Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

От ученика рабочего до инженера

По интегрированной форме обучения успешно готовит квалифицированных инженеров для своей отрасли Санкт-Петербургский институт машиностроения (ПИМаш). О деятельности вуза рассказывает исполняющий обязанности ректора института, доктор экономических наук Александр Иванов.

Просмотров: 1987

От ученика рабочего до инженера

Такой путь проходят студенты, обучаясь в Санкт-Петербургском институте машиностроения

По интегрированной форме обучения успешно готовит квалифицированных инженеров для своей отрасли Санкт-Петербургский институт машиностроения (ПИМаш). О деятельности вуза рассказывает исполняющий обязанности ректора института, доктор экономических наук Александр ИВАНОВ.

– Александр Владимирович, ежегодно большая часть выпускников института трудоустраивается по специальности. Откройте секрет успеха?

– Главная задача института сегодня – подготовка инженерных кадров для крупного промышленного центра Санкт-Петербурга и для предприятий Северо-Западного региона Российской Федерации. Секрет достижения ее кроется в эффективной системе инженерно-производственного обучения, внедренной в институте. Это интегрированная система подготовки специалистов по современным инновационным технологиям, включающая сочетание теоретического обучения и производственного труда. В период обучения студенты два с половиной года работают на базовых предприятиях, продвигаясь по всем ступенькам карьерной лестницы: ученик рабочего, рабочий, помощник мастера, мастер, техник, инженер. На заводах они трудятся днем, а теоретическое обучение проходят в вечерние часы. Студенты оформлены по трудовым книжкам, получают заработную плату (от 9 до 16 тыс. рублей), на заводах согласовываются темы дипломных работ. По окончании института молодым специалистам не нужен период адаптации на производстве. За последние годы ни один выпускник института ни разу не обратился на биржу труда. Эта система обучения была поддержана Союзом промышленников и предпринимателей и определена наилучшей для технических вузов.

– Какие принципы положены в основу интегрированной системы обучения? Как строятся отношения с предприятиями?

– Остановлюсь на основных принципах интегрированной системы.

Во-первых, обеспечение подготовки специалистов с учетом их реальной потребности на базовых предприятиях. Это достигается за счет непосредственных тесных контактов вуза с кадровыми службами базовых предприятий, минуя региональные центры занятости.

Во-вторых, отсутствие затрат на проведение ИПП со стороны вуза, поскольку базовые предприятия заинтересованы в направлении к ним на работу студентов на длительное время. Между тем при проведении обычных краткосрочных практик (на 1-2 месяца) многие вузы сталкиваются с серьезными трудностями при заключении договоров с предприятиями. Стоимость таких практик достигает 100-150 тыс. рублей на одну группу.

В-третьих, кадровая и материально-техническая поддержка учебного процесса базовыми предприятиями. С одной стороны, к руководству ИПП, дипломному и курсовому проектированию привлекаются ведущие специалисты базовых предприятий, с другой – во время ИПП студенты имеют возможность работать на сложном дорогостоящем оборудовании, приобрести которое вузу не по силам.

В-четвертых, усиление социального обеспечения студентов за счет доходов предприятий. Во время ИПП студенты оформляются штатными работниками, и на них распространяются все социальные права и льготы, установленные на базовых предприятиях.

В-пятых, возможность трудоустройства выпускников и их быстрой адаптации на производстве. За два-два с половиной года ИПП студенты и руководители подразделений базовых предприятий имеют возможность присмотреться друг к другу и сделать обоснованный взаимовыгодный выбор конкретного места работы выпускника.

В-шестых, частичное решение проблемы дефицита рабочих профессий на базовых предприятиях. На первом этапе ИПП в течение одного года студенты сначала обучаются рабочей профессии (с получением разряда) в отделах подготовки кадров базовых предприятий и далее работают по полученной специальности.

Сегодня у нас 29 договоров с различными предприятиями Санкт-Петербурга и области. Наш ведущий партнер – компания «Силовые машины», в которую входят ЛМЗ, ЗТЛ, «Электросила», Калужский турбинный завод, НПО ЦКТИ. Также сотрудничаем с такими крупными производственными коллективами, как машиностроительный завод «Арсенал», оптико-механическое объединение «ЛОМО», объединяющий 46 предприятий и НИИ концерн ПВО «Алмаз-Антей», в частности с Обуховским и Пролетарским заводами, конструкторским бюро специального машиностроения (КБСМ), машиностроительным заводом «Звезда», ОАО «Красный Октябрь», авиадвигателестроительной корпорацией «Климов» и многими другими производственными компаниями и холдингами.

– В институте разработана комплексная программа профессиональной ориентации молодежи. Как она реализуется?

– Работой с будущими абитуриентами занимается сектор профориентации. Он принимает активное участие во всех городских мероприятиях, связанных с профессиональной деятельностью: таких как выставка «Санкт-Петербургский образовательный форум» (Манеж), форум «Образовательные стратегии» (Дворец Белосельских-Белозерских), выставки «Высшее образование для ваших детей» (отель «Астория»), «Горизонты образования» (Аничков дворец), «Дни открытых дверей вузов, колледжей и лицеев» (ДК Ленсовета).

ПИМаш в лице сектора профориентации совместно с центром содействия занятости и профориентации молодежи «ВЕКТОР», бюро профориентации и отделами образования администраций районов участвует в районных ярмарках профессий, ярмарках профессий «Образование. Карьера. Досуг».

Проводится активная работа с подшефными учебными заведениями (школами, колледжами, лицеями), проходят выступления перед школьниками и на родительских собраниях. Обязательным пунктом в программе профориентации являются публикации в справочниках для поступающих в вузы, периодических изданиях.

– Как много места занимает производственная инженерная подготовка в индивидуальной программе отдельно взятого студента?

– Задача ИПП – обеспечить ступенчатое освоение основной программы. На втором курсе после теоретического изучения общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных дисциплин студенты в процессе ИПП осваивают практические навыки начального профобразования в течение года, работая помощником рабочего, учеником станочника, рабочим-станочником. На следующем теоретическом курсе они изучают дисциплины общепрофессионального цикла и, частично, основы профессиональных дисциплин.

На четвертом курсе ИПП посвящена практическому освоению программы среднего профессионального образования в должностях помощника мастера или бригадира, техника и старшего техника. На выпускном курсе ИПП проводится на инженерных должностях, подбирается, утверждается тема выпускной работы (дипломного проекта) по проблематике производственной работы студента. Практика показывает, что 75 процентов студентов, проходящих инженерную подготовку в цехах и отделах предприятий, возвращаются на инженерные должности после получения диплома.

– Насколько развита инновационная деятельность института? Как вписывается ПИМаш в инновационную инфраструктуру Санкт-Петербурга?

– Для формирования и укрепления инновационных направлений деятельности в начале 2012 года создано малое инновационное предприятие с положенным в основу ноу-хау вуза. По выявленным возможностям постоянно подаются заявки на гранты государственных и частных организаций. Благодаря сниженной ставке налогообложения МИП (14 процентов вместо 34) поднята заработная плата сотрудникам, вовлечённым в работу по проектам, удалось дополнительно мотивировать контингент учащихся. Активно ведётся работа по формированию базы знаний, укрепляющей связи вуза с предприятиями машиностроения, иностранными поставщиками прорывных технологий, мировыми лидерами по производству товаров для машиностроительного комплекса России. Большие надежды возлагаются на плавный ввод института в состав НИУ СПбГПУ, что даст возможность увеличить потенциал уже сформированных коллективов по ОКР и НИОКР.

– В институте такой мощный блок технических специальностей. Какие из них наиболее популярны на сегодняшний день у абитуриентов? На какие специальности вы делаете ставки, и с чем это связано?

– По итогам приемной компании 2012 года закрыты все бюджетные места на все направления и профили подготовки бакалавров. Приоритетными направлениями у абитуриентов при подаче заявлений были «Конструкторско-технологическое обеспечение автоматизированных машиностроительных производств» и «Энергомашиностроение». Профессии связаны в первую очередь с энергетикой и современными информационными технологиями.

Также популярно у абитуриентов – особенно у тех, кто обучался по программе СПО по тому же профилю, – направление «Машиностроение». В стороне не остались и востребованные направления: «Автоматизация технологических процессов и производств» и самое новое в нашем институте «Механика наноматериалов, структур и систем».

– Любая система нуждается в развитии. Как это происходит в вашем случае?

– Институт машиностроения принял активное участие в создании и работе рабочей группы по развитию инженерно-технического образования при Комитете Совета Федерации РФ по науке, образованию, культуре и информационной политике. Представители института принимали участие в заседаниях экспертного совета по подготовке парламентских слушаний в СФ на тему «О государственной политике в сфере подготовки инженерно-технических кадров в РФ» 10 июля 2012 года и 26 сентября 2012 года.

По результатам обсуждений были сформулированы предложения о включении в закон об образовании понятия интегрированного (дуального) обучения и внесении в ст. 14 «Общие требования к реализации образовательных программ» проекта дополнения, предусматривающего особенности реализации образовательных программ при осуществлении подготовки инженерных кадров.

Принятие этих дополнений позволит создать законодательную базу для развития интегрированной системы подготовки инженерных кадров. На базе Санкт-Петербургского института машиностроения 22-23 ноября пройдет международная научно-практическая конференция «Интегрированная система обучения: вековой опыт и перспективы развития» с участием представителей технических вузов дуального образования Германии.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: александр иванов, санкт-петербург, ПИМаш, трудоустройство выпускников, инженерное образование, образовательные технологии, ао-59

Похожие материалы:
Область социальной ответственности
Проект ТЕМПУС NETCENG: Мировые стандарты ТРИЗ для решения инженерных задач
Модернизация внеучебной самостоятельной работы в медицинском вузе
Предприятия приходят в систему подготовки кадров
Дни профессионального образования в Москве
Как вырастить специалиста, востребованного работодателем?
IT-кадры: ступени образовательного роста
Системообразующий проект для будущего российского образования
Электронный ресурс в системе качества подготовки кадров
Санкт-Петербург собрал инженеров

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
От «лоскутной» автоматизации к цифровому университету
Стоит ли ввязываться современному университету в цифровую трансформацию или можно обойтись...
СГСПУ как Самарская долина
О научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического...
Из журнала
#107Подготовка кадров в области культуры и искусства
#112Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
#104Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники развивает инклюзивное образование
#106Роль ресурсного центра в управлении инновационной деятельностью образовательных организаций
#107Учителями Подмосковья опробованы перспективные модели поддержки педагогического роста
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ