Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Федеральный интернет-экзамен: квалиметрия бакалавриата

Какие возможности открывает федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата? Чем ФИЭБ отличается от ЕГЭ? Где будут находиться базовые площадки? Какие формы участия предлагаются студентам и вузам? На эти и другие актуальные вопросы ответил генеральный директор Научно-­исследовательского института мониторинга качества образования, доктор технических наук, профессор Владимир Наводнов.

Просмотров: 2483
Наводнов Владимир

Какие возможности открывает федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата? Чем ФИЭБ отличается от ЕГЭ? Где будут находиться базовые площадки? Какие формы участия предлагаются студентам и вузам?

На эти и другие актуальные вопросы ответил генеральный директор Научно­-исследовательского института мониторинга качества образования, доктор технических наук, профессор Владимир НАВОДНОВ.


– Владимир Григорьевич, у вас большой опыт организации проведения массовых педагогических измерений: ФЭПО – с 2005 года, интернет-олимпиады и интернет-тренажеры – с 2008 года, теперь ФИЭБ. Какова цель нового проекта, его задачи, принципы?

– Да, новый проект начинается не с чистого листа. Но, во-первых, начнем с проблемы. В 2015 году молодым людям не позавидуешь: будет «двойной выпуск» – одновременно вузы окончат специалисты, которые обучались пять лет, и бакалавры, обучавшиеся четыре года. В общей сложности на рынок труда выйдет около 1,5 млн. человек. Это достаточно много. Экономика страны, может быть, и не готова к такому большому количеству молодых кадров. Поэтому, естественно, многие попытаются поступить в магистратуру. Сейчас государство делает определенные шаги: прием в магистратуру увеличен более чем в два раза, что составляет свыше 172 тыс. бюджетных мест. Если разделить 1,5 млн. на 172 тыс., получается, что потенциальный конкурс на одно бюджетное место составляет приблизительно девять человек. Это тоже много. Тем более, не во всех вузах есть магистратура. В этих условиях студентам, как никогда, нужна самодиагностика: хватит ли знаний, умений, навыков после окончания одного вуза, чтобы поступить в магистратуру другого вуза. Такой лакмусовой бумажкой и призван стать федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата – ФИЭБ.

Задача проведения бакалаврского экзамена прописана в распоряжении Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» от 30 декабря 2012 года, № 2620-р. В разделе 5.11 ставится задача создания системы оценки качества подготовки бакалавров. В течение трех лет (2013-2016) необходимо разработать и провести пилотную апробацию модели, организационной схемы, инструментария для проведения такой оценки, а уже с 2017 года запустить всё в штатном режиме.

Много состоялось разговоров, дискуссий на различных семинарах, пробных мероприятий, но мощного эксперимента не провели, да и не имелось особой нужды, поскольку выпуск бакалавриата был, вообще говоря, единичный. Массовый выпуск предстоит впервые только в этом году. Поэтому объективно возникает задача проведения крупномасштабного эксперимента, чтобы максимальное количество студентов смогло принять в нём участие.

Летом прошлого года внесены некоторые изменения в новый закон об образовании, в частности, в статью 95.1 «Независимая оценка качества подготовки обучающихся». В ней указывается, что такая оценка проводится «по инициативе участников отношений в сфере образования для подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся». Следовательно, открывается возможность решать эту задачу самим участникам отношений в сфере образования. Основная цель – предоставление информации о качестве подготовки.

Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата – это внешняя независимая оценка качества подготовки выпускников бакалавриата. Иначе говоря, добровольная сертификация выпускников на соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Фактически этот экзамен позиционируется как «два в одном»: по желанию вуза, он может быть засчитан выпускающей кафедрой как часть выпускного государственного экзамена и/или учтен при приеме в магистратуру. Кроме того, именной сертификат с приложением на английском языке будет весомым дополнением к портфолио выпускника.

Принципы ФИЭБ: добровольность участия студентов в экзамене, добровольность признания сертификатов вузами, добровольность признания сертификатов работодателями, конфиденциальность индивидуальных результатов студента, независимость оценки как от органов управления и контроля в сфере образования, так и от вузов.

Таким образом, главное – это добровольность и независимость в оценке качества образования.


– Убеждён, что высшей школе нужна большая открытость, нужны понятные механизмы, которые бы стимулировали перемены. И здесь серьёзную роль способно сыграть внедрение объективных систем оценки качества обучения – как вузовских, ведомственных, так и независимых.

Из выступления
Президента РФ В.В. Путина на X съезде Российского союза ректоров.


– На сайте НИИ мониторинга качества образования www.i-exam.ru можно ознакомиться с проектом положения, в котором определен порядок подготовки, организации и проведения ФИЭБ на территории РФ и СНГ, порядок регистрации участников экзамена, порядок обработки и критерии оценки результатов, правила выдачи именных сертификатов. Расскажите, пожалуйста, на что стоит обратить особое внимание?

– Оргкомитетом принято решение, что экзамен будет проводиться в сетевом режиме консорциумом ведущих вузов и вузовских ассоциаций, которые определяют политику, контролируют разработку заданий и, главное, их сертифицируют.

Сейчас многие ведущие вузы страны и ближнего зарубежья ведут переговоры о том, чтобы в той или иной форме принять участие в экзамене.

Очень важно провести экспертизу заданий, которые будут использоваться при проведении тестирования. Поэтому по поручению ведущих вузов нами будет проводиться сертификация разработанных педагогических измерительных материалов (ПИМ) с привлечением специалистов ведущих вузов, авторов учебников, то есть тех лиц, которым, безусловно, можно доверять. Доверие к разработчикам заданий и экспертам – доверие к педагогическим измерительным материалам.

Спецификой ФИЭБ является направленность не столько на оценку теоретических знаний, сколько на навыки и умения, на их применение в будущей профессиональной практике, knowledge and skills – как говорят наши европейские коллеги.

Экзаменационный билет будет состоять из двух частей. Первая – так называемое полидисциплинарное тестирование, за выполнение которого можно будет набрать 30-40 процентов баллов. Вторая часть (наиболее трудоемкая – 60-70 процентов баллов) будет представлена кейс-заданиями по видам профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр.

Полидисциплинарное тестирование представляет собой следующую процедуру. При регистрации студенту предлагается перечень дисциплин профессионального цикла, которые он изучал. Студенту необходимо выбрать не менее четырех дисциплин. По этим дисциплинам компьютер
случайным образом подберет задания. Поэтому экзамен будет носить фактически индивидуальный (студентоцентрированный) характер. Для каждого студента будет генерироваться свой экзаменационный билет. Этот технологический ход очень важен.

Задания кейсов ориентированы на решение профессиональных задач, указанных в образовательном стандарте, и носят междисциплинарый характер.

На портале www.i-exam.ru представлены программы по направлениям подготовки. Зарегистрировавшись, студент получает доступ к интернет-тренажеру для подготовки к ФИЭБ. Таким образом, можно заранее ознакомиться с технологией экзамена и увидеть как полидисциплинарные, так и междисциплинарные варианты заданий.

Первый этап в штатном режиме планируется провести в последнюю декаду апреля. Принципиально важно то, что экзамен будет проходить одновременно на всех базовых площадках, где бы они ни находились. В Калининграде тести­рование начнется, например, в 8 утра, в Москве – в 9, в Самаре – в 10, в Уфе – в 11 и так далее до Владивостока. Тем самым мы избегаем ошибок ЕГЭ, когда на Дальнем Востоке уже сдали экзамен, а на западе страны ещё не начинали. Такая ситуация провоцирует перекачку информации. Поскольку в ФИЭБ студенты будут участвовать все одновременно, утечки информации быть не должно.

Время на выполнение заданий у всех одинаковое – ровно 180 минут. Выходить из аудитории не рекомендуется, но жизнь есть жизнь. Если студент всё-таки вышел, то ответы на задания, которые он до этого выполнил, исправить будет нельзя, а задания, которые ещё не выполнял, перегенерируются на новые. Фактически получается новый билет, поэтому выходить невыгодно. Студенты должны быть предупреждены об этом заранее.

Задания подберут так, что экспертов к проверке привлекать не потребуется. Проверять будет компьютер. Причем, это не обязательно задания с выбором ответа, так называемые «угадайки». Просто они особым образом составлены. Это сделано, чтобы удешевить экзамен и чтобы он был более объективным. Нет человеческого фактора – нет ошибок или, по крайней мере, их гораздо меньше.

Результаты тестирования должны появиться в личном кабинете студента в течение суток.

Таким образом, бумажной работы практически нет, но возможность иметь черновичок, конечно, имеется. Вуз будет выдавать для этих целей проштампованную бумагу, на которой студент сможет прикинуть варианты ответов, возможно использование простого калькулятора. Всё остальное запрещено. Система безопасности такая же, как в ЕГЭ, только без металлических рамок будет. Зато здесь есть другое – вуз гарантирует соблюдение технологии.

Бакалаврам, сдавшим экзамен, будут выдаваться сертификаты: «золотой», «серебряный», «бронзовый» либо «сертификат участника». В процентном соотношении цифры будут примерно такие же, как в системе ГТО, где значок получают около 60 процентов. Возможное распределение: золотых – до 10 процентов, серебряных – до 15, бронзовых – 25-30 процентов. В любом случае каждый студент получит сертификат с прописанными баллами. Шкала устанавливается 100-балльная, и, в отличие от ЕГЭ, никаких «хитрых шкал» использоваться не будет. Без переводов – сколько набрал баллов, столько и получил. Это позволит участникам детально анализировать результаты. Можно будет увидеть, какие задания решил, какие не решил и какие баллы за что получил. Это очень удобно.

Дополнительно каждый студент-­участник получит справочник образовательных программ магистратуры. В 2015 году он выпускается в электронном виде. В него будут включены все программы магистратуры вузов, участвующих в проекте. Вузы, получившие статус участника, смогут разместить в справочнике свою рекламную информацию. Таким образом, решается очень важная задача – развитие мобильности студентов. Сейчас много об этом говорят, но реальных шагов делается мало.

Поступая в вуз, молодой человек был ещё фактически ребенком. Через четыре года он возмужал, определился в интересах и вполне может поехать в другой город. Даже родители, которые после школы не хотели его далеко отпускать, в массе своей уже не столь категоричны. Практика, когда студент окончил бакалавриат одного вуза, а поступает в магистратуру другого, становится всё более распространенной. Справочник программ магистратуры поможет лучше сориентироваться в программах, реализуемых отечественными вузами. И, что не менее важно, результаты независимой оценки помогут студентам понять, какая программа магистратуры им будет под силу. Кто получил золотой сертификат, тот может смело пробовать поступить в любую магистратуру.


Научно­-исследовательский институт мониторинга качества образования основан в 2002 году. В процессе своей деятельности сотрудничает с образовательными организациями Российской Федерации, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

Основные направления деятельности: тестирование в рамках проектов «Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования» (ФЭПО), «Интернет­-тренажеры в сфере образования», «Диагностическое интернет-тестирование студентов первого курса», «Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата» (ФИЭБ), подготовка информационно­аналитических и мониторинговых отчетов на основе результатов интернет-тестирования студентов, организационно-технологическое и методическое сопровождение Открытых международных студенческих интернет-олимпиад (OIIO).


– В рамках апробации технологии ФИЭБ в декабре 2014 года был проведен экзамен по пяти направлениям подготовки: «050400.62 – Психолого-педагогическое образование», «080100.62 – Экономика», «080200.62 – Менеджмент», «081100.62 – Государственное и муниципальное управление», «140100.62 – Теплоэнергетика и теплотехника». Как они выбирались? Почему именно эти?

– Направления подготовки для экспериментального этапа выбирались неслучайно. Конечно, апробировать сразу все направления невозможно. Поэтому поступили очень просто: взяли 15 направлений подготовки, по которым больше всего тестируются вузы в ФЭПО, и выбрали 5 из них.

Перечень направлений подготовки для проведения первого этапа ФИЭБ в штатном режиме будет опубликован на портале www.i-exam.ru в феврале, а программы экзамена – в марте 2015 года.

Увеличить изображение

– Пилотный этап ФИЭБ успешно состоялся. Первый этап в штатном режиме планируется провести в апреле 2015 года. Какие ресурсы задействованы в реализации проекта? Теоретически, какое количество студентов сможет одновременно принять участие в тестировании?

– В пилотном этапе ФИЭБ в качестве базовых площадок приняли участие 74 вуза из 45 регионов Российской Федерации. Обработано 3688 результатов тестирования. Это хорошее начало.

В апреле в экзамене могут принять участие десятки, а может быть даже сотни тысяч студентов. Для проведения такого большого мероприятия необходимы технологии, успешно апробированные в процессе многолетней практики. В частности, федеральный интернет-экзамен (ФЭПО), который проводится с 2005 года, а также интернет-тренажеры, Открытые международные студенческие интернет-олимпиады (OIIO), которые проводятся с 2008 года. Создано и внедрено в практику работы специальное программное обеспечение. Сложилась широкая сеть базовых вузов, достойно несущих репутационную ответственность. Таким образом, эти работающие технологии потребуют небольшой модернизации в соответствии с процедурой ФИЭБ. И со всеми этими технологиями можно ознакомиться в открытом доступе на портале www.i-exam.ru.

Очень важный вопрос возникает с технической точки зрения: выдержат ли серверы, программное обеспечение предполагаемые нагрузки? Есть такой термин «высоконагруженные системы». Так вот, те примеры, которые я привёл, – ФЭПО, интернет-тренажеры, интернет-олимпиады – всё это высоконагруженные системы. Мы ожидаем нагрузку до 100-150 тыс. участников, при этом одновременная пиковая нагрузка может составлять до 15 тыс. тестирований.

Цифры эти нам не страшны, поскольку есть уже достаточный опыт. В последнее время на портале www.i-exam.ru проводится около 7 млн. сеансов тестирования в год. В различных проектах, реализуемых НИИ МКО, принимает участие более 2200 образовательных организаций. Правда, максимальная одновременная пиковая нагрузка, которую мы испытывали, пока примерно 6 тыс. тестирований. Необходимо в два-два с половиной раза её увеличить, и программисты сейчас активно над этим работают. Есть также большой опыт по созданию личных кабинетов – как для студентов, так и для преподавателей.

– Какие формы участия в ФИЭБ предлагаются вузам?

– Возможны три формы участия: вуз­-участник, вуз­-базовая площадка и вуз или ассоциация на правах партнера.

Вуз-участник имеет право разместить на своем официальном сайте логотип экзамена, дать возможность зарегистрированным студентам пользоваться интернет-тренажерами для подготовки к экзамену. Подготовка к экзамену – важнейший элемент. Чем лучше студент подготовится, тем лучшие результаты покажет. Более того, такие вузы могут предлагать на конкурсной основе свои задания для включения в банк ПИМ.

Каждый вуз-­участник получит информационно-­методические материалы для работы со своими студентами, а по окончанию экзамена – педагогический анализ результатов ФИЭБ по каждому направлению подготовки. Здесь, правда, есть одно ограничение. Студентов по каждому направлению должно пройти тестирование не менее 20, иначе статистическая оценка будет неустойчивой и практически лишенной смысла. В педагогическом анализе результатов предполагается представить общую статистику по всей стране по каждому направлению подготовки. Можно будет посмотреть, как студенты конкретного вуза по данной программе смотрятся на общем фоне. Плюс «разбор полетов», для того чтобы на следующий год лучше подготовиться, обратить внимание на какие­-то проблемные аспекты, прочее. Для вуза, для выпускающих кафедр это будет бесценный материал, поскольку это абсолютно независимая система оценки качества подготовки студентов.

И последний приятный бонус – все вузы-участники будут иметь право представить свою информацию в справочнике программ магистратуры вузов России. Это очень важно, поскольку необходимо как можно шире информировать общественность о качественном образовании.

Базовый вуз, в свою очередь, несет полную ответственность за соблюдение технологии проведения экзамена, но обладает более широкими правами и возможностями.

Вузы и/или ассоциации на правах партнеров имеют право делегировать своих представителей в оргкомитет и принимать участие в сертификации экзаменационных билетов. Оргкомитет – коллегиальный орган, который руководит экзаменом. Оператором ФИЭБ выступает НИИ мониторинга качества образования.

– Где будут находиться базовые площадки? Насколько доступен ФИЭБ?

– Страна у нас огромная, поэтому очень важно, чтобы базовые площадки – вузы, где будет проходить экзамен, – распределялись равномерно по всей территории. Сейчас проводится большая работа по созданию площадок, уже есть предварительная договоренность со многими вузами, начиная от ДВФУ во Владивостоке на острове Русский и до самой западной точки – БФУ имени Иммануила Канта в Калининграде.

По данным Росстата, в Российской Федерации насчитывается 93 города с численностью населения 200 тыс. человек и более1. Поэтому постановка задачи такая: базовых площадок должно быть около 100. В городах­-миллионниках, а таких у нас 15, – несколько, а в средних и сравнительно небольших – 1 или от силы 2.

В декабре 2014 года начался прием заявок от вузов на участие в конкурсе на право стать базовой площадкой для проведения ФИЭБ, в феврале 2015 года будут подведены итоги конкурса. Базовой площадкой может стать вуз, обладающий необходимой материально­-технической базой и заинтересованный в получении внешней независимой оценки качества подготовки выпускников бакалавриата, привлечении выпускников из других вузов, а также учитывающий сертификаты ФИЭБ при приеме в магистратуру.

К базовым площадкам предъявляются достаточно жесткие требования. Во­-первых, в вузе должно быть 100 и более посадочных мест, оборудованных компьютерами с выходом в интернет. Во­-вторых, необходимо наличие квалифицированного мотивированного персонала, который мог бы организовать и провести такой экзамен на высоком уровне. Должна быть возможность веб­-трасляции, так как все экзамены будут транслироваться онлайн. Родители, друзья, все желающие должны иметь возможность наблюдать за проведением экзамена на сайте того вуза, где будет проходить экзамен. На сервере НИИ МКО все эти трансляции будут собираться и записываться. Если возникнут какие-­либо спорные вопросы, можно будет проанализировать запись. Вуз гарантирует соблюдение технологии проведения экзамена. Транспортная доступность базовой площадки – это тоже очень важно.


Базовые площадки федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ)

  • Амурский государственный университет
  • Астраханский государственный технический университет
  • Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
  • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
  • Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
  • Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
  • Волгоградский государственный технический университет
  • Волгоградский государственный университет
  • Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
  • Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
  • Воронежский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств
  • Дагестанский государственный технический университет
  • Дагестанский государственный университет
  • Дальневосточный государственный университет путей сообщения
  • Дальневосточный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Дальневосточный федеральный университет
  • Забайкальский государственный университет
  • Забайкальский институт предпринимательства - филиал Сибирского университета потребительской кооперации
  • Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
  • Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ
  • Кемеровский государственный университет
  • Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
  • Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
  • Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева
  • Липецкий государственный технический университет
  • Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
  • Международный институт бизнес-образования
  • Межрегиональный открытый социальный институт
  • Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева
  • Московский государственный индустриальный университет
  • Московский государственный строительный университет
  • Московский государственный областной гуманитарный институт
  • Московский гуманитарный университет
  • Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Национальный исследовательский университет «МЭИ»
  • Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
  • Новосибирский государственный педагогический университет
  • Новосибирский государственный технический университет
  • Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
  • Пензенский государственный технологический университет
  • Пензенский государственный университет
  • Пермский государственный национальный исследовательский университет
  • Поволжский государственный технологический университет
  • Поволжский государственный университет сервиса
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Ростовский государственный университет путей сообщения
  • Рубцовский институт (филиал) Алтайского государственного университета
  • Рязанский государственный радиотехнический университет
  • Самарский государственный университет
  • Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
  • Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
  • Северо-Кавказский федеральный университет
  • Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова
  • Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
  • Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева
  • Сибирский федеральный университет
  • Смоленский государственный университет
  • Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Пермского национального исследовательского университета
  • Сочинский государственный университет
  • Структурные подразделения Южного федерального университета в г. Таганроге
  • Сургутский государственный педагогический университет
  • Сыктывкарский государственный университет
  • Тверской государственный технический университет
  • Тверской государственный университет
  • Тихоокеанский государственный университет
  • Тувинский государственный университет
  • Тульский государственный университет
  • Тюменский государственный нефтегазовый университет
  • Ульяновский государственный технический университет
  • Университет управления «ТИСБИ»
  • Уральский государственный лесотехнический университет
  • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  • Уфимский государственный авиационный технический университет
  • Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Уфимский государственный университет экономики и сервиса
  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
  • Челябинский государственный университет
  • Челябинский государственный педагогический университет
  • Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
  • Юго-Западный государственный университет
  • Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова
  • Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
  • Южный федеральный университет

– Какие новые возможности открывает федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата? Чем ФИЭБ отличается от ЕГЭ?

– Как ЕГЭ открыл возможность абитуриентам из провинции поступать в столичные вузы, так и ФИЭБ откроет возможность поступать в хорошую магистратуру. Конечно, это не столь массовый процесс, но тем не менее. Когда молодой человек – например, из Иркутска или Хабаровска – едет в Москву или Санкт-Петербург и, не дай бог, не сдаст экзамен, для него самого и семьи это, вообще говоря, серьезные испытания. Но, если он получает «золотой сертификат», сразу ясно, что шансы достаточно велики и можно спокойно ехать поступать. Тем более многие вузы сейчас рассматривают вопрос о том, чтобы учитывать при магистерском экзамене либо полностью, либо частично сертификаты ФИЭБ.

Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата будет проходить впервые, и его особенность в том, что он проводится академическим (гражданским) сообществом. Именно так ставит задачу Президент РФ Владимир Путин – необходимо внедрять объективные системы оценки качества обучения, развивать независимую оценку. Оценка качества подготовки выпускников должна быть независимой как от органов управления, так и от вузов.

На сегодняшний день в стране всего две технологии для проведения масштабной независимой оценки: ЕГЭ и ФЭПО. Конечно, ведутся и другие разработки, но дело не в этом. Если завтра мы с вами захотим создать завод по выпуску машин, то, может быть, «на коленке» одну машину и создадим. Но чтобы получить, скажем, АвтоВАЗ, нужно вложить огромные ресурсы. Это создается годами.

Если говорить про ЕГЭ, то впервые в экспериментальном режиме экзамен был проведен в 2001 году в пяти субъектах Российской Федерации. С 2009 года он в штатном режиме проводится по всей стране. За эти годы введено в действие мощное оборудование, созданы специальные сети в интернет, для передачи информации используются спецканалы и спецпочта, обучены тысячи специалистов, есть множество пунктов проведения.

Но и ФЭПО развивается уже десять лет, накоплен уникальный опыт, создано программное обеспечение. Для проведения интернет-олимпиад подготовлено 40 базовых площадок по всей стране, обучены люди. Вместе с тем технология ФЭПО примерно на порядок дешевле, чем технология ЕГЭ. Почему? Потому что она безбумажная. Не надо печатать бланки, не надо ничего посылать спецпочтой, не надо обеспечивать секьюрити, не надо мощных сканеров, не нужно специализированного программного обеспечения – всё оно западное, очень дорогое.

При проведении ФЭПО используется в основном российское программное обеспечение. За исключением, безусловно, базовых вещей, без которых не обойтись (операционные системы, например). Но все конечные программные продукты написаны российскими программистами, то есть можно смело сказать: «Сделано в России для российских граждан».

ЕГЭ и ФЭПО – высокие технологии, которые созданы у нас в стране. Это уникальные технологии, и любой, кто начнет создавать экзамен, подобный ФИЭБ, фактически встанет перед выбором: взять либо ту технологию, либо эту. Мы остановились на технологии ФЭПО. Российским вузам она понятна. Во­-первых, уже десять лет они активно с ней работают. Во-­вторых, она относительно дешевая, что немаловажно в наше время.

Уже сейчас, на стадии формирования инфраструктуры, интерес к федеральному интернет-экзамену для выпускников бакалавриата огромный.

Это очень большой эксперимент, первый шаг сделан, и надеемся, что к нам многие присоединятся.

1 Российский статистический ежегодник, 2014. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Прямая оценка качества подготовки
Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата
В России создан новый рейтинг вузов
Виктор Болотов: «Аналитик, будь верен правде»
Бакалавры примут участие в новом образовательном эксперименте в РФ
Мотивация к обучению в студенческой среде
ФИЭБ – новый инструмент независимой оценки
Прямая оценка качества подготовки
Владимир Наводнов: Нестандартные стандарты
Новый инструмент независимой оценки

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ