Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

КЧГУ им. У.Д. Алиева: Честный разговор о главном

В беседе с корреспондентом «АО» ректор Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева (г. Карачаевск), профессор Бурхан ТАМБИЕВ рассказал о достижениях и проблемах регионального университета, который стал подлинным центром культуры, науки, образования в своей республике.

Просмотров: 125

Юбилей как весомый повод для подведения итогов

На едином образовательном пространстве России вузы решают общие задачи. Однако механизмы реализации различны – как по объективным, так и субъективным причинам.

В беседе с корреспондентом «АО» ректор Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева (г. Карачаевск), профессор Бурхан ТАМБИЕВ рассказал о достижениях и проблемах регионального университета, который стал подлинным центром культуры, науки, образования в своей республике.

ТАМБИЕВ Бурхан Нюрчукович – ректор Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, доктор психологических наук.
Родился в 1955 году в селе Буденовка Фрунзенской области Киргизской ССР. Окончил Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт. Трудовой путь начал учителем сельской школы. В дальнейшем работал ассистентом, старшим преподавателем кафедры живописи, заведующим кафедрой рисунка, проректором по учебной работе Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета.
С 2000 года – ректор Карачаево-Черкесского госуниверситета им. У.Д. Алиева. Профессор.
В сферу научных интересов входит исследование вопросов педагогики и методики преподавания художественно-­графических дисциплин,  проблем профессионально-­личностной успешности руководителя образовательного учреждения. Автор более 70 научных, учебно-методических работ и монографий.
Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Заслуженный деятель науки Карачаево-Черкесской Республики. Удостоен медали К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук.
Женат, имеет двух сыновей.

– В прошлом году Карачаево-Черкесский госуниверситет отметил семидесятипятилетний юбилей. Если сегодня подвести итоги его деятельности, какие из них вы назвали бы наиболее значимыми? Какие проблемы еще требуют решения?

– Юбилей – это не только яркий праздник, который предполагает поздравления, подарки, награды, но и весомый повод для подведения итогов пройденного пути.

Самыми значимыми вехами в истории старейшего вуза Карачаево-Черкесской Республики являются этапы его становления, развития, статусного роста. Из двухгодичного учительского института (1938) еще до войны он был преобразован в педагогический институт. Великая Отечественная война (обе автономные республики – Карачаевская и Черкесская – пережили оккупацию, поэтому институт вынужденно приостанавливал свою деятельность), затем депортация карачаевского народа – трагические страницы в судьбе учебного заведения. В 1957 году в связи с реабилитацией репрессированного народа Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт возобновил свою работу – открылись новые факультеты, специальности. В 1994 году вуз стал педагогическим университетом. В 2003 году при поддержке вузовского сообщества и руководства республики было осуществлено преобразование в государственный университет классического образца. В 2006 году вузу присвоено имя государственного деятеля, ученого, просветителя Умара Джашуевича Алиева.

Значительными событиями для университета стали открытие в 1993 году аспирантуры, в 2009-м – докторантуры и магистратуры по пяти укрупненным группам направлений и специальностей подготовки. В том же году КЧГУ первым в республике перешел на уровневое образование. На сегодняшний день уже на нескольких факультетах прошли выпуски бакалавров, состоялся второй выпуск магистров.

Большим событием для КЧГУ стало возобновление деятельности диссертационного совета по общей педагогике, истории педагогики и образования, теории и методики профессионального образования по защите кандидатских и докторских диссертаций.

Вместе с расширением спектра образовательных услуг росли потребности университета в учебных площадях. Необходимо было соответствовать не только веяниям времени, но и аккредитационным требованиям. Поэтому ввод в 2014 году в эксплуатацию здания учебно-лабораторного корпуса, оснащение его новейшим оборудованием стали для коллектива долгожданным, поистине выстраданным событием, тем более что в следующем, 2015 году, вуз будет проходить плановую аккредитацию.

Проблемы… Они, безусловно, остаются, являясь общими и для большинства вузов России. Это достижение пороговых значений при определении эффективности деятельности вузов, повышение заработной платы ППС, переход на ФГОС 3+, поиски новых форм повышения качества образовательного процесса и другие. Необходимость решения проблем дает толчок к инновациям.

– Подводя итоги приемной кампании в вузы в нынешнем году, вице-премьер Ольга Голодец на совещании у председателя Правительства РФ сообщила, что спрос на педагогические и медицинские специальности возрос, а конкурс в педагогические вузы составил 5,9 человека на место. Как вы оцениваете итоги прошедшей приемной кампании? Каков портрет «вашего» абитуриента – 2014?

– Подводя итоги нынешней приемной кампании вуза, отмечу, что КЧГУ заполнил все выделенные ему бюджетные места. К сожалению, конкурса в 5,9 человека на место в нашем университете не было.

Поскольку вуз вырос из педагогического университета, у нас преобладают педагогические специальности. Безусловно, коллективу очень хочется, чтобы будущие педагогические кадры имели крепкую базовую подготовку, высокие баллы ЕГЭ. Но это желание на сегодняшний день не совпадает с реальностью. В условиях жесткого контроля результаты единого государственного экзамена по всей стране дали достаточно объективную картину, и в нашем регионе в том числе: большая часть выпускников общеобразовательных школ имеет слабые знания по основным предметам школьного курса. При этом небольшая группа абитуриентов, получивших высокие баллы, устремилась в ведущие вузы страны – в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города.

В итоге приходится констатировать, что в наш университет – при конкурсе около двух человек на место только на некоторые педагогические специальности – пришли не самые подготовленные выпускники. Не хочется рисовать портрет наших абитуриентов только мрачными красками. Отсутствие прочных знаний – это не только их вина. И это тема для отдельного разговора.

Практика показывает, что если работа в вузе – на факультетах, кафедрах – поставлена должным образом, если педагоги, студенческий актив прикладывают все усилия для формирования мотивации к обучению, приобретению прочных профессиональных навыков, то на выходе гарантированно получаются хорошие специалисты, востребованные на рынке труда. Среди наших студентов очень много талантливой молодежи, отстаивающей честь вуза на различных олимпиадах, конкурсах, форумах, ведущих активную научно¬исследовательскую, творческую, спортивную деятельность. Такие студенты – гордость университета.

Один из самых свежих примеров. В конце сентября – начале октября на базе Ариэльского университета (Израиль) прошел суперфинал международной интернет¬олимпиады по математике. Для участия в нем был приглашен студент КЧГУ Ахмат Боташев, показавший высокие результаты в предшествовавших суперфиналу турах.

Студенты университета внесли в копилку сборной России на Всемирной летней Универсиаде-2013 три золотые и одну бронзовую медали – в соревнованиях по борьбе на поясах. Среди наших студентов есть призеры Олимпийских игр, чемпионы мира, Европы, России.

Университет является активным участником Северо­-Кавказского молодежного форума «Машук» (в нынешнем году 6 студенческих проектов выиграли гранты), молодежного образовательного форума «Каспий», Всероссийского молодежного форума «Селигер» и других.

– Известно, что демографическая ситуация в стране не обещает легкой жизни руководству вузов. Какие механизмы повышения конкурентоспособности перед лицом этого и других вызовов сегодняшнего дня вы считаете наиболее эффективными?

– Демографическая ситуация в стране действительно ощутимо влияет на финансовое благополучие вузов, сказываясь в том числе на качестве набора абитуриентов. В этих условиях, безусловно, нужно проводить серьезную профориентационную работу среди выпускников общеобразовательных школ. Чтобы привлечь внимание абитуриентов, их родителей, информация о деятельности университетов должна быть доступной. Сама же деятельность – отвечать интересам создания позитивного имиджа вуза на образовательном пространстве. Важные составляющие имиджа – кадровый потенциал педагогического коллектива, достижения научных школ, востребованность выпускников на рынке труда, позитивная оценка их профессиональной подготовки работодателями и многое другое. Не последнюю роль в выборе места учебы у абитуриентов играет хорошая организация досуга и отдыха студентов – интересные мероприятия, форумы, фестивали, связи с российскими и зарубежными вузами.

Впрочем, сложно назвать однозначно эффективные механизмы повышения конкурентоспособности вузов в современных условиях. И «демографическая яма», по нашему мнению, не самый опасный из вызовов. Объективно, периферийному вузу трудно конкурировать со столичными собратьями по многим параметрам – в первую очередь, по экономической составляющей деятельности. Организация мобильности преподавателей и студентов – это ли не вызов для многих руководителей региональных вузов? Безусловно, механизмы решения названных (и неназванных!) проблем у коллектива каждого из них разные, а насколько они эффективны – покажет время.

– Выступая на внеочередном съезде Российского союза ректоров в июле, Дмитрий Ливанов назвал следующие цифры: бюджет поддержки высшего образования в этом году свыше 470 млрд. рублей, что в 20 раз выше, чем было в 2000-м. Однако, подчеркнул министр, при таком стремительном росте финансирования не происходит роста качества образования. Какими вы, ректор регионального университета, видите пути повышения качества подготовки кадров?

– Бесспорно, средства, которые сегодня государство вкладывает в поддержку высшего образования, должны работать на достижение определенных результатов в повышении качества подготовки профессиональных кадров. Поиск путей решения этой задачи не прекращается в вузовском сообществе в течение многих лет. На наш взгляд, слабым звеном является хроническое отставание российской системы образования от требований времени – она не успевает перестраиваться вслед за изменениями, происходящими в различных сферах жизнедеятельности человека. Однако реальность такова, что, не успев выпустить специалистов, не проанализировав, насколько эффективна их подготовка по одним стандартам, мы начинаем разрабатывать учебные планы и программы в соответствии с уже другими стандартами – еще более нового поколения. Все это происходит в спешке, без глубокого осмысления предполагаемых результатов. А если учесть все другие объективные и субъективные факторы, негативно сказывающиеся на качестве подготовки профессиональных кадров, то становится понятным, почему – как следствие – вузы не выпускают тех специалистов, которых ждет от них государство.

– КЧГУ позиционируется как вуз, который «в рамках единого федерального культурного образовательного пространства выполняет важные региональные задачи». Расскажите, пожалуйста, об этом чуть подробнее.

– Без сомнения, университет готовит профессиональные кадры для своего региона. Осуществляя подготовку специалистов гуманитарного направления, и в первую очередь педагогического, реализуя вариативную часть учебного плана, университет проводит огромную работу по изучению исторического наследия, памятников культуры народов Карачаево-Черкесской Республики, состояния уникальной природы региона. Большое внимание уделяется сохранению и дальнейшему развитию языков и литературы полиэтнической Карачаево-Черкесии. Республика заинтересована в подготовке профессиональных кадров со знанием региональных особенностей.

Являясь небольшим, по меркам России, региональным вузом, обучая в основном сельскую молодежь, оторванную от «благ цивилизации» мегаполисов, коллектив университета стремится вовлечь в орбиту своего влияния как можно больше молодых людей. Они должны чувствовать себя неотъемлемой частью российского народа, его богатейшей культуры. Приведу пример того, как университет совместно с муниципалитетом Карачаевского городского округа (а вуз по праву считается градообразующей организацией), фондом содействия карачаево­балкарской молодежи «Эльбрусоид» широко отметил двухсотлетний юбилей М.Ю. Лермонтова. Программа Лермонтовского фестиваля включала такое количество мероприятий – конкурсы сочинений, рисунков, чтецов, олимпиада, конференции, круглые столы, встречи с писателями – с привлечением школьников, представителей общественных организаций, органов власти,– что, кажется, не осталось ни одного человека, который бы не гордился своей сопричастностью к Кавказу, воспетому великим поэтом. Это особенно важно в ситуации искусственной демонизации средствами массовой информации молодых выходцев с Северного Кавказа и зачастую искаженного понимания ментальности горских народов.

Университет сегодня – это подлинный центр культуры, науки, образования в республике, проводник идей единого культурного пространства страны, собравшей под своим крылом огромное число больших и малых народов, которые веками мирно сосуществуют на ее просторах.

– О каких достижениях научных школ университета вам сегодня хотелось бы рассказать?

– Научно-­исследовательской деятельностью и ее обеспечением в КЧГУ занимаются научно-исследовательские и многопрофильные структурные подразделения: факультеты, кафедры, лаборатории, центры.

В университете сформировались научные школы, которые представляют вуз на научных форумах и конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней. К ним относятся такие школы, как «Теория, история и типология кавказских и тюркских языков», «Этнопедагогика народов Карачаево-Черкесии», «Теоретические и прикладные аспекты психологической науки в средней и высшей школе», «Учебно­методическое обеспечение процесса подготовки учителя», «История и культура народов Северного Кавказа» и другие. Эффективно ведутся исследования и по таким естественно-научным направлениям, как биоразнообразие Северо­Западного Кавказа, горная экосистема и здоровье человека, основы рационального использования природных ресурсов Карачаево-Черкесии.

Научно­исследовательские лаборатории «Геоэкология и природопользование», «Педагогические и этнокультурные исследования в сфере образования», «Полилингвальное и поликультурное образование» известны не только в Карачаево-Черкесии и Российской Федерации, но и за их пределами. Центр коллективного пользования научной аппаратурой и археологический центр стали хорошей лабораторной базой и площадкой для проведения опытов различной сложности, проверки на практике гипотез, теоретических положений, полученных в ходе исследований.

Другой положительно зарекомендовавшей себя формой организации научно-исследовательской работы в университете являются временные научно-исследовательские группы, которые формируются на два­три года для выполнения одной или нескольких НИР, финансируемых как за счет учредителя (бюджетные средства), так и за счет внебюджетных средств. Например, временная научно-исследовательская группа под руководством профессора

В.В. Онищенко по договоренности с управлением Росприроднадзора по КЧР реализовала научный проект «Природа и состояние окружающей среды, биоразнообразие и рациональное использование природных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики». Группа под руководством доцента А.А. Койчуева совместно с Карачаевским районным отделом образования провела очередной всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся школ, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне. Под руководством професcора С.У. Пазова совместно с компанией «ИнТех-Дон» организован международный научный форум «Энергоэффективные технологии в современном учреждении».

Хорошей традицией стала организация на базе КЧГУ ежегодных летних научных школ. Таких как летняя научно-исследовательская школа учащихся СОШ и ссузов Северо-­Кавказского региона, международная летняя конференция «Турнир городов» (по математике и информатике – совместно с московским Центром математических олимпиад «Турнир городов»), международная летняя научная школа «Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования» (совместно с Кемеровским госуниверситетом).

– Значимая составляющая деятельности университета – подготовка научно-педагогических кадров. Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте.

– Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров сегодня, в условиях модернизации системы образования, постоянно меняющихся требований к деятельности вузов, становятся острой объективной необходимостью. КЧГУ имеет лицензию на право подготовки научно¬педагогических кадров через аспирантуру (19 специальностей) и докторантуру (2 специальности). Работает диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций двух направлений педагогической науки. Из числа аспирантов и сотрудников университета ежегодно 15-20 человек защищают диссертации. Однако в последнее время наметилась тенденция сокращения числа бюджетных мест в аспирантуре. Это создает большие проблемы по тем специальностям, по которым педагогические кадры высшей квалификации соответствующего профиля готовятся только в КЧГУ (абазинский, ногайский, карачаевский, черкесский языки и литература, история и этнография народов Карачаево-Черкесии).

Что касается повышения квалификации научно-педагогических кадров, мы стремимся проводить ее на базе ведущих учебных центров страны, чтобы иметь возможность внедрять все современные технологии в образовательный процесс.

– И заключительный вопрос. Каким вам видится будущее Карачаево-Черкесского государственного университета?

– Вижу университет востребованной образовательной организацией, где постоянно внедряются передовые технологии, качественно решаются учебные, научные и региональные задачи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Потенциал классического университета
Научный потенциал Челябинской области
Врач учится всю жизнь
Обеспечение качества практической подготовки молодых специалистов
Новаторство как основа деятельности
Курс – на международное сотрудничество
От инвестиций в экономику – к развитию образования
Новые горизонты образования
Первый нефтяной вуз страны: возрождение
Доступность и качество прежде всего

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ