Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проблемы вузовского филологического образования

Семинар-совещание с заведующими кафедрами русского языка и литературы высших учебных заведений РФ проходил в Москве в конце февраля. В. Путин отметил, что уровень владения русским языком среди молодежи снижается, как и интерес к литературе. «Наша страна - некогда самая читающая в мире - уже не может претендовать на это почетное звание».

Просмотров: 940

По инициативе Администрации Президента Российской Федерации 19-21 февраля 2014 г. в Москве состоялся семинар-совещание с заведующими кафедрами русского языка и литературы высших учебных заведений Российской Федерации. В совещании приняла участие зав. кафедрой литературы и журналистики Адыгейского государственного университета д.ф.н., профессор Ф.Б. Бешукова.

Высокий уровень мероприятия продиктован осознанием правительством серьезности кризиса филологической науки в современном образовательном и общекультурном пространстве. Резкий спад цифр набора на филологические специальности параллельно с процессами снижения уровня грамотности населения, читательской активности, засилья сниженной и иностранной лексики – реалии нашей действительности, которые отражаются на культурном и духовно-нравственном состоянии российского общества. Проблема настолько остра, что привлекла внимание главы государства. В. Путин отметил, что уровень владения русским языком среди молодежи снижается, как и интерес к литературе. «Наша страна - некогда самая читающая в мире - уже не может претендовать на это почетное звание».

В своем послании к Федеральному собранию В. Путин много говорил о воспитательной роли образования, а филология исторически-объективно является важнейшим и действенным средством формирования духовно-нравственных основ общества. И в этом контексте не возникает сомнений в необходимости поддержания филологического образования на государственном уровне, о чем говорит и масштаб совещания (были приглашены более 100 заведующих кафедрами литературы и русского языка из всех федеральных вузов), и тематика представленных на нем докладов - не только известных ученых-филологов, но и историков, политологов, социологов, чиновников и политических деятелей, обеспокоенных сохранением и усилением роли русского языка и русской литературы как объединяющих факторов российского общества.

В докладах и обсуждениях поднимались комплексные гуманитарные проблемы, как, например: национальная и культурная идентичность, необходимость восстановления и усиления национальных ценностей, консерватизм и патриотизм в российской истории, а также вопросы, волнующие преподавателей вузов: это реформа образования, стандарты нового поколения, интерактивные методики обучения, необходимость введения общеобразовательных курсов литературы и русского языка на нефилологических факультетах (что уже практикуется в ряде вузов), несовершенство программы ЕГЭ по литературе, формат проведения выпускного сочинения. Говорилось и о тенденциях негативного плана, в частности, о сокращении бюджетных мест, низкой оплате труда, о все возрастающей бюрократизации вузов, мешающей научной и преподавательской работе.

Очень важно, что Адыгейский госуниверситет успешно решает многие из озвученных проблем, и филологический факультет, несмотря на объективные трудности и кризис в филологии, не только сохранился, но и расширяет направления подготовки. В значительной степени этому содействуют политика ректора АГУ профессора Рашида Думаличевича Хунагова, знатока и ценителя литературы, постоянно подчеркивающего роль литературы и русского языка в образовательном и воспитательном процессе, и активная созидательная деятельность по сохранению филологии декана филологического факультета профессора Учужука Масхудовича Панеша.

Следующий год, по прогнозам сотрудников Администрации Президента, будет объявлен Годом литературы. В этом контексте также можно отметить, что в нашем вузе по инициативе филологического факультета традиционно проводятся мероприятия, нацеленные на популяризацию литературы и русского языка: это недели русского и родного языка, славянской филологии, литературные среды, круглые столы, международные конференции по актуальным вопросам филологии и мн. др. В частности, в этом году приказом ректора АГУ утвержден ряд мероприятий, приуроченных к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Таким образом, можно констатировать, что филологи не прекращали, невзирая на политические кризисы, смены формаций, трудности экономического плана, нести «разумное, доброе, вечное» и не снижали планку духовно-нравственного и культурно-воспитательного образовательного дискурса, поменялись только методы, но не содержание. Кстати, на филологическом факультете, как и во всем вузе, активно внедряются активные и интерактивные методики преподавания и организации аудиторной и самостоятельной работы. Для этого создана серьезная методологическая и техническая платформа. А на сегодняшний день появилась надежда на помощь и поддержку государства.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: адыгейский государственный университет, гуманитарное образование, семинар

Похожие материалы:
В БФУ обсуждают взаимодействие технологий и гуманитарных наук
Гуманитарная катастрофа
Международная ассоциация гуманитариев – «республика» ученых
Третья сессия Российской школы политики состоялась в Москве
Русский – язык больших возможностей
Гуманитарии Дагестана: ответственность за судьбу народа и республики
В Ульяновске прошел всероссийский семинар проректоров по воспитательной работе
Экономика в вопросах и ответах
МИЭТ объявляет набор слушателей на практические семинары по энергосбережению
Игорь Ким о филологическом образовании в условиях реформ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#102Значительный вклад в развитие Дагестана вносит филиал ДГУ в Кизляре
#105Валерий Ефимов о глобальной трансформации высшей школы
#98Цифровизация образования в России и мире
#104Форум сети INQAAHE состоялся на острове Маврикий
#100Академия, положившая начало высшему ветеринарному образованию в России
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний