Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Отраслевой ресурсный центр. Опыт Марий Эл

В конце августа Марийский государственный технический университет был объявлен победителем конкурса грантов по проекту «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области лесного хозяйства на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра».

Просмотров: 3796

Первые всходы сетевого взаимодействия

Е.М. РОМАНОВ, ректор Марийского государственного технического университета, доктор сельскохозяйственных наук, профессор

А.И. ШУРГИН, исполнительный директор Межрегионального отраслевого ресурсного центра в области лесного хозяйства на базе Марийского государственного технического университета, кандидат сельскохозяйственных
наук, доцент

В конце августа Марийский государственный технический университет был объявлен победителем конкурса грантов по проекту «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области лесного хозяйства на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра».

В настоящее время в МарГТУ функционирует Межрегиональный отраслевой ресурсный центр в области лесного хозяйства, исполнительным директором которого является доцент кафедры лесной селекции, недревесных ресурсов и биотехнологии, кандидат сельскохозяйственных наук Алексей Иванович Шургин. В рамках выполнения работ по конкурсному проекту администрацией центра уже подписан договор о сетевом взаимодействии с Ветлужским лесотехническим техникумом, Кировским лесопромышленным и Костромским лесомеханическим колледжами, Суводским, Лубянским и Краснобаковским лесхозами-техникумами.

Проведена масштабная и интенсивная аналитическая работа. Прежде всего изучены российское законодательство и практика его применения в области деятельности объединений работодателей, отраслевых форматов государственно-частного партнерства, сетевого взаимодействия образовательных учреждений, а также в области организации взаимодействия работодателей, научных и образовательных организаций, включающего интенсивный обмен ресурсами, технологиями и ноу-хау. Во-вторых, рассмотрен российский и зарубежный опыт создания и обеспечения деятельности ресурсных центров и организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В-третьих, приняты во внимание прогнозы и экспертные оценки развития отрасли с учетом задач ее технологической модернизации, программ развития и программ кадрового обеспечения и кадровой политики. В-четвертых, рассмотрены требования профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, федеральных государственных образовательных стандартов и требования работодателей к содержанию программ обучения по наиболее востребованным специальностям отрасли, условиям и технологиям их совместной реализации и образовательным результатам – профессиональным компетенциям специалистов. И, наконец, исследован рынок производимого современного учебно-производственного оборудования, в том числе уникального, необходимого для обеспечения образовательного процесса, и программ, реализуемых профильными (по отношению к отрасли) учреждениями начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.

С учетом результатов анализа были высказаны предложения по организации сетевого взаимодействия учебных заведений и работодателей на базе межрегионального ресурсного центра. Они позволили скорректировать существующие модели.

Помимо этого, проведен межрегиональный семинар с участием представителей учебных заведений – пользователей ресурсами центра, работодателей, региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, где также обсуждались модели взаимодействия, после чего на основании обобщенного описания замечаний и предложений эти модели были доработаны.

Одной из основных целей функционирования ресурсного центра является подготовка новых сетевых образовательных программ, предназначенных для реализации в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования отрасли.

На основании механизма постоянного мониторинга рынка значимых для лесного хозяйства современных образовательных технологий организован опрос 10 ведущих работодателей, в число которых вошли и те, что сотрудничают с Марийским государственным техническим университетом, а также исследован рынок производимого современного учебно-производственного оборудования, в том числе уникального, необходимого для подготовки кадров, востребованных в отрасли. При исследовании использованы данные опроса работодателей. Осуществлен анализ программ, реализуемых профильными образовательными учреждениями НПО, СПО, ВПО и ДПО, на предмет соответствия требованиям работодателей, профессиональным стандартам, квалификационным характеристикам и требованиям ФГОС. Требования работодателей также выявлены в ходе опроса.

Проведенная работа стала фундаментом, на котором в кратчайшие сроки, но с учетом богатого многолетнего опыта построены образовательные программы для специальностей среднего профессионального образования, состоящие из новых профессиональных модулей, а также программы дополнительного профессионального образования.

Для консультационно-методической поддержки разработчиков новых единых программ обучения и подготовки слушателей и студентов для сети образовательных учреждений на базе ресурсного центра проведены два однодневных семинара, в каждом из которых участвовали более 30 человек. Еще один семинар состоялся на базе университета 20-21 сентября. Из Чувашской Республики, Республики Татарстан и Республики Марий Эл, Кировской, Нижегородской и Пензенской областей прибыли 123 представителя образовательных учреждений-пользователей ресурсами центра, работодателей и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования. Участникам данного семинара были представлены новые программы (профессиональные модули). Они активно обсуждались в ходе круглого стола, состоявшегося в рамках программы семинара. Согласно общему мнению, в целом разработанные программы следует рассматривать как отвечающие современным требованиям работодателей, но их необходимо совершенствовать в дальнейшем.

В области лесного хозяйства собравшимся были представлены актуальные для современных условий – в свете прошедшего жаркого лета 2010 года – профессиональные модули «Технология управления огнем в лесу» и «Ликвидация последствий лесных пожаров». Следует отметить, что модуль, названный первым, имеет большое значение как для будущих работников лесного хозяйства, так и для лесозаготовительной отрасли, потому что позволяет формировать новую образовательную программу по двум специальностям СПО – «Лесное и лесопарковое хозяйство» и «Технология лесозаготовок».

В области лесозаготовок из трех представленных профессиональных модулей один посвящен эксплуатации лесных ресурсов и производству товарной продукции, другой – применению информационных систем в лесопромышленном производстве, третий – использованию транспорта леса в лесопромышленном производстве. В целом все они отвечают требованиям к подготовке специалистов, которые можно предъявлять, учитывая Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, главная цель которой – удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства.

Модуль из области садово-паркового и ландшафтного строительства «Технологии создания газонов в урбанизированной среде» нацелен на формирование у специалистов таких компетенций, которые востребованы в современных условиях и аккумулируют передовой опыт, накопленный в отрасли.

В области технологии деревообработки разработаны программы дополнительного профессионального образования «Дизайн интерьера и мебели» и «Локальные системы энергоснабжения в деревообработке с использованием древесного топлива». Они направлены на формирование профессиональных компетенций специалистов в области глубокой переработки древесины с высокой степенью использования в производстве всей биомассы.

Объем аудиторных занятий для профессиональных модулей составляет в среднем 108 часов, самостоятельной работы – половину от этой цифры. Средний объем программ дополнительного профессионального образования – 72 часа.

К настоящему времени проведено базовое обучение «пилотных» групп по следующим программам (профессиональным модулям):

  • «Применение информационных систем в лесопромышленном производстве» – в Кировском лесопромышленном колледже;
  • «Технологии создания газонов в урбанизированной среде» – в «Лубянском лесхозе-техникуме;
  • «Эксплуатация лесных ресурсов и производство товарной продукции» – в высшем колледже «Политехник» Марийского государственного технического университета;
  • «Дизайн интерьера и мебели», «Локальные системы энергоснабжения в деревообработке с использованием древесного топлива», «Управление огнем в лесу» – на базе Марийского государственного технического университета.

На втором этапе работ 2011 года, заканчивающемся 30 ноября, в ходе общественно-профессиональной экспертизы будет проведена доводка сетевых образовательных программ, в которой примут участие работодатели отрасли, региональные органы управления образованием, учебно‑методические объединения вузов. После этого можно будет начать полномасштабное внедрение новых программ в образовательную деятельность учреждений среднего профессионального образования, находящихся в сети, функционирующей на базе межрегионального отраслевого ресурсного центра в области лесного хозяйства.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: марийский государственный технический университет, лесное образование, алексей шургин, евгений романов, ресурсные центры, ао-49

Похожие материалы:
Лесному образованию по пути с инновациями
Межрегиональный отраслевой ресурный центр
Начата разработка комплексной программы развития ПГТУ до 2020 года
СПО: Как улучшить сетевое взаимодействие?
Оренбургский государственный аграрный университет - Локальный научно-образовательный центр
Ресурсные центры
Высшее образование: конкурентная среда необходима
Модернизация образования в Чебоксарском электромеханическом колледже
Апшеронский лесхоз-техникум: с заботой о приумножении богатства российского
Медицинское образование на Дальнем Востоке

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#108«Серебряный Морин хуур» – созвучие педагогических талантов
#105Инновационное развитие Якутского медицинского колледжа
#101Модель QM & CQAF: распространяя гарантии качества
#110Кто ты в атомной отрасли? Try a Skill! Профессиональные пробы как эффективная форма профориентации
#100Как учить поколение Z
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний