Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ДПО: стратегия выживания

В современных условиях система дополнительного профессионального образования становится мощным социально-экономическим инструментом. Для государства и промышленности это инструмент подготовки, переподготовки и адаптации квалифицированных кадров для новых отраслей и технологически обновляемых производств. Для граждан, в том числе находящихся в условной «зоне риска» (представителей «умирающих» профессий, людей предпенсионного возраста и женщин в декрете), – возможность выстроить карьеру и улучшить личное благосостояние.

Просмотров: 16

Материал опубликован в журнале №111 от 26.04.2019.

В современных условиях система дополнительного профессионального образования становится мощным социально-экономическим инструментом. Для государства и промышленности это инструмент подготовки, переподготовки и адаптации квалифицированных кадров для новых отраслей и технологически обновляемых производств. Для граждан, в том числе находящихся в условной «зоне риска» (представителей «умирающих» профессий, людей предпенсионного возраста и женщин в декрете), – возможность выстроить карьеру и улучшить личное благосостояние.

Как обстоят дела с реализацией этой стратегии в России и как превратить систему дополнительного профобразования в силу быстрого реагирования, а не медленного торможения – обсуждалось на круглом столе «ДПО: точки роста в контексте непрерывного образования», организованном издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс».

 Повестка дня

В январе опубликован доклад Глобальной комиссии по вопросам будущего сферы труда Международной организации труда (МОТ) «Работать ради лучшего будущего»[1]. Эксперты предупреждают: в сфере труда грядут фундаментальные сдвиги, которые потребуют коллективного реагирования в глобальном масштабе, – и предлагают принять новый подход, ставящий человека и его труд в центр деловой практики, экономической и социальной политики. Таким образом, в международной повестке непрерывного образования задан определенный тон, указывающий на экстраординарность ситуации. Что, собственно, подтверждают и сами авторы, заявившие в предисловии: «Мы стремились к тому, чтобы в докладе был подчёркнут срочный характер происходящих в сфере труда изменений».

Владислав Бородачёв:

«Для развития российской системы ДПО крайне важно как можно быстрее, уже в этом году, сформировать все необходимые структурные элементы НСК в субъектах федерации и решить все организационные и финансовые вопросы по организации работодателями системы переподготовки, повышения квалификации и ее оценке в регионах в отраслевом разрезе».

Российские эксперты, в свою очередь, также настроены категорично. Например, специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования»[2] подчеркивают: «место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 годы в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования». Как видим, сроки для принятия необходимых решений указаны жесткие – всего пять-шесть лет, которые и определят, где окажется Россия к середине XXI века.

Юрий Ушанов:

«Когда государство выделяет на одного человека по программе ДПО продолжительностью 250-300 часов порядка 45-50 тыс. рублей – это вполне приличная цифра».

Необходимость «чрезвычайных мер» для поддержки и развития национальной системы образования, в частности, системы ДПО как одного из ее ключевых секторов, – именно такая гипотеза была вынесена организаторами на обсуждение участников круглого стола. Среди приглашённых спикеров находились Владислав Бородачёв и Юрий Ушанов, члены Экспертного совета по дополнительному профессиональному образованию и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых при Комитете Госдумы РФ по образованию и науке.

Татьяна Федосеева:

«Разработанное в рамках проекта «565454-EPP-1-2015-1-HR-EPPJMO NETWORK» руководство по применению модели содержит рекомендации относительно того, как образовательным организациям выстраивать модели обеспечения качества, основываясь на цикле PDCA: планируй, делай, анализируй, улучшай».

 

​На встрече не только обсуждали точки роста дополнительного профессионального образования, но и чествовали победителей четвертого этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон», инициированного компанией «Аккредитация в образовании».

Выступившая с приветственным словом директор компании Екатерина Шигапова отметила, что сотрудничество с образовательными организациями страны – самое главное для компании, а одна из важнейших задач проводимого с 2015 года конкурса – вовлечь специалистов и экспертов в процесс профессиональной коммуникации, объединив для решения актуальных вопросов системы образования.

Присутствовавшие на встрече представители ряда структур ДПО страны – Р.Я. Юсупова (Чеченский государственный университет), О.И. Фролова (Тюменский государственный медицинский университет), А.В. Блохина (Самарский государственный технический университет), Е.В. Белых (Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области), С.А. Ильинова (Кубанский государственный технический университет), Н.Н. Голунов (Российский государст­венный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина), Е.П. Сергеев (Технологический университет, Московская область), Л.В. Скоморохова (Тюменский индустриальный университет) – получили награды.

По итогам конкурса выпущен очередной справочник «Банк лучших практик ДПО России»[1]. О некоторых из них вы можете прочитать в цикле статей, представленных победителями проекта в этом номере журнала.

 

[1] Подробнее akvobr.ru/data/dpo2019/index.html.

Реальные возможности

– Мы в любой момент готовы среагировать на происходящие изменения, – подчеркнул Владислав Бородачёв, отвечая на вопрос модератора круглого стола Марии Буклаевой о том, готова ли отечественная система ДПО к «фундаментальным сдвигам в сфере труда», предрекаемым специалистами МОТ.

Эксперт Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям рассказал о созданной до 1991 года системе непрерывного образования взрослых и становлении в России Национальной системы квалификаций (НСК)[3]. По мнению спикера, майские указы 2012 года, связанные с необходимостью привлечения работодателей к системе ДПО, стали весьма «своевременным и грамотным ходом». В частности, была поставлена задача, чтобы работодатели влияли на систему обучения в вузах, могли корректировать образовательные программы и оценивать преподавателей с точки зрения их профессиональной грамотности.

Владислав Бородачёв отметил, что для развития российской системы ДПО крайне важно как можно быстрее, уже в этом году, сформировать все необходимые структурные элементы НСК в субъектах федерации и решить все организационные и финансовые вопросы по организации работодателями системы переподготовки, повышения квалификации и оценке квалификации в регионах в отраслевом разрезе. Многое также разъяснится после принятия Стратегии развития Национальной системы квалификаций до 2030 года. Пока же, резюмировал докладчик, «мы несколько отстаем, но в целом все делаем правильно».

С таким утверждением не согласился заместитель президента Федерации рестораторов и отельеров России, председатель Центрального экспертного совета СПК[4] сферы гостеприимства Юрий Ушанов. Рассуждая о готовности отечественной системы ДПО к глобальным вызовам современности, спикер подчеркнул, что в России сегодня работа в этом направлении идёт на опережение. Кроме того, нет никаких ограничений (а если и есть, то только в головах) для реализации со стороны работодателей, представителей СПК и разработчиков профстандартов всех необходимых мер, к тому же государство и частный бизнес готовы инвестировать в систему непрерывного образования реальные суммы. В доказательство своих слов Юрий Ушанов озвучил «вкусные цифры» – выделенные в рамках проекта «Реализация дополнительных мер по снижению уровня безработицы в районах Северного Кавказа» средства:

– Считаю, что когда государство выделяет на одного человека по программе ДПО продолжительностью 250-300 часов порядка 45-50 тыс. рублей – это вполне приличная цифра (для сравнения, известны программы, когда на подготовку тратилось всего по 3 тыс. рублей.

 

Победители четвертого этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН»

  •  Институт повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области (5 программ).

  •  Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (1 программа).
  •  Кубанский государственный технологический университет (3 программы).
  •  Национальный исследовательский Томский государственный университет (20 программ).
  •  Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина (структура ДПО – центр инновационных компетенций и 1 программа).
  •  Самарский государственный технический университет (1 программа).
  •  Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (1 программа).
  •  Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А. (1 программа).
  •  Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (1 программа).
  •  Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (1 программа).
  •  Северо-Кавказский федеральный университет (6 программ).
  •  Технологический университет, Московская область (3 программы).
  •  Тюменский индустриальный университет (2 программы).
  •  Тюменский медицинский университет (1 программа).
  •  Чеченский государственный университет (1 программа).

Говоря об инвестициях со стороны работодателей, эксперт акцентировал внимание на том, что в сфере гостиничного бизнеса процесс так называемого «доучивания» реализуется постоянно:

– Практически все владельцы отелей, находящихся на этой улице (ул. Тверская. – Прим. ред.), вкладывают средства в подготовку персонала. Причем они берут людей с высшим и средним профобразованием на так называемое «доучивание» по программам ДПО с целью адаптации к требованиям.

Cпециалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования» подчеркивают: «место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 годы в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования».

Управляй и доверяй

О том, как образовательным организациям не только соответствовать требованиям работодателей, но и обеспечить себе достойную репутацию, рассказала Татьяна Федосеева, проректор по маркетингу Государственной академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова. Она представила разработанную академией совместно с европейскими партнерами на основе интеграции подходов к качеству высшего образования согласно стандарту ISO 9001:2015 и Европейской рамке обеспечения качества образования CQAF модель «QM & GOAF»[5].

Что позволяет реализовать модель? Прежде всего, сместить акцент с оценки качества на программном уровне в сторону управления качеством всей образовательной организации, то есть сформировать условия для обеспечения качества каждой образовательной программы в соответствии с потребностями работодателя. Сегодня применение модели «QM & GOAF» для российских образовательных организаций является рекомендательным, при этом уже 100 из них ее апробировали.

Разработанное в рамках проекта «565454-EPP-1-2015-1-HR-EPPJMO NETWORK» руководство (см. рис. 1) по применению модели содержит рекомендации относительно того, как образовательным организациям выстраивать модели обеспечения качества, основываясь на цикле PDCA: планируй, делай, анализируй, улучшай. Предусмотрено, чтобы в рамках каждого из 16 аспектов модели (целеполагание, методы обучения, информатизация, взаимодействие с работодателями и другие) полный цикл был соблюден.

Вместе с руководством разработана электронная анкета Quick Scan «Применение модели качества высшего образования QM&CQAF». Этим онлайн-инструментом самообследования могут воспользоваться вузы в лице всех категорий работников и получить общее представление о деятельности организации, а также рекомендации по внедрению модели и улучшению деятельности организации.

О точках роста ДПО в контексте деятельности образовательных организаций рассказал в своем выступлении и Никита Голунов, проректор по дополнительному профессиональному образованию Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина. Спикер предложил дать «связанный с маркетингом и качеством честный ответ» на три вопроса: где мы находимся и что можем, что от нас хочет работодатель и можем ли мы это сделать?

Эксперты предупреждают о грядущих фундаментальных сдвигах в сфере труда, требующих коллективного реагирования в глобальном масштабе, и предлагают принять новый подход, ставящий человека и его труд в центр деловой практики, экономической и социальной политики.

По мнению докладчика, для корректной (и эффективной) работы с работодателями образовательным организациям необходимо «сделать над собой усилие и выйти из зоны комфорта», при этом чётко понимать, что все это нацелено на определенное благо для страны и общества.

– Вопрос в том, можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, которые способны не только выполнять определенные функции, но при этом вызывать доверие производимыми изменениями. И это касается не только сферы образования, но каждого из нас, – подчеркнул Никита Голунов.

Никита Голунов:

«Вопрос в том, можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, которые способны не только выполнять определенные функции, но при этом вызывать доверие производимыми изменениями».

Рассуждая о характерных для сферы ДПО трудностях – когда, например, руководители вузов думают, оставлять или нет дополнительные профессиональные программы в учебном плане образовательной организации, – спикер привел, казалось бы, далекий от сегодняшней повестки дня пример из истории факультета инженерной механики, юбилей которого вуз отметил в прошлом году:

– У нас сегодня сложно, не хватает сил и времени. А наши отцы даже в самый разгар войны находили эмоции, силы и время осознать, что мы победим, война закончится, в новом мире нужны будут новые специалисты и как, когда и где мы будем их готовить.

Завершил свое выступление Никита Голунов на действительно позитивной ноте:

– Когда жалуемся, что нам тяжело – а с этим не всегда соглашусь, – здесь мы в какой-то части лукавим. Думаю, можем найти внутренние силы и резервы сделать для нашей системы образования, нашей страны намного больше.

 

Екатерина ШИГАПОВА:

«Сотрудничество с образовательными организациями страны – самое главное для компании, а одна из важнейших задач проводимого с 2015 года конкурса – вовлечь специалистов и экспертов в процесс профессиональной коммуникации, объединив для решения актуальных вопросов системы образования».

 В фокусе интересов

Тот факт, что ДПО – тема более чем актуальная и социально резонансная, еще раз подтвердили в своих докладах руководитель исследовательской группы национального рейтинга университетов «Интерфакс» Алексей Чаплыгин и гражданский активист Алёна Попова.

Так, Алексей Чаплыгин представил взгляд на систему ДПО за 2018 год, рассказав о динамике интереса к этой теме в средствах массовой информации. Осенний всплеск был закономерно связан с активной работой над национальными проектами, в которых тема дополнительного профобразования была отражена надлежащим образом[6]. Довольно устойчиво внимание к бизнес-образованию и наблюдается на протяжении последних пятнадцати лет. Что касается непрерывного образования в целом – к нему интерес значительно ниже, хотя довольно равномерен с точки зрения спадов и подъемов.

Алексей Чаплыгин:

«В нацпроекте «Образование» прогнозируется нарастающая статистика получения слушателями ДПО. Предполагается и увеличение доли ДПО в сфере обучения научных кадров, даже планируется более активное участие образовательных программ в процедурах профессионально-общественной, международной аккредитации».

Достаточно неожиданным для аналитиков выглядит устойчивое внимание на протяжении последних полутора лет к теме ДПО людей пенсионного и предпенсионного возраста. При этом – несмотря на объявленную в 2018 году пенсионную реформу – особого всплеска интереса не отмечено к тематике университетов третьего возраста (а за рубежом она постоянно обсуждается и находится в фокусе интересов СМИ, и не только специализированных).

 

Характеризуя показатель «ДПО в национальных проектах», эксперт отметил, что в нацпроекте «Образование» прогнозируется нарастающая статистика получения слушателями ДПО. Предполагается и увеличение доли ДПО в сфере обучения научных кадров, даже планируется более активное участие образовательных программ в процедурах профессионально-общественной, международной аккредитации. К слову, на сегодняшний день всего 5 университетов аккредитовали свои дополнительные профессиональные программы в международных или отечественных аккредитационных агентствах. И лидирует здесь НИУ ВШЭ, имеющий аккредитацию всех (!) программ ДПО. Он же числится в лидерах по охвату аудитории онлайн-курсами как важной части ДПО. Если говорить о лидерстве финансовом, то в прошлом году первый среди вузов – РАНХиГС при Президенте РФ, заработавший 17% своего бюджета на программах ДПО по бизнес-образованию.

Упомянул Алексей Чаплыгин в докладе и о Национальном рейтинге университетов. Как известно, один из параметрических показателей этого ежегодного исследования – «Социальная среда университета» – включает ряд позиций, непосредственно связанных с деятельностью структурных подразделений ДПО вузов.

Необходимость «чрезвычайных мер» для поддержки и развития национальной системы образования, в частности, системы ДПО как одного из ее ключевых секторов, – именно такая гипотеза была вынесена организаторами на обсуждение участников круглого стола.

– До сих пор на протяжении вот уже десяти лет оценка деятельности университетов в сфере дополнительного образования уходит в параметр «Социальная среда университета». Но, в принципе, ДПО необходимо рассматривать как составную часть образовательной деятельности вуза. Со временем мы, конечно, в Национальном рейтинге университетов её учтем, пока же рассматриваем в первую очередь как весомый социализаторский эффект, вносимый в программы дополнительного образования, – отметил докладчик.

После размышлений о роли работодателей и образовательных организаций в развитии системы ДПО России речь зашла о тех, кого обучают в данный момент или будут обучать в перспективе. Тех, кто находится сегодня в уязвимой социальной позиции, но по факту является мощной трудовой силой, – предпенсионерах и пенсионерах, молодых матерях и гражданах, рискующих потерять работу в условиях цифровизации экономики.

Алёна Попова:

«Сегодня в стране колоссальное количество пенсионеров, которых надо учить. У нас нет профессий, которые бы учитывали реалии российской экономики. Есть проблема с трудоустройством молодых матерей».

В начале доклада известная правозащитница Алёна Попова привела данные из Национальной стратегии действий в интересах женщин[7]. Согласно документу, российские женщины получают заработную плату на треть меньшую, чем мужчины, а самой финансово незащищенной категорией являются женщины в декретном отпуске (67% из 21 млн. нищих в России – это женщины с детьми). Несмотря на то, что уровень образования у российских женщин очень высок (по данным Росстата, более 50% соотечественниц имеют диплом вуза), после выхода в отпуск по уходу за ребёнком многие из них не возвращаются на работу в течение длительного срока, становясь профессионально непригодными и, соответственно, материально несостоятельными. Впрочем, проблема уже решается. В рамках основанного Алёной Поповой совместно с заместителем главного редактора журнала «Русский репортёр» Мариной Ахмедовой проекта «W»[8] специалисты анализируют уровень зарплаты в регионах, составляют прогнозы относительно того, какие профессии будущего точно будут востребованы после выхода женщины из декрета, сотрудничают с представителями субъектов РФ.

Вторая социально уязвимая категория граждан из отмеченных докладчиком – пенсионеры и предпенсионеры, «которых хотят уволить с работы и заменить молодежью». Между тем люди «серебряного возраста» без преувеличения могут считаться «золотым запасом» России, и в ситуации дефицита кадров – когда, по словам чиновников, «стране не хватает рабочих рук», – пренебрегать таким человеческим капиталом как минимум неразумно.

Сказать, что ничего для этой категории граждан в плане профессиональной адаптации к новым социально-экономическим условиям не делается, – безусловно, нельзя. При этом те же программы переподготовки (и преподаватели) зачастую не адекватны, поскольку не учитывают особенности слушателей. Например, противопоказания по здоровью. Посадить пенсионеров перед мигающими экранами переобучаться на программистов, когда людям не очень хорошо видящим по специальному стандарту больше четырёх часов у компьютера находиться нельзя, – идея странная. Да и вообще есть ли смысл обучать их новым высокотехнологичным профессиям, когда в стратегически важных отраслях – начиная с сельскохозяйственной и заканчивая космической – наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров? Ведь пенсионеры, получившие добротное советское образование, как раз и есть та самая «надежда национальной экономики».

– Сегодня в стране колоссальное количество пенсионеров, которых надо учить. У нас нет профессий, которые бы учитывали реалии российской экономики. Есть проблема с трудоустройством молодых матерей, – такие итоги подвела Алёна Попова и предложила собравшимся «попытаться выработать предложения для пенсионеров/предпенсионеров и мам в декрете, а не обучать/переобучать их по так называемым профессиям будущего, не учитывая психофизиологических и других особенностей».

 P.S. Точки над «i» в теме ДПО еще не расставлены… Присоединяемся к инициативе спикера и предлагаем продолжить обсуждение на страницах журнала. Будем рады вопросам, инициативам, публикациям.

 Людмила СУЛЬДИНА.

[1] Подробнее

[2] Подробнее

[3] Подробнее

[4] Совет по профессиональным квалификациям.

[5] Подробнее

[6]Например, проект «Новые возможности для каждого», входящий в нацпроект «Образование», предполагает создание системы, позволяющей каждому работающему человеку непрерывно обновлять свои знания и получать новые профессиональные навыки. Планируется, что к 2024 году охват осваивающих программы непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования граждан увеличится до 3 млн. человек. Подробнее

[7] Подробнее

[8] Подробнее

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: с места события, ао-111, екатерина шигапова, людмила сульдина, владислав бородачев, дополнительное образование, дополнительное профессиональное образование

Похожие материалы:
Система ДПО в Губкинском университете: гармония традиций и инноваций
В Москве прошла V Глобальная конференция по технологиям в образовании EdCrunch
Программы ДПО КубГТУ: «тонкие настройки»
От маркшейдеров до переводчиков: современные кадры для ведущих отраслей
Задачи «на вырост»
Опыт профессиональной переподготовки специалистов в области дизайна
В Госдуме РФ обсудили создание единого образовательного пространства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#108Роман Симуков: «Для начала нужно выйти за рамки привычного образа ребенка-сироты»
#104Тетюшский сельскохозяйственный техникум развивается динамично
#94Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики готовит квалифицированных специалистов
#107Эффективная реализация инновационных образовательных проектов
#101Тобольский медицинский колледж отметил 140-летие
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний