Оценка процессов в системе управления учебным заведениемВнедрение систем менеджмента качества (СМК) в учебных заведениях сопряжено с множеством трудностей, обусловленных рядом причин. С большинством из них встречаются все организации различных форм и направлений: например, проблемы финансирования, нежелание осваивать новое, боязнь ответственности. Просмотров: 2458
Внедрение систем менеджмента качества (СМК) в учебных заведениях сопряжено с множеством трудностей, обусловленных рядом причин. С большинством из них встречаются все организации различных форм и направлений: например, проблемы финансирования, нежелание осваивать новое, боязнь ответственности. Некоторые из них индивидуальны, в их число входят лидерские качества инициатора, особенности отношения руководства или устоявшегося менеджмента. Попытаемся осмыслить эти проблемы, выделить ключевые из них. Важнейшим фактором успешного функционирования СМК вуза на первом этапе является выполнение минимальных требований стандарта ИСО 9001, поскольку стандарт выстроен так, чтобы не допустить явных ошибок при организации системы управления и исключить предоставление некачественных услуг. Основываясь на анализе семилетнего опыта функционирования СМК в Новосибирской государственной академии водного транспорта, изучая деятельность других учебных заведений, можно утверждать, что в вузах еще со времен 60-х годов прошлого столетия сложилась система, весьма удачно выполняющая большую часть требований данного стандарта. Вместе с тем учебные заведения являются весьма специфичными организациями с рядом вполне объективных особенностей.
Последняя из перечисленных особенностей представляется наиболее интересной, поскольку затрагивается один из базовых принципов управления любой организацией – принятие решений, основанное на фактах. Из возможных факторов, вызывающих препятствие в выполнении указанного принципа в вузах, можно привести следующие:
Второй из перечисленных факторов, думается, в наибольшей степени поддается управлению. Кроме того, решение этой проблемы создает основу для систематического и наиболее полного сбора информации о работе учебного заведения. Оптимальность процесса – достижение поставленных целей с наименьшими затратами времени и ресурсов. Очевидно, ключевым фактором в управлении процессами являются критерии их оценки, а также целевые показатели этих критериев. Некоторые процессы, определенные в нашем вузе, и их показатели указаны в таблице.
Для построения наглядной картины удобно использовать лепестковую диаграмму, на которой приводятся установленные критерии, действительные показатели, а также целевые показатели с учетом возможного развития процессов. Отметим, что лепестковая диаграмма сигнализирует лишь о наличии проблем в процессах. Поэтому по каждому процессу необходимо тщательное осмысление результатов, а также наиболее существенных факторов, влияющих на них. В качестве одного из возможных инструментов анализа факторов, вызывающих проблему, можно использовать диаграмму Исикава [1]. На рисунке 1 приведен пример построения такой диаграммы для определения факторов, влияющих на результат процесса «Привлечение абитуриентов, реклама». Рисунок 1. Возможные причины неэффективного процесса.
Рисунок 2. Выбор наиболее значимых факторов.
Анализ указанных факторов проводится путем сбора соответствующих данных (анкетирование абитуриентов и школьников, опрос профориентаторов и т.д.) и построения диаграммы Парето (рисунок 2), позволяющей выбрать приоритетные задачи [2,3,4]. Полученные результаты позволяют аргументировать выводы, точнее ориентироваться при постановке целей и распределении ресурсов, но, конечно, не обеспечивают полную формализацию такой сложной руководящей процедуры, как выбор приоритетных задач в вузе. Тем не менее предлагаемая методика закладывает основу для мотивированной системы управления качеством в вузе и выполнения одного из базовых принципов TQM – принятие решений, основанных на фактах. Таким образом, можно сделать два важных вывода. Наличие системы оценки процессов и адекватный анализ закладывают основу для мотивированной системы управления в вузе, принятия решений, основанных на фактах. Стремление руководителей получать информацию о процессах – лучшая поддержка системы менеджмента качества. ЛИТЕРАТУРА
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|