Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Воспитание гражданственности как часть образовательного процесса

В Оренбургском государственном аграрном университете (ОГАУ) выделяются несколько направлений воспитательной работы: профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно нравственное воспитание студентов.

Просмотров: 2504

Душа обязана трудиться

КАРАКУЛЕВ Владимир Васильевич – и.о. ректора Оренбургского государственного аграрного университета,
доктор с/х наук, профессор

Оренбургский государственный аграрный университет мог бы вынести эпиграфом к своей концепции воспитательной работы пастернаковское «душа обязана трудиться», настолько глубоко и серьезно сельскохозяйственный вуз «вспахивает» нравственно-эстетическую «целину» студента. На этом поле деятельности собран неплохой урожай.

Звенья одной цепи

В университетском комплексе 10 факультетов и институтов, 6 среднеспециальных учебных заведений-филиалов – очень разновозрастный студенческий состав. И эта специфика, отмечает руководитель вуза, профессор В.В. Каракулев, учтена в концепции воспитательной работы. Уже три года, как университет использует разработанную Росаккредагентством программу «Анкета студента» для оценки воспитательной деятельности вуза и его подразделений. Недавно в университете проведена научно-практическая конференция на тему «Моделирование и построение единой системы воспитательной работы в вузе», на которой обобщен накопленный опыт и определены перспективы.

Вуз выделяет несколько магистральных направлений своей работы: профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное воспитание студентов.

На административном уровне управление процессом идет по звеньям одной цепи «ученый совет – ректорат – деканат – кафедра – куратор». «Очень важно, чтобы рядом со студентами, особенно в период их адаптации в вузе, был педагог-наставник, друг молодежи, – убежден старший куратор четвертого курса специальности «Зоотехния», заведующий кафедрой химии, профессор В.Н. Никулин. – Педагогическая поддержка становится едва ли не ведущей деятельностью в образовательном процессе, потому что здесь происходит переплетение действий преподавателей и воспитателей».

Однако без ответной реакции, живого, заинтересованного участия студентов в этом деле удачи не видать.

Союз студентов

В рамках общероссийского проекта по развитию студенческого самоуправления университет стал одним из 20 пилотных вузов России по созданию студенческих советов. В 2006 году прошла учредительная конференция и создан Союз студентов ОГАУ, в состав которого вошли председатели студенческих советов структурных подразделений (факультетов, институтов и общежитий). Важным элементом работы молодежного объединения является правовое сопровождение его деятельности самими студентами. Разработка положений, программ, нормативных документов – все это обязательные требования, которые необходимо выполнить для продвижения задуманных студентами мероприятий. Соблюдение необходимых формальностей приучает молодых людей к работе с административным аппаратом и внутренней дисциплине.

Союз студентов держит руку на пульсе университетской жизни: с завидной молодой энергией помогает в организации всей культурно-массовой, спортивно-оздоровительной, научно-исследовательской деятельности студентов. Его работа получила высокую оценку экспертов Всероссийского конкурса на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления вузов и ссузов и была удостоена диплома I степени. Студенческий совет ОГАУ назван лучшим среди 197 вузов России.

Экология труда

Без любви к труду и природе невозможно представить труженика села, тем более специалиста высокого профессионального уровня, каковыми зарекомендовали себя выпускники аграрного университета. Учебная и производственная практика, студенческие трудовые отряды и научные, селекционно-опытные изыскания формируют у студентов такие качества, как трудолюбие, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения и другие, необходимые в условиях рыночных отношений. В их распоряжении учебно-опытное поле с отделом селекции и семеноводства, дендропарк, вегетационный домик, парк учебных машин, а также около 10 тыс. га сельхозугодий дополнительно. А еще есть зоологический музей – гордость аграрного университета. На его базе проходят лабораторно-практические и зачетные занятия, семинары, коллоквиумы. Музей оснащен новой современной компьютерной техни- кой, которая позволяет делать занятия и экскурсии более содержательными, увлекательными и красочными. Будущие ветеринары, биоэкологи, зооинженеры воочию встречаются с тем, что изучают. Более того, здесь можно увидеть уже утраченное природой, чему грозит вымирание и то, что является визитной карточкой Оренбуржья. Здесь студенты соприкасаются с природой, чувствуют ее величие и силу, здесь формируется их экологическая культура.

Все чаще молодые люди входят в состав творческих коллективов, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по научно-техническим программам и грантам. Используя результаты совместных с преподавателями-учеными исследований, студенты делают доклады на научно-методических заседаниях кафедр, научных конференциях университета, города, области, страны, участвуют в олимпиадах и конкурсах. За прошедшие пять лет на базе университета проведено более 300 студенческих научных мероприятий и свыше 100 олимпиад.

Во Всероссийском конкурсе на лучшую студенческую работу приняли участие около 40 студентов, большинство из них награждено медалями и дипломами. За достижение в научно-исследовательской работе и успешную учебу ряд студентов поощрялся престижными премиями и стипендиями: Президента РФ, Правительства РФ, Минсельхоза РФ.

Усилие сердца и ума

Воспитание гражданственности является неотъемлемой частью общего образовательного процесса, без которого невозможно развитие гармоничной личности. Приобщение молодого поколения к духовным ценностям прошлого – одно из направлений работы педагогов кафедры истории Отечества, которую возглавляет доктор исторических наук, профессор А.В. Федорова. Особое место в работе занимают встречи с ветеранами войны и труда. Знакомство с людьми высокого гражданского долга и мужества помогает молодым глубоко осмыслить значение патриотизма.

Традиционным стало проведение военно-исторических чтений, в которых участвуют преподаватели аграрного и военного университетов, научные сотрудники других организаций, аспиранты-историки, курсанты, студенты ОГАУ. Как правило, большой интерес вызывают доклады о мобилизации на фронт молодежи, о военных действиях в годы Великой Отечественной войны, о трудовом подвиге оренбуржцев и другие.

В научно-исследовательском студенческом кружке «Генеалогическая лаборатория» молодые люди составляют свои родословные древа, описывают редкие семейные фотографии, узнают о жизни своих предков и через нее – о жизни родного края, страны. Через живую и трепетную ткань воспоминаний своих родителей, бабушек и дедушек, студенты «проживают» вместе с ними сложные исторические этапы жизнедеятельности Оренбургского края и всей России.

На кафедре истории Отечества много лет идет работа по составлению летописи оренбургских деревень. Благодаря этим исследованиям, сельские студенты лучше узнают историю своей малой родины. Они стремятся сохранить для потомков сведения о маленьких, подчас уже забытых уголках и исчезнувших с карты Оренбуржья деревушек. Через этот кропотливый труд, требующий усилий сердца и ума, студенты глубже осознают собственное место и роль в жизни.

Мероприятия гражданского звучания организуют и сами студенческие активисты. В памяти учащихся оставило след участие во всероссийской акции «Георгиевская ленточка», проведение «Недели боевой славы», конкурс творческих работ «Мы за мир!», другие молодежные проекты.

Художественное творчество

Духовному и нравственному обогащению личности и гармоничному развитию студента способствует изучение блока гуманитарных дисциплин, приобщение к культурным ценностям, работа центра творчества студентов, конкурсы художественного творчества студентов. Учащиеся университета не раз становились дипломантами фестиваля «Студенческая весна на Волге» (Волгоград, Казань), участвовали в конкурсе исполнителей «Крымские зори» (Евпатория). А также получали дипломы творческого фестиваля «Факел надежды», проводимого ОАО «Оренбурггазпром» и форума «Долг. Честь. Родина», организованного управлением молодежной политики администрации Оренбурга.

Особый интерес вызывает работа студенческого театра. За два года здесь подготовлен целый ряд спектаклей: «Анна Снегина» (С. Есенин), «Калина» (В. Шукшин), «Попрыгунья» (А. Чехов), «Свадьба» (М. Зощенко). Общение с прекрасным помогает студентам развить эстетический вкус, природные художественные задатки, дает новые знания в области искусства.

Работают также фольклорный кружок и творческая мастерская исторического и современного костюма.

В здоровом теле – здоровый дух

Настрой на здоровый образ жизни – это специально созданная в университете многоуровневая система, включающая профилактику правонарушений, предупреждение таких асоциальных явлений, как наркомания, алкоголизм, распространение ВИЧ-инфекции; максимальный охват студентов занятиями спортом, участие в спортивно-массовых мероприятиях (спартакиада первокурсников, весенняя и осенняя эстафеты на приз областной газеты «Южный Урал», спартакиада «Призывник», городская студенческая спартакиада, участие в спартакиаде аграрных вузов страны, проводимой Министерством сельского хозяйства РФ); изучение проблем студенчества и организацию психологической поддержки учебного процесса; поддержку студенческих семей; создание системы морального и материального стимулирования студентов, активно участвующих в жизнедеятельности вуза.

Так, например, совместно с общественной организацией «Молодежь против наркотиков», получившей грант Президента РФ, в вузе организован центр профилактического сопровождения, где студенты проходят психологические тренинги, получают консультации.

Университет располагает спортивным комплексом, включающим манеж, спортзал и тир. Работают 3 спортклуба. Занятия спортивных секций и тренировки сборных по 22 видам спорта проводятся под руководством опытных преподавателей. К занятиям физической культурой и спортом привлечены в основном все студенты, в том числе 640 – занимаются спортом профессионально.

Планы

Оценивая достигнутое, коллектив университета работает на перспективу. В его планах организация курсов становления и развития психолого-педагогического мышления у преподавателей, разработка и внедрение в практику частных методик, тренинги по устранению стереотипа восприятия личности студента, формирование умения управлять межличностными отношениями, осуществлять профилактику и разрешение конфликтных ситуаций, разрабатывать внеаудиторные мероприятия, планировать воспитательную работу и анализировать ее результативность.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Оптимизация воспитательного процесса в техническом вузе
ТГУ: социокультурная среда определяет конкурентоспособность
Студенческое самоуправление как фактор повышения конкурентоспособности выпускника
ТывГУ: опыт воспитательной работы
ТИЭИ: ориентация на личность студента
Доброжелательность как стиль воспитания педагогов
Южно-Уральский институт управления и экономики: верность миссии
Методология создания единого воспитательного пространства
ХГАЭП: акцент на развитие общей культуры
ДГМА: акцент на развитие общей культуры

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ