Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Качество образования как вектор развития вуза

В соответствии с концепцией модернизации российского образования Липецкий государственный технический университет сосредоточил главные усилия наподнятии престижа инженерного образования и науки, обеспечении качества профессиональной подготовки специалистов.

Просмотров: 2289

Модель СМК в практике работы Липецкого государственного технического университета

КАЧАНОВСКИЙ Юрий Петрович – проректор по учебной работе Липецкого государственного технического университета, кандидат технических наук.
В 1977 году окончил с красным дипломом Липецкий политехнический институт. Трудовую деятельность начал инженером-электриком в пуско-наладочной организации. С 1980 года работает в альма-матер: младшим, затем старшим научным сотрудником. С 1987 года, после защиты кандидатской диссертации, работал ассистентом кафедры ОМД. С 1988 года принял активное участие в организации и становлении кафедры АСУ, преподавателем которой является и в настоящее время. Более десяти лет отвечал за организацию обучения абитуриентов информатике в физико-математической школе «Эврика» при ЛГТУ. С 2003 по 2007 годы по совместительству – замдиректора по учебной работе Липецкого регионального центра Федерации Интернет-образования. В 2006 году избран деканом факультета автоматизации и информатики. С 2008 по 2011 годы – председатель областной комиссии по приему ЕГЭ по информатике. С 2010 года – проректор по учебной работе ЛГТУ.
Автор более 140 научных и научно-методических разработок, 20 изобретений, зарегистрированных алгоритмов и программ.

Липецкий государственный технический университет (ЛГТУ) является ведущим вузом области и оказывает значительное влияние на развитие образования, науки, промышленности и культуры Центрально-Черноземного региона.

Главная цель развития университета – создание современного конкурентоспособного научно-образовательного учреждения высшего профобразования на основе интеграции передовых образовательных технологий, академической и прикладной науки, достижений высокотехнологичных и наукоемких производств.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования ЛГТУ сосредоточил главные усилия наподнятии престижа инженерного образования и науки, обеспечении качества профессиональной подготовки специалистов. Руководство вуза придерживается принципа, сформулированного английским писателем и теоретиком искусства Джоном Раскиным: «Качество никогда не случается, оно всегда результат сознательного умственного усилия». По решению ученого совета ЛГТУ, с 2006 года в университете реализуется план мероприятий по созданию и внедрению СМК в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000. С этого периода развивающаяся система менеджмента качества стала определяющим фактором совершенствования системы управления университетом.

Для постоянной системной работы была создана организационная структура – служба качества (см. диаграмму), которую возглавляет представитель администрации вуза, с 2009 года это проректор по учебной работе. В настоящее время служба качества состоит из главного аудитора и 17 уполномоченных по качеству, представляющих факультеты и вспомогательные структурные подразделения, обеспечивающие учебный процесс и важнейшие направления деятельности университета. Для эффективной организации и проведения внутренних аудитов подготовлены и аттестованы из числа ведущих преподавателей и специалистов учебного заведения внутренние аудиторы по СМК.

В основе модели СМК международного стандарта ИСО 9001 лежит процессный подход, то есть декларируется, что желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Под процессом понимается любая деятельность или совокупность деятельности, которая использует ресурсы для преобразования «входов» в «выходы». Реализация процессного подхода в СМК университета привела к необходимости инвентаризации всех жизненно важных процессов вуза, определению целей процессов, ответственных за эти процессы лиц (владельцев процессов) и разработке документальной регламентации этих процессов.

В СМК ЛГТУ выделено 7 основных и 8 вспомогательных процессов, связанных с кадровым, финансовым, организационным обеспечением основных процессов, в частности «Проектирование и разработка программ высшего и дополнительного профессионального образования (ДПО)», «Реализация основных образовательных программ (ООП) и ДПО», «Научно-исследовательская и инновационная деятельность» и другие (см. схему).

В соответствии с требованиями международных стандартов качества в университете разработаны и введены в действие основные документированные процедуры управления качеством, отдельные критерии измерения образовательных процессов.

Для того чтобы оценить и проанализировать, как функционирует тот или иной основной или вспомогательный процесс, выявить несоответствия, нарушения и отклонения от установленных требований, своевременно предпринимать корректирующие и предупреждающие действия, в университете на регулярной основе проводятся мониторинг, измерение и оценка параметров и характеристик рабочих процессов и анализ их результатов. Основную роль здесь играют плановые внутренние аудиты СМК, проводимые в соответствии с утвержденными ректором ежегодными программами внутренних аудитов. Каждый год в университете проводится более 60 плановых и внеплановых проверок в различных структурных подразделениях. По результатам аудитов обязательно издаются приказы ректора, в которых указывается перечень корректирующих мероприятий по устранению выявленных несоответствий и устанавливаются конкретные сроки их выполнения.

Важным моментом внедрения СМК является согласование применения процессного подхода и традиционной организационной структуры управления, построенной по функциональному принципу. В связи с этим руководством университета приняты нестандартные решения о введении новых горизонтальных структур – объединений преподавателей специальности/направлений (ОПС, или ОПН), в которые входят все преподаватели, принимающие участие в учебно-воспитательном процессе со студентами. Это коллективы из представителей профессорско-преподавательского состава выпускающей и соответствующих профильных кафедр университета, ответственные за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление основной образовательной программы по конкретной специальности (направления) с учетом достижений науки, техники и социальной сферы. ОПС (ОПН) является динамичной организационной структурой, реально управляющей содержанием и качеством учебного процесса, оперативно реагирующей на изменения рынка труда, рынка образовательных услуг, требований работодателей. ОПС (ОПН) систематически изучает удовлетворенность студентов качеством учебного процесса по учебным дисциплинам основных образовательных программ, анализирует результаты и оперативно принимает корректирующие действия, направленные на устранение отклонений от установленных требований. Работа этих новых структурных образований постоянно анализируется и совершенствуется.

Своевременное внедрение и развитие СМК в немалой степени обеспечило прохождение в 2009 году ЛГТУ очередной процедуры аккредитации и лицензирования и сохранение статуса университета в ситуации возрастающих требований государства к данному типу учреждений ВПО. Необходимо отметить, что наличие в университете сертифицированной СМК явилось одним из важных факторов, позволивших пройти процедуру аккредитации по новой экспериментальной схеме: оценка показателей университета осуществлялась в рамках общественно-профессиональной экспертизы качества образования независимым внешним агентством АККОРК (Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры).

В условиях перехода на ФГОС третьего поколения действующая система гарантии качества образования позволила университету в 2010-2011 учебном году не менее удачно пройти сложный этап разработки новых ООП. Для методической поддержки этой работы УМС и службой качества были подготовлены положение и методическая инструкция по проектированию и разработке основных образовательных программ, а также методические рекомендации по разработке учебных планов. Мониторинг состояния работы по переходу на ФГОС нового поколения был осуществлен во время внутренних аудитов в мае и октябре 2011 года.

Эффективное функционирование СМК позволило университету добиться значительных успехов. В 2007 году ЛГТУ стал дипломантом конкурса ≪100 лучших товаров России≫ в номинации «Образовательная деятельность», а в 2008 году – дипломантом конкурса на соискание премии администрации Липецкой области по качеству. В 2009 году университет внесен в реестр работодателей Липецкой области, гарантированно соблюдающих трудовые права работников с выдачей сертификата доверия.

В 2010 и 2011 годах образовательные программы ЛГТУ «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» и «Металлургия черных металлов» стали победителями проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» Нацаккредцентра и Гильдии экспертов в сфере профессионального образования. Это означает, что указанные программы ЛГТУ вошли в 1000 лучших из более 30 тыс., реализуемых в вузах России.

В 2011 году мероприятия по совершенствованию СМК были высоко оценены на региональном уровне. Университет стал победителем публичного конкурса на соискание премии администрации Липецкой области по качеству в группе организаций с количеством персонала свыше 250 человек. Конкурентами были предприятия – признанные лидеры региона.

Внешняя экспертиза стала фактом общественного признания Липецкого технического университета как учебного заведения, реализующего передовой мировой опыт в обеспечении гарантии качества высшего профессионального образования, ориентированного на повышение конкурентоспособности, а значит, лидерства среди университетов своего профиля. В сентябре 2012 года ресертификационный внешний аудит, который проводился органом по сертификации СМК «Техцентр-Регистр», подтвердил соответствие действующей системы менеджмента качества университета требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 не только применительно к образовательной, но и научной деятельности.

При этом срок действия сертификата продлен до сентября 2015 года. Модель системы менеджмента качества, функционирующая в Липецком государственном техническом университете, призвана обеспечить повышение эффективности управления всеми процессами в вузе, совершенствование содержания и технологии образования, а также экономических, социокультурных, правовых механизмов деятельности университета, привести к развитию системы качества университетского образования в целом.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, ВПО, липецкая область, ЛГТУ, практика управления, ао-59

Похожие материалы:
Качество образования зависит не от статуса вуза
Обеспечение качества компетентностно-ориентированных образовательных программ
Модели государственно-общественного управления: опыт развития и распространения
Кадры для специального (коррекционного) образования
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Российская система государственной аккредитации: перспективы
Владимир Якушев: «Система образования – зона непосредственного внимания»
Оценка процессов в системе управления учебным заведением
Опыт ульяновцев по созданию региональной системы работы с экспертами
Лесное образование в условиях Болонского процесса

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (117) 2020

В начале года принято подводить итоги предыдущего и обозначать планы на перспективу. Редакция «АО» традиций старается не нарушать и в 117-м номере журнала, первом за год текущий, знакомит читателей с промежуточными результатами «борьбы за инновации» в сфере образования и тенденциях её развития в условиях глобальной цифровизации на ближайшее десятилетие. О чём ещё расскажем в новом номере - читайте в анонсе.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#108Российско-Таджикский (Славянский) университет – вуз нового типа
#111Аудит как платформа для формирования внутренней системы оценки качества образования
#112Управление научной лабораторией: лучшие практики и вызовы времени
#110Опыт и традиции подготовки специалистов
#111Признанный лидер профобразования Московской области
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ