое обеспечение программ, организация делового общения между социальными партнерами, повышение качества образования, организация опережающего обучения, насыщение рынка труда необходимыми специалистами, снижение социальной напряженности. Во многих ресурсных центрах обучаются взрослые (преподаватели, методисты), осуществляется дополнительное образование.

В целом деятельность этих структур оценивается как эффективная. Видимо поэтому в Министерстве образования и науки РФ родилась идея – организовать отраслевые ресурсные центры в некоторых отраслях экономической сферы страны. Предполагается, что они будут «точками роста» для подготовки востребованных специалистов среднего звена.

Учебные заведения для реализации проекта отбирали по конкурсу, а отрасли – по уровню дефицита кадров. Требования к участникам конкурса предъявлялись очень высокие. С победителями заключался государственный контракт.

Судя по профилю будущих ресурсных центров, наиболее остро нуждаются в специалистах авиационная и космическая промышленность, наноиндустрия, электроэнергетика, транспорт, строительство, сельское хозяйство, медико-биологическая и фармацевтическая промышленность, лесное хозяйство.

В основу проектов заложена апробированная идея. Они неплохо обеспечены финансово. Если самая большая сумма, которая выделялась участникам приоритетного национального проекта «Образование», составляла 60 млн. рублей, то сейчас она увеличена вдвое. Остается надеяться, что и идея, и капиталовложения сработают эффективно.

А мы, со своей стороны, предлагаем читателям ознакомиться с первыми результатами эксперимента.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-49, акцент, ресурсные центры

Похожие материалы:
Агроклассы – связующее звено школы и вуза
Прикладной бакалавриат – путь модернизации российского образования
Студенческое самоуправление – инструмент обратной связи
Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы
Инновации: известное уравнение с неизвестным результатом
Как научить учиться сегодняшних первокурсников?
На первом месте – качественная подготовка специалистов
Модернизация образования в Чебоксарском электромеханическом колледже
Отраслевой ресурсный центр. Опыт Марий Эл
Межрегиональный отраслевой ресурный центр

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (117) 2020

В начале года принято подводить итоги предыдущего и обозначать планы на перспективу. Редакция «АО» традиций старается не нарушать и в 117-м номере журнала, первом за год текущий, знакомит читателей с промежуточными результатами «борьбы за инновации» в сфере образования и тенденциях её развития в условиях глобальной цифровизации на ближайшее десятилетие. О чём ещё расскажем в новом номере - читайте в анонсе.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#110Кто ты в атомной отрасли? Try a Skill! Профессиональные пробы как эффективная форма профориентации
#112Точки роста Сергиево-Посадского колледжа
#109Система образования в Бразилии
#111Сочетание фундаментальных знаний и практических навыков в транспортном образовании
#108Российско-Таджикский (Славянский) университет – вуз нового типа
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ