Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Удовлетворенность обучением в колледже и вузе

В Кемеровской области организовано систематическое социологическое исследование, посвященное изучению удовлетворенности обучающихся условиями и результатами профессионального образования. До 2013 года в нем принимали участие только организации НПО и СПО. С 2013 года в число участников вошли организации высшего образования.

Просмотров: 1096

Современный этап развития Российской Федерации, характеризуемый формированием постиндустриального общества и стремлением создать инновационную экономику, требует от человека активной субъектной позиции, хорошей профессиональной подготовки, умения учиться всю жизнь и ориентироваться в социуме. Об этом говорится в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013 -2020 годы». В документе записано, что в последнее десятилетие в нашей стране предпринят ряд шагов по модернизации содержания, повышению качества профессионального образования, интеграции в международное образовательное пространство1. Однако новые возможности используются недостаточно. И хотя конкуренция между организациями профессионального образования и системами корпоративной подготовки расширяется, часть трудоспособного населения России, включая молодежь, все еще не преодолела психологический барьер и не перешла из позиции наемного государственного работника в позицию активного субъекта рынка труда. Несомненно, это во многом связано с особенностями мировоззрения россиян и сложившимися личностными стереотипами, под влиянием которых хорошим специалистом считается человек, десятилетиями проработавший на одном месте.с

Т.С. ПАНИНА, директор института дополнительного профессионального образования Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева, вице-президент Академии профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор
Н.В. КОСТЮК, директор НИИ толерантности и межкультурных коммуникаций Кемеровского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, доцент

Инновационная экономика требует другого. Специалист новой формации должен быть компетентным и активным на рынке труда. Это означает, что качество профессионального образования выходит на передний план.

В Кемеровской области организовано систематическое социологическое исследование, посвященное изучению удовлетворенности обучающихся условиями и результатами профессионального образования2. До 2013 года в нем принимали участие только организации НПО и СПО. Это были 3 отраслевых ресурсных центра по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов (для угледобывающей и металлургической отраслей и сельского хозяйства), 5 комплексов непрерывного многоуровневого профессионального образования, 9 базовых учреждений НПО и СПО, 8 областных экспериментальных площадок. С 2013 года в число участников вошли организации высшего профессионального образования – 9 вузов из десяти, расположенных на территории Кемеровской области.

Что показали результаты исследования?

На первом этапе (2008 -2009 учебный год) выяснилось, что заранее определились с выбором колледжа или техникума, в котором будут получать профессиональное образование, 41,7 процента респондентов. Примерно столько же, 42,4 процента, сделали выбор во время приемной кампании. Результаты последующих этапов показали, что картина существенно не меняется.

Среди мотивов выбора учебного заведения превалировали «лёгкость вступительных испытаний или их отсутствие» и «высокая квалификация педагогических работников». На первую причину указали более 30 процентов опрошенных, на вторую – 27. Далее следовали «хорошая профессиональная подготовка по избранной профессии» – 22 процента, и «межличностные отношения – почти 21 процент. Приоритеты остались прежними и на втором этапе (2010-2011 учебный год). Но на третьем – выбор учебного заведения обосновывался по -другому. Абитуриентов привлекали:

  • высокая квалификация педагогических работников – 35 процентов;
  • хорошая профессиональная подготовка по избранной профессии – 32,5 процента;
  • доступность обучения с материальной точки зрения – почти 25 процентов;
  • высокая репутация, престиж образовательного учреждения – около 24 процентов.

И все же довольно многие респонденты (примерно одна пятая) руководствовались таким фактором, как «здесь учатся знакомые, друзья».

На четвертом этапе к перечисленным мотивам прибавился еще один – доминирующий: «здесь обучают профессии, которая мне нравится». На него указали более 56 процентов респондентов. Оказалось также, что почти для 20 процентов опрошенных существенным является такой фактор, как «бесплатность или доступность (высота уровня) оплаты обучения».

Чтобы получить более полную картину удовлетворенности условиями и результатом профессионального образования, был проведен опрос родителей. Сравнительный анализ результатов трех этапов показал, что по отношению к причинам выбора между родителями и детьми значимых разногласий нет. Однако на четвертом этапе ситуация изменилась. Количество несовпадений возросло (рис. 1).

Рисунок 1. Причины выбора организации профессионального образования обучающимися и их родителями (четвертый этап), %

На вопрос, что считать наиболее важным результатом обучения, родители ответили так: 35 процентов – диплом о профессиональном образовании, 32 – получение профессии, интересной учащемуся и соответствующей его способностям, и 17 процентов полагают, что главное – практические умения и навыки, которые можно сразу использовать в работе. От этапа к этапу позиция взрослых принципиально не менялась (рис. 2).

Рисунок 2. Важность результатов профессионального образования – мнение родителей (законных представителей), %

Ответы студентов на тот же самый вопрос выглядят по -другому. Так, для 53 процентов важно получить знания для будущей профессии или специальности, а для 20 – возможность продолжить образование. Диплом у молодого поколения – на третьем месте (рис. 3). Разница между мнениями на первом и последнем этапе тоже несущественная.

Рисунок 3. Важность результатов профессионального образования – мнение обучающихся

В ходе исследования было проанализировано качество преподавания и профессиональной подготовки. Обучающиеся высказали мнение о результатах образования, выразили свое отношение к сделанному профессиональному выбору.

В 2012 году, характеризуя организацию и реализацию образовательного процесса, 74 процента обучающихся отметили, что получают в своих колледжах и техникумах умения и навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности, а 71 процент – что знания по специальности полностью отражают содержание и особенности будущей профессиональной деятельности. Казалось бы, беспокоиться не о чем, оценка качества образовательного процесса высокая. Однако в анкетах содержался и другой вопрос: «Хотели бы вы обучаться на одном из предприятий, которое работает в отрасли, где востребована ваша будущая профессия/специальность?». Оказалось, количество респондентов, склоняющихся в сторону профессиональной подготовки на предприятиях, возрастает (рис. 4).

Рисунок 4. Динамика показателей ответов на вопрос «Хотели бы вы обучаться на одном из предприятий, которое работает в отрасли, где востребована ваша будущая профессия», %

В ходе исследования обучающиеся и родители оценивали образовательное учреждение по пятибалльной шкале и сравнивали его с другими. Высокие оценки и той, и другой стороны получили такие критерии, как количество дополнительных образовательных услуг, репутация колледжа или техникума в городе (регионе), обеспеченность библиотеки литературой, доступ к компьютерам, оргтехнике, интернет-ресурсам, подготовка выпускников к продолжению учебы на последующем уровне образования (рис. 5).

Рисунок 5. Динамика положительных оценок условий обучения в организациях профессионального образования (ответы обучающихся), %

Меньшая степень удовлетворенности выявлена по критериям, характеризующим материально-­бытовые условия обучения и проживания, возможности трудоустройства по полученной специальности и уровень заработной платы выпускников.

Если говорить о студентах вузов, то для них особенно высока значимость таких факторов, как:

  • наличие комфортных и безопасных условий обучения и проживания;
  • высокое качество знаний по получаемой специальности;
  • получение практических навыков, опыта работы по будущей специальности;
  • доброжелательные отношения с преподавателями и администрацией образовательной организации;
  • справедливая оценка знаний и способностей;
  • благоприятная психологическая атмосфера межличностного взаимодействия;
  • достаточное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • эффективная система социальной защиты, стабильность и уверенность в будущем.

Реальные условия обучения оцениваются ниже. В большей мере студенты удовлетворены:

  • условиями для занятий творчеством, спортом и общественной деятельностью;
  • межличностными отношениями с другими обучающимися;
  • благоприятным взаимодействием с преподавателями и администрацией образовательной организации, возможностями для интеллектуального и культурного развития.

Наименьшее количество положительных оценок набрали критерии:

  • хорошие возможности заниматься научными исследованиями;
  • получение практических навыков по будущей специальности;
  • интересные, увлекательные, познавательные формы проведения учебных занятий;
  • стабильность, уверенность в том, что изменений к худшему не будет.

В целом материал, полученный в результате социологического опроса студентов вузов, дает основание утверждать, что на данном этапе модернизации высшего профессионального образования уровень удовлетворенности обучением у молодежи довольно высокий. Студенты гордятся своими вузами. Однако уверенность в успешном трудоустройстве по получаемой специальности гораздо ниже.

Результаты социологического опроса позволяют выявить «западающие» направления, слабые места в реализации образовательного процесса, активизировать деятельность администрации ссузов и вузов и органов исполнительной власти по повышению качества профессионального образования, удовлетворению потребностей обучающихся и запросов экономики знаний.

1 Государственная программа РФ «Развитие образования»на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р. – Режим доступа: www.consultant.ru. – 26.11.2014.

2 Координатор социологического опроса: 2008 – 2014 гг.– Костюк Н.В., д. пед. н., доцент; научные консультанты социологического опроса: 2008-2014 гг.– ПанинаТ.С., д. пед. н., профессор; 2013-2014 гг. – Морозова Е.А., д. социол. н., профессор.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: исследования, КузГТУ, ВПО, СПО, профессиональная ориентация, ао-76

Похожие материалы:
Сетевой университет СНГ
Мировые эксперты заявили о глобальных переменах всей системы образования
«Образовательный кодекс России» прошел первое обсуждение
Обзор рынка труда Чувашской республики
Нужно ли государству негосударственное образование?
Негосударственный сектор образования
Востребованность выпускников вузов и фактор кризиса
Владимир Садырин. Подведение итогов ПНП «Образование»
Научный потенциал Челябинской области
Республика Дагестан - реиональный обзор

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#104Волгатех – университет инновационного развития
#99Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А.Николаева активно участвует в WSR
#104Елена Дзятковская: «На путь проб и ошибок у нас, вероятно, не осталось времени»
#105Дайджест № 105 «Аккредитация в образовании»
#95Региональные инновационные площадки развивают СПО
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний