Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Основа региональной системы ВПО

ПГУ – самый крупный вуз региона по количеству студентов, преподавателей и сотрудников, он обладает самым квалифицированным составом ППС, выполняет самые большие объемы научно-исследовательских работ, имеет развитую систему подготовки кадров. Вуз по праву является основой региональной системы ВПО.

Просмотров: 2095

Осознанная надежда

МЕХАНОВ Виктор Борисович – проректор по учебной
работе Пензенского государственного университета, кан-
дидат технических наук, доцент

Сегодня гостем рубрики является проректор по учебной работе Пензенского государственного университета Виктор МЕХАНОВ. Его прогноз результатов очередной приемной кампании в вуз строится на основе «осознанной надежды». Ответ на вопрос «почему?» вы найдете в предлагаемом интервью.

– Виктор Борисович, по мнению ректора ПГУ Владимира Волчихина, ваш вуз – это фундамент, на котором стоит и стоять будет региональная система высшего образования. Какую роль в укреплении этого фундамента сыграет переход университета на ФГОС третьего поколения?

– Как ни парадоксально это звучит, сокращение номенклатуры программ ВПО в связи с переходом на ФГОС. Дело в том, что несмотря на почти двукратное сокращение программ ВПО, по сравнению с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО), ПГУ даже увеличил свои потенциальные возможности по количеству реализуемых программ ВПО, сохранив число укрупненных групп специальностей. Сегодня их 17. Так, например, в 2010 году мы осуществляли прием по 4 программам бакалавриата, 41 – специалитета и 11 – магистратуры. В 2011 году университет может реализовывать 44 направления подготовки бакалавров, 18 – магистров и 16 – моноспециальностей. При этом практически в каждой УГС есть возможность сохранить моноспециальность. Если же сравнить ПГУ с другими региональными вузами, то у последних сокращение номенклатуры образовательных программ очень заметно. И эта тенденция будет только усиливаться в связи с объявленной президентом Дмитрием Медведевым концепцией сокращения контрольных цифр приема по непрофильным направлениям подготовки в специализированных вузах.

Но это только часть ответа, объясняющая «фундаментальность» вуза для региона. Картину, на наш взгляд, красноречиво дополнят следующие характеристики. Пензенский государственный университет – самый крупный вуз региона по количеству студентов, преподавателей и сотрудников, он обладает самым квалифицированным составом ППС – по числу докторов и кандидатов наук, выполняет самые большие объемы научно-исследовательских работ, имеет развитую систему подготовки кадров – от рабочих до докторов наук, а также отлично функционирующую систему массового спорта и подготовки спортсменов высшей квалификации, замечательные традиции культурно-массовой работы.

– В связи с этим каков реальный контент организационно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ на основе новых ФГОС?

– С формальной точки зрения, организационно-методическое обеспечение университета в полной мере соответствует реализации всех направлений и моноспециальностей, по которым на сегодняшний день утверждены образовательные стандарты и которые вуз может реализовывать в соответствии с лицензией. Большую работу в этом направлении проделала созданная более года назад комиссия по подготовке к переходу на новые ФГОС, в которую вошли председатели методических комиссий всех факультетов и институтов, представители учебно-методического управления и ведущие методисты вуза. Сегодня созданы необходимые организационно-распорядительные документы, включающие учебные планы, графики учебного процесса, унифицированные в масштабе университета, рабочие программы, методические материалы. При этом активно продолжается доработка паспортов компетенций, с помощью которых легко можно проследить ступени освоения студентами различных дисциплин, контрольно-измерительных материалов. Но, как известно, процесс совершенствования может быть бесконечным.

– Какие шаги вы считаете эффективными для повышения привлекательности вуза в глазах будущих студентов и их родителей в условиях демографической ямы? Как вы оцениваете итоги приемной кампании в прошлом учебном году, и каковы планы ПГУ по приему абитуриентов в нынешнем?

– Прежде всего, поддержание активного диалога с будущими абитуриентами, их родителями, разъяснение области достоинств вуза, которые нам кажутся очевидными, но могут не являться таковыми для других, нашей «фундаментальности», о которой много сказано в ответе на первый вопрос. ПГУ – единственный вуз в Пензенской области, где сохранился факультет военного обучения, который готовит офицеров запаса. Кроме того, университет является одним из 34 вузов России, где созданы и функционируют учебно-военные центры. Очевидный плюс для поступающих в ПГУ – активно развивающееся международное сотрудничество, благодаря которому студенты получают реальную возможность участия в программах двойных дипломов. Университет успешно использует механизм государственного заказа подготовки специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса через целевой прием. Студенты-целевики заключают контракты с направляющими их на обучение предприятиями, что обеспечивает по окончании вуза гарантированное трудоустройство с ясно прописанными социальными условиями. Три года подряд университет на условиях целевого приема принимает более 200 человек ежегодно. Об этом надо рассказывать!

Будет справедливым оценить итоги приемной кампании прошлого года как вполне удовлетворительные. Вузу хватило абитуриентов – более того, университет даже обращался в Минобрнауки РФ за дополнительными бюджетными местами по ряду технических специальностей.

Результаты предстоящей приемной кампании прогнозировать крайне сложно, но есть осознанная надежда, что все у нас получится.

– Известно, что достижением, которым на сегодняшний день может гордиться Пензенский государственный университет, стало рекордное для региона количество лицензий на магистратуру. Какова ваша оценка готовности ПГУ к переходу на многоуровневую подготовку?

– Переход российского высшего профессионального образования на уровневую систему был продекларирован достаточно давно. Был принят ряд федеральных законов, начало действия которых периодически откладывалось. Поэтому, осознавая неотвратимость уровневой подготовки, мы приняли меры по переводу части студентов на бакалаврские программы еще в рамках стандартов второго поколения, провели аккредитацию этих программ и получили лицензии на магистерские программы по соответствующим направлениям. Поскольку университет уже несколько лет вполне успешно ведет подготовку магистров по ряду направлений технического профиля, мы не видим каких-то принципиальных трудностей в качественной реализации уровневой подготовки. Стоит отметить, что в этом смысле у преподавателей нашего вуза отсутствует какой бы то ни было психологический барьер. Более того, как показывает практика, выпускники магистратуры эффективно продолжают обучение в аспирантуре.

– С точки зрения проректора по научной работе ПГУ профессора Игоря Артемова, развитие исследовательской и инновационной компоненты деятельности вуза требует системных изменений, в том числе в содержании и методах образовательного процесса. О каких конкретных задачах для вас как проректора по учебной работе в таком случае идет речь?

– Прежде всего, о выделении некоторых прорывных и перспективных направлений развития отраслей наук, которые требуют сосредоточения финансовых, материальных и кадровых ресурсов. А поскольку наука и учеба в вузе должны и представляют собой две стороны одной медали, то это значит, что необходимо направить усилия на оснащение ряда профильных кафедр учебно-лабораторным оборудованием, которое, как правило, является весьма дорогостоящим. Из этого логично вытекают задачи эффективного использования этого оборудования двойного (наука/учеба) назначения в учебном процессе, а также разработки методической базы, обучения преподавателей и прочее. Пензенский госуниверситет определил такие направления, а поскольку вуз является многопрофильным, они совсем не случайно совпали с пятью направлениями модернизации экономики страны, которые выделил Президент России.

– И заключительный вопрос: решение каких профессиональных задач сегодня волнует вас прежде всего?

– Поскольку наш разговор происходит перед началом очередной приемной кампании, то, конечно, прежде всего меня волнуют ее результаты. Хотелось бы побольше хороших абитуриентов. Кроме этого, важно начало учебного года, когда на практике станет осуществляться реализация образовательных программ по новым ФГОС. Теоретически мы готовы, но, как говорится, практика – критерий истины.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Физкультурный вуз: курс на электронику и инновации
Проектирование образовательных программ в авиакосмической области
Челябинский государственный университет: оценка качества
Уральская государственная медицинская академия: мы нашли своих абитуриентов
Система образования в туризме не отвечает требованиям отрасли
Александр Радьков: о кадрах для туристической отрасли
НГАВТ: нновационный путь развития
Кадровый потенциал – важнейший ресурс вуза
Университет как научный, образовательный и инновационный комплекс
ТГУ - Модульный подход помогает поднять качество

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ