Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Астраханская и Казанская консерватории: научные и творческие связи

Астраханская консерватория в качестве приоритетных направлений выбрала путь, связанный с межвузовским сотрудничеством. Научные и творческие контакты с вузами создали возможность для приглашения специалистов по наиболее важным и востребованным в Нижнем Поволжье специальностям.

Просмотров: 75

Открытая в 1969 году, Астраханская консерватория стала четвертой по счету консерваторией в Поволжском регионе. В конце 1960-х годов три консерватории – Саратовская, Казанская и Горьковская – уже славились своими музыкальными традициями и завоевали непререкаемый авторитет в подготовке профессиональных музыкантов.

Как и любое высшее учебное заведение, Астраханская консерватория в самом начале своей деятельности в качестве приоритетных направлений выбрала путь, связанный с межвузовским сотрудничеством, со студенческой и профессорско-преподавательской мобильностью. Научные и творческие контакты с вузами создали возможность для приглашения специалистов по наиболее важным и востребованным в Нижнем Поволжье специальностям. В рамках сотрудничества с другими вузами произошли процессы сближения и интеграции учебных заведений, что позволило молодому начинающему вузу в дальнейшем выработать собственную концепцию профессионального образования.

В начале становления Астраханской консерватории тесные контакты сложились с Казанской консерваторией им. Н.Г. Жиганова. Эти контакты оказались наиболее устойчивыми, долговременными и получили многосторонние связи в самых разных направлениях. Их можно определить как:

  1. связи, реализуемые через выпускников Казанской консерватории, приглашенных на работу в Астраханскую консерваторию;
  2. организация обучения и стажировок на базе Казанской консерватории студентов, аспирантов и педагогов Астраханской консерватории;
  3. участие педагогов Казанской консерватории в составе жюри всероссийских и международных конкурсов, проводимых на базе Астраханской консерватории;
  4. участие педагогов Казанской консерватории в работе государственных экзаменационных комиссий;
  5. участие педагогов, студентов и аспирантов Астраханской консерватории во всероссийских, международных конкурсах и конференциях на базе Казанской консерватории;
  6. сотрудничество в области концертной деятельности;
  7. взаимодействие в рамках фестивалей «Астраханские вечера современной музыки»;
  8. контакты, реализуемые  через выпускников Астраханской консерватории, работающих в Казанской консерватории;
  9. научное сотрудничество.

В 1970 году в Астрахань из Казани приезжает семья музыкантов, определившая ведущие направления вуза: вокалистка Н.Н. Лучинина (класс профессора К.Е. Цветова), первая заведующая кафедрой сольного пения и оперной подготовки с 1970 по 1977 годы, пианистка Е.С. Винокурова (класс профессора И.С. Дубининой), заведующая кафедрой специального фортепиано с 1972 по 1983 годы, и композитор А.И. Блинов (класс профессоров А.С. Лемана и А.Б. Луппова), возглавивший школу композиции в Астрахани. Ему же принадлежит идея создания на базе консерватории фестиваля современной музыки.

Наталия Николаевна Лучинина, самый старший представитель семьи, получила два высших образования – химический факультет Казанского университета в 1939 году и вокальный факультет Казанской консерватории в 1950 году. После окончания консерватории Наталию Николаевну как лучшую студентку первого выпуска, оставляют на кафедре сольного пения Казанской консерватории в качестве преподавателя. Начав работать в Астраханской консерватории в качестве преподавателя, Наталия Николаевна с 1973 года заведовала секцией сольного пения, а в 1975-1976 учебном году, с открытием самостоятельной кафедры сольного пения, стала ее первой заведующей. Параллельно с классом сольного пения Н.Н. Лучинина вела курс методики преподавания сольного пения. Можно сказать, что она заложила на кафедре сольного пения Астраханской консерватории прочные профессиональные традиции, что отмечают многие ее коллеги.

Особым образом выстраивается взаимодействие с Казанской консерваторией кафедры спецфортепиано. С 1971 по 1998 годы она пополняется выпускниками классов профессоров Б.А. Печерского, И.С. Дубининой и Э.А. Монасзона: это – М.Г. Иванов (класс Б.А. Печерского, ассистентура-стажировка в классе профессора И.А. Губайдуллиной), Ф.Х. Валиуллина (класс И.С. Дубининой), Л.А. Круглова (класс Э.А. Монасзона), Г.Н. Бескровная (класс Э.А. Монасзона), Л.Б. Леонтьева (класс Э.А. Монасзона). Таким образом, можно с уверенностью сказать, что большая часть преподавателей кафедры спецфортепиано (шесть человек) являются носителями традиций фортепианной школы Казани.

Расширение образовательного пространства двух фортепианных кафедр оказало влияние на процесс и результат образовательной деятельности. Со временем эти связи стали более тесными и нашли продолжение в учениках, получивших послевузовское образование в ассистентуре-стажировке Казанской консерватории. Так, в 1996 году в ассистентуру-стажировку в класс профессора А.В. Бурнашевой поступает выпускник Г.Н. БескровнойТ.Курбанов. Имя Тамерлана Курбанова, пианиста-виртуоза, стало известным в России после его успешных гастролей во многих городах страны, и главным образом – после концертов в Москве. В столице он выступал как стипендиат Международного благотворительного фонда Николая Петрова: в апреле 2003 г. на IV Международном фестивале «Кремль музыкальный» в Оружейной палате Московского Кремля, а в октябре того же года – в абонементе «Николай Петров представляет» в Большом зале Московской консерватории. 

В 2013 году в ассистентуру-стажировку Казанской консерватории поступает Елена Давыдова, студентка Л.Б. Леонтьевой, лауреат всероссийских конкурсов, которая в настоящее время работает в Астраханской консерватории и обучается в классе профессора Е.В. Михайлова.

Поскольку основными составляющими образовательного пространства является многомерность, многосвязанность и непрерывность, то постепенно между двумя кафедрами расширялся и масштаб самого пространства, выражавшийся в усилении коммуникативных связей через участие студентов и преподавателей в конкурсах пианистов. В 2005 году в Астраханской консерватории был организован Всероссийский конкурс им. Льва Оборина. Идею организации этого конкурса активно поддержали его ученики, профессора ведущих музыкальных вузов России, а также ректорат Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В состав жюри I и II конкурсов студентов-пианистов музыкальных вузов имени Л.Н.Оборина были приглашены профессора Российских музыкальных вузов – ученики Л.Н.Оборина, среди них заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Татарстан, профессор Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова И.С. Дубинина. А в 2011 году в состав жюри III конкурса вошел заслуженный артист России, народный артист Татарстана, лауреат международных конкурсов, профессор Е.В. Михайлов. В рамках конкурса состоялись его мастер-классы и сольный концерт. Благодаря конкурсу им. Льва Оборина многие молодые музыканты получили свое первое творческое признание, среди них: студенты Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова Тимур Мустакимов (класс заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и Республики Татарстан, профессора Э.В.Бурнашевой) – II премия; Анна Потапова (класс доцента А.А.Старикова) – III премия. Данияр Соколов (класс заслуженного деятеля искусств Республики Удмуртия, профессора В.А.Столова), Даниил Малюта – I премия; Александра Луговцева – III премия (класс заслуженного деятеля искусств Татарстана и России, профессора Э.В. Бурнашевой); Лидия Кудрявцева – ученица Средней специальной музыкальной школы при Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова (класс преподавателя Т.Э. Савиной). Среди студентов Астраханской консерватории лауреатами стали Зоя Бекренёва (класс профессора Э.Г.Камалова) – ей присуждена I премия; студентки класса заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, профессора Л.Б.Леонтьевой: Елена Давыдова – II премия и Анастасия Трофимова – III премия.

Конкурсное движение отличается двусторонними связями, поскольку не только студенты и педагоги Казанской консерватории, но и Астраханской консерватории принимают участие в конкурсах, организованных Казанской консерваторией. В 1988 году дипломантом фестиваля «Вечерняя Казань» стала Маргарита Григорянц, студентка класса профессора Л.А. Кругловой. В 2011 году Елена Давыдова (класс профессора Л.Б. Леонтьевой) стала лауреатом Международного конкурса пианистов им. Софии Губайдулиной.

Творческая атмосфера, способствующая профессиональному росту студентов, создается в результате их активной концертной деятельности. Для обмена опытом работы в индивидуальном классе Астраханская консерватория постоянно организует концерты студентов других вузов. Например, в 2003 году на сцене Большого зала выступали выпускники Казанской консерватории класса профессора Э.В. БурнашевойНаталья Мирзоева и Олег Шмаевский. С сольными концертами в Астрахань приезжали и педагоги Казанской консерватории: Р.К. Абдуллин, Л.В. Лабзина, Е.В. Михайлов.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Год культуры в Саратовской государственной консерватории
Колыбель виртуозов Якутии
Путь в образовательное пространство Европы: международная аккредитация творческих вузов России
Саратовская государственная консерватория: на пороге столетия
Творческий путь Астраханской академии музыки
2019 год – Год театра в России
Новый состав Секретариата Союза композиторов России
IV Международный фестиваль-конкурс музыкального творчества «Сибириада»
Тольяттинский институт искусств: получить главную роль

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ