Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Подготовка кадров для аэрокосмической отрасли

Профессия космонавта интересна, но престиж ее пошатнулся по многим причинам. О причинах и следствиях, перспективах развития и проектах беседуем с летчиком-космонавтом Александром Лазуткиным.

Просмотров: 2479

Полетят ли в космос будущие россияне?

ЛАЗУТКИН Александр Иванович – летчик-космонавт, лейтенант-инженер запаса, заместитель директора по научно-просветительной работе и связям с общественностью Мемориального музея космонавтики.

Профессия космонавта не исчезнет, пока есть любители астрономии Сегодня гость номера – Александр Лазуткин , летчик-космонавт, Герой России. Наш разговор о том, многие ли из современных школьников мечтают повторить подвиг Юрия Гагарина, какие кадры нужны аэрокосмической отрасли и от чего зависит будущее российской космонавтики.

– Еще тридцать-сорок лет назад о профессии космонавта мечтало большинство школьников: все хотели повторить подвиг Юрия Гагарина и совершить полет вокруг Земли. Насколько сегодня популярна, престижна профессия космонавта, на ваш взгляд?

– Я бы начал с того, что профессия космонавта по-прежнему интересна, но ее престиж, конечно, очень здорово пошатнулся по нескольким причинам. Первая – в средствах массовой информации практически не говорится о космонавтике. Когда случается что-то плохое – например, спутник упал, – об этом сообщений много, потом еще слегка помуссируется: кого за это накажут. А когда люди полетели в космос, в СМИ проходит краткое «экипаж полетел», на этом все. Вот это отсутствие информации и сказывается на престиже и формировании интереса к профессии. И второе – это, конечно, зарплата, которая у космонавтов не отличается высоким уровнем. Когда узнают, сколько мы получаем, говорят: «Столько мы можем и в другом месте заработать».

– По мнению одного из наших авторов, известного ученого-астронома Анатолия Черепащука, астрономия ищет ответы на важнейшие, может, самые главные вопросы: как возникла Вселенная, что такое Солнце, есть ли где-то в космосе жизнь… Однако из школьной программы астрономия исключена. Насколько губительно это повлияло на аэрокосмическую отрасль, на ваш взгляд?

– К сожалению, в целом образовательный уровень молодых специалистов, которые приходят в аэрокосмическую отрасль, отличается в худшую сторону от уровня специалистов, которые приходили двадцать лет назад.

Что касается астрономии, это предмет, который формирует мировоззрение человека. С самых древних времен астрономия была обязательной дисциплиной при воспитании людей. Предметы, которые сейчас преподаются в школе, касаются микромира, но не охватывают макромир. А он оказывает на нас значительно большее влияние, чем микромир. Все мы живем по циклам, которые формируются в космосе: солнечная активность, что-то приходит из центра нашей Галактики. А этого в школьной программе нет.

– Не приведет ли это к тому, что лет через пять отряд российских космонавтов перестанет пополняться новым поколением космонавтов?

– Отряд не перестанет пополняться новым поколением, так как любители астрономии всегда были и будут. По сути, нам сейчас и не нужно очень много космонавтов. Хуже дело будет обстоять, если малограмотные люди придут в аэрокосмическую отрасль и станут создавать космическую технику.

– Российская стратегия пилотируемой космонавтики разработана до 2030 года. В нее входят полеты на Луну, Марс и далее. А главное, с особым вниманием будет проводиться отбор в космонавты. И есть мнение, что это должен быть общенациональный отбор, в котором сможет принять участие каждый школьник. По-вашему, какие условия нужно создать, чтобы подобная система отбора была запущена и стала эффективной?

– Общенациональной система отбора космонавтов была всегда. Другое дело – взять на работу человека, например, из Сибири сложно, потому что ему нужно предоставить жилье в Москве, а наши предприятия не могут сейчас свободно оперировать этими вопросами.

Конечно, хочется, чтобы школьники тоже принимали участие в отборе в космонавты, но пока мы начинаем его только со студентов старших курсов. Два критерия, по которым человек отбирается: здоровье и умственные способности. Нужно высшее образование как минимум. И потом, человек, который собирается в отряд, должен быть уверен, что его выбор правильный, и он сможет работать в космической отрасли, в поле научных исследований, почувствовать, что это его дело. И только после этого идти в отряд.

– Александр Иванович, работая в Мемориальном музее космонавтики, вы занимаетесь и программами по аэрокосмическому образованию школьников. В чем суть этих программ?

– Первое, что я пытаюсь, – развить у школьников интерес к космонавтике, и даже шире, к познанию окружающего мира. Космонавтика – это одна из сфер, через которую можно хорошо рассказать и о медицине, и о биологии, и о физике, и об астрономии. Школьники, особенно двенадцати-тринадцатилетние подростки, увлеченно слушают, когда им рассказываешь о полетах в космос, они впитывают все, как губка. Развить этот интерес – наша самая главная задача. Для этого мы организовываем встречи с космонавтами, показываем фильмы, фотографии, снятые во время работы на международной космической станции. У нас есть образовательные программы, рассказывающие о том, как делается космическая техника. Кроме того, проводим двухнедельные «космические» лагеря, в основном на базе Центра подготовки космонавтов.

– В аэрокосмической отрасли высока доля наукоемких исследований, производств. Тесно сотрудничая с вузовским сектором, как бы вы оценили интерес молодежи к науке?

– Интерес, безусловно, есть. Но при этом важно донести до студента, что научная деятельность – это работа не на оценку, а на себя: по принципу «я хочу узнать». Это творческий процесс, поэтому мы стараемся сначала заинтересовать людей космонавтикой, а затем сформировать у них научный стиль мышления.

– Вы являетесь автором и руководителем первого серьезного межвузовского проекта «Арктика» студенческого Центра управления полетами Сибирского государственного аэрокосмического университета. Он касается исследований полярных льдов. Расскажите, пожалуйста, каких главных результатов удалось достичь в пилотном варианте?

– Программа «Арктика» направлена на изучение динамики изменения ледового покрытия Арктического района с помощью метрологических спутников, которые в большом количестве летают над нашей планетой. Если мы расположим пять-семь станций вдоль северного побережья России на всем протяжении от Камчатки до Кольского полуострова, они нам позволят ежедневно получать изображения ледового покрытия всего Арктического района. По мнению ученых, происходящих ныне в Северном Ледовитом океане явлений не было около 120 тыс. лет – льды тают. Специалисты обеспокоены этим и пытаются найти причину. Молодежи также под силу приложить к этому свои знания и способности. Для этого требуется получать необходимую информацию и анализировать ее.

– Какие еще собственные образовательные проекты вы бы отметили?

– Для студентов у меня есть программа «Космическая Одиссея», которая уже опробована в СибГАУ имени академика М.Ф. Решетнева и МГТУ имени Н.Э. Баумана. С ее помощью я пытался на деле показать студентам, что собой представляет профессия космонавта. Участники программы прошли все этапы подготовки космического полета. Все это специально для них моделировалось. Затем лучшие совершили свой космический полет, правда, виртуальный – в Центре подготовки космонавтов на тренажере. Причем во время полета для студентов, как для настоящих космонавтов, разыгрывались и внештатные ситуации.

– В честь пятидесятилетия первого полета человека в космос 2011-й объявлен Годом российской космонавтики. Как вы считаете, ожидают ли Россию в ближайшем будущем подобные по значимости «звездные» победы?

– Конечно, ожидают. Другое дело – как быстро это произойдет. Чтобы эти победы были, во-первых, должна существовать база – предприятия космической техники, высококлассные специалисты, которые могли бы решать такие задачи. И во-вторых – это политическая воля руководства страны. Когда в 1961 году Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полет в космос, президент США Джон Кеннеди сказал: «А мы должны в ближайшее десятилетие отправить людей на Луну». И американцы сплотились для достижения этой цели и задачу такую решили. То есть для достижения «звездных» результатов в России нужно, чтобы руководство страны не оставалось в стороне от проблем аэрокосмической отрасли.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: аэрокосмическое образование, александр лазуткин, гость номера, ао-47

Похожие материалы:
МАИ расширил деловые связи на «МАКС – 2013»
На авиасалоне МАКС-2013 ЮФУ подпишет соглашение с ОАО ОАК
МАИ и УлГТУ подписали соглашение о сотрудничестве
В поле зрения президента – колледжи и ПТУ
Драйверы инновационного пути
Подготовка специалистов среднего звена
Проектирование образовательных программ в авиакосмической области
Пермский Политех представит свои разработки на МАКС-2015
Современный студент: подрабатывает или «подучивается»?
Плюсы и минусы законопроекта «Об образовании в РФ»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (115) 2019

Так случилось (и мы над этим упорно работали), что в новом году у «АО» - и дизайн новый. Отныне у журнала приятно-округлые логотип и шрифт, по иному представлены разделы, другой подход к визуализации контента. Стиль подачи материалов поменялся, но их качество осталось прежним. В своей работе мы стараемся следовать кредо «Любая деталь достойна внимания», а вот насколько нам это удаётся - судить, как всегда, вам, дорогие читатели!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дайджест № 115 «Аккредитация в образовании»
В новом номере «АО» читайте. Становление Национальной системы квалификации: почему принятые...
Белгородская область
Белгородская область – один из пяти пилотных регионов, где уже идет работа над созданием...
Инновационные технологии в АПК России: основные шаги стратегического планирования
Программа деятельности центра мирового уровня «Инновационные решения в АПК» является продолжением...
Самарский НОЦ: траектория восхождения
Всего за несколько месяцев самарцы провели колоссальную работу и готовы представить свой проект...
Новосибирская область: потенциал развития и лидерства
О ключевых составляющих «сибирского лидерства» в интервью корреспонденту «АО» рассказал министр...
Из журнала
#107Качественное классическое образование в Мурманском педагогическом колледже
#110Йошкар-Олинский технологический колледж повышает конкурентоспособность профобразования
#103Модель экспорта образования: онлайн-обучение
#106Роль ресурсного центра в управлении инновационной деятельностью образовательных организаций
#104В Педагогическом колледже им. Н.К.Калугина создан ресурсный центр для детей с ОВЗ
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ