Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Поддержка одаренных детей: начать с семьи

В России на разных уровнях обсуждают проект Концепции по поддержке одаренных детей и молодежи, разработанный Минобрнауки РФ. В СМИ много пишут и говорят о том, что в стране нужны школы для одаренных детей, особая подготовка учительских кадров для работы с этой категорией учащихся, новые методики и т.д. И лишь немногие специалисты напоминают, что развивать одаренность в ребенке с малых лет должны родители.

Просмотров: 2040

Разглядеть в пеленках чудо-ребенка

…Когда полуторагодовалого мальчика Вову незнакомые ему люди спросили, кого он больше любит маму или бабушку, тот, немного подумав, спокойно ответил: «Дедушку Юру», и улыбнулся, довольный собой. Сейчас мальчику четыре года и его речевой интеллект, яркие речевые фантазии ни один раз ставили в тупик взрослых. Например, бабушка говорит: «Малыш, как ты себя чувствуешь?». А он парирует: «Я малыш?! Почему? Я ведь не хожу в ясельную группу».

Сколько составит его IQ, когда он вырастет, неизвестно. Как хотелось бы верить в то, что осмысленность произнесенных фраз, присущая Владимиру с пеленок в общении с людьми, – это приметы некой одаренности. Смогут ли очень молодые родители, не имеющие специального (и даже высшего образования) быть помощниками своему неординарному ребенку? В чем проявляется неординарность? Мальчик любит играть в одиночестве, он стремится закрывать двери в ту комнату, где его посетила какая-то фантазия. Особенно его привлекают механические игрушки, которые он разбирает до основания, а потом пытается собрать. О том, что Вовочка прекрасно освоился с ключами и умеет в свои четыре года открывать и закрывать замок двери, взрослые узнали, когда он, потихонечку одевшись, однажды вышел из дома ранним утром гулять, самостоятельно справившись с дверью.

Судя по реакции родителей, никто в этой малообеспеченной и многодетной семье (кроме Вовы есть еще двое детей) не нацелен серьезно заниматься с этим ребенком, помогая ему познавать мир. «Он и так у нас самый сообразительный, – удивленно говорит молодая мама, – нам бы прокормить всех». Жаль! Ученые считают, что «случаи языковой одаренности в детстве отнюдь не редки и свидетельствуют о раннем развитии интеллекта». 1

Возможно, когда вырастут дети, и встанет вопрос, каким ремеслом им зарабатывать себе на хлеб, она поймет, как была не права. Однажды мне пришлось беседовать с мамой пятерых детей школьного возраста. Старшему сыну Николаю было пятнадцать лет, но он уже учился в политехническом институте в Йошкар-Оле. Юноша досрочно окончил среднюю школу, в которой учился самостоятельно, экстерном сдавал предметы, «прыгая» через классы. Все предметы давались ему одинаково легко. Пожалуй, лишь некоторые трудности он испытывал по литературе – в силу своего возраста не всегда мог разобраться в мотивации человеческих поступков.

Все его сестры были отличницами. Причем три девочки тоже умудрились из второго класса «прыгнуть» сразу в четвертый. И только лишь самая младшая училась как все, переходя из класса в класс, правда, с пятерками.

«Это я виновата в том, что Оленька у нас самая слабенькая по учебе,- рассказывала мама семейства, – старшие все крикуны были, постоянно требовали к себе внимания, вот я от них и не отходила: то книжки им читаю, то песни пою, то пластинки ставлю, разговариваю все время. А она всегда тихо лежала в кроватке. Дашь ей игрушку – она ее рассматривает и молчит. Я и рада – у меня столько дел, семья большая! И сготовить, и постирать, и убрать, всех в школу проводить, мужа на работу. Не хватало ей моего внимания, поэтому она медленно развивалась».

На мое замечание, что девочка все равно отличница, мать с грустью ответила: «Да, но ей это дается непросто, она тянется из последних сил, а старшие дети учатся легко, играючи».

Мысленно согласившись тогда со своей собеседницей, подумала о том, что не случайно психологи любят повторять: «Уровень интеллекта ребенка определяется интеллектуальным климатом семьи».2 Особенно это важно в раннем возрасте.

Это правда. Кто же будет возражать против того, что очевидно. Но тут возникает большое «но», связанное с институтом семьи. Насколько способна сейчас среднестатистическая российская семья в полной мере оказывать такое внимание детям, при котором развивались бы заложенные в них от природы способности? Каждая ли мать имеет возможность стать в какой-то мере тьютором своего ребенка? А если она мать-одиночка, то приоритет отдан лишь тому, как заработать деньги на жизнь. В этом случае ребенку может повезти, если воспитатели детского сада, в который он ходит, грамотные и любящие свое дело специалисты. Но за качественные услуги нужно тоже платить. Вот круг и замкнулся. Чем больше родители зарабатывают, тем длиннее становится дистанция между ними и детьми, тем реже они их видят. Укоротить ее в пользу общения с детьми – значит обрести семью на более низкий уровень существования (для кого-то, возможно, нищенский).

Так как же быть? На мой взгляд, моральной и материальной поддержки достойны не только преподаватели, добивающиеся успехов в подготовке талантливых учеников, о чем все говорят. Ее достойны родители, семья, в которой растет чудо-ребенок, и где он получает домашнее или дополнительное (специальное) образование, опережая при этом во многом своих сверстников. А как думаете вы?

Материал подготовила Галина Кныш-Ковешникова.

  1. Тони Мейснер. «Вундеркинды. Реализованные и нереализованные способности». М.: Крон-Пресс, 1998, стр.220.
  2. В.Н.Дружинин. «Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие». – М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001, стр. 210.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: общеобразовательная школа, поддержка талантливой молодежи

Похожие материалы:
СВФУ будет готовить предпринимателей в сфере инноваций и Интернета
Образовательная система: достижения и приоритеты
Развитие сетевого взаимодействия в школе
Учитель – ведущее звено в гармоничном развитии учащихся
Интервью с победителями конкурса «Моя инициатива в действии»
Пятый международный форум «АТР-2013. Алтай. Точки роста»
Образование: через призму двух парадигм
Создание школы XXI века надо начинать заново
Новой школе – новый учитель
Летняя школа «Лифт в будущее» открыла свои двери

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#111Опыт профессиональной переподготовки специалистов в области дизайна
#103В ИжГТУ им. М.Т. Калашникова открылся центр аддитивных технологий
#94Со дня подписания майских указов Президента РФ исполнилось пять лет
#108«Серебряный Морин хуур» – созвучие педагогических талантов
#100Коммерциализация дополнительного профессионального образования
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний