Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Александр Цалиев о юридическом образовании

В действующих ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «бакалавр» и «магистр» по-прежнему в качестве обязательной дисциплины не предусматривается курс «Права человека», хотя на этом уровне юристу необходимо иметь определенные представления об основных правах и свободах человека, признанных ст. 2 Конституции РФ высшей социальной ценностью.

Просмотров: 1906

25-26 октября 2012 года в Москве в зале заседаний ученого совета МГУ прошла научно-практическая конференция «К 20-летию Конституции РФ: анализ и перспективы законотворческой деятельности Федерального Собрания Российской Федерации».

Мероприятие было организовано Государственной Думой Федерального Собрания РФ в рамках подготовки к празднованию 20-летия Конституции РФ и современного российского парламентаризма.

В работе конференции приняли участие председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов государственной власти, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, высших органов государственной власти стран СНГ, а также представители политических партий, общественных объединений, научных организаций и ряда международных парламентских организаций.

В рамках конференции были организованы «круглые столы» на темы:«Актуальные проблемы законодательного обеспечения экономического развития и роль законодательных процедур в этом процессе»,«Современный парламентаризм: становление, развитие и совершенствование взаимодействия между ветвями власти в законодательном процессе»,«Перспективы развития юридического образования в России», «Международный опыт развития парламентаризма и законотворческой деятельности».

В работе конференции принял участие заведующий кафедрой «Правовых дисциплин» СКГМИ (ГТУ), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Александр Михайлович Цалиев. На «круглом столе» на тему «Перспективы развития юридического образования в России» А.М. Цалиев выступил с докладом «Юридическое образование: совершенствование программы, качества преподавания и форм контроля знаний».

В своем выступлении Александр Михайлович Цалиев высказал следующие тезисы: «В условиях формирования демократического правового государства, организации более эффективной защиты прав и свобод человека особое значение приобретает юридическое образование. О необходимости его совершенствования свидетельствует Указ Президента РФ от 26 мая 2009 года «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». Это отрадно и более чем актуально, поскольку при том, что число лиц, желающих стать юристами, постоянно растет, значительная часть их имеет низкий уровень профессиональной подготовки… Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин ещё в 2008 году связывал отставание юридического образования в России с отсутствием адекватных учебных программ, учебников и подготовленных преподавателей и предлагал «решительно обновить стандарты юридического образования». Так, в действовавших до 2007 года государственных образовательных стандартах Министерства образования РФ по специальности «юриспруденция» как для бакалавров, так и для магистров не предусматривалось обязательное изучение курса «Права человека».

В действующих Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «бакалавр» и «магистр» по-прежнему в качестве обязательной дисциплины не предусматривается курс «Права человека», хотя на этом уровне юристу необходимо иметь определенные представления об основных правах и свободах человека, признанных ст. 2 Конституции РФ высшей социальной ценностью.

В программе для магистров среди профессиональных задач указывается «защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц», но в числе обязательных базовых дисциплин опять же не предусматривается обязательное изучение такой дисциплины как «Права человека». Спрашивается, для чего ставится такая задача перед магистром, если знания для её решения необязательны?..

Министерство образования и науки РФ в своем письме от 15 июня 2012 г., адресованном различным образовательным учреждениям, предложило ввести в основные образовательные программы высшего юридического образования дисциплину «Права человека». Хотя, на мой взгляд, этот вопрос следует регулировать на уровне нормативного акта, предусматривающего включение данного курса в число обязательных дисциплин.

Другим недостатком ФГОСов я считаю то, что в них для юристов предусматривается обязательное изучение курса «Экономика» вместо курса «Конституционная экономика». Не принимается во внимание даже то, что в настоящее время юристы, с учетом специфики специальности, разрабатывают вопросы конституционной экономики. По проблемам в этой области уже написаны многочисленные статьи, монографии, учебники. А Председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин связывает, в частности, с созданием правовой и конституционной экономики даже успех правовой реформы в стране…

Как видно, дисциплины «Экономика» и «Конституционная экономика» несут разную смысловую нагрузку и имеют разную профессиональную ценность для юриста, поэтому в качестве обязательной дисциплины, на мой взгляд, в программах юридического образования необходимо ввести именно «Конституционную экономику».

Существенным недостатком ФГОСов является также и то, что в соответствии с Приказом Минобразования и науки РФ от 22 марта 2006 г. № 62 образовательную программу специализированной подготовки магистра могут осваивать лица, имеющие высшее профессиональное образование, независимо от направления подготовки (специальности). Получается, что человек, получивший степень бакалавра по специальности, не имеющий никакого отношения к правоведению, может претендовать на присвоение степени магистра по специальности «юриспруденция». Хотя, исходя из содержания ФГОСов, базовое образование по соответствующей специальности получают по программе «бакалавриат». В то же время подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Возникает вопрос, как без базового образования можно заниматься научно-исследовательской работой по юридической специальности?»

По итогам конференции её участники приняли резолюцию, обсуждение которой будет продолжено на международном парламентском форуме в декабре 2012 года.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ФГОС, юридическое образование, UTime

Похожие материалы:
Альтернативный «Стандарт» или альтернатива «Стандарту»?
Заседание Совета УМО по юридическому образованию
Разработка основных образовательных программ
Мнение практиков о доработке ФГОС СПО
Адвокатская палата Чувашской Республики расширяет границы сотрудничества
Кузбасский институт ФСИН России: ориентир на практику
Слагаемые качества юридического образования
Демонстрационный экзамен как этап последовательного перехода к новым ФГОС СПО
Итоги 65-ой Международной выставки «IENA-2013»
Молодых ученых познакомили с новой ипотекой

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
В Москве проходит международная онлайн-олимпиада по математике BRICSMath
14 октября состоялось торжественное открытие пробного тура третьей международной онлайн-олимпиады...
Первый в России корпоративный стартап-акселератор Orange Fab запустят в «Сколково»
МОСКВА, 17 октября 2019 года. — Международный сервис-провайдер Orange Business Services открывает...
Из журнала
#102Значительный вклад в развитие Дагестана вносит филиал ДГУ в Кизляре
#112Перспективы набора узбекских студентов на обучение в российские вузы
#104Нацаккредсовет рассмотрел вопросы аккредитации вузов культуры и искусства
#103Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова стал инновационным центром региона
#110Белгородский государственный институт искусств и культуры активно применяет бережливые технологии
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ