Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Поддержка одаренных детей: начать с семьи

В России на разных уровнях обсуждают проект Концепции по поддержке одаренных детей и молодежи, разработанный Минобрнауки РФ. В СМИ много пишут и говорят о том, что в стране нужны школы для одаренных детей, особая подготовка учительских кадров для работы с этой категорией учащихся, новые методики и т.д. И лишь немногие специалисты напоминают, что развивать одаренность в ребенке с малых лет должны родители.

Просмотров: 2151

Разглядеть в пеленках чудо-ребенка

…Когда полуторагодовалого мальчика Вову незнакомые ему люди спросили, кого он больше любит маму или бабушку, тот, немного подумав, спокойно ответил: «Дедушку Юру», и улыбнулся, довольный собой. Сейчас мальчику четыре года и его речевой интеллект, яркие речевые фантазии ни один раз ставили в тупик взрослых. Например, бабушка говорит: «Малыш, как ты себя чувствуешь?». А он парирует: «Я малыш?! Почему? Я ведь не хожу в ясельную группу».

Сколько составит его IQ, когда он вырастет, неизвестно. Как хотелось бы верить в то, что осмысленность произнесенных фраз, присущая Владимиру с пеленок в общении с людьми, – это приметы некой одаренности. Смогут ли очень молодые родители, не имеющие специального (и даже высшего образования) быть помощниками своему неординарному ребенку? В чем проявляется неординарность? Мальчик любит играть в одиночестве, он стремится закрывать двери в ту комнату, где его посетила какая-то фантазия. Особенно его привлекают механические игрушки, которые он разбирает до основания, а потом пытается собрать. О том, что Вовочка прекрасно освоился с ключами и умеет в свои четыре года открывать и закрывать замок двери, взрослые узнали, когда он, потихонечку одевшись, однажды вышел из дома ранним утром гулять, самостоятельно справившись с дверью.

Судя по реакции родителей, никто в этой малообеспеченной и многодетной семье (кроме Вовы есть еще двое детей) не нацелен серьезно заниматься с этим ребенком, помогая ему познавать мир. «Он и так у нас самый сообразительный, – удивленно говорит молодая мама, – нам бы прокормить всех». Жаль! Ученые считают, что «случаи языковой одаренности в детстве отнюдь не редки и свидетельствуют о раннем развитии интеллекта». 1

Возможно, когда вырастут дети, и встанет вопрос, каким ремеслом им зарабатывать себе на хлеб, она поймет, как была не права. Однажды мне пришлось беседовать с мамой пятерых детей школьного возраста. Старшему сыну Николаю было пятнадцать лет, но он уже учился в политехническом институте в Йошкар-Оле. Юноша досрочно окончил среднюю школу, в которой учился самостоятельно, экстерном сдавал предметы, «прыгая» через классы. Все предметы давались ему одинаково легко. Пожалуй, лишь некоторые трудности он испытывал по литературе – в силу своего возраста не всегда мог разобраться в мотивации человеческих поступков.

Все его сестры были отличницами. Причем три девочки тоже умудрились из второго класса «прыгнуть» сразу в четвертый. И только лишь самая младшая училась как все, переходя из класса в класс, правда, с пятерками.

«Это я виновата в том, что Оленька у нас самая слабенькая по учебе,- рассказывала мама семейства, – старшие все крикуны были, постоянно требовали к себе внимания, вот я от них и не отходила: то книжки им читаю, то песни пою, то пластинки ставлю, разговариваю все время. А она всегда тихо лежала в кроватке. Дашь ей игрушку – она ее рассматривает и молчит. Я и рада – у меня столько дел, семья большая! И сготовить, и постирать, и убрать, всех в школу проводить, мужа на работу. Не хватало ей моего внимания, поэтому она медленно развивалась».

На мое замечание, что девочка все равно отличница, мать с грустью ответила: «Да, но ей это дается непросто, она тянется из последних сил, а старшие дети учатся легко, играючи».

Мысленно согласившись тогда со своей собеседницей, подумала о том, что не случайно психологи любят повторять: «Уровень интеллекта ребенка определяется интеллектуальным климатом семьи».2 Особенно это важно в раннем возрасте.

Это правда. Кто же будет возражать против того, что очевидно. Но тут возникает большое «но», связанное с институтом семьи. Насколько способна сейчас среднестатистическая российская семья в полной мере оказывать такое внимание детям, при котором развивались бы заложенные в них от природы способности? Каждая ли мать имеет возможность стать в какой-то мере тьютором своего ребенка? А если она мать-одиночка, то приоритет отдан лишь тому, как заработать деньги на жизнь. В этом случае ребенку может повезти, если воспитатели детского сада, в который он ходит, грамотные и любящие свое дело специалисты. Но за качественные услуги нужно тоже платить. Вот круг и замкнулся. Чем больше родители зарабатывают, тем длиннее становится дистанция между ними и детьми, тем реже они их видят. Укоротить ее в пользу общения с детьми – значит обрести семью на более низкий уровень существования (для кого-то, возможно, нищенский).

Так как же быть? На мой взгляд, моральной и материальной поддержки достойны не только преподаватели, добивающиеся успехов в подготовке талантливых учеников, о чем все говорят. Ее достойны родители, семья, в которой растет чудо-ребенок, и где он получает домашнее или дополнительное (специальное) образование, опережая при этом во многом своих сверстников. А как думаете вы?

Материал подготовила Галина Кныш-Ковешникова.

  1. Тони Мейснер. «Вундеркинды. Реализованные и нереализованные способности». М.: Крон-Пресс, 1998, стр.220.
  2. В.Н.Дружинин. «Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие». – М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001, стр. 210.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Комитет по молодежной политике презентует базу «Молодые таланты Дона»
Школы Сколково. Центр развивающего обучения «Умка»
Совет родителей Челябинской области
Девятая версия рейтинга школьных сайтов
Российский союз молодежи стал грантовым оператором
XVIII Санкт-Петербургская Ассамблея молодых ученых и специалистов
Примите участие в Летней школе Академпарка
Экспресс-форум: Качество школьного образования
Международный конкурс изобретателей James Dyson Award

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ