Тарский филиал ОмГАУ им. П.А. Столыпина: острый вопросВ настоящее время одним из наиболее острых вопросов является подготовка к новому учебному году основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО, актуализированных на основе профстандартов. Просмотров: 282
По состоянию на начало июня своеобразным лидером по количеству утвержденных ФГОС ВО 3++ среди укрупненных групп по направлениям подготовки бакалавриата является группа 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (10 из 11). По многим УГН бакалавриата утвержденные ФГОС ВО 3++ вовсе отсутствуют. В то же время на портале ФГОС ВО [1] (далее – портал) в реестре примерных основных образовательных программ (далее – ПООП) одобренные программы по УГН 35.00.00 отсутствуют. На примере одного из направлений подготовки бакалавров проекты программ на портале существенно отличаются от проектов ПООП, предлагаемых тем же ФУМО на официальном сайте одного из ведущих аграрных университетов страны. При этом ПООП на портале видится наиболее доработанной, однако оба варианта содержат некоторые моменты, которые требуют уточнений или разъяснений. Так, при описании планируемых результатов освоения образовательной программы не определена категория (группа) общепрофессиональных компетенций. Вызывает вопрос и отсутствие индикаторов достижения обязательных профессиональных компетенций по некоторым типам задач профессиональной деятельности. Аббревиатура обозначения обязательных и рекомендуемых профессиональных компетенций наиболее приемлема для восприятия в формате ПКО и ПКР, нежели обобщенное ПК. Во ФГОС ВО 3++ отсутствуют такие понятия, как «прикладной бакалавриат» и «академический бакалавриат», соответственно ориентированность основной профессиональной образовательной программы высшего образования на научно-исследовательскую и педагогическую или прикладную деятельность будущих выпускников определяется с учетом выбранных образовательной организацией области (областей) и сферы (сфер) профессиональной деятельности. В отдельных ФГОС ВО 3++ число областей и сфер профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата, могут осуществлять профдеятельность, превышает 10 наименований. При практико-ориентированном уклоне особое внимание целесообразно уделять дуальному обучению. В части проектов ПООП содержательная часть индикаторов достижения универсальных компетенций проработана значительно лучше, чем для профессиональных компетенций: в некоторых случаях наименование индикатора откровенно дублирует формулировку профессиональной компетенции. Встречаются моменты, когда вызывает сомнение правильность распределения рекомендуемых компетенций по типам задач профессиональной деятельности. Так, в одном из проектов ПООП компетенцию «способен организовать работу….» целесообразно было бы отнести к организационно-управленческому типу задач профессиональной деятельности, а не к производственно-технологическому, как это сделано в проекте ПООП. В утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата настораживает отсутствие преддипломной практики. С одной стороны, сам термин «преддипломная» можно считать неуместным по отношению к бакалавриату, так как выпускники в качестве ВКР выполняют не дипломный проект или дипломную работу, а бакалаврскую работу. С другой стороны, если при распределении бюджета учебного времени на ГИА отводится всего 6 зачетных единиц, то отсутствие этой практики может отрицательно повлиять на качество выполнения ВКР [2]. Сопряжение ФГОС ВО 3++ с профстандартами, по мнению некоторых экспертов, наряду с положительными моментами может отрицательно отразиться на качестве подготовки инженерных кадров [2]. В заключение стоит выразить надежду, что львиная доля вузов адаптировалась к столь частой смене ФГОС, но очевидно, что всем понадобится переходный период для «обкатки» основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++. Источники 1. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования fgosvo.ru. 2. Дуальное обучение: опыт и перспективы / А.Н. Яцунов // «Аккредитация в образовании». – 2018. – № 2. – С. 26-27. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|