О проектном подходе в государственной молодежной политикеО реализации проектного подхода, развитии деловой и общественной активности студенческой молодежи в стране и в системе потребительской кооперации наш корреспондент беседует с одним из авторов Стратегии государственной молодежной политики в РФ – Сергеем Гилем. Просмотров: 4058
Хорошо, когда идеи воплощаются, а не мерещатся
В 2006 году в России была утверждена Стратегия государственной молодежной политики в РФ, рассчитанная на десять лет. Один из ведущих принципов, на которых она базируется, – проектный подход, нацеленный на творческую деятельность и практический результат. О реализации проектного подхода, развитии деловой и общественной активности студенческой молодежи в стране и в системе потребительской кооперации наш корреспондент беседует с одним из авторов стратегии – начальником управления образования и инноваций Центросоюза России, доктором педагогических наук Сергеем ГИЛЕМ. – Сергей Сергеевич, характеризуя стратегию государственной молодёжной политики в Российской Федерации, вы отметили, что ее главное предназначение – пробить дорогу проектному подходу и официально легитимировать его на федеральном уровне. Вот это в целом удается? – До 2016 года еще есть некоторое время. Но уже сейчас видно, что проектный подход в российском управлении, причем именно на федеральном уровне, пробил себе широкую дорогу и обрел свою функциональную нишу. Посмотрите на факты: по указу Президента России в стране проводятся ежегодные конкурсы поддержки проектов некоммерческих организаций – это раз. Появился абсолютно новый цикл конкурсов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций по линии Министерства экономического развития – два. Более трех лет реализует стратегию развития региональных программ и проектов Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, – три. Обрел роль главной сборочной площадки для инициативных авторов и проектировщиков Всероссийский молодежный форум на Селигере. Но и это еще не все. Обратите внимание на деятельность Агентства стратегического развития. Сформированное по инициативе Председателя Правительства РФ, это учреждение становится ведущим модератором и лоббистом проектноинновационной деятельности на территории России. Так что можно утверждать: к 2012 году тренд проектного подхода в нашей стране обрел институциональное выражение, причем именно по отношению к молодежи, которая и является ведущим проектантом. А возвращаясь к стратегии, следует сказать, что нам как авторам всего лишь удалось уловить восходящую тенденцию движения к инновационной деятельности. В условиях турбулентной экономики переходного периода проектная инициатива – хороший инструмент для становления молодого человека. – Какие из проектов последних лет, в которых участвуют студенты техникумов, колледжей, вузов, вы считаете самыми удачными и результативными в плане общественной значимости и значимости для участников?
– На ваш вопрос непросто ответить однозначно. По одному из известных определений, «проект – это вброс в будущее». Время, необходимое для воплощения одной более или менее значимой идеи, составляет около трех лет, а для ее устойчивого воспроизводства требуется шестьвосемь лет. И это в случае, если авторы неистово продвигают идею, заражая своей энергией других. Как и то, что турбулентное время требует определения минимального числа приоритетов. Кстати, в стратегии их заявлено три. И относятся они не к важнейшим группам молодежи, а к юношам, девушкам и подросткам, которые находятся в разных социальных состояниях: одни являются лидерами, другие обладают высоким уровнем активности, а третьи характеризуются ограниченным ресурсом возможностей, причем среди третьих есть такие, которые находятся в конфликте с законом. Речь идет именно о состоянии, а не о стигме и печати. К сожалению, как мне кажется, тонкая грань между этими понятиями весьма плохо понимается и еще хуже реализуется в молодежных проектах. И потому в регионах России к ним притягивается недостаточно ребятинвалидов, детдомовцев, выпускников закрытых учреждений, в том числе тюрем. Прошу несогласных меня услышать: показателем состоятельности любого общественного проекта является численность его сторонников и «делателей», а таких среди названных выше категорий мало. Впрочем, молодежные проекты можно развивать в идеологии социальной помощи и по линии социальных услуг. Но с поправкой на то, что это проекты сферы социальной защиты населения. Завершая ответ на ваш вопрос, могу добавить, что, на мой взгляд, к числу важнейших и прорывных в государственной молодежной политике относятся волонтерские проекты, всплеск которых наблюдается в настоящее время. Несмотря на колоссальную разницу в содержании их значение будет возрастать. Вопервых, потому что волонтерство – мировой атрибут общественной жизни. Вовторых, при помощи Сочи2014 и Чемпионата мира по футболу2018 целому поколению молодых россиян выпадет счастливый шанс быстро принять и освоить наивысшие стандарты и нормы общественной деятельности. – Имеются ли, хотя бы на уровне регионов, проекты, адресованные студенческой молодежи системы российской потребкооперации? Что они собой представляют?
– Самой природой потребительской кооперации сформирован и особый уклад жизнедеятельности кооперативных техникумов и университетов. Кстати, в системе Центросоюза их 52+2, и учится в них около 100 тыс. студентов. Особенных. Назову их немного пафосно – «люди умеющие и делающие». На чем основана такая уверенность? На тех самых специальных проектах, которые адресованы нашим студентам. Сегодня мы акцентируем внимание на трех из них: Национальном чемпионате профессий и предпринимательских идей, «Предпринимательской деревне» и профессиональном полигоне «Организация кооперативного дела и предпринимательства». Эти проекты служат постоянно действующими площадками для профессиональных проб и карьерных взлетов студентов и молодых лидеров кооперации, являются социальными лифтами. Мы спроектировали их таким образом, чтобы каждый принявший решение об участии получил доступ к ресурсам лучших отечественных бизнестренингов и программ мобильного обучения, к освоению наивысших стандартов качества в профессиональной деятельности. В 2012 году, апробируя модель Чемпионата предпринимательских идей, мы вовлекли в него более тысячи студентов и удивили их мастерством примерно 20 тыс. человек в 13 регионах России. Использую глагол «удивили» сознательно. Так как все наши проекты открыты и адресованы населению, самые важные испытания стажеры проектов проходят перед лицом клиентов. На языке профобразования это называется «демонстрационный квалификационный экзамен перед заказчиком и клиентом». А у стажеров испытания вошли в историю чемпионата как масштабные флэшмобы1. Важно отметить, что созданные нами проекты – долговременные, и мы постоянно мониторим их качество. Социальные лифты должны работать без перебоев и быть самими передовыми. Кстати, наши проекты поддержали эксперты Агентства стратегических инициатив и Министерства образования и науки России. – Позвольте два вопроса, связанные именно с уникальностью системы потребительской кооперации, где специалистам приходится работать в очень сложных условиях. Первый – о профессиональной ориентации. Во многих европейских странах имеются консультанты, которые помогают и вчерашним студентам, и людям в возрасте сделать правильный выбор, ориентируясь на запросы рынка труда. В России таких специалистов нет. Как вы выходите из положения? – Да, такие специалисты крайне необходимы. Но не столько в качестве навигаторов (что тоже важно), сколько в качестве провайдеров в достижении необходимого и востребованного жизнью уровня и качества профессиональных умений (компетенций). Нужны специалисты, которые способны помочь студентам выстроить траекторию достижения персональных результатов в профессии и в деле. Мы увидели колоссальную необходимость в таком провайдере, как только приступили к проектированию профполигона «Организация кооперативного дела и предпринимательства» с пилотной командой Кемеровского кооперативного техникума и Ульяновского техникума экономики и права Центросоюза России. И тогда совместно с советом директоров кооперативных техникумов приняли решение о пилотной разработке темы «Провайдеры профессионализма». В течение начавшегося учебного года важно исследовать и спроектировать модель тренератьютора для предпринимательского и кооперативного образования. – Сейчас в нашей стране введены в практику новые федеральные государственные образовательные стандарты, основанные на компетенциях, и выполнение их требований напрямую связано с разработкой профессиональных стандартов. Вопрос второй: насколько сложно составить профессиональные стандарты для кооперативного образования и можно ли считать проделанную работу удовлетворительной? Если нет, что еще нужно сделать? – Разработка профессиональных стандартов для кооперативного и предпринимательского образования – задача из многих ходов. Ее не решить силами только образовательной системы. Отраслевое образование системы Центросоюза России приступило к проработке темы ФГОС третьего поколения одним из первых, в 2009 году. За время, прошедшее с той поры, мы скомплектовали собственную команду экспертов по ФГОС, способных решать задачи как для своего учебного заведения, так и для системы профессионального образования в целом. Это сотрудники техникумов, подтвердившие свой статус в ФИРО. Они подготовили востребованные программы для техникумов. В 2012 году мы начали работать над профильным (кооперативным и предпринимательским) компонентом образования. А площадкой для выработки и пилотирования искомого профессионального стандарта сделали упомянутый выше профполигон. Уже в августе 2013 года на Российском слете тренеров и тьюторов предпринимательского и кооперативного образования можно будет этот стандарт представить. – На чей опыт профессиональной ориентации, выработки профессиональных компетенций у молодежи, подготовки квалифицированных специалистов, востребованных рынком труда, развития деловой и связанной с этим общественной активности молодежи могла бы опереться система кооперативного образования? Что вам кажется самым существенным в этом опыте? – Могу показаться консервативным, но думаю, что опыт сам по себе нам не интересен. Важны технологические решения, приводящие к устойчивому результату. Необходимо актуализировать ресурсы отечественной педагогики, особенно связанные с коллективной творческой деятельностью, увидеть лучшие в мире «работающие» практики трудового воспитания и воспитания в труде (США, Финляндия), просканировать мировую модель WorldSkills International как технологическую платформу комплексного решения для указанных вами вопросов. Мы это сделали. Потому и родились проекты, о которых говорилось выше. Объем публикации не позволяет широко ответить на вопрос, поэтому процитирую два базовых принципа организации профессионального образования и профессионального воспитания молодежи в Финляндии. Они потрясающе просты: обучение в работе плюс удовлетворение студента от себя в процессе работы. В педагогике и образовании важны не столько организационные модели, сколько базовые идеи. В нашей работе эти идеи воплощаются, а не мерещатся. Правда, не в том объеме, как хочется. Зато у нас много работы и перспектив. – Что, на ваш взгляд, нужно предпринимать в дальнейшем на уровне России, системы образования, каждого учебного заведения, чтобы подготовить инновационное поколение, которое сумеет воссоздать прочную систему потребительской кооперации, базирующуюся на новых рыночных основах? – Необходимо многократно, во многих циклах сделать то, о чем мы уже говорили. Как иронизировали у нас на истфаке Омского пединститута: лет пятнадцать тренировки и потом двести лет устойчивого воспроизводства лучших педагогических моделей. – Ваш прогноз: как скоро появится такое поколение инноваторов? – Оно уже живет, опережая нас с вами. Но в основном выбирает сферы, где все проще: есть Интернет, сетевые коммуникации и сообщества, мобильный бизнес. Все наши проекты «про инноваторство». Реализуя их, мы обладаем уникальным шансом любоваться взлетами и победами участников. Могу сказать скептикам: зрелище достойно внимания. Уверен: придет время, и сегодняшние стажеры проектов заявят о себе с необходимой для их дела степенью громкости. Инноваторы не шумят, они делают.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|