Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Александр Цалиев о юридическом образовании

В действующих ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «бакалавр» и «магистр» по-прежнему в качестве обязательной дисциплины не предусматривается курс «Права человека», хотя на этом уровне юристу необходимо иметь определенные представления об основных правах и свободах человека, признанных ст. 2 Конституции РФ высшей социальной ценностью.

Просмотров: 1912

25-26 октября 2012 года в Москве в зале заседаний ученого совета МГУ прошла научно-практическая конференция «К 20-летию Конституции РФ: анализ и перспективы законотворческой деятельности Федерального Собрания Российской Федерации».

Мероприятие было организовано Государственной Думой Федерального Собрания РФ в рамках подготовки к празднованию 20-летия Конституции РФ и современного российского парламентаризма.

В работе конференции приняли участие председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов государственной власти, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, высших органов государственной власти стран СНГ, а также представители политических партий, общественных объединений, научных организаций и ряда международных парламентских организаций.

В рамках конференции были организованы «круглые столы» на темы:«Актуальные проблемы законодательного обеспечения экономического развития и роль законодательных процедур в этом процессе»,«Современный парламентаризм: становление, развитие и совершенствование взаимодействия между ветвями власти в законодательном процессе»,«Перспективы развития юридического образования в России», «Международный опыт развития парламентаризма и законотворческой деятельности».

В работе конференции принял участие заведующий кафедрой «Правовых дисциплин» СКГМИ (ГТУ), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Александр Михайлович Цалиев. На «круглом столе» на тему «Перспективы развития юридического образования в России» А.М. Цалиев выступил с докладом «Юридическое образование: совершенствование программы, качества преподавания и форм контроля знаний».

В своем выступлении Александр Михайлович Цалиев высказал следующие тезисы: «В условиях формирования демократического правового государства, организации более эффективной защиты прав и свобод человека особое значение приобретает юридическое образование. О необходимости его совершенствования свидетельствует Указ Президента РФ от 26 мая 2009 года «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». Это отрадно и более чем актуально, поскольку при том, что число лиц, желающих стать юристами, постоянно растет, значительная часть их имеет низкий уровень профессиональной подготовки… Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин ещё в 2008 году связывал отставание юридического образования в России с отсутствием адекватных учебных программ, учебников и подготовленных преподавателей и предлагал «решительно обновить стандарты юридического образования». Так, в действовавших до 2007 года государственных образовательных стандартах Министерства образования РФ по специальности «юриспруденция» как для бакалавров, так и для магистров не предусматривалось обязательное изучение курса «Права человека».

В действующих Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «бакалавр» и «магистр» по-прежнему в качестве обязательной дисциплины не предусматривается курс «Права человека», хотя на этом уровне юристу необходимо иметь определенные представления об основных правах и свободах человека, признанных ст. 2 Конституции РФ высшей социальной ценностью.

В программе для магистров среди профессиональных задач указывается «защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц», но в числе обязательных базовых дисциплин опять же не предусматривается обязательное изучение такой дисциплины как «Права человека». Спрашивается, для чего ставится такая задача перед магистром, если знания для её решения необязательны?..

Министерство образования и науки РФ в своем письме от 15 июня 2012 г., адресованном различным образовательным учреждениям, предложило ввести в основные образовательные программы высшего юридического образования дисциплину «Права человека». Хотя, на мой взгляд, этот вопрос следует регулировать на уровне нормативного акта, предусматривающего включение данного курса в число обязательных дисциплин.

Другим недостатком ФГОСов я считаю то, что в них для юристов предусматривается обязательное изучение курса «Экономика» вместо курса «Конституционная экономика». Не принимается во внимание даже то, что в настоящее время юристы, с учетом специфики специальности, разрабатывают вопросы конституционной экономики. По проблемам в этой области уже написаны многочисленные статьи, монографии, учебники. А Председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин связывает, в частности, с созданием правовой и конституционной экономики даже успех правовой реформы в стране…

Как видно, дисциплины «Экономика» и «Конституционная экономика» несут разную смысловую нагрузку и имеют разную профессиональную ценность для юриста, поэтому в качестве обязательной дисциплины, на мой взгляд, в программах юридического образования необходимо ввести именно «Конституционную экономику».

Существенным недостатком ФГОСов является также и то, что в соответствии с Приказом Минобразования и науки РФ от 22 марта 2006 г. № 62 образовательную программу специализированной подготовки магистра могут осваивать лица, имеющие высшее профессиональное образование, независимо от направления подготовки (специальности). Получается, что человек, получивший степень бакалавра по специальности, не имеющий никакого отношения к правоведению, может претендовать на присвоение степени магистра по специальности «юриспруденция». Хотя, исходя из содержания ФГОСов, базовое образование по соответствующей специальности получают по программе «бакалавриат». В то же время подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Возникает вопрос, как без базового образования можно заниматься научно-исследовательской работой по юридической специальности?»

По итогам конференции её участники приняли резолюцию, обсуждение которой будет продолжено на международном парламентском форуме в декабре 2012 года.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ФГОС, юридическое образование, UTime

Похожие материалы:
Проблема инженерного образования – в школе
Форум университетов ресурсов и устойчивого развития WFURS
Профессионально-общественная аккредитация юридических программ
Деловая игра в процессе образования
Лауреаты премии «Юрист года – 2013»
Заседание Совета УМО по юридическому образованию
Александр Климов возглавил наблюдательный совет САФУ
Заседание Президиума Совета УМО по образованию в области металлургии
О влиянии развития системы ФУМО на качество образования
Альтернативный «Стандарт» или альтернатива «Стандарту»?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (118) 2020

Кадры новой формации не появятся сами по себе – их нужно правильно готовить. Для прорывных исследовательских решений необходимы как надлежащие условия, так и слаженная работа в команде. Развитие социально-экономического потенциала страны - это, прежде всего, приумножение человеческого капитала. Об этом и не только - в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#108Проект «Информационно открытый университет. Уровень международный» Что показала экспертная оценка пилотных вузов-участников
#110Лидер профессионального образования Владимирской области
#112Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
#112Информационная открытость вузов: проблемы и решения
#111От маркшейдеров до переводчиков: современные кадры для ведущих отраслей
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ