Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Мотивация к обучению в студенческой среде

По мнению нашего собеседника, вовлечение учащейся молодежи в реальную практическую деятельность поможет решению одной из актуальных проблем образования, с которой сталкивается почти каждый педагог, – мотивации молодых людей к обучению. Рассказывает преподаватель СПбГМТУ, руководитель кружка робототехники и программирования «Красный робот» Михаил Чемоданов.

Просмотров: 707
ЧЕМОДАНОВ Михаил

В стране заметно возросло внимание к дополнительному образованию. О важности развития этой сферы говорят на самом высоком уровне, подтверждением чему служат широко обсуждаемая в профессиональной среде Концепция непрерывного образования взрослых и принятая в сентябре 2014 года Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

По мнению нашего собеседника, преподавателя Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, руководителя кружка робототехники и программирования «Красный робот» Михаила ЧЕМОДАНОВА, вовлечение учащейся молодежи в реальную практическую деятельность поможет решению одной из актуальных проблем образования, с которой сталкивается почти каждый педагог, – мотивации молодых людей к обучению.


– Михаил Николаевич, как появилась идея создания в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете кружка робототехники и программирования?

– Желание увидеть бóльшую отдачу от своего преподавательского труда встретилось с желанием активной части студентов делать нечто большее чем то, что предлагает стандартная программа университета. В результате в СПбГМТУ появилась инновационная робототехническая лаборатория «Красный робот», представляющая собой смесь кружка робототехники, программирования и производственной артели.

Изготовление, например, подводного робота – это интересная, увлекательная задача, требующая всесторонней теоретической и практической подготовки. Нет лучшего зрелища для педагога, чем те моменты, когда студент осознает, как соединяются его теоретические знания с практикой. Элементы пазла сходятся в единую картину, когда простая накопленная сумма знаний сплавляется в понимание сути, когда перестают действовать линейные законы, и один плюс один дает совсем не два, а многократно больше.

– Опираясь на опыт преподавания в вузе, поделитесь, пожалуйста, наблюдениями о современном студенте. Как бы вы описали портрет современного выпускника высшей школы?

– Очень условно выпускников можно разделить на три категории. К первой отнесем студентов, не успевающих в учебе и не интересующихся своей специальностью. В лучшем случае они с трудом получат диплом и закинут его в самый дальний ящик стола, чтобы никогда им более не воспользоваться. Работать по специальности они не пойдут. Назовем таких студентов «двоечниками».

Следующая категория – «отличники». Они успешно сдают сессию, хорошо знают формальную часть предмета и чаще всего идут далее работать по специальности. Однако большинство из них не обладает пониманием сути предмета и начинает «плыть» при вопросах, отдаленных от прочитанного курса.

Третья категория – так называемые «толковые двоечники». Эти чаще всего имеют проблемы со сдачей сессии, однако увлечены своим предметом по-настоящему, способны самостоятельно изучать литературу, что-­то делать своими руками, обладают живым умом. Как ни удивительно, но в олимпиадах по программированию и робототехнике часто участвуют именно такие. И как раз от них можно ожидать результата, а от «отличников» – чаще всего нет.

Есть и четвертый вариант. Это идеальная ситуация – когда человек сочетает положительные качества «отличника» и «толкового двоечника», но встречаются такие, к сожалению, исключительно редко.

– Как получается, что «отличники» в действительности не вникают в суть предмета? И почему, на ваш взгляд, они все же получают высокие оценки?

– Думаю, корни проблемы кроются в сильном падении среднего уровня подготовки студентов. Так, условных «двоечников», если по совести, надо отчислять. Но сколько их можно отчислить? Ведь это не может быть 25 процентов? А ситуация такова, что 25 процентов – это еще не предел. И когда речь идет не об одном-­двух студентах, а о существенном проценте от группы, приходится помнить о нормативно-подушевом финансировании и прочих подобных вещах. Впрочем, некоторые вузы, например НИУ ВШЭ, практикуют отчисление до 30 процентов первокурсников. Однако большая часть высших учебных заведений не может себе позволить такой стратегии, особенно в условиях демографической ямы.

Условные «отличники» способны ответить на базовые вопросы и решить стандартную задачу, но при вопросах вне сформированного списка, «на понимание», они впадают в замешательство.

Таким образом, студент заслуживает оценку «четыре» или «три», но если условный «двоечник» получает тройку, то просто нечестно и неправильно уравнивать с ним того, кто действительно старается и имеет хотя бы формальный набор знаний. В результате эта категория получает четверку или пятерку, хотя реальная их оценка должна быть ниже.

– Что это за феномен способных и талантливых, но не успевающих в учебе студентов? Вы оцениваете их потенциал выше, чем у сверстников с хорошими оценками?

– Как правило, у них имеется относительно глубокое понимание своей специальности, но большие трудности с другими предметами, в том числе фундаментальными. Что интересно, в наш кружок приходят в основном студенты именно из этой категории. «Отличники» на мои призывы не откликаются, а вот «толковые двоечники» идут. Когда видишь сообщение от одного из студентов: «Можно ли будет вместе с кружком делать подводного робота, если я буду в академическом отпуске?», – то не знаешь, плакать или смеяться.

Почему талантливые зачастую так плохо учатся? Тут и просто отсутствие дисциплинированности, и нежелание подходить к вопросу формально, и позиция «мне это не нужно» или «мне это не пригодится». Не нужна культурология, философия, детали машин, теория вероятностей… И если философия и культурология – вопрос для технических специальностей традиционный, то ситуация, когда многие студенты не понимают, зачем им нужен математический анализ, откровенно пугает.

Пугает неспособность применить к жизни формально сданные предметы, неспособность понять, как все предметы связать в один узел для решения сложной задачи.

В массе своей для студентов утрачена связь между словами «университет» и «universe» в смысле всеобщности. Причем если добросовестные, усердные студенты готовы в отсутствие этой всеобщности постигать предметы в отрыве друг от друга (что приводит к неспособности по-настоящему понять предмет), то так называемые «толковые двоечники» не желают заниматься бессмысленным, с их точки зрения, трудом – тем, который не приведет к какому-либо практическому результату. Им нужно живое дело, а не мертвое крючкотворство. Как пел Владимир Высоцкий: «В подвалах и полуподвалах ребятишкам хотелось под танки». Им хочется в бой, в огонь, решать задачи, творить будущее, а максимум, что дает университет, – это возможность выучить, сколько заклепок на нарисованном надувном танке. Вот почему в такой ситуации мое сердце на стороне «толковых двоечников».

– Снижающийся уровень подготовки выпускников школ, которые сегодня приходят в вузы, настораживает. Беспокоит и отсутствие у студентов любознательности, интереса к новым знаниям. На ваш взгляд, какие существуют методы повышения мотивации молодых людей к обучению?

– Безусловно, нельзя совершить рывок в развитии страны, не имея основательной прослойки увлеченных, страстных и хорошо образованных людей. О том, что прорыв необходим, говорят все последние мировые события. Нужно срочно восстанавливать инженерно-­технический корпус, и одна из задач этого восстановления – поиск мотивации. Как мотивировать студентов постигать профессию по-настоящему? Мне кажется, решением могло бы стать вовлечение молодежи в осознанный, профессиональный труд, и чем раньше – тем лучше. В конце концов, практика – критерий истины. Если человек может самостоятельно и качественно решить сложную практическую задачу, то это означает, что он обладает необходимым уровнем знаний и способен эти знания применять.

Одной из серьезных проблем является дрейф в сторону фрагментарности образования, всё меньшая системность. Это вызвано другими проблемами – низкой заработной платой преподавателей, малым престижем профессии и рядом прочих проблем. В результате студенты зачастую или не способны уловить междисциплинарную связь, а значит – не способны глубоко понять предметы, либо просто теряют мотивацию к обучению и считают, что большая часть предметов «не нужна». Все это происходит на фоне фактического исключения процесса производительного труда из процесса обучения. Таким образом, выпускники обладают, в лучшем случае, набором малосвязанных знаний, зачастую не способны решать практические задачи.

Одним из вариантов решения этой проблемы видится вовлечение студентов в большие, интересные, амбициозные и востребованные производственные задачи. Разумеется, эти задачи должны быть по теме обучения. В идеале такой труд должен происходить внутри профессионального коллектива, позволяя на практике перенимать самые современные подходы к работе и вдохновляться примером старших товарищей.

В качестве такой задачи в «Красном роботе» выбрано проектирование и изготовление телеуправляемого подводного робота. Масштаб деятельности воодушевляет студентов, а сложность – заставляет учиться, тесно взаимодействовать с преподавателями университета. Помимо этого, студенты несут своеобразную социальную нагрузку – организуют соревнования как межвузовские, так и для абитуриентов. Это также помогает в обучении, ведь самый верный способ самому что­-то понять – это объяснить кому-нибудь другому.

Отметим, что аналогичными путями движутся и другие образовательные организации города, например, дружественная нам Открытая лаборатория идей, методик и практик (ОЛИМП ИТМО). Важно, что среди подобных студенческих кружков и клубов отсутствует жесткая конкуренция. Наоборот, имеется активное желание взаимодействовать и помогать друг другу. Надеюсь, это поможет нам готовить знающих, умелых и увлеченных своим делом специалистов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, СПбГМТУ, михаил чемоданов, актуальное интервью, дополнительное образование, ао-77

Похожие материалы:
Победители первого этапа «Образовательного марафона»
Александр Климов о государственной образовательной политике
Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата
Виктор Болотов: «Аналитик, будь верен правде»
Федеральный интернет-экзамен: квалиметрия бакалавриата
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества
Слияния в российской высшей школе: мотивы, издержки, возможности
Европейские рекомендации, российские решения
Результаты превзошли ожидания
Интервью с Александром Адамским о реформах образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Медиастратегию лидерства в образовании обсудят на пресс-конференции в "Интерфаксе"
12 ноября в центральном офисе агентства "Интерфакс" состоится пресс-конференция на тему:...
Пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс» (ул. 1-я Тверская-Ямская, 2, строение 1)...
Экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России
Редакция журнала «Аккредитация в образовании» провела экспресс-форум для представителей...
Открытие онлайн-олимпиады Учи.ру «Юный предприниматель» состоялось в школе «Летово»
5 ноября в международной школе для одаренных детей «Летово» дан старт основному туру III...
Состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс»состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии...
Из журнала
#103Научные проекты привлекают в Поволжский институт управления дополнительное финансирование
#104Арктические перспективы Университета Аммосова
#111Региональный хаб новых компетенций
#109Успешно реализуется проект К(П)ФУ «Послы русского языка в мире»
#112Подготовка к новому учебному году основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ