Рецепты от химиковТверской химико-технологический колледж является единственным учебным заведением в области, обеспечивающим кадрами предприятия химической отрасли. В статье предложено несколько эффективных методов повышения качества профильного образования в ссузе. Просмотров: 2145
Несколько эффективных методов повышения качества профильного образования в ссузе
Тверской химико-технологический колледж является единственным учебным заведением в области, обеспечивающим кадрами предприятия химической отрасли и имеющим приоритетное право на подготовку специалистов для высокотехнологичных производств. В связи с этим к качеству базовых знаний по профильным дисциплинам здесь предъявляются особые требования. Одной из действенных форм совершенствования качества подготовки специалиста-химика стало участие коллектива Тверского химико-технологического колледжа (ТХТК) в разработке проекта федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования 3-го поколения. По заказу Департамента экономического развития Тверской области в ссузе осуществлялась разработка макета профессиональной образовательной программы специальности «Биохимическое производство» (240705), вошедшей в ключевой спектр экономики региона. Положительные отзывы Федерального института развития образования и работодателей, многолетний педагогический опыт позволили продолжить эту работу относительно всех действующих специальностей учебного заведения. * * * Девизом Международного года химии (2011) стал рефрен «Химия – наша жизнь, наше будущее», подчеркивающий важнейшую роль этой науки в обеспечении устойчивого развития человечества. Одна из целей профильного года – способствовать пониманию роли химии различными слоями общества и повышению интереса молодежи к химическим наукам. Эффективным средством мотивации студентов к практической и экспериментальной деятельности, освоению новых знаний являются олимпиады. И с недавнего времени ТХТК выступает инициатором и исполнителем таких важных федеральных проектов, как всероссийские олимпиады. Так, в 2010 году непосредственно на базе ссуза состоялась Всероссийская олимпиада по химии среди студентов учебных заведений Ассоциации нефтехимического профиля «Нефтехимобр», в которой приняли участие 15 учебных заведений из 4 федеральных округов России. Организована и проведена Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся учреждений среднего профессионального образования по специальности «Химическая технология органических веществ» (240401), в которой участвовали представители 15 учебных заведений из 5 федеральных округов, продемонстрировавшие теоретическую и практическую подготовку, профессиональные умения, творчество и высокую культуру труда, умение на практике применять современные технологии. * * * Безусловно, хорошая подготовка специалистов невозможна без системной работы на лабораторных занятиях, в научно-исследовательских кружках, выполнения практических заданий, в ходе которых формируются и закрепляются практические навыки обращения с оборудованием, ведения необходимых расчетов, правильного оформления данных анализа. Однако, как показывает опыт педагогов колледжа, на первое место выступает научно-исследовательская работа со студентами, развитие которой стимулирует не только интерес к химии, но и способствует росту мотивации к ее освоению. Преподавателями и студентами проводятся исследования по самым актуальным темам в области химической науки. Лучшие работы учащихся представляются к участию в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах. Например, в мае нынешнего года студенты колледжа В. Щуплецов и К. Кудин заняли призовые места во Всероссийской олимпиаде по химии студентов Ассоциации учебных заведений нефтехимического профиля «Нефтехимобр» в городе Невинномысске. Публичные выступления студентов, оценка и признание их работы ровесниками и преподавателями значительно повышают интерес молодых людей к изучаемому предмету. * * * Существенно влияет на результаты овладения студентами знаниями и умениями развитие социального партнерства. Проходя практическую и теоретическую подготовку на предприятии, учащиеся получают необходимый запас конкретных знаний, навыков и приемов, что позволяет по окончании учебы быстро адаптироваться на любом рабочем месте. В связи с этим колледж активно сотрудничает с предприятиями химической отрасли. Деловые партнерские отношения сложились с такими предприятиями-заказчиками кадров, как ОАО «Химволокно», ОАО «Сибур-ПЭТФ», ЗАО «ПОЛИГРАН», ЗАО «Диэлектрические кабельные системы», ЗАО «Хлеб», Всероссийский научно-исследовательский и проектно-технологический институт механизации льноводства, Управление Росгосхлебинспекции по Тверской области. Тематика дипломных проектов разрабатывается совместно с представителями предприятий и учреждений и направлена на решение реальных производственных задач. Руководители, консультанты и рецензенты дипломных проектов подбираются не только из числа преподавателей, но и специалистов предприятий. Для обеспечения качества химического образования колледж сотрудничает не только с промышленными предприятиями, но и с научно-исследовательскими учреждениями, институтами. Партнерами ТХТК являются Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия, Всероссийский научно-исследовательский институт механизации льноводства Россельхозакадемии, ГНУ «Независимая экспертиза товаров и услуг». * * * Подготовить квалифицированных специалистов, воспитать творческую личность может только педагог, который сам творит и созидает вместе со студентом, развивается профессионально. Реализация новых подходов к задачам профобразования привела коллектив творчески и нестандартно работающих педагогов колледжа к идее создания творческой лаборатории «Инновационные технологии в образовании». Здесь осуществляется научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа в области новых технологий обучения, внедрение личностно-ориентированных технологий образования, позволяющих повысить качество подготовки специалистов и дать студентам правильное и полное представление о профессиональной деятельности. Важно отметить, что сегодня инновационные технологии в профессиональном образовании позволяют реализовать системный подход в подготовке специалистов, формируют важнейшее качество работника – профессиональную компетентность. * * * Повышение качества химического образования через разработку и внедрение новых технологий в практику подготовки специалистов – задача, которую также решает областное методическое объединение преподавателей ссузов по химии. Материально-техническая база химических лабораторий колледжа, современное оборудование дали возможность учебному заведению стать руководящим центром проведения ежегодных заседаний и семинаров объединения, на которых рассматриваются и обсуждаются актуальные проблемы обеспечения качества химического образования в ссузе. Выявлению и развитию лучшего опыта и практики педагогических работников средних специальных учебных заведений химического профиля значительно способствовал Всероссийский конкурс педагогического мастерства среди преподавателей химических дисциплин ссузов Ассоциации «Нефтехимобр», организованный в 2011 году на базе Тверского химико-технологического колледжа. Разнообразна и обширна его география: своих представителей делегировали 19 городов России. Конкурс продемонстрировал наличие в области химического образования высокого кадрового потенциала для подготовки специалиста с необходимыми профессиональными и личностными качествами. * * * Реализация избранных путей обеспечения качества химического образования стимулирует систематическую работу студентов Тверского химико-технологического колледжа, приучает их к самостоятельному планированию будущих результатов, учит пользоваться приобретенными знаниями для решения профессиональных задач, развивает творческое мышление, формирует всесторонне развитую личность. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|