Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новые горизонты образования

Какие бы изменения ни происходили в Северо­-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова в последние годы, все они призваны решать главную стратегическую задачу – повышение качества образования и увеличение инновационного потенциала вуза. О том, как университет следует избранной траектории, рассказывает ректор Валерий СОЗАНОВ.

Просмотров: 50

Какие бы изменения ни происходили в Северо­-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова в последние годы, все они призваны решать главную стратегическую задачу – повышение качества образования и увеличение инновационного потенциала вуза. О том, как университет следует избранной траектории, рассказывает ректор Валерий СОЗАНОВ, кандидат физико-математических наук, доктор технических наук, профессор.

СОЗАНОВ Валерий Гаврилович – ректор Северо­Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, кандидат физико-математических и доктор технических наук.
Родился в 1953 году в селе Дарг-­Кох Кировского района Северо­-Осетинской АССР. Окончил математический факультет Северо­-Осетинского государственного университета. Трудовую деятельность в альма­матер начал в 1979 году: преподаватель, заведующий кафедрой функционального анализа и дифференциальных уравнений, декан математического факультета, проректор по научной работе, профессор. Возглавлял Министерство образования и науки Республики Северная Осетия – Алания (2007-2011). С 2011 года – ректор СОГУ.
Член президиума Владикавказского научного центра РАН и правительства республики. Заслуженный деятель науки республики. Награжден орденом Дружбы.
Женат, трое детей.

– Валерий Гаврилович, как вы считаете, новый федеральный закон об образовании уже успел повлиять на работу вашего университета?

– В принципе, мы были готовы к тем инновациям, которые привнес в нашу деятельность новый закон. Еще до его принятия, в рамках выполнения указов Президента РФ и распоряжений Правительства РФ, направленных на совершенствование системы образования, были проведены два мониторинга эффективности деятельности высших учебных заведений, требования которых в целом отражали идеологию нового закона. По их итогам наш университет был отнесен к категории эффективных вузов. При этом следует отметить динамику в повышении показателей от мониторинга к мониторингу. Значительную роль в росте показателей эффективности университета играет Программа стратегического развития, реализация которой позволила сконцентрировать финансовые, кадровые и материальные ресурсы на приоритетных направлениях развития, нацеленных в первую очередь на повышение качества образования и научных исследований. Только за 2012 год удалось увеличить объем финансирования исследований в расчете на одного научно-педагогического работника более чем в девять раз, а объем доходов из всех источников – почти в два раза.

Конечно, это не дает основания для самоуспокоения, нам есть над чем работать. В частности, важной задачей продолжает оставаться повышение эффективности деятельности в области международного сотрудничества и трудоустройства выпускников.

– В 2013 году число бюджетных мест в СОГУ, вопреки прогнозам, увеличилось на 42 по сравнению с прошлым годом. Но, как вы сами отметили, важно прежде всего качество, а не количество студентов.

– Это верно. И именно в связи с важностью формирования качественного контингента студентов особое значение для нас приобретает эффективность профориентационной работы. В марте 2013 года в университете был создан центр довузовской подготовки и трудоустройства выпускников. Совместно с факультетами здесь организуются различные мероприятия: встречи с учащимися восьмых­одиннадцатых классов, выступления на родительских собраниях и перед учителями школ, дни науки, дни открытых дверей, выставки, в том числе в университетских музеях, концерты, подготовленные студентами.

Важной формой повышения качества подготовки абитуриентов и привлечения их в СОГУ мы считаем организованные в вузе курсы по подготовке к ЕГЭ. Очевидно, что эта работа приносит определенные результаты. Однако в ближайшее время предстоит внести существенные коррективы: с учетом того, что по ряду перспективных направлений подготовки – «Физика», «Химия», «Математика», «Конструирование швейных изделий», – конкурс в последние годы был невысоким.

– Насколько нам известно, в университете идет активная работа по совершенствованию организации и содержания учебного процесса?

– Да, мы считаем это главной своей задачей. Во-­первых, ведется планомерная работа по подтверждению качества подготовки выпускников и расширению спектра реализуемых в университете образовательных программ. Во-­вторых, в июле 2013 года были аккредитованы 12 программ бакалавриата, магистратуры, интернатуры и ординатуры. Кроме этого, мы представили в Рособрнадзор пакет документов для лицензирования семи новых направлений магистратуры и еще одного направления бакалавриата.

Введение образовательных стандартов третьего поколения требует и внедрения новых форм организации учебного процесса: в частности, дистанционного обучения, использования электронных ресурсов. С этой целью создана научная лаборатория инновационных образовательных технологий. Понимая, что качество обучения невозможно обеспечить без соответствующей материально­технической базы образовательного процесса, мы закупили высокотехнологичное учебное оборудование для факультетов, а также значительное количество компьютерной и мультимедийной техники.

– То есть сегодня СОГУ может свидетельствовать об  образцовом качестве образования?

– В целом, несмотря на проводимые мероприятия, рано говорить о том, что мы достигли должного качества образования. Предстоит серьезная работа. Именно с этой целью в декабре 2013 года в университете был создан совет по качеству образования при ректоре, в состав которого вошли представители профессорско-преподавательского состава и студенчества. Совет уже разрабатывает предложения по совершенствованию учебного процесса, повышению объективности и прозрачности контрольно-оценочных процедур.

К этой важной работе мы привлекаем и внешние организации. В частности, Центром сертификации O.T.C. International был проведен аудит системы менеджмента качества образовательной и научной деятельности университета на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. В декабре 2013 года университет успешно прошел процедуру сертификации и получил международный сертификат соответствия сроком на три года. Надеюсь, что реализуемый нами комплекс мероприятий придаст новый импульс повышению качества образования в вузе.

– Безусловно, не менее важно делать акцент не только на образовании, но и воспитании?

– В 2013 году в университете принята Концепция воспитательной работы, в рамках реализации которой проводятся мероприятия по самым разным направлениям. В частности, по предложениям студенческих организаций усовершенствован подход к распределению финансовых средств, предусмотренных на воспитательную работу. Вновь введен институт кураторов академических групп и разработаны принципы их стимулирования. Если говорить о том, что было сделано впервые, то это благотворительная выставка-продажа картин студентов факультета искусств. Вырученные средства были переданы детям, нуждающимся в дорогостоящем лечении. Также начата реализация программы «Развитие межкультурного диалога в студенческой среде», в рамках которой установлены тесные творческие связи между студентами Северо­-Осетинского и Чеченского государственных университетов. В студенческой среде большой популярностью пользуются совместные туристические походы ректора, преподавателей и студентов.

Мы работаем над развитием общеуниверситетской структуры творческих центров, кружков и спортивных секций. Я, со своей стороны, стараюсь поддерживать начинания студентов. Так, по договоренности с руководителем Федерального агентства по делам молодежи в ближайшее время планируется открытие на базе СОГУ Республиканского молодежного ресурсного центра – здесь студенты смогут обучаться социальному проектированию для участия в получении различных грантов и знакомиться с информацией о проводимых в стране молодежных конкурсах и работе лагерей. В то же время, хочу отметить, что создание в вузе различных центров и кружков не снимает необходимости активизации деятельности самих органов студенческого самоуправления.

– А куда потом уходит воспитанная вами творческая и активная молодежь? Возможно, стоит часть выпускников оставлять для работы в самом вузе?

– После детального анализа кадровой обеспеченности университета нами разработана и реализуется Концепция кадровой политики, предусматривающая меры по привлечению талантливой молодежи к преподавательской и научной работе. Итогом конкурса по формированию кадрового резерва стало привлечение к преподаванию 46 молодых специалистов в возрасте до тридцати лет, в том числе 8 кандидатов наук. Победителям выплачены единовременные премии на общую сумму свыше 1 млн. рублей. Для поддержки лучших аспирантов и молодых преподавателей также были организованы конкурсы «Аспирант года», «Молодой преподаватель года», по результатам которых премировано 62 преподавателя.

– Организация активной научно-исследовательской деятельности является, как известно, важнейшей задачей любого вуза. Насколько эффективны и результативны исследования ученых СОГУ?

– Отмечу значительную динамику показателей научно-исследовательской и инновационной деятельности университета. Общий объем финансирования исследований в 2013 году составил 76,49 млн. рублей, увеличившись за два года почти в семь раз. Столь значительный рост позволил обеспечить работу пяти созданных научно¬исследовательских центров, научно-образовательного центра естественных наук и инновационно-технологического центра фармации.

Нам удалось возродить археологическую экспедицию и провести первые после двадцатилетнего перерыва раскопки на Бесланском аланском могильнике. Одним из наиболее интересных результатов научной деятельности считаю создание Музея древностей Алании, аналогов которому, по мнению специалистов, в вузах России нет.

В 2013 году на базе университета были проведены 8 международных и всероссийских научных конференций. Сотрудниками университета опубликованы 40 монографий и 728 научных статей.

Активизировалась и научно-исследовательская работа студентов. В течение прошлого года на базе СОГУ проведено более 30 научных и научно-практических студенческих конференций, семинаров. Студентами опубликованы 115 научных работ и получено более 400 различных наград, дипломов, премий, грамот.

Значительное развитие получила материально­техническая база научных исследований. В 2012-2013 годах университет приобрел высокотехнологичное оборудование на сумму более 52 млн. рублей.

Кроме того, мы ведем работу по практическому внедрению научных разработок ученых университета. Принята программа инновационного развития, в рамках реализации которой оформлены 11 заявок на изобретения и уже получены 6 патентов, зарегистрированы 2 программы для ЭВМ. Важным событием стало и создание первого малого инновационного предприятия.

– Финансовая устойчивость – одна из важнейших характеристик оценки состояния любого учреждения. Как вы оцениваете финансовое положение СОГУ сегодня?

– Работа по достижению устойчивого финансово­-экономического развития университета проводилась за счет эффективного использования бюджетных средств, привлечения дополнительного финансирования в рамках различных федеральных программ, повышения внебюджетных доходов, оптимизации расходов. Общий объем доходов за последние два года увеличился в 1,5 раза, а объем внебюджетных поступлений – в 1,3 раза.

Это позволило реализовать ряд мероприятий по развитию университета, в том числе направленных на совершенствование системы оплаты труда. Только в 2013 году на эту статью расходов дополнительно было направлено более 58 млн. рублей из средств, заработанных университетом. В результате средняя заработная плата преподавателей за последние два года увеличилась вдвое.

– В прошлом году был заложен первый камень в основание долгожданного бассейна, полным ходом идет реконструкция общежития. Какие другие изменения произошли в инфраструктуре университета?

– Реализация упомянутых проектов осуществляется в рамках федеральных адресных инвестиционных программ, в которые нам впервые удалось войти в 2013 году. Привлечение дополнительного финансирования высвободило значительную часть собственных средств университета и дало возможность увеличить в 2,3 раза, по сравнению с 2011 годом, расходы на приобретение научного, учебно-лабораторного, спортивного, компьютерного оборудования. Это, в частности, помогло нам продвинуться в развитии информационно­коммуникационной инфраструктуры университета. Капитально отремонтированы и оснащены самым современным оборудованием корпуса физико-технического и юридического факультетов, стоматологическая клиника, дворец спорта, что позволяет обеспечить организацию образовательного процесса на качественно новом, отвечающем современным требованиям уровне.

– Если так пойдет и дальше, то в СОГУ можно будет приглашать иностранцев не только в гости и на повышение квалификации, но и на полноценную учебу?

– В области международной деятельности в первую очередь стоит отметить возросшее число студентов и аспирантов университета, участвующих в различных международных конференциях, а также направляемых на обучение в европейские вузы. В то же время привлечение в вуз инос¬транных обучающихся пока остается проблемой. Мы поставили перед собой стратегическую задачу по расширению сотрудничества с Южной Осетией и Абхазией. Первый шаг в этом направлении уже сделан: договоры о сотрудничестве с министерствами образования и науки этих республик подписаны.

– И образование качественное, и воспитание на уровне, и возможности для самовыражения имеются у студентов. А есть ли у них самое главное – перспектива трудоустройства?

– Мы ведем работу по созданию условий для трудоустройства выпускников. На базе университета проводятся различные мероприятия, ориентированные на установление взаимосвязи студентов и работодателей: презентации предприятий, ярмарки вакансий, дни карьеры для студентов старших курсов и выпускников. Однако сказать, что в этом вопросе нет проблем, не могу. Вместе с тем мы понимаем, что залогом успешного трудоустройства выпускников в значительной степени является высокое качество их профессиональной подготовки, и на ее обеспечение направлены основные усилия. Уверен, действительно способные и добросовестно учившиеся в университете всегда найдут себе работу и смогут построить карьеру. Наше дело – дать им хорошую базу знаний и направить в верное русло.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-74, регион, северо-осетинский государственный университет, валерий созанов, ВПО, республика северная осетия-алания

Похожие материалы:
Доступность и качество прежде всего
От инвестиций в экономику – к развитию образования
Первый нефтяной вуз страны: возрождение
Северная Осетия-Алания. Региональный обзор
Обновления образовательной системы Северной Осетии-Алании
Новаторство как основа деятельности
Кремниевая долина в Осетии
Потенциал классического университета
КЧГУ им. У.Д. Алиева: Честный разговор о главном
Республиканский колледж культуры (г. Владикавказ): Верность традициям

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#106Инклюзия и коррекция в школе на примере обучения глухих и слабослышащих детей
#96Экспорт образования: индонезийские перспективы
#97Краснодарский архитектурно-строительный техникум готовит строителей будущего
#111Программы ДПО КубГТУ: «тонкие настройки»
#108Ректор ТУСУРа Александр Шелупанов рассказал о цифровизации в образовании
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний