СГУВТ готовит высококлассных специалистов морского и речного флота
Переориентация национальных транспортных вузов на решение новых инженерных задач вызвана внедрением новых технологий и техники в современной России, необходимостью повышения уровня безопасности. Университеты принимают непосредственное участие в государственной политике в сфере развития образования и науки, участвуя в федеральных проектах по повышению конкурентоспособности.
Сибирский государственный университет водного транспорта стремится стать центром формирования инноваций и своей профильной отрасли Уральского, Сибирского и Дальневосточного регионов, находящихся в зоне его ответственности.
ЗАЙКО Татьяна Ивановна – ректор Сибирского государственного университета водного транспорта (г. Новосибирск), кандидат педагогических наук, доцент.
Получение высшего образования в центре Сибири – бесспорное преимущество Сибирского государственного университета водного транспорта. Располагая большой и развитой инфраструктурой, филиальной сетью, вуз представляет собой единый комплекс с непрерывной, многоуровневой подготовкой специалистов для предприятий морского и речного транспорта.
Одной из важнейших целей развития транспорта на период до 2030 года является повышение уровня безопасности транспортной системы, в том числе путем подготовки квалифицированных кадров. Миссия университета полностью соответствует заданным приоритетам и перспективам развития отечественного флота и всей инфраструктуры водного транспорта России.
Подведомственный Росморречфлоту – Федеральному агентству морского и речного транспорта, – СГУВТ многие годы сотрудничает с крупнейшими российскими судоходными компаниями, судостроительными заводами и другими организациями. Будущие инженеры проходят практику непосредственно на производстве, получая необходимые навыки. Например, студенты, обучаясь по специальностям, предполагающим работу на судах, не менее года проводят в море или на реках Сибири и Дальнего Востока. Такая качественная подготовка открывает перед выпускниками большие возможности для дальнейшего профессионального роста. Особая гордость университета – работа на кораблях под российским флагом.
Отраслевой образовательный комплекс объединяет филиалы в Омске, Красноярске, Усть-Куте, Хабаровске и Якутске, а также структурное подразделение – Новосибирское командное речное училище им. С.И. Дежнева. Такой мощный научно-образовательный потенциал способен поддерживать инновационное развитие предприятий и организаций отрасли водного транспорта и смежных отраслей в России.
Устойчивое и эффективное функционирование системы отраслевого профессионального образования является особой государственной заботой. В конце октября 2019 года профильным федеральным министерством перед транспортными вузами была поставлена задача – представить предложения для формирования Концепции развития транспортного образования до 2024 года. Проведя анализ текущего состояния и перспектив развития отрасли в России и мире, Сибирский государственный университет водного транспорта разработал четкий план по повышению конкурентоспособности. Основной идеей стало формирование к 2024 году модели университета, способного решать любые проблемы и потребности кадрового обеспечения и проведения научных исследований.
Ведущими специалистами СГУВТ проведен анализ отраслевых инноваций за последние три года, внедряемых в виде пилотных проектов и уже доказавших свою эффективность. Результаты показали необходимость создания новых образовательных программ или внесения правок в существующие.
Указанные изменения являются, по сути, инновациями, которые должны появиться в образовательном процессе по мере использования новых технологий. В свою очередь, внедрение инноваций связано с развитием инфраструктуры образовательной среды, номенклатуры тренажерного, учебного и/или научно-исследовательского оборудования. Важную роль при этом играет получение профессорско-преподавательским и педагогическим составами, учебно-вспомогательным и иным персоналом знаний, умений и навыков, связанных с применением новых технологий и оборудования.
Анализ инноваций в отрасли и транспортном образовании производился табличным методом отдельно для каждого направления развития. При этом в рассмотрение принят ряд инноваций.
В сфере морского и внутреннего водного транспорта (морские и речные суда):
- технологии беспилотного (цифрового) управления;
- технологии виртуальной реальности при проектировании;
- сжиженный природный газ в качестве топлива;
- аддитивные технологии (трехмерная печать) при строительстве;
- искусственный интеллект для управления.
В сфере транспортного строительства (реализация инфраструктурных проектов развития):
- Северного морского пути – проект «Ямал СПГ», включая развитие порта Сабетта, реконструкция арктических портов Диксона и Хатанги, строительство удаленного филиала порта Дудинка на мысе Таналау, проект развития транспортных узлов Восточный – Находка и Ванино – Советская Гавань, круглогодичных глубоководных морских портов, проект «Большой порт Зарубино».
- Внутренних водных путей – реконструкция и уточнение габаритов, улучшение эксплуатационных параметров водных путей, создание нового транспортного коридора в п. Нижний Бестях на основе интермодального транспортного узла в Якутске, интегрированного с Северным морским путем внутренними водными маршрутами. Развитие и техническое перевооружение речных портов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, строительство перегрузочных комплексов в устьях рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы.
В сфере транспортной логистики и экономики транспорта:
- геоинформационные технологии мониторинга движения транспортных средств, грузов, состояния водных путей и экологический мониторинг;
- геоинформационные технологии и высокоточная навигация с применением автоматизированного зависимого наблюдения;
- технологии информационного проектирования и моделирования (BIM), технологии цифровых двойников;
- интеллектуальный анализ данных, включая обработку больших данных, параллельные вычисления, системы реального времени;
- управление распределенными базами данных, технологии распределенных вычислений и взаимодействия;
- технологии самоисполняемых кодов выполнения обязательств («смарт»-контракты);
- технологии ведения распределенных реестров учета и удостоверения прав (блокчейн);
- биометрическая идентификация и аутентификация;
- автоматизированная обработка «естественных» языков.
В сфере экологии транспорта:
- изменение принципов принятия решений в профессиональной деятельности с целью соответствия планомерно повышающимся экологическим требованиям;
- внедрение технологий, предотвращающих загрязнение окружающей среды с морских и речных судов;
- применение 3D-моделирования при обеспечении экологической безопасности морских и речных судов.
В сфере транспортной безопасности:
- внедрение технологий информационной безопасности (кибербезопасности) в транспортный комплекс;
- применение технологий виртуальной реальности в процессе обучения по программам подготовки специалистов в области транспортной безопасности.
Результатом анализа инноваций явился подготовленный перечень дополнений или изменений в образовательные программы, которые необходимо внести в новые направления подготовки бакалавриата и магистратуры, в профили уже реализуемых направлений подготовки бакалавриата и специалитета, в инфраструктуру образовательной среды и перечень учебно-лабораторного, исследовательского и тренажерного оборудования.
На основании проделанной работы сформулирована и предложена ключевая цель развития транспортного образования до конца 2024 года – обеспечить готовность каждой транспортной образовательной организации к решению любых прикладных научно-исследовательских и иных практических задач предприятий транспорта России.
Для достижения поставленной цели предлагается закрепить ответственность каждой транспортной образовательной организации за решением задач кадрового обеспечения отечественных предприятий отрасли – по территориальному или списочному принципу. Основанием может служить распорядительный акт федерального органа исполнительной власти, являющегося учредителем образовательной организации.
Необходимо определить реальную потребность предприятий транспорта в подготовке кадров, сопоставить с индивидуальными планами развития образовательных услуг. Также важно выявить необходимость решения прикладных научно-исследовательских задач на предприятиях. Здесь потребуется создание единого независимого координирующего органа.
Инфраструктура образовательной среды, перечни тренажерного, учебного и научно-исследовательского обеспечения, квалификация научно-педагогических работников должны быть ориентированы на решение любых прикладных научно-исследовательских и иных практических задач отрасли. Важно расширить применение современных образовательных технологий, в том числе за счет внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, цифровых технологий, механизмов проектной деятельности. Целесообразно формировать механизмы коммерциализации знаний, организовывать площадки обмена опытом между всеми транспортными образовательными организациям, развивать экспорт образовательных услуг.
Реализация предлагаемой цели и комплекса задач позволит транспортным образовательным организациям существенно улучшить свою конкурентоспособность на мировом рынке в сфере водного транспорта.
Сибирский государственный университет водного транспорта
Дата основания – 15 мая 1951 года.
Обучающихся – 8228. Из них по программам высшего образования – 4742, по программам СПО – 3486, а также по программам ДПО и профессионального обучения – около 6,5 тыс. человек за год.
Стратегические проекты – строительство учебно-тренажерного центра Якутского института водного транспорта (филиал) СГУВТ (2020), модернизация учебно-исследовательских лабораторий (2020), тренажеров для подготовки командного плавающего состава (2020), строительство тренажерных комплексов по борьбе за живучесть судна в гг. Новосибирске, Красноярске и Усть-Куте (2021-2024), спортивного зала в г. Усть-Куте (2021-2023), реконструкция учебно-лабораторного корпуса, комплекса судовой гидродинамики им. В.Г. Павленко, здания лаборатории плазмотермических технологий и тренажера по подготовке командного состава морских и речных судов (г. Новосибирск, 2021-2025), пятиэтажного лабораторно-тренажерного корпуса со встроенным общежитием Красноярского института водного транспорта (филиал) СГУВТ (г. Красноярск, 2021-2023), учебного корпуса и общежития (г. Омск, 2021-2024).
Конкурентные преимущества – подготовка специалистов плавающего состава судов морского транспорта в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, а также специалистов плавающего состава речных судов для предприятий внутреннего водного транспорта РФ.