Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Информационная открытость вузов: проблемы и решения

Интернационализация высшей школы и информационная активность вузов – процессы взаимосвязанные, и этот тезис хорошо иллюстрируют ежегодные итоги всероссийских конкурсных проектов «Пресс-служба вуза», «МЕДИА­активность вузов РФ», «Информационно открытый университет. Уровень международный».

Просмотров: 338

Материал опубликован в журнале №112 от 24.06.2019.

Интернационализация высшей школы и информационная активность вузов – процессы взаимосвязанные, и этот тезис хорошо иллюстрируют ежегодные итоги всероссийских конкурсных проектов «Пресс-служба вуза», «МЕДИА­активность вузов РФ», «Информационно открытый университет. Уровень международный».

Журнал «Аккредитация в образовании» и коммуникативная площадка «Higher Education Discovery» выступили информационными партнерами 8-й Евразийской конференции по высшему образованию, проходившей с 13 по 16 мая в Москве. На одном из секционных заседаний был представлен редакционный доклад «Парадоксы информационной открытости в системе образования на национальном и международном уровнях».

ИНФОРМАЦИОННО открытыми можно считать лишь треть российских вузов – к такому выводу пришли эксперты V Всероссийского конкурсного проекта «Пресс-служба вуза»[1].

В результате сопоставления перечня неоднократных вузов-победителей конкурсных медиапроектов, реализуемых «АО», и итоговых цифр Минобрнауки РФ по экспорту образования российских университетов за 2013-2014 и 2014-2015 учебные годы, выяснилось, что практически все финалисты – образовательные организации с высоким уровнем информационной активности – входили и в первую сотню вузов РФ по числу иностранных студентов.

Неэффективность такого компонента информационной политики образовательной организации, как выстраивание полноценных внутривузовских коммуникаций, вносит существенный вклад в превращение информационной открытости в ее имитацию. Именно в этой негативной метаморфозе и заключается суть обозначенного парадокса.

Например, анализ деятельности одного из крупных сибирских технических университетов по показателю «Международная деятельность» позволил сделать вывод о том, что грамотно спланированная и реализованная информационная деятельность вуза непосредственно влияет на увеличение иностранного контингента обучающихся. При этом главными элементами эффективной информационной политики в сфере международной деятельности стали «Реализация университетской стратегии управления репутацией – интенсификация академических контактов и партнерских визитов», «Укрепление и развитие соответствующей организационной структуры – университетской международной службы», «Активный специализированный интернет-сайт международной службы вуза».

Вовлечение в эту работу ректора вуза – важный аспект, который решено было отдельно исследовать в рамках проекта «МЕДИАактивность вузов РФ»[2]. В частности, рассмотрены публикационная активность, упоминаемость в СМИ, выступления в качестве эксперта, наличие блога или иного аналогичного канала, страницы в соцсетях, а также возможность задать вопрос ректору (увы, зачастую без обратной связи). Как выяснилось в ходе исследования, спросить первое лицо вуза о чем-либо, воспользовавшись специальной формой на сайте образовательной организации – возможно, а вот получить ответ – далеко не всегда.

Компания «Аккредитация в образовании» разработала медиаплатформу «Higher Education Discovery» (HED), на которой начал работать рекрутинговый центр по поддержке процессов интернационализации «EDU Атмосфера». Благодаря этому студенты, преподаватели, учёные, образовательные и научные организации, рекрутинговые и кадровые агентства, работодатели, иные организации, способствующие развитию образования, могут эффективно продвигать образовательные проекты, находить деловых партнёров по всему миру, распространять информацию о себе и своих профессиональных интересах.

Взглянуть шире на ситуацию с медиаактивностью заставил федеральный приоритетный проект «Экспорт образования»[3]. Специалисты издательства проанализировали, какие инструменты и каналы используются вузами для развития международного направления, а также попробовали сравнить ситуацию в российских и зарубежных образовательных организациях высшего образования. С этой целью была проведена серия опросов международных служб иностранных вузов (14 стран Азии и Европы) и получены любопытные результаты.

Так, отвечая на вопрос относительно выбора коммуникаций с зарубежными партнерами, только 3,7% респондентов ответили, что «Международные партнеры сами нас находят». Свыше 96% заявили о реализации их университетами стратегий активного поиска вузов – потенциальных партнеров. Здесь наблюдается интенсивное формирование проактивной университетской политики интернационализации, которую разворачивают сотни вузов в разных странах мира. И во многом именно информационная составляющая этой политики определяет уровень ее проактивности.

Одним из серьезных мотивирующих факторов, способствующих выведению информационной политики образовательных организаций на принципиально иной содержательный уровень, может стать приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».

Казалось бы, стоит университету волшебным образом превратиться в «информационно открытый», как показатели его развития (в том числе, «Интернационализация» и «Экспорт образования») гарантированно пойдут в рост. Но, как известно, «дьявол кроется в деталях».

ПАРАДОКС – именно с этим явлением, по мнению «АО», столкнулась российская высшая школа в процессе развития информационной открытости.

Не готовы заявить о том, что этот парадокс стал глобальной тенденцией, хотя, как показали опросы, и российские, и зарубежные вузовские структуры, ответственные за развитие внешних и внутренних коммуникаций,

по некоторым позициям испытывают проблемы одного порядка. Например, в выстраивании полноценных внутривузовских коммуникаций. Неэффективность одного этого компонента (а есть и ряд других) информационной политики образовательной организации вносит существенный вклад в превращение информационной открытости в ее имитацию. Именно в этой негативной метаморфозе и заключена суть парадокса. На него, к слову, обращают внимание и независимые эксперты.

В частности, председатель комитета по социологии Российской ассоциации по связям с общественностью Алексей Фирсов отмечает: «Появление новых данных не тождественно появлению смысла <…> Мы живем в ситуации крайнего профицита информации и при этом ощущаем ее нехватку».

В чём же причина парадокса? Для её выявления вновь обратимся к проекту «Пресс-служба вуза». Согласно результатам проведенного в его рамках исследования, примерно треть от общего количества вузов продемонстрировала высокую информационную активность. Еще треть имела «слабую информационную открытость», а оставшиеся 30% оказались вообще «информационно закрытыми».

Так, за последние годы рядом российских вузов продемонстрированы заметные успехи в развитии информационной политики. Последовательно и системно планируя и развивая коммуникативную составляющую своей деятельности (здесь огромную роль играет позиция первого лица вуза), не ограничиваясь лишь рамками законодательных требований, они тем самым во многом сумели избежать массового продуцирования информационно пустой породы, превращающей информационную открытость в ее имитацию. Сегодня такие вузы и составляют кластер информационно качественных российских университетов.

Имеется и другой кластер – образовательные организации, остающиеся белым пятном на медийном образовательном поле. И хотя формально нормативные требования законодательства соблюдены, а информационные ленты сайтов таких вузов ежедневно чем-то наполняются, эти вузы, по сути, остаются информационно закрытыми, точнее – невидимыми для потенциально заинтересованных внешних аудиторий.

Можно ли преодолеть сложившуюся ситуацию? Полагаем, одним из серьезных мотивирующих факторов, способствующих выведению информационной политики образовательных организаций на принципиально иной содержательный уровень, может стать приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».

Насколько важна для развития международного академического партнерства и экспорта образования грамотная информационная стратегия, уже упоминалось выше. В этом контексте уместно добавить предостережение советника руководителя Россотрудничества Дмитрия Гужели, высказанное во время международного форума QS, состоявшегося в мае 2018 года в Москве, на площадке РУДН:

– Несмотря на высокое положение университета в рейтингах, хорошие качественные общежития, наличие новых востребованных образовательных программ в структуре образовательных продуктов университета, его просто не знают (выделено ред.) в каждой конкретной стране (ни граждане, ни университеты, ни система образования)».

Приоритетный проект вновь внес в повестку дня развитие современных университетских стратегий информационной открытости, теперь и на международном уровне: в его паспорте зафиксирован ряд мероприятий медийного сопровождения российской образовательной экспансии. Но достаточен ли предложенный перечень (с учетом, что конкуренция между странами в сфере экспорта образования нарастает по экспоненте)? И как сделать, чтобы проект превратился в действенную внутреннюю мотивацию российских вузов (чтобы их «узнали»), а не просто установку сверху? Эти вопросы – предмет серьёзного обсуждения в ближайшей перспективе.

КЛЮЧЕВЫМИ аспектами, выявленными в ходе исследований издательства «АО», стали «Активная позиция в продвижении вуза со стороны ректора», «Выстраивание внутривузовской коммуникации», «Ориентированность предоставляемой информации на целевые аудитории», «Эффективная работа англоязычной версии сайта вуза». Считаем, что грамотная реализация вузами этих параметров приведёт информационную активность к информационной открытости и, как следствие, повлечет за собой увеличение доли интернационализации образования, что невозможно без развития образовательного партнерства.

КОНФЕРЕНЦИЯ IUNC Eurasia – ежегодное международное мероприятие, направленное на установление связей между вузами России, других стран СНГ и зарубежными университетами, а также между образовательными организациями и рекрутинговыми агентствами. Цель – развитие межвузовского партнерства и набор иностранных студентов в вузы России и других стран СНГ.

Основная программа IUNC Eurasia-2019 включала выступления ведущих мировых экспертов в сфере международного высшего образования, обзоры региональных рынков высшего образования, панельные сессии, дискуссии, а также серии деловых встреч в формате «один на один» и культурную программу. Традиционно в один из вечеров состоялась торжественная церемония награждения победителей Третьей премии EEUA 2019 – ежегодного конкурса университетов в области интернационализации высшего образования в России и СНГ. Одним из членов жюри была назначена замдиректора компании «Аккредитация в образовании» Мария Буклаева.

В помощь образовательным организациям компания «Аккредитация в образовании» разработала медиаплатформу «Higher Education Discovery» (HED)[4], на которой начал работать рекрутинговый центр по поддержке процессов интернационализации «EDU Атмосфера». Благодаря этому студенты, преподаватели, учёные, образовательные и научные организации, рекрутинговые и кадровые агентства, работодатели, иные организации, способствующие развитию образования, могут эффективно продвигать образовательные проекты, находить деловых партнёров по всему миру, распространять информацию о себе и своих профессиональных интересах. Присоединяйтесь!

Вебинар под эгидой APQN состоялся в рамках проекта «EDU Атмосфера»

Компания «Аккредитация в образовании» провела 2 июля вебинар под эгидой Азиатско-Тихоокеанской сети агентств гарантии качества (Asia-Pacific Quality Network, APQN). Тема – «Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества образования. Знакомство с вузами России и других стран СНГ. Развитие межвузовского партнерства».

В числе основных спикеров выступили:

Цзяньсинь Чжан, президент Азиатско-Тихоокеанской сети агентств гарантии качества (APQN), главный эксперт Юньнаньского центра оценки высшего образования (YHEEC), профессор Юньнаньского университета (Китай).

Галина Мотова, вице-президент APQN, заместитель директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации (NCPA), главный редактор журнала «Аккредитация в образовании» (Россия).

Екатерина Шигапова, директор компании «Аккредитация в образовании» (Россия).

Нургуль Кыдырмина, руководитель информационно-аналитического проекта Независимого агентства аккредитации и рейтинга (IAAR), Казахстан.

Елена Петров, вице-президент Национального агентства по обеспечению качества в области образования и исследований (ANACEC), Молдова.

Людмила Батурина, консультант по международному партнерству Ассоциации частных бразильских вузов (ABMES), Бразилия.

Вебинар собрал более 30 представителей профессионального сообщества и 13 экспертов в качестве докладчиков из России, Китая, Беларуси, Бразилии, Молдовы, Казахстана, Кыргызстана и Армении.

После приветственной речи организаторов Цзяньсин Чжан поделилась опытом проведения процедуры международной аккредитации, основанной на практике APQN и IQAAHE, а также осветила современное состояние и тенденции развития как внутреннего, так и внешнего обеспечения качества высшего образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

На примере деятельности Нацаккредцентра о международной аккредитации как инструменте повышения конкурентоспособности, интернационализации и экспортного потенциала российских вузов рассказала Галина Мотова.

Опыт Независимого агентства аккредитации и рейтинга (IААR) по обеспечению качества образования в Республике Казахстан представила Нургуль Кыдырмина.

Характеристики и особенности внешней системы обеспечения качества образования в Молдове продемонстрировала Елена Петров.

О системе высшего образования Бразилии с акцентом на процессы аккредитации и оценивания шла речь в выступлении Людмилы Батуриной.

Директор компании «Аккредитация в образовании» Екатерина Шигапова презентовала новый проект – рекрутингово-консультационный центр «EDU Атмосфера», целью которого является оказание практической помощи образовательным организациям в развитии их экспортного потенциала.

Представители ряда университетов России и других стран СНГ рассказали о международной деятельности вузов и возможностях сотрудничества.

Организаторы вебинара пригласили членов APQN к участию в деятельности центра «EDU Атмосфера», содействующего образовательным организациям из разных стран в поиске партнеров для реализации образовательных, академических проектов и инициатив.

Следующий вебинар в рамках проекта «EDU Атмосфера» состоится 1 октября 2019 года.

[1]  Подробнее

[2].Подробнее

[3] Подробнее

[4] Подробнее

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Подведены итоги IV Всероссийского конкурса «Пресс-служба вуза»
Проект «Информационно открытый университет. Уровень международный» Что показала экспертная оценка пилотных вузов-участников
В Москве прошла V Глобальная конференция по технологиям в образовании EdCrunch
Пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
В Нюрнберге прошла I Баварско-Российская конференция по экономическим наукам
ВУЗПРОМЭКСПО – территория инноваций
Баварско-российская конференция по экономическим наукам
Международная конференция APQN: Расширяя горизонты гарантии качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ