Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ресурсные центры

Один из стратегических проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы – создание отраслевых ресурсных центров. Предполагается, что они будут «точками роста» для подготовки востребованных специалистов среднего звена.

Просмотров: 5402

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию новую рубрику «Ресурсные центры». В обозначенных ею публикациях пойдет речь об абсолютно новых проектах, реализуемых в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011‑2015 годы.

Как известно, эта программа ставит задачу привести содержание и структуру профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. Для этого на первом этапе (2011-2013) предполагается сформировать стратегические проекты, которые будут реализованы субъектами федерации, образовательными учреждениями и организациями при поддержке из государственного бюджета. Модели и сценарии, разработанные с помощью проектов, предназначаются для массового внедрения на всей территории Российской Федерации. Произойдет это на втором этапе (2014-2015).

Один из стратегических проектов федеральной целевой программы – создание отраслевых ресурсных центров. Подчеркнем – отраслевых, потому что понятие «ресурсный центр» для российского образования далеко не новое. Во многих областях и республиках такие структуры уже созданы благодаря проекту «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005)». Их деятельность посвящена информатизации. В некоторых регионах (Санкт-Петербурге, Республике Коми, Новосибирской, Свердловской и Самарской областях) имеются ресурсные центры в области открытого и дистанционного обучения, возникшие в результате проекта ДЕЛФИ-1 европейской программы ТАСИС.

Немало ресурсных центров уже создано и в системах начального и среднего профессионального образования. Стоит заметить, что появились эти структуры не от хорошей жизни. Устаревшая материальная база и дефицит бюджетных средств привели организаторов к мысли, что надо сконцентрировать ресурсы – материальные, человеческие, финансовые и информационные – в одном месте и пользоваться ими коллективно. Тогда и траты на обучение уменьшатся, и с помощью определенных преобразований можно будет получить желаемый результат – обеспечить подготовку именно таких кадров, которые нужны современной экономике с ее новыми технологиями и оборудованием.

Большинство ресурсных центров в учреждениях НПО и СПО создано во время действия приоритетного национального проекта «Образование», то есть в рамках экспериментальной деятельности учебных заведений, разработавших инновационные программы по подготовке кадров для предприятий-работодателей. Обладая сравнительно развитой материально-технической базой, они выполняют в основном образовательную, методическую и информационно-аналитическую функции. Аккумуляция ресурсов дает возможность эффективнее организовать образовательный процесс, поднять уровень его методического обеспечения и квалификацию педагогических и управленческих кадров. А еще ресурсные центры СПО и НПО характеризуются наличием хорошо отлаженной системы социального партнерства, в которую, кроме колледжа или профессионального училища, получившего грант на реализацию инновационной программы, включены другие образовательные учреждения, органы власти, работодатели. И самое главное в этой системе – тесные связи с производством, что в первую очередь дает возможность педагогам и студентам лучше изучить особенности новых технологий и современного оборудования.

Прямое отношение к работе ресурсных центров НПО и СПО имеют такие важные вопросы, как привлечение инвестиций, методическое обеспечение программ, организация делового общения между социальными партнерами, повышение качества образования, организация опережающего обучения, насыщение рынка труда необходимыми специалистами, снижение социальной напряженности. Во многих ресурсных центрах обучаются взрослые (преподаватели, методисты), осуществляется дополнительное образование.

В целом деятельность этих структур оценивается как эффективная. Видимо поэтому в Министерстве образования и науки РФ родилась идея – организовать отраслевые ресурсные центры в некоторых отраслях экономической сферы страны. Предполагается, что они будут «точками роста» для подготовки востребованных специалистов среднего звена.

Учебные заведения для реализации проекта отбирали по конкурсу, а отрасли – по уровню дефицита кадров. Требования к участникам конкурса предъявлялись очень высокие. С победителями заключался государственный контракт.

Судя по профилю будущих ресурсных центров, наиболее остро нуждаются в специалистах авиационная и космическая промышленность, наноиндустрия, электроэнергетика, транспорт, строительство, сельское хозяйство, медико-биологическая и фармацевтическая промышленность, лесное хозяйство.

В основу проектов заложена апробированная идея. Они неплохо обеспечены финансово. Если самая большая сумма, которая выделялась участникам приоритетного национального проекта «Образование», составляла 60 млн. рублей, то сейчас она увеличена вдвое. Остается надеяться, что и идея, и капиталовложения сработают эффективно.

А мы, со своей стороны, предлагаем читателям ознакомиться с первыми результатами эксперимента.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-49, акцент, ресурсные центры

Похожие материалы:
Модернизация образования в Чебоксарском электромеханическом колледже
Студенческое самоуправление – инструмент обратной связи
Агроклассы – связующее звено школы и вуза
На первом месте – качественная подготовка специалистов
Прикладной бакалавриат – путь модернизации российского образования
Отраслевой ресурсный центр. Опыт Марий Эл
Межрегиональный отраслевой ресурный центр
Николай Володин: о реформах медицинского образования
Инновации: известное уравнение с неизвестным результатом
Как научить учиться сегодняшних первокурсников?

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#98Новый рейтинг российских вузов по результатам мониторинга эффективности – 2017
#103Оксана Орачева о формировании человеческого капитала
#100Перечень основных стратегических документов Правительства РФ в сфере образования за 2017 год
#100Как учить поколение Z
#95Высшие курсы иностранных языков Минэкономразвития России обеспечивают непрерывное образование граждан
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний