Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Учёные СФУ научились измерять реакции в тонких двухслойных металлических плёнках

Исследователи Сибирского федерального университета провели уникальный эксперимент с двухслойными металлическими плёнками. Полученные данные помогут учёным в создании новых материалов и работе по предотвращению нежелательных реакций между элементами плёнок.

Просмотров: 24

Исследователи Сибирского федерального университета провели уникальный эксперимент с двухслойными металлическими плёнками. Полученные данные помогут учёным в создании новых материалов и работе по предотвращению нежелательных реакций между элементами плёнок.

Материалы, созданные на основе тонких металлических плёнок, широко используются в микроэлектронике. Медь и золото применяются в изготовлении электрических контактов, а наноматериалы на основе железа и палладия — материал, необходимый в сфере технологий высокоплотной магнитной записи информации. Однако изменение состава фаз в результате химических реакций остаётся одной из основных причин изменения свойств этих материалов — они, к примеру, становятся более хрупкими при ударе. Учёные СФУ посвятили своё исследование изучению процессов твердофазных реакций в тонких двухслойных плёнках медь/золото (Cu/Au) и железо/ палладий (Fe/Pd).

«Интерес к твердофазным реакциям вызван, во-первых, возможностью создавать что-то новое с небольшими энергетическим затратами и при относительно низких температурах. Второе перспективное направление — это работа по предупреждению нежелательных реакций между металлическими слоями. К примеру, между материалами, которые используются в металлизации микроэлектроники. При нагреве они могут прореагировать и в результате физико-механические свойства изменятся, этих условий надо избегать», — пояснил один из авторов работы, заведующий лабораторией электронно-структурных исследований Центра коллективного пользования СФУ, старший научный сотрудник Института физики им. Л. В. Киренского ФИЦ КНЦ СО РАН Сергей Жарков.

В ходе эксперимента исследователи наблюдали за химическими реакциями на границе раздела исходных элементов. Металлические слои нагрели до высоких температур непосредственно внутри электронного микроскопа, что позволило получить при отслеживании реакции данные высокой точности. Так, исследователи обнаружили, что в результате твердофазной реакции формируются атомно-упорядоченные структуры, обладающие уникальными физическими свойствами. Авторы работы предложили механизм формирования таких структур.

«Так, в случае системы Cu/Au мы показали, что взаимодиффузия меди и золота на начальных этапах реакции приводит к измельчению зёрен исходных материалов и формированию нанокристаллитов твердого раствора Cu-Au внутри материала. В дальнейшем происходит зарождение и рост новой упорядоченной структуры на основе этих компонентов», — поясняет соавтор работы, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник СФУ Евгений Моисеенко.

Исследование поддержано грантом Российского научного фонда. О работе учёных написали журналисты портала ТАСС Наука.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: сибирский федеральный университет, технологии

Похожие материалы:
Международный конкурс изобретателей James Dyson Award
Образование – 2030: сценарии для России (продолжение)
СФУ и TrisKem подписали соглашение о стратегическом партнерстве
Сибирский федеральный университет вошел в ассоциацию студспортклубов России
Конкурс студенческих исследовательских работ по социологии
Краевой молодежный проект «Инновационный прорыв»
Опытную партию сверхпрочной проволоки получили учёные СФУ
Установку (мини-завод) по полунепрерывному литью металла запустили в СФУ
В СФУ подвели итоги конкурса молодых инноваторов
Электронные клоны: учёные нашли новый способ диагностики техники

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Медиастратегию лидерства в образовании обсудят на пресс-конференции в "Интерфаксе"
12 ноября в центральном офисе агентства "Интерфакс" состоится пресс-конференция на тему:...
Пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс» (ул. 1-я Тверская-Ямская, 2, строение 1)...
Открытие онлайн-олимпиады Учи.ру «Юный предприниматель» состоялось в школе «Летово»
5 ноября в международной школе для одаренных детей «Летово» дан старт основному туру III...
Из журнала
#103Пятигорский медицинский колледж активно развивает ДПО
#111Особая роль наставничества
#103Отраслевая наука в большом долгу у практики
#104Форум ассоциации ENQA прошел в Испании
#102Апрельские тезисы ректора юридического вуза
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ