Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Первый нефтяной вуз страны: возрождение

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова (ГГНТУ) – старейший вуз нефтяного профиля в стране. О достижениях и проблемах, перспективах и задачах вуза размышляет ректор, профессор Хасан ТАЙМАСХАНОВ.

Просмотров: 157

ТАЙМАСХАНОВ Хасан Элимсултанович – ректор Грозненского государ­ственного нефтяного технического университета им. академика М.Д. Миллионщикова, доктор экономических наук.

Родился в 1954 году в городе Караганде Казахской ССР. Окончил с отличием Горский сельскохозяйственный институт в г. Орджоникидзе. Работал в альма­матер, Чечено­Ингуш¬ском государственном университете, профессор. Занимал должность заместителя председателя правительства – министра сельского хозяйства Чеченской Республики. С 2008 года – ректор ГГНТУ.

Автор научных работ по проблемам и перспективам развития агропромышленного комплекса Чеченской Республики, в том числе 3 монографий. В сферу научных интересов входит совершенствование эффективности управления.

Заслуженный экономист РФ. Удостоен ордена имени Ахмата Кадырова – высшей награды Чеченской Республики.

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова (ГГНТУ) – старейший вуз нефтяного профиля в стране. В ходе масштабных военных действий, вызванных общественно­-политическим кризисом в Чеченской Республике на рубеже ХХ-ХХI веков, материально­-техническая база вуза была уничтожена. Еще больший урон нанес массовый отъезд из республики специалистов. О достижениях и проблемах, перспективах и задачах вуза размышляет ректор, профессор Хасан ТАЙМАСХАНОВ.

– Хасан Элимсултанович, в 2000 году под вопросом была сама перспектива восстановления вуза, а сегодня он имеет статус технического университета. Каковы наиболее значимые достижения ГГНТУ сегодня?

– Парадоксы истории…

Еще не стихли баталии гражданской войны, горели скважины грозненского месторождения, когда в 1920 году в Грозном на базе нефтяного техникума открылся институт. В советские годы он стал одним из ведущих в отрасли центров подготовки кадров и научных исследований.

Трагические события последнего десятилетия XX века существенно отразились на судьбе университета: были превращены в руины учебные корпуса, уничтожены библиотека, уникальные научные лаборатории, геолого-минералогический музей, учебно-производственная база, типография. Эта удручающая картина вызывала сомнения в возможности возрождения вуза у ответственных должностных лиц федерального уровня. Для учебных занятий мы были вынуждены использовать относительно сохранившееся во время военных действий здание общежития. Серьезная проблема была с оборудованием для учебных лабораторий, не говоря о проведении научных изысканий.

Говоря о возрождении Грозненского нефтяного университета, необходимо особо выделить роль первого президента республики Ахмата­Хаджи Кадырова, который отстоял восстановление всех трех грозненских вузов именно в Грозном, хотя обсуждались и другие варианты. При поддержке Минобрнауки РФ и Рамзана Кадырова, главы республики сегодня, удалось возродить в полном объеме все грозненские вузы.

На том месте, где стоял старый учебный корпус, вырос современный новый, ставший архитектурным украшением обновленной столицы республики. Студенты занимаются в комфортных аудиториях и хорошо оснащенных лабораториях. И главное – в посткризисный период в университете сложился работоспособный профессорско-преподавательский коллектив. Согласитесь, эффективным можно назвать вуз, который самостоятельно зарабатывает средства на образование и науку. Для решения этой задачи нужны квалифицированные специалисты. Приведу такие цифры: только за последние пять лет число докторов и кандидатов наук в ГГНТУ увеличилось с 28 до 60 и со 150 до 215, соответственно.

На базе университета созданы 5 научных центров. Один из наиболее крупных – научно-исследовательский центр коллективного пользования «Нанотехнологии и наноматериалы» – оснащен единственным на Северном Кавказе электронным растровым микроскопом, позволяющим исследовать частицы размером в один нанометр. Самым современным оборудованием укомплектован и созданный на базе строительного факультета научно-технический центр «Современные строительные материалы и технологии». Одним из перспективных является научно-образовательный центр «Геоэкология и геотермальная энергетика», на базе которого осуществляются перспективные исследования в области рационального использования геотермальных источников.

В 2010 году ГГНТУ вошел в число 56 вузов страны, которые получили государственную поддержку для реализации программ развития инновационной инфраструктуры (согласно постановлению Правительства РФ от 9 апреля 2010 года, №219). В соответствии с этим проектом университету было выделено финансирование – около 120 млн. рублей. Основной целью программы ГГНТУ являлось реформирование существующей инфраструктуры и создание технопарковой зоны с благоприятными условиями для функционирования хозяйственных обществ. Логическим продолжением программы развития стало успешное участие университета в другом, еще более масштабном проекте – по строительству опытной геотермальной станции на Ханкальском месторождении (в рамках постановления Правительства РФ от 9 апреля 2010 года, №220).

– В последнее время наметилась тенденция сокращения вузов – на основе результатов мониторинга эффективности их деятельности. Правомерно ли, на ваш взгляд, сравнивать результаты деятельности региональных вузов, тем более функционирующих в объективно сложных условиях, и ведущих учебно-научных центров? Как ГГНТУ чувствует себя в ситуации острой конкуренции на образовательном поле?

– При оценке эффективности вузов нельзя не учитывать особые условия их деятельности. Однако убежден, требования ко всем вузам должны быть жесткими, независимо от того, находятся они в столице или в провинции. Снижать уровень требований ввиду «особых условий», думается, не следует. Другое дело – учитывать приоритетность показателей мониторинга. В первую очередь необходимо обращать внимание на качество подготовки специалистов, научный потенциал вуза, а не на количество мест в столовых или обучающихся иностранных студентов – это в последнюю.

Сегодня Грозненский нефтяной университет прошел этап возрождения и развивается высокими темпами. По многим показателям он не уступает столичным вузам. Несмотря на архитяжелые условия из-за нехватки помещений и оборудования, мы стали внедрять информационные технологии в учебный процесс, научно-исследовательскую работу еще на этапе восстановления вуза. В результате организация видеоконференций, различных вебинаров, дистанционных лекций ведущих специалистов известных университетов – вполне обычное явление для ГГНТУ.

Первым в республике университет внедрил систему «Электронный вуз», которая позволяет автоматизировать большую часть организационной работы. На базе библиотеки ГГНТУ, также впервые в Чеченской Республике, обеспечен доступ к ресурсам электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки.

Актуальность и востребованность коммуникационных технологий невозможно переоценить. Понимая, что за годы хаоса республика отстала в их развитии, еще в 2000 году мы создали факультет автоматизации и прикладной информатики, открыли подготовку специалистов в области связи, энергетики.

Оценка этих направлений деятельности и должна лежать в основе определения эффективности вуза.

– Проблема трудоустройства выпускников после окончания вузов сегодня чрезвычайно актуальна. Насколько, по вашей оценке, востребованы специалисты с дипломом ГГНТУ?

– Закономерно, что с недавнего времени Минобрнауки РФ включило трудоустройство выпускников в показатели эффективности деятельности вузов.

Университет ежегодно проводит ярмарки вакансий, в которых принимают участие представители крупнейших работодателей – например, «Грознефтегаза», «Нурэнерго» и «Вайнахтелекома», – а также руководители министерств и ведомств Чеченской Республики.

Эффективная деятельность современного вуза невозможна без активного взаимодействия с работодателями. В частности, ГГНТУ осуществляет подготовку специалистов для крупнейшей в России и мире энергетической компании «Россети» на базе нефтяного колледжа. При этом заказчик приобрел оборудование для оснащения 3 специализированных лабораторий на сумму около 5 млн. рублей.

В прошлом году вуз заключил емкий договор о сотрудничестве с крупнейшей в мире нефтяной компанией  «Роснефть». Стороны приняли на себя обязательства по созданию системы партнерских отношений в сфере образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, а также профориентационной работы и содействия трудоустройству выпускников. Документ предполагает сотрудничество в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для «Роснефти», проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, а также оказания научно-технических услуг. «Роснефть» также окажет патронаж и спонсорскую поддержку наиболее успешным студентам, которые будут включены во внешний кадровый резерв компании. Главный пункт договора – оказание спонсорской поддержки в укреплении и развитии научно-методической и материально-­технической базы ГГНТУ, цель которой – развитие научно-инновационной и исследовательской деятельности в сфере нефтяного бизнеса.

Важный пункт договора – целевая подготовка кадров для будущего Грозненского нефтеперерабатывающего завода по основным образовательным программам различных факультетов: нефтетехнологического, нефтемеханического, автоматизации и прикладной информатики, экономики и управления, в том числе и на основе трехсторонних договоров на оказание образовательных услуг между университетом, компанией и студентом.

Большие надежды возлагаются на сотрудничество с «Роснефтью» в области научно-исследовательской работы. До известных событий начала 90-х годов Грозненский нефтяной был ключевым научно-исследовательским центром в стране – здесь работали научные школы, оборудованные по последнему слову техники лаборатории. «Роснефть» окажет помощь в оснащении современных научно-исследовательских лабораторий, будет привлекать на договорной основе преподавателей и сотрудников ГГНТУ к исследовательской работе над научно-техническими и социально­-экономическими проблемами нефтяной отрасли.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права: Шаги к успеху
Кремниевая долина в Осетии
Педагогические кадры новой формации
Новые горизонты образования
Доступность и качество прежде всего
КЧГУ им. У.Д. Алиева: Честный разговор о главном
Потенциал классического университета
От инвестиций в экономику – к развитию образования
Новаторство как основа деятельности
Курс на IT-специалистов!

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ