Новые горизонты образованияКакие бы изменения ни происходили в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова в последние годы, все они призваны решать главную стратегическую задачу – повышение качества образования и увеличение инновационного потенциала вуза. О том, как университет следует избранной траектории, рассказывает ректор Валерий СОЗАНОВ. Просмотров: 113
Какие бы изменения ни происходили в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова в последние годы, все они призваны решать главную стратегическую задачу – повышение качества образования и увеличение инновационного потенциала вуза. О том, как университет следует избранной траектории, рассказывает ректор Валерий СОЗАНОВ, кандидат физико-математических наук, доктор технических наук, профессор.
– Валерий Гаврилович, как вы считаете, новый федеральный закон об образовании уже успел повлиять на работу вашего университета? – В принципе, мы были готовы к тем инновациям, которые привнес в нашу деятельность новый закон. Еще до его принятия, в рамках выполнения указов Президента РФ и распоряжений Правительства РФ, направленных на совершенствование системы образования, были проведены два мониторинга эффективности деятельности высших учебных заведений, требования которых в целом отражали идеологию нового закона. По их итогам наш университет был отнесен к категории эффективных вузов. При этом следует отметить динамику в повышении показателей от мониторинга к мониторингу. Значительную роль в росте показателей эффективности университета играет Программа стратегического развития, реализация которой позволила сконцентрировать финансовые, кадровые и материальные ресурсы на приоритетных направлениях развития, нацеленных в первую очередь на повышение качества образования и научных исследований. Только за 2012 год удалось увеличить объем финансирования исследований в расчете на одного научно-педагогического работника более чем в девять раз, а объем доходов из всех источников – почти в два раза. Конечно, это не дает основания для самоуспокоения, нам есть над чем работать. В частности, важной задачей продолжает оставаться повышение эффективности деятельности в области международного сотрудничества и трудоустройства выпускников. – В 2013 году число бюджетных мест в СОГУ, вопреки прогнозам, увеличилось на 42 по сравнению с прошлым годом. Но, как вы сами отметили, важно прежде всего качество, а не количество студентов. – Это верно. И именно в связи с важностью формирования качественного контингента студентов особое значение для нас приобретает эффективность профориентационной работы. В марте 2013 года в университете был создан центр довузовской подготовки и трудоустройства выпускников. Совместно с факультетами здесь организуются различные мероприятия: встречи с учащимися восьмыходиннадцатых классов, выступления на родительских собраниях и перед учителями школ, дни науки, дни открытых дверей, выставки, в том числе в университетских музеях, концерты, подготовленные студентами. Важной формой повышения качества подготовки абитуриентов и привлечения их в СОГУ мы считаем организованные в вузе курсы по подготовке к ЕГЭ. Очевидно, что эта работа приносит определенные результаты. Однако в ближайшее время предстоит внести существенные коррективы: с учетом того, что по ряду перспективных направлений подготовки – «Физика», «Химия», «Математика», «Конструирование швейных изделий», – конкурс в последние годы был невысоким. – Насколько нам известно, в университете идет активная работа по совершенствованию организации и содержания учебного процесса? – Да, мы считаем это главной своей задачей. Во-первых, ведется планомерная работа по подтверждению качества подготовки выпускников и расширению спектра реализуемых в университете образовательных программ. Во-вторых, в июле 2013 года были аккредитованы 12 программ бакалавриата, магистратуры, интернатуры и ординатуры. Кроме этого, мы представили в Рособрнадзор пакет документов для лицензирования семи новых направлений магистратуры и еще одного направления бакалавриата. Введение образовательных стандартов третьего поколения требует и внедрения новых форм организации учебного процесса: в частности, дистанционного обучения, использования электронных ресурсов. С этой целью создана научная лаборатория инновационных образовательных технологий. Понимая, что качество обучения невозможно обеспечить без соответствующей материальнотехнической базы образовательного процесса, мы закупили высокотехнологичное учебное оборудование для факультетов, а также значительное количество компьютерной и мультимедийной техники. – То есть сегодня СОГУ может свидетельствовать об образцовом качестве образования? – В целом, несмотря на проводимые мероприятия, рано говорить о том, что мы достигли должного качества образования. Предстоит серьезная работа. Именно с этой целью в декабре 2013 года в университете был создан совет по качеству образования при ректоре, в состав которого вошли представители профессорско-преподавательского состава и студенчества. Совет уже разрабатывает предложения по совершенствованию учебного процесса, повышению объективности и прозрачности контрольно-оценочных процедур. К этой важной работе мы привлекаем и внешние организации. В частности, Центром сертификации O.T.C. International был проведен аудит системы менеджмента качества образовательной и научной деятельности университета на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. В декабре 2013 года университет успешно прошел процедуру сертификации и получил международный сертификат соответствия сроком на три года. Надеюсь, что реализуемый нами комплекс мероприятий придаст новый импульс повышению качества образования в вузе. – Безусловно, не менее важно делать акцент не только на образовании, но и воспитании? – В 2013 году в университете принята Концепция воспитательной работы, в рамках реализации которой проводятся мероприятия по самым разным направлениям. В частности, по предложениям студенческих организаций усовершенствован подход к распределению финансовых средств, предусмотренных на воспитательную работу. Вновь введен институт кураторов академических групп и разработаны принципы их стимулирования. Если говорить о том, что было сделано впервые, то это благотворительная выставка-продажа картин студентов факультета искусств. Вырученные средства были переданы детям, нуждающимся в дорогостоящем лечении. Также начата реализация программы «Развитие межкультурного диалога в студенческой среде», в рамках которой установлены тесные творческие связи между студентами Северо-Осетинского и Чеченского государственных университетов. В студенческой среде большой популярностью пользуются совместные туристические походы ректора, преподавателей и студентов. Мы работаем над развитием общеуниверситетской структуры творческих центров, кружков и спортивных секций. Я, со своей стороны, стараюсь поддерживать начинания студентов. Так, по договоренности с руководителем Федерального агентства по делам молодежи в ближайшее время планируется открытие на базе СОГУ Республиканского молодежного ресурсного центра – здесь студенты смогут обучаться социальному проектированию для участия в получении различных грантов и знакомиться с информацией о проводимых в стране молодежных конкурсах и работе лагерей. В то же время, хочу отметить, что создание в вузе различных центров и кружков не снимает необходимости активизации деятельности самих органов студенческого самоуправления. – А куда потом уходит воспитанная вами творческая и активная молодежь? Возможно, стоит часть выпускников оставлять для работы в самом вузе? – После детального анализа кадровой обеспеченности университета нами разработана и реализуется Концепция кадровой политики, предусматривающая меры по привлечению талантливой молодежи к преподавательской и научной работе. Итогом конкурса по формированию кадрового резерва стало привлечение к преподаванию 46 молодых специалистов в возрасте до тридцати лет, в том числе 8 кандидатов наук. Победителям выплачены единовременные премии на общую сумму свыше 1 млн. рублей. Для поддержки лучших аспирантов и молодых преподавателей также были организованы конкурсы «Аспирант года», «Молодой преподаватель года», по результатам которых премировано 62 преподавателя. – Организация активной научно-исследовательской деятельности является, как известно, важнейшей задачей любого вуза. Насколько эффективны и результативны исследования ученых СОГУ? – Отмечу значительную динамику показателей научно-исследовательской и инновационной деятельности университета. Общий объем финансирования исследований в 2013 году составил 76,49 млн. рублей, увеличившись за два года почти в семь раз. Столь значительный рост позволил обеспечить работу пяти созданных научно¬исследовательских центров, научно-образовательного центра естественных наук и инновационно-технологического центра фармации. Нам удалось возродить археологическую экспедицию и провести первые после двадцатилетнего перерыва раскопки на Бесланском аланском могильнике. Одним из наиболее интересных результатов научной деятельности считаю создание Музея древностей Алании, аналогов которому, по мнению специалистов, в вузах России нет. В 2013 году на базе университета были проведены 8 международных и всероссийских научных конференций. Сотрудниками университета опубликованы 40 монографий и 728 научных статей. Активизировалась и научно-исследовательская работа студентов. В течение прошлого года на базе СОГУ проведено более 30 научных и научно-практических студенческих конференций, семинаров. Студентами опубликованы 115 научных работ и получено более 400 различных наград, дипломов, премий, грамот. Значительное развитие получила материальнотехническая база научных исследований. В 2012-2013 годах университет приобрел высокотехнологичное оборудование на сумму более 52 млн. рублей. Кроме того, мы ведем работу по практическому внедрению научных разработок ученых университета. Принята программа инновационного развития, в рамках реализации которой оформлены 11 заявок на изобретения и уже получены 6 патентов, зарегистрированы 2 программы для ЭВМ. Важным событием стало и создание первого малого инновационного предприятия. – Финансовая устойчивость – одна из важнейших характеристик оценки состояния любого учреждения. Как вы оцениваете финансовое положение СОГУ сегодня? – Работа по достижению устойчивого финансово-экономического развития университета проводилась за счет эффективного использования бюджетных средств, привлечения дополнительного финансирования в рамках различных федеральных программ, повышения внебюджетных доходов, оптимизации расходов. Общий объем доходов за последние два года увеличился в 1,5 раза, а объем внебюджетных поступлений – в 1,3 раза. Это позволило реализовать ряд мероприятий по развитию университета, в том числе направленных на совершенствование системы оплаты труда. Только в 2013 году на эту статью расходов дополнительно было направлено более 58 млн. рублей из средств, заработанных университетом. В результате средняя заработная плата преподавателей за последние два года увеличилась вдвое. – В прошлом году был заложен первый камень в основание долгожданного бассейна, полным ходом идет реконструкция общежития. Какие другие изменения произошли в инфраструктуре университета? – Реализация упомянутых проектов осуществляется в рамках федеральных адресных инвестиционных программ, в которые нам впервые удалось войти в 2013 году. Привлечение дополнительного финансирования высвободило значительную часть собственных средств университета и дало возможность увеличить в 2,3 раза, по сравнению с 2011 годом, расходы на приобретение научного, учебно-лабораторного, спортивного, компьютерного оборудования. Это, в частности, помогло нам продвинуться в развитии информационнокоммуникационной инфраструктуры университета. Капитально отремонтированы и оснащены самым современным оборудованием корпуса физико-технического и юридического факультетов, стоматологическая клиника, дворец спорта, что позволяет обеспечить организацию образовательного процесса на качественно новом, отвечающем современным требованиям уровне. – Если так пойдет и дальше, то в СОГУ можно будет приглашать иностранцев не только в гости и на повышение квалификации, но и на полноценную учебу? – В области международной деятельности в первую очередь стоит отметить возросшее число студентов и аспирантов университета, участвующих в различных международных конференциях, а также направляемых на обучение в европейские вузы. В то же время привлечение в вуз инос¬транных обучающихся пока остается проблемой. Мы поставили перед собой стратегическую задачу по расширению сотрудничества с Южной Осетией и Абхазией. Первый шаг в этом направлении уже сделан: договоры о сотрудничестве с министерствами образования и науки этих республик подписаны. – И образование качественное, и воспитание на уровне, и возможности для самовыражения имеются у студентов. А есть ли у них самое главное – перспектива трудоустройства? – Мы ведем работу по созданию условий для трудоустройства выпускников. На базе университета проводятся различные мероприятия, ориентированные на установление взаимосвязи студентов и работодателей: презентации предприятий, ярмарки вакансий, дни карьеры для студентов старших курсов и выпускников. Однако сказать, что в этом вопросе нет проблем, не могу. Вместе с тем мы понимаем, что залогом успешного трудоустройства выпускников в значительной степени является высокое качество их профессиональной подготовки, и на ее обеспечение направлены основные усилия. Уверен, действительно способные и добросовестно учившиеся в университете всегда найдут себе работу и смогут построить карьеру. Наше дело – дать им хорошую базу знаний и направить в верное русло. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|