Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

СКФУ: Политика форсированного роста

Федеральный университет формировался как уникальное ядро научно-образовательного и инновационного сектора экономики СКФО. С целью интеграции в социально-­экономическое пространство округа СКФУ необходимо обеспечить развитие по трем главным направлениям.

Просмотров: 165

Стратегические задачи

ЛЕВИТСКАЯ Алина Афакоевна,
ректор Северо­Кавказского федерального университета:
– Мы стараемся сделать все, чтобы качество образовательных программ, академической жизни нашего вуза позволило готовить выпускников, которые смогут реально обеспечить социально­экономическое развитие Северного Кавказа. Согласно программе развития СКФУ, к 2021 году университет должен стать ведущим образовательным учреждением высшего профессионального образования округа. Поэтапное осуществление программы развития обеспечит появление на образовательном рынке Северного Кавказа конкурентоспособного вуза, работающего на принципах единства научных, образовательных, экономических и социальных процессов, деятельность которого служит укреплению российского государства и общества.

Создание в 2012 году Северо­-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь) явилось значимой частью плана развития Северо­Кавказского федерального округа.

В Стратегии социально-­экономического развития СКФО до 2025 года и программе ее реализации, утвержденной Правительством РФ в декабре 2012 года, главной целью обозначено обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики, создания новых рабочих мест, а также повышения уровня жизни населения путем перехода от политики стабилизации к политике форсированного роста.

Федеральный университет формировался как уникальное ядро научно-образовательного и инновационного сектора экономики СКФО. С целью интеграции в социально-­экономическое пространство округа СКФУ необходимо обеспечить развитие по трем главным направлениям: стать образовательным, научным, инновационным центром региона, аккумулировать и внедрять в практику достижения естественных, технических и гуманитарных наук, обеспечить подготовку квалифицированных кадров для форсированного социально­экономического развития, выполнять роль центра научной и общественной жизни, в котором получает образование будущая деловая и интеллектуальная элита многонационального, поликультурного и разноязычного Северного Кавказа. Успешное решение этих задач создаст рычаг воздействия на основные отрасли экономики и через них – на экономическое и социальное развитие территории в целом. Кроме того, СКФУ – ведущая экспертная площадка для межкультурного диалога в полиэтническом социуме региона и ближнего зарубежья, реальный фактор снижения этнокультурного напряжения, оптимизации межэтнического и межконфессионального общения, укрепления роли русского языка и русской культуры, формирования у выпускников общероссийской идентичности, гражданского патриотизма и правовой культуры, ключевой центр геополитического влияния России через развитие образовательных, научных и культурных связей субъектов, расположенных на территории Северо-­Кавказского федерального округа, с приграничными государствами. Формирование элиты региона в заданных параметрах – залог стабильности и ускоренного социально-­экономического роста.

Наука как двигатель реальной экономики

Изыскания в СКФУ ведут 21 научная школа и 17 научных направлений в десятке научно-исследовательских институтов и центров по почти 70 тематикам. Еще в 2012 году были определены 14 стратегических разделов научных исследований. Они соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, а также стратегическим направлениям программы развития СКФУ. Это живые системы, новые синтетические методы в области химии гетероциклических соединений (науки о жизни), физика магнитных наносистем, индустрия наносистем и наноэлектроника (индустрия наносистем), стабилизация средствами образования научной и культуротворческой деятельности этнополитических и этноконфессиональных отношений, правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в Северо-­Кавказском регионе, аэрокосмические методы мониторинга природных процессов (транспортные и космические системы, рациональное природопользование) и ряд других. При формировании этих секторов исследований учитывался научный потенциал коллектива, обеспеченность оборудованием, публикационная активность и перспективы дальнейшего развития – на основании анализа имеющегося задела по фундаментальным и прикладным исследованиям и возможности капитализации результатов деятельности каждого из проектов.

В СКФУ определены механизмы коммерциализации научно-технических и инновационных разработок. К их числу принадлежит формирование инновационного пояса малых предприятий, созданных с участием университета. На сегодняшний день работает 4 малых предприятия и еще 3 находятся в стадии регистрации. Совокупный объем оказанных МИП услуг в 2013 году составил около 1,6 млн. рублей.

Объем финансирования НИОКР по заказу промышленных предприятий и компаний СКФО в прошлом году составил более 20 млн. рублей. Лицензионные соглашения на право использования объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих СКФУ, заключены с 4 предприятиями региона. В результате целенаправленного отбора потенциально коммерциализуемых проектов и разработок сотрудников СКФУ создана база научно-технических и инновационных разработок и услуг, содержащая 43 проекта, которые активно позиционируются на форумно­выставочных мероприятиях и инвестиционных ярмарках. Чтобы стимулировать инновационную деятельность ученых, сотрудников, аспирантов и студентов, в университете ежегодно проводятся внутренние конкурсы. По их итогам лучшие разработки получают содействие в продвижении на рынок. Увеличилось финансирование научно-исследовательской работы институтов.

Предпринятые усилия привели к значимым результатам – в виде новых патентов на открытия и изобретения, публикаций в наиболее престижных научных изданиях мирового уровня, многочисленных наград, полученных молодыми учеными СКФУ на международных и всероссийских выставках и конкурсах. В настоящее время за федеральным университетом числятся более 240 объектов интеллектуальной собственности: патенты на изобретение и полезную модель, свидетельства о регистрации баз данных и программ для ЭВМ, ноу­хау. В три раза выросло количество статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями.

Намечены также пути деятельности на уровне научных школ – организация технологических платформ с целью осуществления связи ученых с заказчиками НИР и ОКР. Это дает возможность активизировать инновационную деятельность, приблизить учебный процесс к запросам реального сектора экономики, найти взаимовыгодные формы работы с ведущими предприятиями. Технологические платформы выступают перспективными объектами инновационной инфраструктуры, позволяющими обеспечить интеграцию науки и бизнеса, сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях научно-технологического развития страны. Для активизации научно-инновационных процессов, имеющих широкую гамму научных направлений, университет вошел в состав следующих платформ РФ: «Биоиндустрия и биоресурсы – БиоТех2030», «Национальная программная платформа», «Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа», «Технологии экологического развития». Предпринятые шаги дают возможность непосредственно участвовать в разработке и реализации крупных инновационных проектов реального сектора экономики. В рамках формирования программ инновационного развития госкомпаний (ПИР) ведутся переговоры с предприятиями об организации переподготовки кадров и возможных тематиках НИОКР. Ряд компаний включил СКФУ в программы инновационного развития как опорный вуз – для проведения совместных исследовательских работ. Это такие крупные корпорации, как «Арнест», «Курорты Северного Кавказа», «Микроген», «Роснефть» и другие.

Показательный пример – в результате деятельности научной школы СКФУ осуществляется вхождение вуза в социально­экономическое пространство даже не отдельного региона, а содружества стран. Университет заключил договор с Всероссийским научно-исследовательским институтом молочной промышленности (ВНИМИ) об исполнении работы в области технического регулирования – «Разработка и подготовка к утверждению стандарта на молоко и молочную продукцию». Научная школа СКФУ, исследующая свойства и применение молочной сыворотки, существует не одно десятилетие, практическое применение сделанных открытий осуществляется совместными предприятиями в ряде европейских стран и многих областях России. В связи с этим ВНИМИ именно СКФУ доверил работу по созданию межгосударственного ГОСТа «Сыворотка молочная деминерализованная. Технические условия».

Ориентир на потребности рынка труда

В 2012 году СКФУ совместно с центром тестирования и развития при МГУ им. М.В. Ломоносова провел исследования, касающиеся проблемы трудоустройства выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Исследованием было охвачено более 1 тыс. предприятий, учреждений различных отраслей и сфер деятельности Северо­Кавказского федерального округа, в том числе 504 – на территории Ставропольского края. Анализ показал, что в СКФО 58 процентов строительных и 69 процентов промышленных предприятий испытывают недостаток квалифицированных кадров. За последние три года в организации строительной отрасли было принято на работу 74 процента работников, имеющих высшее образование, а в промышленности – 73. Таким образом, проблема обеспечения предприятий квалифицированной рабочей силой решается путем замещения базового рабочего персонала специалистами с высшим образованием. Исследователи пришли к выводу, что эти статистические данные не стоит интерпретировать как негативную тенденцию: современные технические средства и технологии требуют весьма высокого уровня специальных знаний и общей культуры от обслуживающего их персонала.

В силу психологической инерции, которую очень трудно переломить, и по сей день молодые люди выбирают не высокооплачиваемые рабочие специальности, а менее доходные, но более престижные. Есть надежда, что опережающее развитие реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав СКФО, расставит все по своим местам. Необходимо, чтобы имеющийся в регионе на сегодняшний день человеческий потенциал оказался востребованным.

В Программе развития СКФУ на 2012-2021 годы среди главных направлений модернизации учебного процесса названы совершенствование структуры подготовки специалистов и повышения квалификации с целью удовлетворения спроса экономики и социальной сферы Северного Кавказа на высокопрофессиональные кадры, мониторинг качества подготовки специалистов и развитие партнерства университета с субъектами рынка труда, органами государственной власти и местного самоуправления, бизнес-структурами, общественными и профессиональными организациями.

Особую роль в достижении этих целей играет реализация практикоориентированного подхода. Сегодня это не просто совместная деятельность университета и работодателей по усилению практической подготовки специалистов. Речь идет о разработке и реализации программ прикладного бакалавриата как одной из главных форм подготовки кадров – в соответствии с требованиями инновационного развития России, как это определено в Концепции долгосрочного социально­-экономического развития страны до 2020 года.

Среди механизмов достижения цели увеличение количества специальностей и направлений подготовки бакалавриата и специалитета, востребованных на рынке труда. Не менее важным является и формирование компетенций выпускников в соответствии с заявками работодателей в самостоятельно разрабатываемых СКФУ образовательных стандартах, в том числе и практикоориентированных. В частности, в прошлом учебном году впервые был осуществлен набор на направления подготовки «Математика и компьютерные науки», «Управление персоналом», возобновлен – на направления «Картография и геоинформатика», «Стандартизация и метрология». Стоит отметить, что 88 процентов студентов­целевиков, зачисленных на первый курс по программам бакалавриата в прошлом году, приняты в соответствии с заказом Ставропольского края.

Анализ показывает, что на сегодняшний день наиболее востребованы выпускники, имеющие степень магистра, а подавляющее большинство магистрантов составляют жители Ставропольского края. В отношении подготовки магистров СКФУ видит себя в роли ведущего университета, обеспечивающего подготовку специалистов соответствующего уровня для всего федерального округа. Поэтому в сфере усилий университета – приоритетное развитие направлений магистратуры, ориентированной на потребности регионального рынка труда, разработка магистерских программ, опирающихся на результаты исследований научных школ вуза. В настоящее время набор на первый курс проводится по 117 специальностям, направлениям бакалавриата и магистратуры, при этом на долю магистратуры приходится более 40 процентов общего числа направлений подготовки.

Образовательные учреждения на 99 процентов готовят кадры для практической деятельности, поэтому востребованность выпускников на рынке труда – один из главных критериев оценки эффективности вуза. Сложившаяся в СКФУ система взаимодействия с работодателями позволяет поддерживать высокий уровень адресного трудоустройства. В частности, по итогам мониторинга трудоустройства выпускников 2012-2013 учебного года по специальности трудоустроены 65,2 процента из них.

Высокие показатели объясняются и тем, что часть студентов, начиная с третьего-четвертого курсов, проходит стажировку в ведущих компаниях региона или работает в свободное от учебы время. По результатам исследований проблем занятости, проводимым в университете, таких студентов на старших курсах до 40 процентов.

Индикатором нацеленности университета на рынок труда Северо­-Кавказского федерального округа является региональное трудоустройство выпускников. Более 60 процентов молодых специалистов, трудоустроенных по полученной в университете специальности, остается работать в Ставропольском крае, еще 35 – в других субъектах СКФО. Эти цифры значительно превышают показатели других вузов региона.

Образовательную траекторию определяет работодатель

Структура СКФУ построена таким образом, чтобы максимально полно реализовать принципы единства образовательных, научных, экономических и социальных процессов. В ней заложена способность гибкого реагирования на новые возможности: изменения в организации образовательного процесса по программам бакалавриата, новые учебные стандарты и прочие. Благодаря этому выстраивается система, включающая подготовку кадров разного уровня, а также взаимодействие с государственными структурами и учреждениями, крупными компаниями и предприятиями, имеющими реальную возможность воздействовать на образовательную траекторию студентов, которые придут к ним в качестве специалистов. Не забыты также инновационные технологии, основанные на разработках ученых университета. Они могут внедряться как на крупных, так и на малых инновационных предприятиях.

На сегодняшний день в университете сформирован перечень крупных компаний, с которыми заключены долгосрочные договоры о сотрудничестве, в том числе о проведении практики и стажировок студентов. Реестр компаний охватывает все сферы экономики Северо­Кавказского федерального округа – промышленность, сельское хозяйство, рекреационно¬туристический комплекс, образование и непроизводственную сферу. Среди приоритетных направлений взаимодействия определение кадровых потребностей предприятий­партнеров и, соответственно, требований к профессиональным компетенциям выпускников в рамках образовательных программ, их разработка, создание базовых кафедр по подготовке специалистов по направлениям подготовки, профессиональные стажировки преподавателей, обеспечивающих реализацию программ основного и дополнительного профессионального образования. Идет активный процесс установления контактов с организациями и предприятиями, которые готовы использовать перспективные научные идеи СКФУ и реализовывать их силами студентов и выпускников вуза. Осуществляется мониторинг мнений компаний-работодателей о качестве подготовки выпускников, целевая контрактная подготовка специалистов для приоритетных отраслей экономики региона и страны. На основании запросов работодателей университет создает образовательные научно-производственные кластеры. Процесс создания первого из них – в области биотехнологий – совместно с чешской компанией «Мега» уже запущен. Среди главных партнеров СКФУ Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа, «Ставролен», «Арнест», «Оборонэнерго», «РН-Ставропольнефтегаз» и другие.

Например, в 2014 учебном году университетом совместно с представителями группы компаний «Арнест» составлен прогноз кадровых потребностей предприятий в городах Невинномысск (Ставропольский край) и Новомосковск (Тульская область) на 2014-2018 годы. Согласно полученным данным, общая потребность в квалифицированных специалистах с высшим и средним профессиональным образованием на предприятиях указанных городов составляет 549 человек, из которых 426 требуются для работы в Невинномысске. Специалистами «Арнест» сформулирован перечень профессиональных компетенций по 24 специальностям, в соответствии с которым в настоящее время в университете ведется разработка программ дополнительного образования для уже обучающихся студентов третьих­четвертых курсов и программ прикладного бакалавриата, подготовка по которым начинается в 2014 году.

Проблемы кадровых потребностей предприятий решаются и на основе заключения трехсторонних целевых договоров на углубленную подготовку специалистов. Такой опыт сложился у СКФУ с компанией «Ставролен», которая принимает участие в финансировании нужных ей образовательных программ. В настоящее время программа дополнительной углубленной подготовки по специальности «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов» реализуется для пяти студентов. В течение четвертого¬пятого курсов они осваивали программу, составленную специалистами вуза по заявке работодателя, получали установленную предприятием стипендию и будут гарантированно трудоустроены по завершению обучения. В перспективе компания «Ставролен» совместно с СКФУ готова ежегодно реализовывать указанную программу для большего количества студентов.

Обобщая, стоит подчеркнуть, что в университете отработана система целевой контрактной подготовки специалистов по заявкам организаций­работодателей. В 2013 году было заключено 46 договоров с органами государственной власти и местного самоуправления Ставропольского края, республик Северо­Кавказского федерального округа и других регионов России. По итогам приемной компании 2013 года на условиях целевой контрактной подготовки в конкурсе приняли участие 262 абитуриента, из которых на 42 специальности/направления подготовки был зачислен 151. Достоинством контрактной системы является гарантированное прохождение практики и трудоустройство студентов по завершению обучения.

Одним из приоритетных направлений взаимодействия университета и работодателей является подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в сфере рекреации и туризма. До 2020 года в этой сфере экономики региона планируется создание около 160 тыс. рабочих мест.

Строительство курортов мирового уровня – именно такими должны стать курорты Северного Кавказа с их уникальными природными особенностями – потребует реализации масштабных комплексных инфраструктурных проектов, а для этого необходим высококвалифицированный кадровый потенциал.

По итогам переговоров ректора СКФУ Алины Левитской с руководством компании «Курорты Северного Кавказа» («КСК») для университета готовится техническое задание с перечнем направлений подготовки и компетенций, необходимых выпускникам, в соответствии с которыми стороны будут совместно готовить кадры. В частности, для новых курортов в составе туристического кластера юга России нужны грамотные управленцы, экономисты, строители, отельеры и другие категории сотрудников. Повышению уровня качества выпускаемых специалистов, несомненно, будет способствовать тот факт, что федеральный университет имеет возможность самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты и программы подготовки. Исходя из потребностей Северо-­Кавказского туристического кластера, в вузе будут также готовить специалистов – историков, социологов, этнографов, – которые смогут предложить туристам содержательный отдых, познакомят с культурой и достопримечательностями Кавказа, с обязательным знанием как минимум двух иностранных языков.

Первые выпускники, которых СКФУ готовит согласно техническому заданию, будут трудиться на площадке курорта «Архыз» (Карачаево-Черкесия). В дальнейшем, по мере ввода в действие, – на курортах «Мамисон» (Северная Осетия) и «Эльбрус-Безенги» (Кабардино-Балкария), а в более отдаленной перспективе – «Матлас» (Дагестан), «Цори» и «Армхи» (Ингушетия), бальнеологических курортах в районе Кавказских Минеральных Вод (Ставропольский край). Так СКФУ согласовывает требования и запросы рынка труда региона со своими образовательными стратегиями.

Для обеспечения кадровых потребностей туристического кластера Северного Кавказа, обслуживаемого компанией «КСК», СКФУ организовывает подготовку специалистов по 150 специальностям и направлениям подготовки. В первую очередь это кадры для объектов горнолыжной инфраструктуры, внутренней инженерной сети туристических и спортивных объектов, сферы культуры и досуга. Приоритетным направлением сотрудничества является расширение спектра профессий начального и среднего профессионального образования, по которым ощущается острая нехватка квалифицированных кадров. Обучение рабочим специальностям на базе СКФУ возможно в рамках дополнительных образовательных программ.

Плодотворное сотрудничество также связывает СКФУ с компанией «Вымпелком», которая является одним из крупнейших мировых интегрированных операторов связи. В мае этого года на встрече руководства компании с коллективом СКФУ обсуждалась возможность расширения производственной практики студентов университета в подразделениях «Вымпелком» на всей территории СКФО. Кроме того, учеными СКФУ было предложено четыре совместных проекта, осуществление которых возможно только с использованием уникального оборудования, имеющегося в федеральном университете. Стоит отметить, что инновационные научные идеи вызвали большой интерес у бизнесменов. Обсуждались также возможности внесения корректив в программы обучения студентов, чтобы выпускники СКФУ приходили на работу в компанию, уже обладая всеми необходимыми знаниями и навыками.

Центр геополитического влияния России на Северном Кавказе

В сложившейся геоэкономической и политической ситуации образование на Северном Кавказе выступает важнейшим фактором социальной стабильности и устойчивого развития. Речь идет о подготовке кадров, обеспечивающих ускоренное экономическое, социальное и культурное развитие, и о дальнейшем развитии инновационных процессов, а также решении задачи, важность которой трудно переоценить даже на фоне вышеназванных, – выработки общероссийской гражданской идентичности в многоязычном, поликонфессиональном регионе.

По данным проведенной в 1994 году микропереписи, 85,1 процента населения Северного Кавказа считает родным язык своей национальности. Доля населения в национальных республиках Северного Кавказа с русским языком в качестве родного составила в среднем 32,0 процента (русские в их числе составляют 29,7 процента). При этом среди других национальностей в качестве родного русский язык указали 4,35 процента населения. В качестве второго языка общения русский указали 80,6 процента населения республик Северного Кавказа. Приведенные данные свидетельствуют о высоком уровне двуязычия в национальных республиках, особенно у городской части населения.

Изучение русского языка как государственного является одним из главных условий обеспечения единства образовательного и культурного пространства полиэтнической и многоязычной России, необходимым фактором реализации ее гражданами конституционного права на образование. Русский язык – это не только традиционный в условиях нашей страны язык межнационального общения, но и проводник в пространство русской и мировой культуры. В связи с этим выработка чувства общероссийской гражданской идентичности – параллель­но с развитием чувства гордости за собственную самобытную культуру – становится ключевой задачей всей системы образования на Северном Кавказе.

Значительную роль в этом суждено сыграть Северо­Кавказскому федеральному университету. СКФУ является не только учреждением профессионального образования, традиционным институтом социализации и трансляции опыта поколений, в качестве федерального он приобрел статус социокультурного архитектора современного общества. В учебный процесс, нацеленный на воспитание российской гражданской идентичности и патриотизма, повышение культуры межнационального, межконфессионального взаимодействия и правовой культуры, вовлечены все студенты очной формы обучения. Это позволяет говорить о том, что Северо-­Кавказский федеральный университет, воспитывая интеллектуальную, профессиональную и управленческую элиту региона, превращается в один из ключевых центров геополитического влияния России на Северном Кавказе.

Публикация подготовлена при содействии управления по информации и связям с общественностью СКФУ.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Совет ректоров вузов Ставрополья
Северо-Кавказский федеральный университет: не числом, а знанием
Федеральные университеты России: точки и многоточия роста
Становление негосударственного вуза в Невинномысске
Нестандартный урок, или Учитель, которого ждут
Роль традиций в становлении вуза
Формирование специалиста нового типа
В перспективе – многоуровневый учебный комплекс
Профессиональное образование – фактор социализации молодежи
Инновационная программа Ставропольского государственного аграрного университета

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ