Новые подходы к подготовке учителя-филологаСеверный (Арктический) федеральный университет включился в процесс модернизации системы педагогического образования России. В рамках ФЦП развития образования на 2011-2015 годы осуществляется проект «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Просмотров: 166
Н.В. ЧИЧЕРИНА, и.о. ректора САФУ им. М.В. Ломоносова, доктор педагогических наук, профессор О.Д. БУГАЕНКО, начальник управления академического развития САФУ им. М.В. Ломоносова С.Ю. СТРЕЛКОВА, директор института филологии и межкультурных коммуникаций САФУ им. М.В. Ломоносова, кандидат филологических наук, доцент Новые подходы к подготовке учителя-филолога и сетевое сотрудничество в обученииСеверный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова активно включился в процесс модернизации системы педагогического образования России. В рамках ФЦП развития образования на 2011-2015 годы осуществляется проект «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направления – гуманитарные науки, филология), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия». Разработаны, апробированы и внедряются в практику инновационные учебные модули, встраиваемые в различные образовательные программы и отличающиеся использованием современных методик и технологий обучения. Важным фактором модернизации образования является сетевое сотрудничество по реализации основных образовательных программ. Концепция инновационных учебных модулей Основополагающей идеей разработки концепции образовательной программы (ОП), предполагающей многоканальность получения педагогического образования, является интегративность, реализуемая на нескольких уровнях: в содержании и технологиях обучения, междисциплинарности подходов, кооперации внутренних и внешних партнеров при разработке и реализации. Схематично концепция образовательной программы представлена ниже (рис. 1). Рисунок иллюстрирует интегрирующий потенциал ОП, объединяющей три процессуальнокогнитивные области: общего образования[1], предметную (филология) и психологопедагогическую, охватывающую процессы психологического и педагогического взаимодействия, а также научные знания о них. Границы образовательной программы обозначены на рисунке пунктиром. Рисунок 1. Концепция образовательной программы.
Стрелки указывают на возможность входа в образовательную программу с разных УГС. Области пересечения – 1, 2, 3 – отображают разрабатываемые в рамках проекта модули, их место в структуре программы. Цифрой 4 обозначен уникальный образовательный продукт – дисциплины, сочетающие в себе элементы всех трех областей. Через разработанные в ходе реализации проекта дисциплины осуществляется деятельностный подход в соответствии с требованиями (1) практикоориентированности (2), опоры на интерактивные и активные технологии обучения. Эти требования являются близкими, пересекающимися, поддерживающими друг друга, поскольку в рамках проекта практика трактуется как специально организованная деятельность, предполагающая теоретическое обоснование, аналитическое сопровождение, аксиологическую рефлексию, доминанту студентоцентрического принципа и профессиональноориентированного целеполагания. Такая деятельность организуется на учебном занятии – с использованием интерактивных и активных технологий и за его рамками – в школах и на других площадках профессиональной деятельности учителя-филолога. Учебные модули нового типа В ходе реализации проекта было разработано четыре учебных модуля, нацеленных на подготовку учителя-филолога в поликультурном образовательном пространстве и отвечающих требованиям, сформулированным в концепции инновационной образовательной программы. Модуль 1 «Коммуникация в современном поликультурном пространстве» является необходимой базовой частью подготовки бакалавра, ориентированного на профессиональную деятельность в системе отношений «человек – человек» (рис. 2). Именно в этой системе отношений высока степень востребованности умений эффективной коммуникации с учётом варьирующихся факторов коммуникативного окружения, снятия напряжённости и разрешения конфликтных ситуаций, толерантности и культуры общения. Рисунок 2. Коммуникация в современном поликультурном пространстве (модуль 1). Концепция модуля поддерживается интегративным потенциалом использования достижений традиционных областей научного знания – таких как теории коммуникации, межкультурная коммуникация, филология, культура речи, риторика, психология, педагогика для создания уникальных практикоориентированных дисциплин, призванных заложить основы и развить навыки эффективного коммуникативного взаимодействия. В содержании модуля актуализируются общие знания филологического характера (научные знания и интуитивные представления о литературе и языке, о прецедентных текстах и дискурсивных практиках, о кросскультурном взаимодействии и речевой норме), что соответствует решению задач профессиональной мотивации. В то же время модуль может быть адресован широкой целевой аудитории, так как оптимизация процесса вербальной коммуникации обусловливает профессиональный успех в любой сфере, где выпускник вуза реализует сформированные общие, профессиональные, прикладные компетенции. Модуль 2 «Информационно-коммуникационное пространство гуманитарного образования» расположен на стыке области общего образования в сфере информационных технологий и предметной области. Цель модуля заключается в формировании умений и навыков применения информационных технологий, использования информационнокоммуникационного пространства для адаптации и трансляции содержания предметов филологического (шире – гуманитарного) цикла, для интеграции ИКТ и медиаресурсов в образовательный процесс в конкретной предметной области. Таким образом, логика модуля подчинена задаче углубления профессиональной мотивации обучающихся через построение педагогической перспективы. Специфика модуля состоит в том, что он развивает у студента навыки автономной деятельности в информационнокоммуникационном пространстве, что является важным умением современного специалиста (рис. 3). Рисунок 3. Информационно-коммуникационное пространство гуманитарного образования (модуль 2). В целом освоение дисциплин модуля способствует достижению тех целей профессиональной подготовки учителя, которые связаны с готовностью к проектированию высокотехнологичной информационно-образовательной среды. При этом предполагается продвижение в любую предметную сферу вне зависимости от характера образовательного запроса: это может быть как удовлетворением учебных потребностей, так и профессиональной необходимостью. Однако в рамках модуля 2 также актуализируется филологическая составляющая: посредством включения вариативной дисциплины с филологическим содержанием и посредством акцентирования дискурсного контента базовой дисциплины. Модуль 3 «Профессиональные векторы деятельности учителя-филолога» (рис. 4) является профессиональным модулем, отличающимся тесным переплетением предметной области филологии с психологопедагогической областью. Профессиональные векторы нацелены на формирование личности учителя-филолога, имеющего представление о разнонаправленных векторах профессиональной реализации и владеющего основами образовательных технологий, современных методик и интегративных форм обучения для этой реализации. Под вектором понимается выбор образовательного и – далее – профессионального маршрута: выбор профиля подготовки, выбор направления реализации профессионального и исследовательского потенциала, выбор профессиональной и/или социальной площадки для приложения полученных знаний, сформированных навыков и умений. Рисунок 4. Профессиональные векторы деятельности учителя-филолога (модуль 3). Профессиональные модули ориентированы на профессиональное углубление и расширение подготовки бакалавра, обучающегося по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык и литература», «Иностранный язык»). Актуальность модулей обусловлена быстрой сменой дидактических парадигм и стремительным развитием образовательных технологий в культурном контексте сохранения ценностных основ образования. Дисциплины модулей представляют собой практико-предметные комплексы, объединяющие теоретическую предметную базу, проблемно-поисковую инструментальную часть и профессионально ориентированную практику. Каждый модуль завершается итоговым мероприятием, под которым понимается совокупность действий, нацеленных на реализацию профессиональных функций, общекультурных и профессиональных компетенций, определяемых в рамках профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта. Апробация учебных модулей Все четыре представленных модуля были включены в процесс апробации, при этом из 21 разработанной учебной дисциплины было апробировано 18. Апробация проведена на четырех пилотных площадках: в институтах САФУ им. М.В. Ломоносова – филологии и межкультурной коммуникации, социально-гуманитарных и политических наук, гуманитарном – филиала в г. Северодвинске, а также в институте филологии, культурологии и межкультурной коммуникации УрГПУ. Этап апробации продемонтрировал возможность учебных модулей встраиваться в различные образовательные траектории. Все 11 ОП по направлению подготовки «Гуманитарные науки» (фило-логия, лингвистика, педагогическое образование, международные отношения, история искусств и другие) предполагают академическую мобильность студентов при переходе на программы педагогической подготовки и обратно. Этап апробации также показал высокий уровень удовлетворенности учебным процессом и студентов, и преподавателей. Во многом мнения преподавателей и студентов об эффективности процесса обучения совпадают. Практически все преподаватели-участники апробации отмечают повышение мотивации и интереса студентов к практикоориентированным заданиям, таким новым формам работы, как бинарная лекция, вебквест, культурнопросветительский проект, написание рефлексивного эссе и другим. Отмечают также повышение учебной автономности студентов, уровня их критического мышления и креативности. Эксперты подчеркивают тот факт, что специфика разработанных и апробированных модулей позволяет студентам применять формируемые умения и навыки не только в образовательной деятельности в целом, но и в моделируемой профессиональноориентированной деятельности. Таким образом, можно заявлять о формировании стратегии инновационного развития в части развития образовательного контента и повышения результативности учебной работы студентов в программах педагогического образования. Реализация сетевых образовательных программ Нормативная база сетевого сотрудничества обеспечивается федеральным законом «Об образовании в РФ», № 273. В соответствии со ст. 15 сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся ОП с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, иных. Таким образом, законом предусматривается достаточно широкая трактовка сетевой формы ОП, поэтому к ним можно отнести не только собственно сетевые, но и те, в которых взаимодействие заключается в проведении практики на предприятиях и в организациях согласно заключенным соответствующим договорам. Это означает, что под понятие «сетевая форма реализации» подпадают практически все образовательные программы университета. Для регламентации процесса разработки и реализации сетевых программ в САФУ им. М.В. Ломоносова проведено уточнение и разделение двух основных понятий: сетевые образовательные программы и программы, реализующиеся в сетевом взаимодействии. Сетевая программа может реализовываться образовательными или иными организациями, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности по данному направлению подготовки, при условии заключения договора о реализации сетевой ОП и согласовании учебных планов. При этом сетевые программы могут быть двух типов:
Сетевое взаимодействие предполагает использование ресурсов иных организаций (образовательные, научные, производственные) при реализации ОП и осуществляется на основании договора о сотрудничестве или сетевом взаимодействии. В связи с разделением понятий «сетевые образовательные программы» и «сетевое взаимодействие» был проведен аудит и категоризация ОП, реализуемых в университете в партнерстве с другими образовательными и иными организациями. К сетевым образовательным программам были отнесены ОП магистратуры и бакалавриата, реализуемые в сотрудничестве с федеральными университетами, ведущими университетами РФ и зарубежными университетами-партнерами. Например, в сотрудничестве с федеральными университетами реализуются программы «Физиология человека и животных» (партнеры – БФУ, К(П)ФУ, УрФУ, СКФУ) и «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования» (партнер – БФУ). В сотрудничестве с ведущими российскими и зарубежными университетами реализуются программы бакалавриата, специалитета и магистратуры по направлениям «Строительство» (партнер – БГТУ им. В.Г. Шухова) и «Менеджмент в сфере туризма и путешествий» (партнеры – Университетский колледж Хашта, Норвегия и Университет Кеми-Торнио, Финляндия). К программам, осуществляемым в сетевом взаимодействии, были отнесены программы, разработанные и реализуемые в партнерстве с ведущими отраслевыми предприятиями Объединенной судостроительной корпорации, лесного кластера и прочими. Например, программы бакалавриата и специалитета по направлениям подготовки «Машиностроение», «Кораблестроение», «Океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» воплощаются в партнерстве с центром судоремонта «Звездочка» и производственным объединением «Севмаш», программы бакалавриата, специалитета и магистратуры по направлениям подготовки «Химическая технология» и «Биотехнология» – с Архангельским целлюлозно-бумажным комбинатом. Проведенная категоризация программ позволила оптимизировать процессы управления образовательными программами, оценки качества преподавания и результатов обучения. Опыт САФУ им. М.В. Ломоносова показывает, что партнерство университета и других образовательных и научных организаций и предприятий имеет взаимовыгодный характер, позволяя решать большой спектр задач по реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей обучающихся и работодателей. [1] Под «общим образованием» понимаются широкие, многоаспектные знания. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|