Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ТывГУ: опыт воспитательной работы

Программа развития Тывинского государственного университета (ТывГУ) включает в себя создание воспитывающей среды. В качестве модели выбрано развитие традиционной народной культуры как средства патриотического воспитания, формирования культуры межнациональных отношений в студенческой среде.

Просмотров: 2546

Среда, созданная в вузе, – лучший воспитатель

ОНДАР Сергей Октяевич – ректор Тывинского государственного университета, доктор биологических наук, профессор

Роль высшего учебного заведения в воспитании молодого поколения в настоящее время является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых на разных уровнях. Воспитание, на наш взгляд, это целостная система, занимающая центральное место в теории и практике педагогической деятельности. И поскольку ее развитие – процесс управляемый, это позволяет ей избежать статичности и своевременно обновляться в связи с социально-экономическими и общественно-политическими изменениями в государстве, а также с изменением статуса вуза.

Тывинский государственный университет (ТывГУ) относительно молодой вуз, прошедший непростой путь становления. Он образован в 1996 году на базе Кызылского государственного педагогического института путем объединения филиалов двух вузов – Красноярского государственного аграрного университета и Красноярского государственного политехнического университета. К настоящему моменту в университете заложен довольно прочный фундамент для дальнейшего развития и совершенствования во многих сферах: образовательных технологиях, науке и инновациях, материально-технической базе и т.д.

Важной задачей, включенной в программу развития университета, является создание воспитывающей среды. В качестве модели воспитывающей среды выбрано развитие традиционной народной культуры как средства патриотического воспитания, формирования культуры межнациональных отношений и согласия в студенческой среде. Приоритетной целью, с одной стороны, служит создание условий для формирования культурной личности, обладающей высоким уровнем социальной компетенции, ответственности, гражданской позицией и толерантностью, а с другой – подготовка к самостоятельному проектированию профессионального и личностного развития, творческому, позитивному отношению к работе и миру в целом.

Органичной частью университетского образовательно-воспитательного пространства является студенческое самоуправление, или малый ректорат, представляющий собой сложившуюся иерархическую структуру. Он включает студенческий профком, общеуниверситетский старостат, собственно малый ректорат во главе с малым ректором (на факультетах – малый деканат) и совет общежитий. Самоуправление существует столько же, сколько само учебное заведение. Эффективность его работы доказана неоднократно.

Инициируя и координируя проведение культурно-массовых мероприятий, студенты проходят школу самоорганизации, получают серьезный опыт принятия управленческих решений.

Современная ситуация заставляет нас оперативно реагировать на происходящие изменения. В 2005 году в ТывГУ был создан центр содействия трудоустройству выпускников и частичной занятости студентов. В условиях кризиса самой острой проблемой является безработица, однако университету не только удалось сохранить достигнутые показатели «распределения по специальности», но и наладить систему частичной занятости обучающихся через строительные, педагогические, экологические, сельскохозяйственные и другие отряды. Кроме того, была достигнута договоренность о направлении наших выпускников на обучение в магистратуру Сибирского федерального университета по ряду естественнонаучных и технических направлений.

В структуре многопрофильного центра здоровья, в который входят санаторий-профилакторий и спортивный клуб, функционирует психологическая служба, оказывающая помощь студентам и преподавателям. Создана система организации массового и элитного спорта, пользующаяся большой популярностью. На факультете физической культуры и спорта имеются условия для подготовки конкурентоспособных спортсменов по вольной борьбе, кикбоксингу, самбо, боксу, сумо, волейболу, баскетболу, лыжному спорту, легкой атлетике. Спортивные достижения студентов впечатляют своей стабильностью: 3 чемпиона и 4 призера мира, 3 чемпиона и 4 призера Европы, 8 чемпионов и 16 призеров России, 20 мастеров и 46 кандидатов в мастера спорта Российской Федерации, 6 мастеров спорта международного класса, есть участница XXVI Олимпийских игр в Афинах.

В Год молодежи особое внимание уделяется решению социальных проблем и развитию системы морального и материального поощрения студентов. Миссия университета состоит не только в поддержке социально незащищенных категорий молодежи, но и в создании благоприятного психологического климата в коллективе, придании уверенности в завтрашнем дне. В этом плане ключевую роль играет профком студентов и сотрудников.

Специфика высшей школы, на наш взгляд, заключается в интеграции глубоких знаний и высочайшей культуры обучающихся. Процесс нравственно-эстетического воспитания должен сопровождаться постижением различных видов культуры и искусства: театра, танца, вокала, живописи, народно-прикладного искусства, литературы. Учебные курсы культурологии, истории культуры, основ этики и эстетики на всех без исключения факультетах рассчитаны на интеграцию образования и искусства. Однако недостаточно просто включить их в учебный план. Для получения нужного эффекта необходимы особый подход и дополнительные усилия. В частности, большое значение имеет то, что в последние годы в университете налажены творческие связи с культурно-просветительными учреждениями Республики Тыва, сосредоточенными в Кызыле. Причем студенты не просто регулярно посещают спектакли, выставки, экскурсии, конкурсы, но и имеют возможность личного участия в различных культурно-массовых и творческих проектах: «Танцуй, пока молодой!», театральная студия «Скифы», газета «Тувинский университет», школа КВН «Молодежь.ru», дискуссионный клуб «Аспект», вокальная студия «Дынгылдай» и др. Важную роль сыграл международный проект «Крепость «Пор-Бажын», инициированный в 2007 году нашим земляком, министром МЧС России С.К. Шойгу. Он повысил интерес студентов к истории родного края, России, мотивировал их на дальнейшую творческую активность и активную гражданскую позицию.

Помимо проведения целого ряда традиционных мероприятий, отдел по внеучебной работе ищет новые формы воспитательного воздействия, отвечающие представлениям современных студентов. Одной из них является фестиваль национальных культур «Евразия», посвященный Дню народного единства. В такой многонациональной республике, как Тува, вопросы формирования толерантности, возрождения традиций интернационализма имеют исключительное значение.

В настоящее время поставлена задача увеличения числа активных участников мероприятий. Создана система рейтинга внеучебной активности студентов, включающая такие компоненты, как наука, спорт, общественная деятельность и творчество. Она позволяет по итогам семестра в общих чертах проследить степень активности каждого как внутри вуза – в группе, на факультете, в университете, – так и вне его.

Современный этап в развитии воспитательной системы ТывГУ можно охарактеризовать как системный, когда уже пройден путь от формирования содержания и оформления структуры до интеграции как внутренних, так и внешних компонентов и связей в единое целое.

На наш взгляд, на федеральном уровне должна быть инициирована серьезная исследовательская работа по переосмыслению подходов к воспитанию подрастающего поколения, поиску адекватных времени организационных и содержательных аспектов этого многогранного процесса.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ТИЭИ: ориентация на личность студента
КГСХА - Академия добрых дел
Воспитание гражданственности как часть образовательного процесса
Оптимизация воспитательного процесса в техническом вузе
Методология создания единого воспитательного пространства
Образование как источник культуры человека
Южно-Уральский институт управления и экономики: верность миссии
ТГУ: социокультурная среда определяет конкурентоспособность
Профилактика наркомании как направление воспитательной работы
Воспитательная работа: проблемы, задачи, методы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ