Региональный аграрный кластер: становление и развитиеСистема аграрного образования готовит для АПК высококвалифицированные кадры, хотя на протяжении ряда последних лет и находится в стадии реформирования. Путем объединения зачастую разнородных вузов в регионах создаются опорные университеты, что приводит к ликвидации профильных образовательных организаций. Просмотров: 242
Материал опубликован в журнале №84 от 30.12.2015. Н.В. ПАРАХИН, ректор Орловского государственного аграрного университета, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик РАН
Т.И. ГУЛЯЕВА, проректор по учебной работе Орловского государственного аграрного университета, доктор экономических наук, профессор Продовольственная безопасность страны и развитие сельских территорий – целевые ориентиры агропромышленного комплекса России. Президентом РФ В.В. Путиным поставлена задача к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием и стать крупнейшим мировым поставщиком экологически чистых продуктов питания. Система аграрного образования готовит для АПК высококвалифицированные кадры, хотя на протяжении ряда последних лет и находится в стадии реформирования. Путем объединения зачастую разнородных вузов в регионах создаются опорные университеты, что приводит к ликвидации профильных образовательных организаций. Вместе с тем многие исследователи считают, что надо создавать кластерные системы, которые позволят логично объединить этапы научного знания, образования, производства и государственные структуры по всей цепочке движения сельскохозяйственной продукции: производство – транспортировка – хранение – переработка – потребление. Интеграция науки и образования В 2001 году на базе университета был создан научно-образовательный комплекс «Орловский государственный аграрный университет». В состав этой ассоциации вошли ведущие научно-исследовательские учреждения: такие как Всероссийский научно-исследовательский институт зернобобовых и крупяных культур РАСХН, Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур РАСХН, Шатиловская сельскохозяйственная опытная станция, Национальный парк «Орловское полесье» и другие. Правильность этого решения подтверждена временем, так как сейчас одним из вариантов развития агрообразования рассматривается соединение образовательных организаций с профильными НИИ. Возрастает роль научной составляющей в основных образовательных программах бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. ООП бакалавриата и магистратуры формируются в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения программ и подразделяются на академические (ориентированные на научно-исследовательские и педагогические виды профессиональной деятельности) и прикладные (ориентированные на производственно-технологические практикоориентированные виды профессиональной деятельности). Составной частью ООП является практика, в том числе научно-исследовательская работа. Организация НИР студентов осуществляется с участием сотрудников научных учреждений. Ведущие ученые профильных НИИ ведут лекционные и практические занятия, руководят практикой и дипломными работами (проектами). К сожалению, занятие наукой не является приоритетным видом деятельности для молодежи. Отмечается старение кадров в образовательных и научных учреждениях. Совместная работа университета и научных учреждений позволяет с ранних курсов заинтересовать талантливых студентов заниматься научными исследованиями. Совместно с научными учреждениями региона в университете проводятся фундаментальные и прикладные исследования по актуальным вопросам развития АПК. Так, в 2015 году Минсельхозом РФ поддержан научно-исследовательский проект «Изучение адаптивных и продуктивных возможностей генофонда зерновых, зернобобовых, масличных, крупяных и плодово-ягодных культур и выделение перспективного материала для создания отечественных конкурентоспособных сортов по обеспечению импортозамещения в растениеводстве» с объемом финансирования 20 млн. рублей. Ученые имеют возможность публиковать результаты своих разработок в научно-практическом журнале «Вестник Орел ГАУ», который включен в РИНЦ и международную информационную базу AGRIS. Для подготовки кадров высшей квалификации на базе Орловского ГАУ и ВНИИ региона создан объединенный диссертационный совет по защите работ на соискание ученой степени кандидата наук, доктора наук Д 999.059.04 по специальностям: 06.01.01. – «Общее земледелие, растениеводство (сельскохозяйственные науки)» и 06.01.05 – «Селекция и семеноводство сельскохозяйственных растений (сельскохозяйственные науки)». Функционирует диссертационный совет по защите работ на соискание ученой степени кандидата наук, доктора наук по специальности 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами». На базе аккредитованного в национальной системе аккредитации и введенного в реестр генетических лабораторий Минсельхоза РФ Инновационного научно-исследовательского испытательного центра Орловского ГАУ проводится активная работа по созданию референтного аналитического центра мониторинга и контроля качества молока и молочной продукции с целью обеспечения потребителей качественными и безопасными молочными продуктами питания, а также развития фундаментальных и прикладных исследований, привлечения дополнительного финансирования НИР и ОКР. Проект разрабатывается совместно с администрацией Орловской области, что позволяет повысить конкурентоспособность производимой в регионе сельскохозяйственной продукции в рамках реализации государственной программы импортозамещения. Прочные связи с производством В связи с введением санкций против России со стороны западных стран, импортозамещение в пищевой и перерабатывающей промышленности является важнейшей составляющей агропродовольственной политики России. Успешность решения этой задачи зависит от качества подготовки востребованных инженеров по направлениям «Продукты питания животного происхождения», «Биотехнология». Орловская школа биотехнологов внесла значительный вклад в развитие биоэкономики в регионе. В 2001 году на средства гранта Минобрнауки РФ по программе «Интеграция науки и образования» в Орловском ГАУ был создан первый в области Орловский региональный центр сельскохозяйственной биотехнологии, а в 2008 году открыта кафедра биотехнологии. Центр и кафедра оснащены новейшими приборами и оборудованием, включая ферментеры, биореакторы, систему ПЦР-анализа ДНК в реальном времени, иммуноферментного анализа и электрофореза белков. Студенты проходят производственную практику на Орловской биофабрике, на инсулиновом заводе «СанофиАвентис Восток», успешно трудоустраиваются после окончания университета на различных биотехнологических предприятиях Москвы, Орла, Костромы, Курска, Железногорска, Зеленограда, Ефремова и других городов страны. Сотрудники и аспиранты кафедры прошли стажировки в Финляндии, Швеции, Австрии, Китае, неоднократно становились призерами в ежегодном молодежном научном инновационном конкурсе «У.м.н.и.к.». Сотрудниками кафедры проводятся исследования, направленные на биоиндустриализацию Орловской области, развитие биоэкономики и биотехнологии, которые связаны с переработкой сельскохозяйственных отходов (соломы зерновых и крупяных культур, некондиционного зерна, жома сахарной свеклы, навоза свиного и КРС). Получены лабораторные образцы рутина, фитобиотиков, средств защиты сельскохозяйственных культур от болезней и вредителей, подтвержденные десятком патентов РФ, кормовые добавки, обогащенные микробиологическим белком, биоэтанол и биодизель – из отходов масложировых комбинатов. В Орловском ГАУ функционируют учебные классы сельхозтехники «Amazone», комбайнового завода «Ростсельмаш», компании «Big Dutchman», оснащенные мультимедийным оборудованием и учебными пособиями по технике производителя. Для студентов направления «Продукты питания животного происхождения» закуплен и смонтирован учебный мясной цех, который успешно используется в учебном процессе. В лаборатории биотехнологии и молекулярной экспертизы представлено новейшее оборудование для микробиологического анализа. Для подготовки специалистов в сфере электроснабжения на территории университета совместно с «Орелэнерго», филиалом МРСК Центра, создан полигон по изучению электрооборудования и электрических сетей. В его строительстве приняли участие «Орловская региональная генерация» (филиал российской энергетической компании «Квадра»), «ЭлектроСтройМонтаж» и «Стройэлектро». Научнообразовательный производственный центр «Интеграция» является базой для реализации научной и образовательной деятельности сотрудников и учащихся университета. В его распоряжении находится 5759,5 га земли, из которых площадь пашни составляет 4972 га. На производственных участках студенты и аспиранты осваивают классические и перспективные агротехнологические, агрохимические и ресурсосберегающие приемы возделывания сельскохозяйственных культур. При этом студенты имеют возможность не только изучать теоретические основы и принципы работы сельскохозяйственной техники, но осваивать на практике технологические процессы на новых образцах сельскохозяйственной техники: комбайны и тракторы «John Deere» и «Беларус», сельскохозяйственные машины фирм «Amazone», «Murska», «Lemken». На опытных полях центра ученые университета проводят научные исследования в рамках Тематического плана-задания Минсельхоза РФ по разработке и совершенствованию биологизированных систем воспроизводства плодородия почв, экологически безопасных энерго- и ресурсосберегающих зональных и сортовых технологий возделывания и интегрированной защиты сельскохозяйственных культур. Качество подготовки специалистов АПК закладывается не только в студенческой аудитории, а, прежде всего, в поле, специализированном комплексе, агротехнопарке, на ферме. В настоящее время заключено и действует более 170 договоров и соглашений о сотрудничестве и стратегическом партнерстве, из них около 40 договоров с образовательными организациями стран ближнего и дальнего зарубежья, более 100 – с предприятиями и учреждениями города Орла и Орловской области и более 45 – с предприятиями и учреждениями других регионов России. Профориентационная и воспитательная работа В университете проводится активная работа по выявлению и привлечению талантливых выпускников сельских школ. Среди наиболее эффективных мероприятий, проводимых университетом совместно с департаментом образования региона:
Воспитательная работа в Орловском ГАУ реализуется в соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденной распоряжением правительства (29, май, 2015; № 996-р). Особую роль в патриотическом и трудовом воспитании студентов университета играет движение студенческих отрядов. В вузе действуют сельскохозяйственные, строительные, механизированные, сервисные, педагогические отряды, волонтерские отряды по возрождению храмов, благоустройству территории университета. Аграрный университет является системообразующей основой устойчивого развития сельских территорий, так как формирует и обеспечивает воспроизводство кадров разного уровня образования по всем направлениям подготовки, востребованных в сельскохозяйственном производстве и для развития инфраструктуры села, обеспечивает научное сопровождение инновационного развития агропромышленного комплекса, сохраняет уклад сельской жизни России.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|