Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Межрегиональный отраслевой ресурный центр

В Чебоксарском электромеханическом колледже 15 сентября 2011 года состоялся семинар «Модели взаимодействия учреждений профессионального образования в рамках объединения на базе межрегионального учебного центра». Предмет обсуждения – созданный в учебном заведении ресурсный центр для подготовки специалистов в области машиностроения.

Просмотров: 2102

Золотая цепь горизонтальной интеграции

Жаркое лето 2011 года

Прошедшее лето оказалось жарким для коллектива Чебоксарского электромеханического колледжа. Несмотря на отпускной период, работать пришлось очень интенсивно.

Нагрузка началась после звонка заместителя министра образования и молодежной политики Чувашской Республики, кандидата педагогических наук Елизаветы Казаковой. Она поинтересовалась, не собирается ли колледж принять участие в конкурсе на создание отраслевого ресурсного центра, объявленном Министерством образования и науки РФ.

О конкурсе в учебном заведении не знали. Однако, познакомившись с его условиями и взвесив шансы, директор Алексей Судленков пришел к выводу, что испытать свои силы надо. Идея создания отраслевого ресурсного центра показалась ему интересной, а возможности финансового обеспечения проекта – заманчивыми: на реализацию выделялось 127 млн. рублей. По меркам сферы образования это хорошие деньги.

Но… в середине лета большая часть коллектива находилась в отпуске. А заявку на участие в конкурсе необходимо было, во-первых, как следует обосновать, а во-вторых, подкрепить со своей стороны финансами – требовалось ни много, ни мало 2,5 млн. рублей. Правда, согласно условиям эта сумма возвращается. Но деньги еще следовало раздобыть.

Решить проблему финансового обеспечения помогли работодатели, которые дали колледжу беспроцентный кредит на две недели. Кроме того, оказали экспертную поддержку учреждения высшей школы и Торгово-промышленная палата Чувашской Республики. Колледж победил, хотя на последнем этапе конкурировал с профильным вузом. Что ни говори, а возможности у высшего и среднего профессионального образования разные, так что теперь у коллектива есть весомый повод для гордости. Директор считает, что большое значение для победы имела качественно составленная документация, что, без сомнения, является заслугой сотрудников, которые ее подготовили. Но к этому нельзя не добавить: огромную роль сыграл и ранее приобретенный опыт – колледж неоднократно участвовал в больших и малых проектах. Среди них был и такой, как конкурс инновационных программ, объявленный в рамках национального проекта «Образование». Он позволил учебному заведению создать свой ресурсный центр для подготовки специалистов в области машиностроения. А в настоящее время в колледже идет эксперимент по прикладному бакалавриату.

И вот новый проект.

Погружение в проблему

Второй, посвященный проекту семинар на тему «Модели взаимодействия учреждений профессионального образования в рамках объединения на базе межрегионального учебного центра» проводился в Чебоксарском электромеханическом колледже 15 сентября. «Люди должны погрузиться в проблему, понять, на каких теоретических и методологических основаниях строится отраслевой ресурсный центр, как будет организована его деятельность», – заметил по этому поводу А.А. Судленков. Характеризуя проект, директор колледжа пояснил, что речь пойдет о консолидации сил образования, науки, власти и бизнеса, в результате чего должны появиться уникальные программы и технологии, которые будут опробованы в различных образовательных учреждениях на различных территориях нашей страны. При этом речь идет о новой модели взаимодействия учебных заведений – сетевой. Если к настоящему времени наметилась тенденция присоединять учреждения среднего профессионального образования к вузам (вертикальная интеграция), то в результате действия проекта должна произойти горизонтальная интеграция, в ходе которой колледжи и техникумы отрасли добровольно объединят ресурсы для подготовки востребованных специалистов. Обязательства, которые они при этом на себя возьмут, предстоит определить, подключив науку, а также зарубежный и российский опыт. В итоге каждому учебному заведению среднего звена, занимающемуся подготовкой кадров для энергетической отрасли, не придется изобретать велосипед и вариться в собственном соку.

Золотой цепью горизонтальной интеграции были названы отраслевые ресурсные центры на семинаре. Но, как выяснилось, создать их будет нелегко. В условиях демографического спада ссузы больше рассчитывают на конкуренцию, нежели на сотрудничество, ведь формировать контингент и привлекать в свое учебное заведение наиболее сильных выпускников школ нужно всем. Да и практика сетевого сотрудничества пока не сложилась.

Кто же войдет в состав отраслевого ресурсного центра? Пока на предложение Чебоксарского электромеханического колледжа откликнулись Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства, Ульяновский электромеханический колледж, и два учебных заведения из Республики Марий Эл – транспортно-энергетический колледж и Йошкар-Олинский аграрный колледж, входящий в состав Марийского государственного технического университета. Создан координационный совет. Составлены письма с предложением заключить договоры между колледжем, реализующим проект, и региональными системами образования. В дальнейшем к проекту планируется подключить 10 ссузов, а на последнем этапе – 12.

Поскольку учебные заведения энергетической отрасли расположены на различных территориях, отраслевой ресурсный центр будет также и межрегиональным, исходя из чего колледжу-победителю придется заручиться поддержкой власти не только Чувашии, но и других областей и республик. Насколько это важно, пояснила затем заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Е.В. Казакова, поставив в своем выступлении несколько вопросов.

– А другие регионы готовы отправлять своих ребят на обучение в нашу республику? – спросила она. – Предположим, мы организуем подготовку мастеров и преподавателей по отрасли «энергетика». Сколько человек и на сколько часов к нам отправят? Или по дистанционному обучению: по каким дисциплинам его вести?

По какому принципу ведется отбор учебных заведений-участников проекта, объяснил Алексей Судленков:

– Если в проект вольется слабое учебное заведение, не готовое участвовать в разработке программ и всего остального, нам придется тащить его, как паровозу, – сказал он. – Надо отобрать сильные учебные заведения, занимающиеся подготовкой кадров для энергетики, и объединить их. Мы надеемся, что отбор сильных будут делать органы региональной власти, в частности, министерства образования. Лично я знаю многих лидеров среднего профессионального образования других территорий. Но когда начал вести о них разговор, оказалось, что в регионах есть на этот счет и свое мнение, и свои критерии отбора. Мы в начале пути. Нам предстоит еще очень много работать.

– Будет ли у вас какой-либо дополнительный аппарат для этого?

– В соответствии с условиями конкурса у нас есть группа реализации проекта, мы уже взяли людей в ее штат. Кроме того, на каждой территории предполагается иметь штатного сотрудника (модератора либо методиста), работающего на проект. Мы будем контактировать с ним, а не звонить, например, главному специалисту или начальнику отдела регионального министерства образования. Но кандидатуру этого сотрудника министерство должно поддержать. То есть сейчас мы объединяем усилия власти, профильных учебных заведений и свои.

Вот так начинается реализация проекта.

Веское слово науки

Главное, для чего собирался семинар, – услышать веское слово науки и проанализировать модели взаимодействия тех учебных заведений, которые стали первыми звеньями золотой цепи горизонтальной интеграции, с ключевыми работодателями и учреждениями профессионального образования. В первый день семинара науку и экспертное сообщество представляли доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора НИИ развития профессионального образования Михаил Никитин и заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Елизавета Казакова.

Обращение к аудитории М.В. Никитин начал с того, что еще раз подчеркнул и развил мысль, озвученную предшествующим выступающим: участники проекта должны знать, что такое ресурсный центр и хорошо понимать, чем им надо заниматься, чтобы его организовать. Он пояснил, что над созданием ресурсных центров представляемый им институт работает не первый год. Изучены как исследования российских ученых, так и зарубежный опыт. И все это уже отражено в методической литературе, которая предназначена для того, чтобы разобраться в сути проблем и не изобретать, к примеру, понятийный аппарат или базовые принципы. Осталось воспользоваться интеллектуальным богатством.

Помимо работы, связанной с введением новых ФГОС (разработкой программ, основанных на модульно-компетентностном подходе, введением зачетных единиц и т.д.), участникам проекта предстоит решить ряд специфических вопросов. Ресурсный центр – это кластерная модель государственно-частного партнерства с участием бизнеса, предполагающая договорные отношения. Но прежде чем переходить к договорам, необходимо кое-что выяснить для себя. В частности, понять, кто и главное за что будет платить в цепочке «колледж – работодатель – потребитель». Предположим, предприятию требуется электрогазосварщик 4-го разряда. Работодателю предлагается платить за его обучение в течение трех лет. Но он отказывается, потому что это невыгодно. Отраслевой ресурсный центр предполагает другое: создать модуль, тарифицировать его, записать, кто будет определять уровень квалификации электрогазосварщика 4-го разряда, и только тогда ставить вопрос о деньгах. Придется подумать и о том, как развести и сделать понятными для бизнеса финансовые потоки колледжа и ресурсного центра.

Важно также определить, как будет организован учебный процесс, как спроектировать карьеру электрогазосварщика, на какие ценности и профессиональные компетенции ориентироваться и т.д., и все это обсудить с работодателями. К слову, один известный олигарх и удачливый предприниматель спрашивает, почему на продавца учат три года? Участникам проекта придется разобраться, сколько лет необходимо готовить того или иного специалиста в области электроэнергетики и когда лучше проводить производственную практику.

К дефицитным высокостоимостным ресурсам, сосредоточенным в центре, должен быть хороший доступ. В связи с этим возрастает роль дистанционного и мобильного обучения, появляется необходимость создавать сетевые сообщества специалистов.

По-новому придется работать учебно-методическому объединению.

Отраслевой ресурсный центр может готовить уникальных специалистов. «Мы предлагаем идеологию индивидуального предпринимательства, суть которой отражает фраза «Умные должны становиться богатыми», – отметил М.В. Никитин в беседе, предшествовавшей семинару. Действительно, если подумать и выйти в рассуждениях за рамки одной отрасли, большая часть наших бизнесменов, особенно владельцев мелких и средних предприятий, выросли, как грибы на поляне. Хозяин парикмахерской часто не имеет понятия, как делается стрижка, хозяйка ателье не умеет шить. А про хорошее знакомство с законодательной базой и вопросами управления предприятием и говорить нечего – во многих случаях полный вакуум.

Готовят предпринимателей в основном в вузах, но разве этим не могут заняться и ссузы? Дополнительная квалификация будет способствовать социализации выпускников и их трудоустройству, поможет снизить поток эмигрантов трудоспособного возраста. Если суммировать сказанное и на семинаре, и в кулуарной беседе, в целом мысль ученого сводилась к тому, что России следует вырастить класс креативных предпринимателей, и свою роль в этом должны сыграть отраслевые ресурсные центры с их уникальными программами.

На семинаре обсуждались не только теоретические, но и практические вопросы. Учебные заведения представили разработанные ими модели взаимодействия учебного заведения с ключевыми работодателями и учреждениями профессионального образования. Эксперты оценивали их по 14 показателям, причем довольно строго. Так, Е.В. Казакова заключила, что в представленных работах многое достойно внимания, но считать их моделями рано, пока это только заготовки. Вместе с тем и она, и М.В. Никитин дали учебным заведениям немало полезных советов.

Выковать золотую цепь горизонтальной интеграции – трудное дело.

Ох, уж эти модули!

Еще один победитель конкурса – Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КАИ). Он будет организовывать отраслевой ресурсный центр на базе Казанского авиационно-технического колледжа им. П.В. Дементьева. В этом учебном заведении 23 сентября также прошел очередной семинар, посвященный реализации проекта – здесь он был четвертым по счету.

Обязательным условием вхождения ссузов в ресурсный центр является наличие у них сетевых образовательных программ (модулей). Эти программы, кроме стандартных требований, должны отвечать как минимум двум условиям: быть востребованными работодателем и иметь объем не менее 72 часов. Строятся они особым образом, и потому являются сложными для подготовки. Исходя из этого, семинар был посвящен концептуальным основам и разработке новых сетевых программ. Поскольку без знатоков в таком сложном деле не обойтись, в Казань были приглашены сотрудники Федерального института развития образования, кандидаты педагогических наук Алла Факторович и Любовь Шкурлей. Они оказали разработчикам консультационную и методическую помощь, объяснив особенности новых государственных образовательных стандартов и правила разработки сетевых образовательных программ и контрольно-измерительных материалов.

Президент Казанского национального исследовательского технического университета Геннадий Дегтярев сообщил нашему корреспонденту, что со временем в состав ресурсного центра предполагается вовлечь все 22 российских ссуза авиационного профиля, входящих в состав ассоциации «АвиаАсс».

Процесс пошел!

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Ресурсные центры
Менталитет профессуры и инновации в инженерном образовании
Модернизация образования в Чебоксарском электромеханическом колледже
Межрегиональный отраслевой ресурсный центр в Тольятти
Ассоциация как фактор взаимодействия образования и производства
МАИ открыл ресурсный центр в области ракетостроения
Профессия – дарить людям радость
Сельский туризм: путевка в Россию
Отраслевой ресурсный центр. Опыт Марий Эл
Ресурсные центры как элемент развития Омской области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ