Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

В Москве прошла V Глобальная конференция по технологиям в образовании EdCrunch

Журнал «Аккредитация в образовании» и проект «Higher Education Discovery» (HED) выступили информационными партнерами EdCrunch. В репортаже с места события – актуальные тренды, спорные вопросы и эксклюзивное интервью с экспертами.

Просмотров: 326

Материал опубликован в журнале №105 от 24.09.2018.

В Москве прошла V Глобальная конференция по технологиям в образовании EdCrunch

«Данные, которые трансформируют мир» – под таким девизом прошла конференция EdCrunch-2018. На встрече, собравшей 5 тыс. очных и 20 тыс. онлайн-слушателей, выступили более 300 российских и зарубежных спикеров. В рамках 150 презентаций, мастер-классов и дискуссий участники говорили об актуальном в сфере образования: больших данных, новых технологиях и компетенциях, Edtech-трендах и многом другом.

Журнал «Аккредитация в образовании» и проект «HigherEducationDiscovery» (HED) выступили информационными партнерами конференции.

Министр образования и науки РФ Михаил Котюков, выступивший на открытии, пообещал обсудить и интегрировать итоги EdCrunch-2018 в реализацию крупных государственных задач. В первую очередь – в национальные проекты «Образование» и «Наука».

Работа преподавателей должна полностью измениться. Им следует сосредоточиться на создании среды умного обучения для студентов, учитывая тот факт, что поиск, фильтрация и использование информации для ее воссоздания более важны, чем знания сами по себе.

Руководители ведущих вузов страны обозначили тренды современной высшей школы. Ректор НИТУ «МИСИС» Алина Черникова в качестве таковых назвала индивидуальные образовательные траектории, а Ярослав Кузьминов сделал сенсационное заявление о перспективах развития НИУ «Высшая школа экономики»:

– В ближайшие пять лет мы заменим все лекции онлайн-курсами. Лекционные занятия в классической форме отменим, – сказал он, подчеркнув, что традиционные лекции превратились в «профанацию»: их посещаемость во всех вузах оставляет желать лучшего, а у преподавателей не остается времени на исследовательскую работу из-за аудиторной нагрузки.

По словам Я. Кузьминова, переход на цифровой формат должен повысить вовлеченность студентов, разгрузить профессоров и в целом поднять качество университетского образования.

Ложку дегтя, между тем, не преминула добавить заместитель главы Минобрнауки РФ Марина Боровская. Она перечислила несколько неизбежных при переходе на онлайн-курсы вопросов: «Какую долю онлайн-курсов студент может взять при освоении той или иной программы? Готовы ли университеты принять курсы друг друга и засчитывать их прохождение? И сколько учащихся готово рискнуть и выбрать индивидуальный образовательный трек?».

Целесообразности внедрения новых технологий, но уже в школах, была посвящена панельная дискуссия о цифровой образовательной среде в регионах. Участники обсуждения рассказали об опыте внедрения цифровизации в работу образовательных организаций различных субъектов РФ. Кроме того, был поднят вопрос о цифровой грамотности педагогов.

Так, например, директор департамента образования ХМАО-Югры Алексей Дренин отметил, что «многие школы работают с образовательными платформами, однако это часто не приносит результатов. Педагоги часто работают ради отчетности, а мы хотим, чтобы они действительно принимали новые инструменты и верили в них». Также он подчеркнул, что учителей необходимо избавить «от рутинных запросов, экселевских таблиц, вордовских документов и большого количества никому не нужных данных, которые обрабатываются с трудом и только загружают».

В рамках EdCrunch ведущие российские университеты отчитались о результатах работы по приоритетному проекту «Современная цифровая образовательная среда» [1], одна из задач которого – «создание информационного ресурса, обеспечивающего доступ к онлайн-курсам по принципу одного окна и объединяющего целый ряд уже существующих платформ онлайн-обучения благодаря единой системе аутентификации». Планируется, что к 2020 году 80% содержания основных образовательных программ высшей школы и учреждений СПО должно быть доступно для освоения в виде онлайн-курсов, а к 2025 году онлайн-обучение пройдут более 11 млн. человек.

Как пояснил начальник департамента открытого образования университета ИТМО Андрей Лямин, пользователи ресурса online.edu.ru будут иметь возможность регистрироваться в качестве работодателей и размещать вакансии, а закончившие профильные онлайн-курсы смогут откликнуться на них и подтвердить свои компетенции с помощью полученного здесь же сертификата.

Согласно проекту «Современная цифровая образовательная среда» к 2020 году 80% содержания основных образовательных программ высшей школы и учреждений СПО должно быть доступно для освоения в виде онлайн-курсов, а к 2025 году онлайн-обучение пройдут более 11 млн. человек.

 

Экспертное мнение

Актуальные тренды – сквозная тема всех конференций EdCrunch. Что думают о траекториях развития современного образования эксперты с мировым именем, выяснила наш корреспондент.

Дейл ДЖОНСОН – руководитель программы адаптивного обучения Аризонского государственного университета (США).

– Господин Джонсон, как вы думаете, почему адаптивное обучение вызывает озабоченность у представителей профессионального сообщества?

– Некоторые опасаются, что эта модель станет более дешевой и менее качественной заменой преподавателей. Однако мы выяснили, что адаптивное обучение может использоваться в сочетании с активным для повышения вовлеченности студентов и улучшения их результатов. Благодаря реализации такой «смешанной» модели, сочетающей лучшие свойства педагогики в стиле high-tech (адаптивный курс) и hightouch (активное обучение), преподаватели получают больше свободы, помогая студентам развивать пользующиеся весомым спросом у работодателей навыки критического мышления, общения, сотрудничества, творческие способности.

– Как адаптивное обучение применяется в образовании взрослых?

– Такой вид обучения идеально для них подходит, поскольку взрослые студенты зачастую обладают значительным объемом знаний, полученным в результате предыдущего образовательного или жизненного опыта. Адаптивное обучение предназначено для определения уровня уже имеющихся знаний и его учета при составлении индивидуального плана занятия. Подход, предусматривающий выбор занятия в соответствии с конкретными запросами студента в нужное время, гораздо эффективнее традиционного, при котором все студенты одновременно посещают одно и то же занятие независимо от уровня понимания темы.

– Какие компетенции развиваются в процессе адаптивного обучения?

– Адаптивное обучение способствует более эффективному, по сравнению с традиционной моделью преподавания, освоению студентами «запоминания» и «понимания» – основных этапов процесса обучения согласно таксономии Б. Блума [2]. Благодаря этому обучающиеся могут переключать свое внимание на развитие компетенций и на других уровнях таксономии, таких как «применение, анализ, синтез и оценка». В целом же эта система не является панацеей от всех вызовов образования, но представляет собой новый инструмент, позволяющий преподавателям помогать студентам в достижении учебных целей.

 

Оливье КРУЗЕ – директор по педагогике «Школы 42» (Франция).

– Господин Крузе, скажите, пожалуйста, по каким критериям можно оценить качество подготовки студентов, обучающихся по модели «42»?

– Основные показатели качества – это предложения и отзывы от компаний. Учебная программа «Школы 42» предусматривает стажировки, во время каждой из которых представители компаний оценивают студента дважды. Ряд критериев позволяет выявить сильные и слабые стороны наших студентов и менять учебный план в случае необходимости. Кроме того, мы активно практикуем проведение хакатонов, конференций, встреч, сайд-проектов. Подобные неформальные контакты также позволяют оценить профессиональное поведение обучающихся.

– Насколько жизнеспособна модель «42» в качестве альтернативы МООК? Какие еще образовательные модели эта система может заменить полностью или частично?

– На первом этапе своего развития, в 80-е и 90-е годы, информационные технологии использовались для автоматизации деятельности компаний. На втором – когда появились новаторские и революционные бизнес-модели, – использование IТ стало более стратегически выгодным. МООК всего лишь воспроизводит то, что происходит в классе или аудитории. Это только первый шаг на пути к цифровизации образования.

Модель «42» представляет собой пример второго шага: с индивидуальным темпом обучения и собственным путем овладения материалом, с сотрудничеством (которое часто называют «списыванием» в учебном классе), адаптацией, гибкостью ума. Модель не совсем нова, так как очень близка к педагогическим идеям С. Френе, М. Монтессори и Ж. Пиаже, которые, как известно, весьма эффективны. Новым является способ реализации. Я считаю, что большинст­во тем может быть адаптировано к этой системе или система может быть адаптирована под каждую тему: в нашей модели IТ выступают в качестве основного предмета изучения и в то же время средством поддержки учебного процесса. Специалист в области образования должен сначала отделить тему от педагогических столпов и основ, а затем, используя эти принципы, адаптироваться к другой теме – такой, например,  как бизнес, здравоохранение, промышленность.

– Может ли модель обучения без преподавателей применяться в университетах? Если да, то каким образом и на каких этапах?

– Модель «42» подходит не всем, поэтому, полагаю, университет все-таки не сможет обойтись без преподавателей. Вообще, их наличие или отсутствие, вероятно, не является проблемой, с точки зрения образования (хотя, с точки зрения экономической, безусловно, это важно). Думаю, сначала преподавателям нужно понять: процесс передачи знаний сегодня не имеет значения. Их работа должна полностью измениться. Следует сосредоточиться на создании среды умного обучения для студентов, учитывая тот факт, что поиск, фильтрация и использование информации для ее воссоздания более важны, чем знания сами по себе.

Подготовила Людмила СУЛЬДИНА. 

«ШКОЛА 42» – частная образовательная организация альтернативного типа для начинающих и опытных программистов, основанная французским предпринимателем КсавьеНьельем.

Учебный процесс реализуется без участия преподавателей: студенты самостоятельно находят информацию в интернете и совместно работают над проектами. Сотрудники учреждения не контролируют деятельность студентов и проверяют лишь ее результаты. По мнению авторитетного издания «Bloomberg», такой формат продиктован тем, что умение человека работать в команде ценится в IT-индустрии выше, чем диплом.

Многие обучающиеся занимаются собственными проектами, которые впоследствии могут продать IT-компаниям. После первого года обучения студенты получают возможность совмещать учёбу с оплачиваемой интернатурой.

Как отмечают эксперты, концепцию обучения «Школы 42» можно использовать не только в кодинге, но и других сферах деятельности, например, в журналистике.

В последнее время аналогичные проекты появляются по всему миру: в Южной Африке, Румынии, Молдавии, Украине. В конце мая этого года о запуске бесплатной школы программирования «Школа 21» [3] в Москве объявил Сбербанк. Первый набор составил 500 человек, в следующем году это число увеличится до 1 тыс. студентов. Обучение в «Школе 21» длится от полутора до четырёх лет. Выпускники получают негосударственные сертификаты об окончании московской «Школы 21» и французской «Школы 42».

Директор по работе с вузами Mail.RuGroup Сергей Марданов считает, что появление подобных образовательных экспериментов позитивно скажется на развитии IT-рынка. При этом существует риск, что российские студенты окажутся не готовыми к такому формату обучения. В «Школе 42» от обучающихся требуется внутренняя мотивация и самодисциплина, а с ней у большинства получающих образование соотечественников есть проблемы. Кроме того, им очень важна мотивация от преподавателя, регулярная обратная связь, возможность перенимать опыт и в итоге получение официального документа об окончании образовательного учреждения.

Источники: 42.us.org, tjournal.ru, open-education.ne.

АДАПТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ – перспективное и динамично развивающееся направление сферы e-learning. В основе модели лежит идея «подстройки» уровня и типа курсов под способности, знания, умения и даже настроение обучающегося. Подобная оптимизация позитивно влияет на внутреннюю мотивацию и заинтересованность студентов в освоении новых компетенций.

Технологии анализа данных в сфере образования одной из первых стала активно применять компания Knewton. Продукт этой деятельности – адаптивная образовательная платформа, подключаемая к любой современной системе управления учебным процессом (LMS). В компании посчитали, что измерение текущих знаний ученика и адаптация материалов в соответствии с ними являются недостаточными. Было решено не только адаптировать электронные курсы и автоматически корректировать путь обучения, но и предоставлять преподавателям аналитические данные и рекомендации по каждому обучающемуся (рис. 1).

Аризонский государственный университет [4] совместно с компанией CogBooks провел исследование о влиянии адаптивных систем обучения нового поколения на успеваемость. В результате использования адаптивной платформы на курсах биологии и истории в течение одного семестра количество студентов с положительными баллами выросло с 76% до 94%. Число тех, кто прекратил обучение, сократилось с 15% до 1,5%.

Успехи применения адаптивного обучения не исключают критики в его адрес. Так, специалисты по педагогике сомневаются в универсальности подхода Knewton, предполагающего, что всегда существует правильный ответ. Скептики от образования утверждают: инструменты, которые хорошо работают, например, в области точных наук, зачастую нельзя применить в других дисциплинах.

С 2004 года экспертная группа NewMediaConsortium выпускает ежегодные независимые отчеты «HorizonReport» о технологиях и тенденциях в сфере высшего образования. Авторы доклада 2017 года[5] прогнозируют: в ближайшее время нас ожидает бурное технологическое развитие адаптивных систем обучения.

Источники: habr.com, vesety.com, scorcher.ru, pvsm.ru.

 

[1] Подробнее на neorusedu.ru.

[2] В 1956 году профессор Чикагского университета Бенджамин Блум опубликовал книгу «Таксономия образовательных целей». Он выделил шесть уровней познавательной деятельности, которые десятилетиями успешно использовались в педагогике как руководство при планировании обучения, стимулирующего развитие мыслительных навыков высокого уровня.

[3] Подробнее на www.21-school.ru.

[4] Подробнее на edplus.asu.edu/newsroom/dale-johnson-shares-how-implement-adaptive-learning.

[5] Подробнее на edplus.asu.edu/newsroom/dale-johnson-shares-how-implement-adaptive-learning.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Баварско-российская конференция по экономическим наукам
Информационная открытость вузов: проблемы и решения
ДПО: стратегия выживания
Диалог Европа – Азия: такие ли мы разные?
Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики
Международная конференция APQN: Расширяя горизонты гарантии качества
В Нюрнберге прошла I Баварско-Российская конференция по экономическим наукам

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ