Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новая повестка аграрного образования

Что, с точки зрения научно-педагогического сообщества, в сфере отраслевого образования требует серьезного пересмотра? Об этом рассказывает заместитель генерального директора ассоциации «Агрообразование» Надежда СКОРОХОДОВА.

Просмотров: 435

Материал опубликован в журнале №84 от 30.12.2015.

Надежда СКОРОХОДОВА «АПК остро нуждается в инновационных прорывах, и, чтобы обеспечить их, нужно пересматривать всю систему подготовки кадров для отрасли». Примерно такой посыл звучал во время экспертно-стратегической сессии «Научно-технологическое развитие агропромышленного комплекса и новая повестка аграрного образования» главного аграрного форума страны «Золотая осень – 2015».

Эту повестку должна задать Стратегия развития аграрного образования России с горизонтом до 2030 года – программный документ, для подготовки которого в ноябре 2014 года была сформирована рабочая группа, куда вошли представители профильного министерства, работодателей, сферы отраслевого образования.

Что же, с точки зрения самого научно-педагогического сообщества, в сфере отраслевого образования требует серьезного пересмотра? Об этом в интервью нашему журналу рассказывает член рабочей группы, заместитель генерального директора ассоциации «Агрообразование», кандидат сельско­хозяйственных наук, доцент Надежда СКОРОХОДОВА.

– Надежда Викторовна, аграрии шлют сигнал – без соответ­ствующего кадрового обеспечения сделать инновационный прорыв отрасли они не смогут. А что на сегодняшний день представляет собой система агрообразования?

– Наличие квалифицированных специалистов действительно является ключевым условием развития агропромышленного комплекса России.

Потенциал отечественной системы кадрового обеспечения АПК значителен. Приведу лишь некоторые данные. Система аграрного образования – самая крупная среди отраслевых систем подготовки кадров. Она включает 55 вузов: 30 аграрных университетов, 24 сельскохозяйственные академии, 1 сельскохозяйственный институт, – расположенных в 51 субъекте Россий­ской Федерации. В 29 вузах, подведомственных Минобрнауки РФ, имеются сельскохозяйственные факультеты, где осуществляется подготовка кадров по специальностям и направлениям аграрного профиля. Система сельскохозяй­ственного образования включает также 253 техникума и колледжа, находящихся в ведении 73 субъектов России.

В вузах Минсельхоза РФ по программам высшего и среднего профессионального образования обучается более 420 тыс. студентов, трудится более 19 тыс. научно-педагогических работников, среди которых свыше 70 процентов имеют ученую степень и (или) ученое звание.

В настоящее время обучение студентов по программам высшего образования в вузах Минсельхоза РФ осуществляется по 6 областям знаний, 25 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, 63 направлениям бакалавриата, 42 направлениям магистратуры, 10 специальностям. Подготовка кадров со средним профессиональным образованием – по 51 специальности. Кроме того, в 53 вузах Минсельхоза РФ организовано обучение по 220 рабочим профессиям. Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в аспирантуре – открыта во всех аграрных вузах, докторантуре – открыта в 34 вузах. Система дополнительного профессионального образования включает 22 учреждения и 43 подразделения (институты и факультеты) в структуре высших учебных заведений.

Добавлю, что сельскохозяйственное образование в России имеет более чем вековую историю. Более ста лет назад созданы 6 аграрных образовательных организаций. В течение пятидесяти-ста лет осуществляют подготовку кадров для сельского хозяйства России 38 вузов.

– Стратегия предполагает постановку главных целей и задач. Как они формулируются рабочей группой, готовящей проект документа?

– Основная задача системы аграрного образования – повышение кадрового потенциала АПК, способного обеспечить продовольственную безопасность и глобальную конкурентоспособность России на мировых агропродовольственных рынках, а также качество человеческих ресурсов сельских территорий. Замечу, российские сельские территории – это две трети площади страны, на которых проживает почти треть населения России. А агропромышленный комплекс – это более 30 тыс. предприятий и более 5 млн. работников.

Исходя из этой задачи, можно сформулировать следующие приоритетные направления развития аграрного образования: совершенствование содержания образовательных программ; повышение качества подготовки специалистов; оптимизация управления учебным процессом; развитие современных технологий обучения; формирование многоуровневой интегрированной системы непрерывного образования; развитие науки; ресурсное и кадровое обеспечение; международное сотрудничество.

Как видите, масштаб предстоящей работы у отечественной системы агрообразования, учитывая и новые государственные приоритеты в связи с политикой импортозамещения, немалый. С чего начать? Что необходимо делать в первую очередь? Есть большой соблазн сначала обосновать необходимость улучшения финансового обеспечения деятельности образовательных организаций, но с учетом реальной экономической обстановки в стране начать необходимо с использования всех внутренних ресурсов.

​«Наличие сельскохозяйственных вузов практически в каждом регионе страны – это одна из сильных сторон отечественного аграрного образования».

– Расскажите чуть подробнее, по каким принципиальным вопросам стратегии уже удалось найти согласованные позиции?

– В рамках обозначенных приоритетов кратко перечислю ряд позиций.

• В области совершенствования содержания аграрного образования для нас актуальна та же задача, которая стоит перед всей высшей школой. Это, во-первых, модернизация ФГОС ВО (работа федеральных учебно-методических объединений) и примерных основных образовательных программ (функция образовательных организаций). Во-вторых, формирование профессиональных компетенций на основе обновленных ФГОС и соответствующих профессиональных стандартов и требований работодателей. В-третьих, обеспечение практикоориентированности подготовки специалистов, в том числе за счет увеличения продолжительности производственной практики.

Если в контексте обновления содержания образования говорить об отраслевой специфике, то здесь мы предлагаем:

  • увеличить объемы экономических и юридических дисциплин при подготовке агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей, агроинженеров и других специалистов для АПК;
  • внедрить новые актуальные профили подготовки – агромаркетинг, страхование, аграрное консультирование, биотехнологии и другие;
  • реализовывать разнообразные образовательные программы, которые учитывали бы потребности конкретных заказчиков – крупных сельхозпредприятий, фермерских и домашних хозяйств, перерабатывающих производств, сельских территорий.

• В области сотрудничества образовательных организаций с работодателями. Наиболее часто встречающие претензии к вузам со стороны работодателей – это низкое качество подготовки выпускников, незнание ими современных технологий сельскохозяйственного производства, новой техники и оборудования. Но в данном случае хотелось бы подчеркнуть – эффективное решение этих вопросов без участия самих работодателей вряд ли возможно. Речь идет о самых разных формах сотрудничества – от совместного проектирования профессиональных образовательных программ и создания филиалов кафедр на современных сельскохозяйственных предприятиях до разработки и реализации программ учебной и производственной практики, участия в формировании тематики курсовых проектов студентов и научно-исследовательской деятельности вуза, участия в текущей и итоговой аттестации студентов, профессионально­общественной аккредитации образовательных программ. В данном случае стоит активнее задействовать и своих выпускников, работающих в сельскохозяйственной отрасли, – это тоже серьезный резерв сотрудничества.

Также полагаем, что участие работодателей в подготовке специалистов для АПК необходимо учитывать при оценке эффективности деятельности образовательных организаций со стороны учредителя и Минобрнауки РФ.

• В области повышения качества подготовки. Здесь можно выделить несколько направлений. Первое – использование новых форматов вовлечения работодателей в учебный и научный процессы, о которых сказано выше. Второе – усиление профориентационной работы с целью повышения престижа аграрного специалиста и привлечения в сельскохозяйственные вузы более подготовленных абитуриентов. Третье – создание действительно независимой системы оценки качества образования и системы профессиональной сертификации. Основной критерий при этом – соответствие подготовки специалистов требованиям современного сельскохозяйственного производства, профессиональным стандартам. Четвертое направление – формирование и развитие инновационных образовательно-научно-производственных структур, аграрных технологических парков, демонстрационных площадок новой техники и технологий.

• В области повышения вузовской научной продуктивности. Решение этой задачи возможно на основе консолидации исследований в АПК. Целесообразно создание центра координации проектов, постоянно действующей информационной системы по обмену полученными результатами, что будет способствовать, в том числе, повышению коммерциализации прикладных исследований и разработок.

• Также крайне важно создание условий для научно-преподавательских коллективов, особенно для молодых преподавателей. Это достойная зар­плата, возможность повышения квалификации и карьерного роста, решение социальных проблем.

• Еще одна важная сторона деятельности отраслевых образовательных организаций. Речь о создании условий для опережающего развития дополнительного профессионального образования с целью повышения квалификации имеющихся кадров. Решению этой задачи будет способствовать, например, создание – при взаимодействии с органами государственной власти и представителями агробизнеса – кластеров непрерывного аграрного образования (школа – техникум – вуз – предприятие).

Все эти направления и модели развития аграрного образования поддерживаются и членами рабочей группы, и ректорами отраслевых вузов.

​«Участники разработки стратегии развития аграрного образования считают важным условием сохранение сети аграрных образовательных учреждений в ведении Минсельхоза РФ».

– Какие дискуссионные моменты в проекте стратегии развития агрообразования еще предстоит проработать?

– Дискуссионные моменты связаны с предложениями по изменению структуры системы аграрного образования – выделением разных типов учебных заведений. Таких как аграрный исследовательский университет (источник научной и образовательной элиты), межрегиональный опорный университет наук о жизни (кузница управленческих кадров для АПК, драйвер для коммерциализации прикладных разработок), вуз прикладного бакалавриата (реализация многопрофильных практикоориентированных программ, интеграция с СПО).

– Непростой вопрос оптимизации… Есть ли, по вашему мнению, рациональное зерно в идее: «Пусть у нас будет девять-десять суперуниверситетов – по одному на каждый федеральный округ и, допустим, еще четыре-пять специализированных академий, развивающих то или иное направление в зависимости от аграрного профиля региона. Все они – с хорошим финансированием, с современной материально-технической базой, с исследовательскими центрами в своем составе»?

– Создание «суперуниверситетов» не решит проблемы кадрового и научного обеспечения аграрной отрасли – слишком значительны различия между природно-климатическими условиями ведения сельскохозяйственного производства в стране. Условия подготовки специалистов для АПК должны быть максимально приближены к условиям их дальнейшей работы. По моему мнению, целесообразно сохранить подготовку кадров для аграрной отрасли во всех субъектах Российской Федерации, имеющих развитое сельское хозяйство. Наличие сельскохозяйственных вузов практически в каждом регионе страны – это одна из сильных сторон отечественного аграрного образования. Большинство вузов имеет устоявшиеся традиции, огромный опыт в подготовке кадров для аграрного сектора экономики.

Может быть, есть смысл предусмотреть в стратегии разные типы образовательных организаций.

– Отраслевое высшее образование должно остаться под крылом профильного министерства, или есть идеи все-таки передать отраслевиков в ведение Минобрнауки РФ?

– Участники разработки стратегии развития аграрного образования считают важным условием сохранение сети аграрных образовательных учреждений в ведении Минсельхоза РФ. Только в этом случае не будет потеряна связь с отраслью, работодателями, сохранится возможность совершенствования практического обучения студентов. Наличие государственных программ развития сельского хозяйства, федеральной целевой программы развития сельских территорий создает предпосылки для решения проблем привлекательности сельских профессий и жизни на селе.

– Национальная экономика вошла в сложный период: кризис, так или иначе, чувствуется всеми. Антикризисные рецепты для агровуза – можно ли сегодня таковые сформулировать?

– В сложный период экономического кризиса вузы должны приложить максимальные усилия для зарабатывания внебюджетных средств. Прежде всего, за счет оказания платных образовательных услуг. Для этого необходима профориентационная работа среди выпускников школ и их родителей, развитие целевого и контрактного обучения, привлечение для обучения иностранных студентов, формирование привлекательных программ повышения квалификации и переподготовки для уже работающих специалистов и для тех, кто по каким-то причинам хочет получить новую профессию.

Ещё один источник – привлечение средств научных (в том числе международных) фондов, выполнение НИОКР по заказам сельскохозяйственных предприятий, внедрение результатов исследований путем создания межвузовских центров трансфера прикладных разработок и консультирования сельхозтоваропроизводителей.

– И заключительный вопрос. Каковы сроки официального принятия новой стратегии?

– Ориентировочный срок представления рабочей группой Стратегии развития аграрного образования – июнь-июль 2016 года.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
СтГАУ – платформа инновационного обучения для животноводов Ставрополья
Инновации в аграрном вузе
Брянская ГСХА – центр аграрной науки и образования
Новая модель образования для подготовки кадров АПК
Кадры для сельского хозяйства. Перспективы развития
Эффективный аграрный вуз умеет адаптироваться к современным условиям развития экономики
Конкурентоспособность аграрного образования
Опыт белгородских специалистов для тюменского АПК
Джойстик для трактора
Инновационная платформа агрокластеров

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ