Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Тарский филиал ОмГАУ им. П.А. Столыпина: острый вопрос

В настоящее время одним из наиболее острых вопросов является подготовка к новому учебному году основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО, актуализированных на основе профстандартов.

Просмотров: 239

ЯЦУНОВ Александр Николаевич,

декан факультета высшего образования Тарского филиала Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, кандидат технических наук, доцент.

По состоянию на начало июня своеобразным лидером по количеству утвержденных ФГОС ВО 3++ среди укрупненных групп по направлениям подготовки бакалавриата является группа 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (10 из 11). По многим УГН бакалавриата утвержденные ФГОС ВО 3++ вовсе отсутствуют.

В то же время на портале ФГОС ВО [1] (далее – портал) в реестре примерных основных образовательных программ (далее – ПООП) одобренные программы по УГН 35.00.00 отсутствуют. На примере одного из направлений подготовки бакалавров проекты программ на портале существенно отличаются от проектов ПООП, предлагаемых тем же ФУМО на официальном сайте одного из ведущих аграрных университетов страны. При этом ПООП на портале видится наиболее доработанной, однако оба варианта содержат некоторые моменты, которые требуют уточнений или разъяснений.

Так, при описании планируемых результатов освоения образовательной программы не определена категория (группа) общепрофессиональных компетенций. Вызывает вопрос и отсутствие индикаторов достижения обязательных профессиональных компетенций по некоторым типам задач профессиональной деятельности. Аббревиатура обозначения обязательных и рекомендуемых профессиональных компетенций наиболее приемлема для восприятия в формате ПКО и ПКР, нежели обобщенное ПК.

Во ФГОС ВО 3++ отсутствуют такие понятия, как «прикладной бакалавриат» и «академический бакалавриат», соответственно ориентированность основной профессиональной образовательной программы высшего образования на научно-исследовательскую и педагогическую или прикладную деятельность будущих выпускников определяется с учетом выбранных образовательной организацией области (областей) и сферы (сфер) профессиональной деятельности.

В отдельных ФГОС ВО 3++ число областей и сфер профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата, могут осуществлять профдеятельность, превышает 10 наименований. При практико-ориентированном уклоне особое внимание целесообразно уделять дуальному обучению.

В части проектов ПООП содержательная часть индикаторов достижения универсальных компетенций проработана значительно лучше, чем для профессиональных компетенций: в некоторых случаях наименование индикатора откровенно дублирует формулировку профессиональной компетенции.

Встречаются моменты, когда вызывает сомнение правильность распределения рекомендуемых компетенций по типам задач профессиональной деятельности. Так, в одном из проектов ПООП компетенцию «способен организовать работу….» целесообразно было бы отнести к организационно-управленческому типу задач профессиональной деятельности, а не к производственно-технологическому, как это сделано в проекте ПООП.

В утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата настораживает отсутствие преддипломной практики. С одной стороны, сам термин «преддипломная» можно считать неуместным по отношению к бакалавриату, так как выпускники в качестве ВКР выполняют не дипломный проект или дипломную работу, а бакалаврскую работу. С другой стороны, если при распределении бюджета учебного времени на ГИА отводится всего 6 зачетных единиц, то отсутствие этой практики может отрицательно повлиять на качество выполнения ВКР [2].

Сопряжение ФГОС ВО 3++ с профстандартами, по мнению некоторых экспертов, наряду с положительными моментами может отрицательно отразиться на качестве подготовки инженерных кадров [2].

В заключение стоит выразить надежду, что львиная доля вузов адаптировалась к столь частой смене ФГОС, но очевидно, что всем понадобится переходный период для «обкатки» основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++.

Источники

1. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования fgosvo.ru.

2. Дуальное обучение: опыт и перспективы / А.Н. Яцунов // «Аккредитация в образовании». – 2018. – № 2. – С. 26-27.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-112

Похожие материалы:
Калининградскому филиалу СПбГАУ исполняется 60 лет
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Участие в чемпионатах WorldSkills Russia как условие повышения качества профподготовки
Перспективы набора узбекских студентов на обучение в российские вузы
Подготовка к новому учебному году основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО
Управление научной лабораторией: лучшие практики и вызовы времени
Технические кадры для гражданской авиации России
Дуальное обучение как важная форма профподготовки кадров
Стратегии совершенствования профессионального мастерства

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (119) 2020

В номере читайте. Высшая школа против пандемии: оперативные меры и долгосрочные стратегии. Регион: адаптация системы образования Хабаровского края к новым условиям. Университеты: стратегия и тактика заимствования. ДПО: актуальная проблематика и лучшие практики. СПО: переход на дистант и комплексное развитие.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Всегда на связи с будущим
Образовательный и научный потенциал СПбГУТ является важнейшим драйвером инновационного развития...
Раскрывая потенциал каждого студента
Доступность качественного образования, соответствующего инновационному социально-экономическому...
От профессионального самоопределения до трудоустройства
Сахалинский базовый медицинский колледж – перспективная, динамично развивающаяся образовательная...
Из журнала
#112Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
#111Эффективная подготовка управленческих кадров для Дальнего Востока
#112Перспективы набора узбекских студентов на обучение в российские вузы
#111Инженеров будущего готовят в Новочебоксарском химико-механическом техникуме
#110«Лебедь, Щука и Рак»: образовательная политика в Бразилии
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ