Инновации в аграрном вузеАграрное образование является наиболее сложным направлением отраслевого образовательного сектора, и причин тому несколько. Плачевное состояние современного села формирует непрестижность аграрного образования у населения и, соответственно, снижает уровень его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Просмотров: 2546
Село поднимут профессионалы
Проблемы, проблемы…Аграрное образование является наиболее сложным направлением отраслевого образовательного сектора, и причин тому несколько. Прежде всего плачевное состояние современного села формирует непрестижность аграрного образования у населения и, соответственно, снижает уровень его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Кроме того, сказывается традиционализм и консерватизм педагогов аграрных университетов, имеющих, как правило, базовое сельскохозяйственное образование и скептически относящихся к педагогическим инновациям, что отражается на уровне и характере используемых ими образовательных технологий. Низкая заинтересованность в будущей работе и плохая закрепляемость выпускников аграрных вузов в сельской местности повышают значимость внедрения в образовательный процесс мотивационных механизмов формирования готовности обучающихся к труду и их самореализации на селе. И, несомненно, ведомственная разобщенность отраслевых образовательных учреждений и профессиональных учебных заведений Министерства образования и науки РФ усложняет их взаимодействие на всех уровнях и этапах процесса непрерывной подготовки специалистов. Тем не менее становление России как передовой европейской страны невозможно без развитого аграрного сектора, возрождения и инновационного преобразования российской деревни. А это немыслимо без модернизации аграрного образования, внедрения новых подходов к подготовке кадров с позиции непрерывности, многопрофильности, инновационности, ценности национальной сельской культуры и природосообразного образа жизни, бизнес-направленности трудовой деятельности. Быть впередиТамбовская область, где располагается Мичуринский государственный аграрный университет, представляет собой исторически сложившийся сельскохозяйственный регион России, сохранивший свою природу: чистоту рек, плодородие богатых черноземом почв, густоту лесных массивов. При этом сегодня это динамично развивающийся регион страны с высоким научным, инновационным и образовательным потенциалом, агропромышленным, транспортным и строительным комплексами. В области находится единственный в России сельскохозяйственный наукоград – город Мичуринск. Идеология развития агропромышленного комплекса Тамбовской области строится на позиционировании ее как центра по обработке и масштабированию технологий производства продуктов здорового питания и обеспечения продовольственной безопасности страны. Осмысление этого направления развития привело нас к двустороннему процессу модернизации системы аграрного образования в области. С одной стороны – это последовательное насыщение содержания образования инновациями, основанными на научных достижениях в биотехнологии и сельском хозяйстве, с другой – пропаганда экологически чистого производства, натурального питания, в том числе на базе с его кооперацией мелкопоместного ведения хозяйства, преобладания духовных ценностей над потребительскими инстинктами. Синтез, казалось бы, столь противоположных взглядов, позволил предложить новое видение модели кластерного развития системы аграрного образования в Тамбовской области. Модель инновационного образовательного кластера области строится на социальном партнерстве всех его субъектов, их непосредственном участии в регулировании и организации региональной системы непрерывного агробизнес-образования. Главными действующими рычагами кластера являются базовые предприятия инновационной инфраструктуры агробиоэкономического кластера и головной вуз – Мичуринский государственный аграрный университет. Учебное заведение активно взаимодействует с детскими садами, 33 школами, 12 колледжами, Тамбовским институтом повышения квалификации работников образования, 2 научными учреждениями и бизнес-структурами области. Можно объять необъятное
В 2012 году в области создана и включилась в работу уникальная по содержанию и инфраструктуре «Школа агробизнеса – Тамбов», главная задача которой заключается в подготовке кадров для агропромышленного комплекса области за счет ранней профессиональной ориентации школьников. Кроме того, школа как ресурсный центр будет вести обучение всех категорий сельского населения: от дошкольников до пенсионеров. С целью качественного практического изучения агротехнического бизнеса в ней предусмотрены специализированные классы с лабораторными комплексами, кабинет информационных технологий в агробизнесе, школьный агробизнесинкубатор – деловой центр, актовый зал-лекционная студия, центр «Флористика и дизайн» и многое другое. Обучение реализуется посредством организации ≪Малой академии бизнес-образования≫ на базе дошкольных образовательных учреждений, последовательного интегрирования тем по агробизнесу в учебные дисциплины, преподаваемые в начальной и средней школе: обществознание, биологию, химию, технологию, основы безопасности жизнедеятельности и другие предметы. Хорошие результаты дало введение элективных курсов «Основы агробизнеса», «Первые шаги к лидерству», преподавание в профессиональных учреждениях НПО, СПО и ВПО курсов «Организация производства и предпринимательство в АПК», «Основы организации агробизнеса», «Основы бизнес-проектирования», «Основы финансов для предпринимательства», «Развитие лидерского потенциала». Программа предусматривает последовательную агробизнес-проектную образовательную деятельность, проведение областного агробизнес-марафона, включающего ряд таких мероприятий, как конкурс идей «Агробизнес-Перспектива, 2012», бизнес-олимпиада, тренинг «Карьера на селе», деловая игра «Бизнес-старт», круглый стол «Бизнес в АПК: мифы и реальность», бизнес-турнир, конкурс агробизнес-проектов, научно-практическая конференция молодых ученых, экскурсии на предприятия АПК. На развитие качеств, умений и навыков успешного делового человека – сельского бизнесмена направлена организация профильной смены «Агробизнес-Академия» на базе летнего оздоровительного лагеря. Преподаватели университета вместе с учителями общеобразовательных школ разработали 30 учебно-методических комплектов по предметам с агробизнес-содержанием, включающих методическое пособие для педагогов, учебное пособие и ученическую рабочую тетрадь. С целью научно-методического сопровождения реализации системы непрерывного агробизнес-образования на сайте университета размещены в свободном доступе видеолекции по основам организации агробизнеса, бизнес-планированию в АПК, реализации агробизнес-проектов на пришкольных участках. Умение видеть перспективуОбщеобразовательные школы при поддержке университета активно включились в проектную деятельность. Заложены технологические площадки при образовательных учреждениях по проектам «Ландшафтная ферма», «Фито-ферма», «Экосад», «Экоранчо», «АгроТурФирма», «АгроБиоТех», «Мир саженцев», «Бизнес-огород», «Бизнес-ремесло», «Магазин натуральных продуктов». Разработанные учащимися бизнес-проекты практически реализуются ими на пришкольных участках или в личном подворье. На базе действующего университетского центра по работе с одаренными детьми ученикам предоставлена возможность под руководством наставников проводить научные исследования, разрабатывать инновационные бизнес-проекты и принимать участие в конкурсах и олимпиадах. Таким образом, благодаря отбору талантливой сельской молодежи формируется потенциал молодых ученых университета. С целью популяризации рабочих специальностей и возрождения престижа среднего профессионального образования на базе сельских школ внедряется программа дистанционного агробизнес-обучения школьников 10-11 классов по программам начального профессионального образования с присвоением квалификаций мастера сельскохозяйственного производства, мастера растениеводства, тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства. Значимой мерой в мотивации к труду на селе стала разработанная в университете и реализуемая в центре прогнозирования рынка труда и содействия трудоустройству программа коучинга «Карьера на селе». Неменьшую роль играет пропаганда нового образа сельского бизнесмена и популяризация достижений предпринимателей и работников агросферы, эффективных бизнес-идей в СМИ. Проводимое в вузе повышение квалификации школьных учителей, преподавателей колледжей по агробизнес-образованию и специалистов сельскохозяйственного производства способствует повышению их бизнес-грамотности и расширяет возможности по организации собственного бизнеса на селе. Таким образом, университет в составе инновационного образовательного кластера из образовательного звена превращается в региональный центр непрерывного агробизнес-образования сельского населения. Совершенно очевидно, что ведущая роль в организации такого инновационного образовательного кластера принадлежит региону. Значимо участие в подготовке кадров и бизнес-сообщества. С этих позиций, особенностью деятельности инновационного образовательного кластера по агробизнес-образованию является междисциплинарный и межведомственный характер проблем и путей их решения. Тормозом развития кластера становится отсутствие координации его деятельности на ведомственном и региональном уровнях, поскольку он входит в сферу целого ряда министерств страны (сельского хозяйства, здравоохранения, образования и науки, культуры) и разных региональных органов власти (управлений образования и науки, сельского хозяйства, труда и социального развития, занятости населения). Решение проблемы видится в создании межведомственных федерального и регионального органов, осуществляющих функцию взаимодействия министерств и управлений по вопросам кадрового обеспечения села. Государство не должно оставаться в стороне от проблемы возрождения российского села в новой форме российской агробизнес-деревни. Для подготовки учеников к сельскохозяйственному труду на пришкольном участке школы агробизнеса в селе Татаново создан мини-агрокомплекс. В его состав входят школьный сад, мини-питомник, мини-маточник, 2 поликарбонатные теплицы, 1 стеклянная теплица с обогревом и опытно-экспериментальный участок, состоящий из ряда отделов: полевых культур, овощных культур, цветочно-декоративных растений, ландшафтного дизайна, отдела начальных классов и ягодника. Информационно-консультационный пункт школы для взрослого населения станет профессиональной стажировочной площадкой в сфере АПК. По результатам научно-образовательной работы, инновационным достижениям и ряду других показателей решением независимой экспертизы в деле национального исследовательского учёта Мичуринский государственный аграрный университет занял первое место в рейтинге 59 вузов Министерства сельского хозяйства РФ. Он стал единственным из аграрных вузов страны, включённым в число 20 кластеров страны в биофармакологическом секторе с научным направлением получения продуктов здорового питания. Качественное образование невозможно без производственной практики по специальности. Агрономы и плодоводы теоретические знания закрепляют работой в двух учебных хозяйствах вуза, на опытных полях, в садах, на полигонах. Будущие специалисты по сервисному обслуживанию автотракторной техники проходят обучение в одном из лучших в регионе центров техобслуживания автомобилей, для студентов гуманитарного факультета созданы многотиражная газета и телевидение, а товароведы практикуются в центре сертификации. Кроме этого, активно осуществляют свою деятельность филиалы кафедр на производственных предприятиях региона. Мичуринский ГАУ принял участие в международной агровыставке «Флориада-2012» в Голландии. В этом году форум затрагивал экологические проблемы агропромышленного комплекса, качество жизни человека, обеспечение жителей полезными продуктами питания, инновационные тенденции развития образовательной сферы. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|