Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Роль аграрного кластера в развитии Брянского АПК

Сегодня Брянский государственный аграрный университет, представляя собой территориальный образовательно-­профессиональный кластер, вносит вклад в инновационное развитие региона, формируя его привлекательный облик, позволяющий вывести сельские территории на более высокий уровень развития.

Просмотров: 136

Чтоб наливались золотом колосья

Роль Брянского аграрного образовательно-профессионального кластера в развитии регионального АПК

Николай БелоусБЕЛОУС Николай Максимович – ректор Брянского государственного аграрного университета, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный работник сельского хозяйства РФ, депутат Брянской областной думы пяти созывов, заслуженный ученый Брянской области. Сфера научных исследований – реабилитация сельхозугодий, подверг­шихся радиоактивному загрязнению. Автор более 300 научных статей и 17 монографий.

Сегодня Брянский государственный аграрный университет, представляя собой территориальный образовательно-­профессиональный кластер, вносит вклад в инновационное развитие региона, формируя его привлекательный облик, позволяющий вывести сельские территории на более высокий уровень развития.

Основа стратегии

В Брянской области созданы и продолжают активно развиваться крупные сельскохозяйственные предприятия, работающие с применением современной техники и технологий. В их числе Брянская мясная компания агрохолдинга «Мираторг», ЗАО «Куриное Царство – Брянск», Брянский мясоперерабатывающий комбинат, картофельно-­фермерское хозяйство «Богомаз» и целый ряд других.

Задача подготовки профессиональных кадров для АПК области возложена на Брянский государственный аграрный университет, который отметит в этом году тридцатипятилетие. Сегодня в вузе очно и заочно получают знания по программам высшего и среднего профессионального образования почти 10 тыс. студентов. Реализуются 18 направлений подготовки бакалавров, 18 – специалистов, 7 – магистров и 20 образовательных программ СПО.

Вуз был создан в 1980 году как Брянский сельскохозяйственный институт, в 1995 году получил статус академии, в 2014 году стал университетом. В состав Брянского ГАУ вошли в качестве филиалов для реализации образовательных программ СПО 3 сельскохозяйственных техникума и аграрный колледж. Они сохранили аграрную направленность и, в дополнение к имеющимся, открыли новые, востребованные временем специальности. Сочетание разных образовательных уровней обеспечивает непрерывность в профессиональной подготовке аграрных кадров: значительная часть выпускников филиалов продолжает обучение по программам бакалавриата, а затем – магистратуры. С этой целью в университете формируется набор образовательных программ с учетом их преемственности и обеспечения возможности выстраивания студентами непрерывной образовательной траектории.

Наука определяет будущее

Одно из преимуществ вуза в том, что он расположен в сельской местности, в двадцати километрах от областного центра, при этом студенты не испытывают оторванности от городской цивилизации. Благоустроенный студенческий городок имеет хорошее транспортное сообщение с городом Брянском, его культурными и спортивными объектами. Прокладка оптоволоконного кабеля позволила обеспечить услугами интернета учебные корпуса и общежития.

Непосредственно к университету примыкают 180 гектаров опытных полей, рядом расположено учебно-­опытное хозяйство «Кокино», являющееся хорошей базой для студенческой практики, проведения опытов аспирантами и докторантами. Научно-­исследовательская работа проводится по широкому спектру направлений. Наиболее значимые из них:

  • разработка концепции экономического развития, организационных моделей и систем управления АПК в условиях рыночной экономики;
  • повышение плодородия, продуктивности дерново-­подзолистых почв и реабилитация радиоактивно загрязненных сельскохозяйственных угодий;
  • научное обоснование систем земледелия, технологии производства и сортового состава сельскохозяйственных культур в юго­западной части России;
  • расширение напрвлений селекционно­-племенной работы, содержания, кормления, профилактики болезней и лечения сельскохозяйственных животных;
  • совершенствование технологии переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
  • разработка ресурсо-­ и энергосберегающих технологических процессов производства сельскохозяйственной продукции, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники.

Важная роль в обеспечении учебного процесса и повышении качества образования отводится педагогическим кадрам. В настоящее время в штате университета доля лиц с учеными степенями и званиями составляет 75 процентов, из них с ученой степенью доктора наук – 17 процентов. Активно работает докторский диссертационный совет: за последние пять лет штатными сотрудниками вуза защищены 118 диссертаций, из них 18 докторских.

За 2014 год доходы университета из всех источников на одного научно-­педагогического работника составили 3002 тыс. рублей, финансирование научно-­исследовательских работ – 169,3 тыс. рублей/человек.

За последние пять лет изданы 59 монографий, 22 учебных пособия с грифом УМО, 96 учебных пособий, 492 учебно­-методических пособия и практикума, опубликовано 3 111 статей в сборниках и научных трудах, в том числе 658 – в центральной печати. Активизировалась патентная деятельность: получено 59 патентов на изобретение и 22 положительных решения на их выдачу. Создано 6 вакцин, сывороток, диагностикумов, лечебных препаратов, 15 машин, орудий или рабочих органов. В государственный реестр селекционных достижений РФ включены 27 сортов сельскохозяйственных культур, авторами и соавторами которых являются ученые вуза.

Участие студентов в научно-­исследовательской работе является непременным условием формирования профессионала. Более 88 процентов студентов дневной формы обучения привлечены к различным формам научных исследований. За последние пять лет студенты приняли участие в 120 региональных, межрегиональных и внутривузовских конференциях.

Больше внимания практикам

Подготовка инженерных кадров является одним из приоритетных направлений российской высшей школы, и потому в Брянском ГАУ каждое второе направление подготовки бакалавров и магистров является инженерным. В современных условиях происходит стремительная смена машин и оборудования, и постоянно приобретать новые образцы для их изучения чрезвычайно дорого, да и не имеет смысла.

Для решения этой проблемы университет заключил договоры с производителями и владельцами новой техники. Например, ООО «Кроне Русь», дочерняя организация германской фирмы-­производителя кормоуборочной техники «Машиненфабрик Бернард Кроне», на протяжении трех лет поставляет на временное хранение новые образцы своей продукции. Этим же договором предусмотрено ежегодное проведение в университете обучающих семинаров для специалистов дилерской сети по вопросам эксплуатации и технического обслуживания кормоуборочных машин. В семинарах принимают участие преподаватели и студенты.

С ЗАО СП «Брянсксельмаш» заключен договор, по которому организация предоставляет для изучения студентами технические узлы зерновых и кормоуборочных комбайнов, учебные тренажеры и техническую литературу, а также возможность прохождения практики на предприятии.

Для практического обучения будущих инженеров по направлениям подготовки «Электроэнергетика и электротехника», «Автоматизация технологических процессов и производств» совместно с Брянским филиалом межрегиональной распределительной сетевой компании Центра на территории университета построен электрополигон – уникальный объект для обучения студентов и работников сетевой компании. Широкие возможности для прохождения практики будущими ветврачами и зооинженерами предоставлены агрохолдингами «Мираторг», «Куриное царство» и другими высокотехнологичными сельхозпредприятиями.

Обновление знаний

Особое значение вузом отводится системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов АПК. На базе ведущих сельскохозяйственных предприятий в области создано 34 учебных центра для проведения практических выездных занятий со слушателями. Повышение квалификации осуществляется по 50 учебным программам, а в течение года новые знания получают более 1 тыс. руководителей и специалистов Брянской области, соседних регионов страны и зарубежных стран.

Университет уделяет большое внимание обучению иностранных граждан, здесь учатся более 2 тыс. студентов из 12 стран мира. Активизирована деятельность вуза по европейской интеграции в области образования, создаются ассоциации, консорциумы, реализуются международные программы и проекты с участием Брянского ГАУ. Вуз работает с 38 партнерами в области науки и образования из Англии, США, Италии, Польши, Китая, Украины, Казахстана, Беларуси. Осуществляется обмен делегациями преподавателей, магистрантов, студентов, проводятся совместные международные научно-­производственные конференции, другие мероприятия.

Партизанских дубрав сыновья

Патриотическое воспитание в университете традиционно является одним из приоритетов. Брянщину по праву называют партизанским краем: во время Великой Отечественной войны здесь действовало около трехсот отрядов. Всего в нескольких километрах от студенческого городка находится железнодорожный мост через реку Десна, взорванный партизанами в ночь на 8 марта 1943 года. Эта операция парализовала подготовку фашистов к наступлению на Курской дуге более чем на месяц и вошла в историю войны.

На территории студенческого городка возведен мемориал бывшим студентам вуза, с честью выполнившим интернациональный долг и погибшим в Афганистане. Выпуск­ник 1995 года Вадим Ермаков посмертно удостоен звания Героя России за подвиг, совершенный на Северном Кавказе в операции по обезвреживанию террористов. На этих и других примерах из истории страны и Брянского края осуществляется воспитание студентов.

Не менее важно создание условий для занятий студентами физкультурой и спортом. Университет располагает стадионом, 2 спортивными залами, хоккейным кортом, во всех общежитиях оборудованы тренажерные залы. При кафедре физической культуры и спорта работают 14 спортивных секций, в них занимается около 70 процентов всех обучающихся.

Университет – единственный из всех брянских вузов – имеет студенческую футбольную команду, выступающую в играх чемпионата области. Сборная команда вуза успешно выступает в универсиадах, ежегодно проводимых Министерством сельского хозяйства РФ. Выпускник прошлого года Петр Чокан является двукратным чемпионом Европы и чемпионом мира по гиревому спорту среди юниоров. Бронзовую медаль первенства России в 2014 году завоевал Максим Антюшин, он включен в национальную студенческую команду по вольной борьбе.

Не меньше поводов гордиться художественной самодеятельностью. Хорошо оборудованный актовый зал на 670 мест дает возможность студенческим коллективам – народному ансамблю песни и танца, академическому хору, фольклорному ансамблю «Горлица» – проводить репетиции и представлять свое творчество. А студенческий ансамбль русской песни «Бабкины внуки» был приглашен для участия в культурной программе на Лондонскую летнюю и Сочинскую зимнюю олимпиады.

Вся эта хорошо организованная деятельность позволяет воспитывать не только профессионала, но и разносторонне развитого гражданина Отечества.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Кадры для эффективных сельхозпредприятий
Брянская ГСХА – центр аграрной науки и образования
Кузница сельскохозяйственных кадров для всей страны
Инновационная платформа агрокластеров
Образовательный кластер авиастроения Новосибирской области
Юбилей Смоленской академии физической культуры
Реформы аграрного образования
Современный взгляд на подготовку специалистов для сельского хозяйства
Брянская сельскохозяйственная академия: труд во имя будущего
Региональный аграрный кластер: становление и развитие

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ