Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Формирование специалиста нового типа

Одним из основных направлений деятельности Северо­-Кавказского федерального университета (СКФУ) как лидера образования в регионе является обеспечение качества обучения. С учетом формирования и принятия новых ФГОС, основанных на компетентностном подходе, в вузе значительно выросла роль мониторинга качества обучения.

Просмотров: 64

Северо-Кавказский федеральный университетОдним из основных направлений деятельности Северо­-Кавказского федерального университета (СКФУ) как лидера образования в регионе является обеспечение качества обучения. С учетом формирования и принятия новых ФГОС, основанных на компетентностном подходе, в вузе значительно выросла роль мониторинга качества обучения, так как только непрерывный процесс усвоения знаний и навыков способен обеспечить формирование специалиста нового типа.

В соответствии с программой развития СКФУ (г. Ставрополь) его стратегическая цель – стать ядром научно-образовательного и инновационного сектора экономики Северо-­Кавказского федерального округа, осуществляя подготовку квалифицированных кадров, обладающих инновационным мышлением и способных генерировать новые знания. Главными средствами достижения являются обеспечение учебного процесса адекватными программами и проведение мониторинга их эффективности, оптимизация структуры подготовки специалистов разного уровня, совершенствование системы взаимодействия с работодателями, включая прохождение практики, развитие сетевого взаимодействия с другими федеральными университетами, соответствие уровня материально­-технической базы вуза современным требованиям.

В 2014 году в СКФУ велось обучение по 255 направлениям подготовки и специальностям высшего образования. Программы по 27 направлениям (10,6 процента) вошли в число победителей по итогам социального проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» 2013-2014 учебного года. В 2014 году в образовательный процесс были внедрены 7 новых образовательных программ, разработанных на основе собственных стандартов СКФУ. В целом в течение 2012-2014 годов разработано 32 образовательных стандарта. По этому показателю СКФУ занимает третье место среди федеральных университетов. В 2014 году к государственной аккредитации были представлены 197 образовательных программ по 75 укрупненным группам направлений подготовки/специальностей. В соответ­ствии с приказом Рособрнадзора СКФУ признан прошедшим госаккредитацию сроком на шесть лет.

С целью формирования независимой оценки качества образовательной деятельности ректоратом принято решение о проведении системной работы в этом направлении. В качестве инструмента используется профессионально-­общественная аккредитация. Для ее проведения были привлечены наиболее авторитетные профессиональные и общественные объединения: Ассоциация инженерного образования России, Национальный центр общественно-­профессиональной аккредитации, Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры и Российский союз строителей совместно с международной общественной организацией – Ассоциацией строительных высших учебных заведений. В результате независимую оценку успешно прошли 26 образовательных программ, что составляет 6 процентов от общего количества реализуемых в вузе. В этом году университет прошел еще один этап госаккредитации. В соответствии с приказом Рособрнадзора «О переоформлении свидетельства о государственной аккредитации ФГАОУ ВПО «Северо­-Кавказский федеральный университет» 106 образовательных программ по 2 укрупненным группам специальностей среднего профессионального образования и по 80 укрупненным группам направлений подготовки/специальностей высшего образования признаны аккредитованными.

В рамках формирования системы управления качеством образовательного процесса в октябре 2014 года ученым советом университета утверждена модель системы гарантии качества образования. В числе мероприятий по ее реализации – мониторинг качества и комплексный анализ образовательной деятельности, анализ удовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов, социологические исследования по изучению удовлетворенности студентов университета качеством образовательных услуг.

С целью управления качеством образовательного процесса в СКФУ разработана и внедрена рейтинговая система оценки знаний студентов. Она основана на использовании технологии интеграции результатов проверки пройденного материала (контрольных точек), оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины. Это позволяет автоматизировать с использованием возможностей базы ИАСУ «ВУЗ» работы по внутреннему мониторингу качества образовательного процесса вместе с системным анализом результатов обучения по итогам текущего контроля и промежуточных аттестаций студентов. Внешняя оценка гарантии качества образования предполагает тестирование студентов с использованием ресурсов НИИ мониторинга качества образования, а также проведение внешней экспертизы структуры и содержания образовательных программ.

В 2014 году в СКФУ разработана и утверждена концепция развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для осуществления образовательной деятельности в рамках созданного центра электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

С целью формирования оценки содержания и уровня подготовки студентов на соответствие требованиям ФГОС (ГОС) в течение прошлого года университет принял участие в ряде интернет-экзаменов. Они показали, что уровень остаточных знаний студентов вуза в целом соответствует требованиям образовательных стандартов. Средний балл по тестируемым дисциплинам составил 73,4 процента, а средний балл результатов студентов, участвовавших в федеральном интернет-экзамене для выпускников бакалавриата (ФИЭБ), – 78 процентов, что соответствует требованиям государ­ственных образовательных стандартов второго поколения.

Последовательные шаги в направлении повышения качества образования, наряду с проведением независимой внешней оценки, позволили повысить качество знаний выпускников на государственных экзаменах до 81 процента.

Один из неоспоримых критериев качества образования – успехи обучающихся. Так, в 2014-2015 учебном году 10 студентов университета удостоены стипендии Президента РФ, 14 – Правительства РФ, 15 – губернатора Ставропольского края.

Для оптимизация структуры подготовки выпускников разного уровня, подготовки специалистов широкого спектра направлений, отвечающих требованиям работодателей, проведена оценка их востребованности на профильных рынках труда. Так, увеличено количество специальностей и направлений подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры, востребованных на рынке труда Ставропольского края и Северо­Кавказского федерального округа.

Практика показала, что работодатели предпочитают выпускников, имеющих степень магистра. Поэтому приоритетным стало развитие направлений магистратуры, ориентированных на потребности регионального рынка труда, и разработка программ, опирающихся на результаты исследований научных школ вуза. Это позволило организовать обучение в 2014-2015 учебном году по 112 магистерским программам. На долю магистратуры в настоящее время приходится более 30 процентов от общего числа специальностей и направлений подготовки в вузе.

Предметное сотрудничество СКФУ с работодателями на взаимовыгодной основе обеспечивает конкурентоспособность и востребованность выпускников университета на рынке труда. Многие крупные компании региона, функционирующие в сферах промышленности, строительства, энергетики, связи, финансов, образования и других, стали стратегическими партнёрами вуза. Например, в области создания туристско­рекреационного кластера партнер СКФУ – компания «Курорты Северного Кавказа».

В 2012-2014 годах с партнерами заключен 4141 договор, из них 690 – о долгосрочном сотрудничестве. С целью совершенствования практикоориентированной подготовки в СКФУ создано 5 базовых кафедр, что позволяет эффективно использовать производственный и интеллектуальный потенциал ведущих предприятий региона.

Координатором во взаимодействии вуза и предприятий выступает вновь созданное структурное подразделение университета – Ассоциация выпускников и друзей СКФУ (АВиД). В 2014 году подписаны соглашения с государственными службами занятости населения всех республик СКФО и Республики Калмыкия. Ассоциация организует встречи студентов с работодателями. Студентам СКФУ предоставлена уникальная возможность стажировки в филиалах работодателей в Москве и других городах за счет компаний и с последующим трудоустройством как в Ставрополе, так и в СКФО. Так, группа компаний IT приняла на работу 13 студентов института информационных технологий и телекоммуникаций. С целью повышения уровня подготовки выпускников и их последующего трудоустройства АВиД активно внедряет новые технологии – чемпионаты кейсов и создание банка резюме студентов и выпускников СКФУ. Совместно с Минтруда и социальной защиты населения Ставропольского края через официальный сайт службы занятости при активной информационной под­держке потенциальных партнеров создан и постоянно пополняется открытый банк вакансий.

Принципиально новые возможности дает студентам реализация пилотного проекта Клуба федеральных университетов G-10 – «Сетевые магистерские программы», разработчиком и координатором которого выступает СКФУ. Сетевое взаимодействие с федеральными университетами в 2014 году осуществлялось по 9 образовательным магистерским программам, по 3 из них СКФУ является координатором. Доля направлений магистерской подготовки с его участием составит 69 процентов от общей численности направлений, планируемых к реализации в сетевой форме в 2015 году.

Таким образом, Северо-­Кавказский федеральный университет – несмотря на свой молодой возраст, а может быть, и благодаря этому – имеет лидерский статус научно-образовательного центра в регионе, где созданы все условия для получения студентами качественного образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-80, регион, СКФУ, ставропольский край, федеральные университеты

Похожие материалы:
Модель социально-­предпринимательского вуза
Университет, преобразующий мир
В Якутске состоится Форум научной молодежи федеральных университетов
Воспитывать профессионалов с гражданской позицией
Ориентир – рынок труда
Региональный обзор: Ставропольский край
В инновационном режиме
Северо-Кавказский федеральный университет: не числом, а знанием
Формула современного образования
СКФУ: Политика форсированного роста

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России
Редакция журнала «Аккредитация в образовании» провела экспресс-форум для представителей...
Михаил Калашников – человек и университет
Сегодня ИжГТУ – крупный технический университет региона, выпустивший более 50 тыс. инженеров для...
Состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс»состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии...
Инновационные подходы к повышению профессионального мастерства
Особая миссия Северного педагогического колледжа заключается в подготовке кадров для северных...
Из журнала
#109Перспективы набора казахстанских студентов на обучение в российские вузы
#112Стратегии совершенствования профессионального мастерства
#107Формирование современной модели подготовки кадров: мнение экспертов
#108Ярославский градостроительный колледж готовит специалистов будущего
#104Ежегодная конференция ассоциации IREG состоялась в Бельгии
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ