Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новые подходы к подготовке учителя-филолога

Северный (Арктический) федеральный университет включился в процесс модернизации системы педагогического образования России. В рамках ФЦП развития образования на 2011-2015 годы осуществляется проект «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика».

Просмотров: 90

Н.В. ЧИЧЕРИНА, и.о. ректора САФУ им. М.В. Ломоносова, доктор педагогических наук, профессор

О.Д. БУГАЕНКО, начальник управления академического развития САФУ им. М.В. Ломоносова

С.Ю. СТРЕЛКОВА, директор института филологии и межкультурных коммуникаций САФУ им. М.В. Ломоносова, кандидат филологических наук, доцент


Новые подходы к подготовке учителя-филолога и сетевое сотрудничество в обучении

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова активно включился в процесс модернизации системы педагогического образования России. В рамках ФЦП развития образования на 2011-2015 годы осуществляется проект «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направления – гуманитарные науки, филология), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия». Разработаны, апробированы и внедряются в практику инновационные учебные модули, встраиваемые в различные образовательные программы и отличающиеся использованием современных методик и технологий обучения. Важным фактором модернизации образования является сетевое сотрудничество по реализации основных образовательных программ.

Концепция инновационных учебных модулей

Основополагающей идеей разработки концепции образовательной программы (ОП), предполагающей много­канальность получения педагогического образования, является интегративность, реализуемая на нескольких уровнях: в содержании и технологиях обучения, междисциплинарности подходов, кооперации внутренних и внешних партнеров при разработке и реализации.

Схематично концепция образовательной программы представлена ниже (рис. 1). Рисунок иллюстрирует интегрирующий потенциал ОП, объединяющей три процессуально­когнитивные области: общего образования[1], предметную (филология) и психолого­педагогическую, охватывающую процессы психологического и педагогического взаимодействия, а также научные знания о них. Границы образовательной программы обозначены на рисунке пунктиром.

Рисунок 1. Концепция образовательной программы.

Концепция образовательной программы

Стрелки указывают на возможность входа в образовательную программу с разных УГС. Области пересечения – 1, 2, 3 – отображают разрабатываемые в рамках проекта модули, их место в структуре программы. Цифрой 4 обозначен уникальный образовательный продукт – дисциплины, сочетающие в себе элементы всех трех областей. Через разработанные в ходе реализации проекта дисциплины осуществляется деятельностный подход в соответствии с требованиями (1) практикоориентированности (2), опоры на интерактивные и активные технологии обучения. Эти требования являются близкими, пересекающимися, поддерживающими друг друга, поскольку в рамках проекта практика трактуется как специально организованная деятельность, предполагающая теоретическое обоснование, аналитическое сопровождение, аксиологическую рефлексию, доминанту студентоцентрического принципа и профессионально­ориентированного целеполагания. Такая деятельность организуется на учебном занятии – с использованием интерактивных и активных технологий и за его рамками – в школах и на других площадках профессиональной деятельности учителя-филолога.

Учебные модули нового типа

В ходе реализации проекта было разработано четыре учебных модуля, нацеленных на подготовку учителя-филолога в поликультурном образовательном пространстве и отвечающих требованиям, сформулированным в концепции инновационной образовательной программы.

Модуль 1 «Коммуникация в современном поликультурном пространстве» является необходимой базовой частью подготовки бакалавра, ориентированного на профессиональную деятельность в системе отношений «человек – человек» (рис. 2). Именно в этой системе отношений высока степень востребованности умений эффективной коммуникации с учётом варьирующихся факторов коммуникативного окружения, снятия напряжённости и разрешения конфликтных ситуаций, толерантности и культуры общения.

Рисунок 2. Коммуникация в современном поликультурном пространстве (модуль 1).

Учебный модуль

Концепция модуля поддерживается интегративным потенциалом использования достижений традиционных областей научного знания – таких как теории коммуникации, межкультурная коммуникация, филология, культура речи, риторика, психология, педагогика для создания уникальных практикоориентированных дисциплин, призванных заложить основы и развить навыки эффективного коммуникативного взаимодействия. В содержании модуля актуализируются общие знания филологического характера (научные знания и интуитивные представления о литературе и языке, о прецедентных текстах и дискурсивных практиках, о кросс­культурном взаимодействии и речевой норме), что соответствует решению задач профессиональной мотивации. В то же время модуль может быть адресован широкой целевой аудитории, так как оптимизация процесса вербальной коммуникации обусловливает профессиональный успех в любой сфере, где выпускник вуза реализует сформированные общие, профессиональные, прикладные компетенции.

Модуль 2 «Информационно-коммуникационное пространство гуманитарного образования» расположен на стыке области общего образования в сфере информационных технологий и предметной области. Цель модуля заключается в формировании умений и навыков применения информационных технологий, использования информационно­коммуникационного пространства для адаптации и трансляции содержания предметов филологического (шире – гуманитарного) цикла, для интеграции ИКТ и медиаресурсов в образовательный процесс в конкретной предметной области. Таким образом, логика модуля подчинена задаче углубления профессиональной мотивации обучающихся через построение педагогической перспективы. Специфика модуля состоит в том, что он развивает у студента навыки автономной деятельности в информационно­коммуникационном пространстве, что является важным умением современного специалиста (рис. 3).

Рисунок 3. Информационно-коммуникационное пространство гуманитарного образования (модуль 2).

Учебный модуль

В целом освоение дисциплин модуля способствует достижению тех целей профессиональной подготовки учителя, которые связаны с готовностью к проектированию высокотехнологичной информационно­-образовательной среды. При этом предполагается продвижение в любую предметную сферу вне зависимости от характера образовательного запроса: это может быть как удовлетворением учебных потребностей, так и профессиональной необходимостью. Однако в рамках модуля 2 также актуализируется филологическая составляющая: посредством включения вариативной дисциплины с филологическим содержанием и посредством акцентирования дискурсного контента базовой дисциплины.

Модуль 3 «Профессиональные векторы деятельности учителя-филолога» (рис. 4) является профессиональным модулем, отличающимся тесным переплетением предметной области филологии с психолого­педагогической областью. Профессиональные векторы нацелены на формирование личности учителя-филолога, имеющего представление о разнонаправленных векторах профессиональной реализации и владеющего основами образовательных технологий, современных методик и интегративных форм обучения для этой реализации. Под вектором понимается выбор образовательного и – далее – профессионального маршрута: выбор профиля подготовки, выбор направления реализации профессионального и исследовательского потенциала, выбор профессиональной и/или социальной площадки для приложения полученных знаний, сформированных навыков и умений.

Рисунок 4. Профессиональные векторы деятельности учителя-филолога (модуль 3).

Учебный модуль

Профессиональные модули ориентированы на профессиональное углубление и расширение подготовки бакалавра, обучающегося по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык и литература», «Иностранный язык»). Актуальность модулей обусловлена быстрой сменой дидактических парадигм и стремительным развитием образовательных технологий в культурном контексте сохранения ценностных основ образования. Дисциплины модулей представляют собой практико-предметные комплексы, объединяющие теоретическую предметную базу, проблемно-­поисковую инструментальную часть и профессионально ориентированную практику.

Каждый модуль завершается итоговым мероприятием, под которым понимается совокупность действий, нацеленных на реализацию профессиональных функций, общекультурных и профессиональных компетенций, определяемых в рамках профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта.

Апробация учебных модулей

Все четыре представленных модуля были включены в процесс апробации, при этом из 21 разработанной учебной дисциплины было апробировано 18. Апробация проведена на четырех пилотных площадках: в институтах САФУ им. М.В. Ломоносова – филологии и межкультурной коммуникации, социально­-гуманитарных и политических наук, гуманитарном – филиала в г. Северодвинске, а также в институте филологии, культурологии и межкультурной коммуникации УрГПУ.

Этап апробации продемонтрировал возможность учебных модулей встраиваться в различные образовательные траектории. Все 11 ОП по направлению подготовки «Гума­нитарные науки» (фило-логия, лингвистика, педагогическое образование, международные отношения, история искусств и другие) предполагают академическую мобильность студентов при переходе на программы педагогической подготовки и обратно.

Этап апробации также показал высокий уровень удовлетворенности учебным процессом и студентов, и преподавателей. Во многом мнения преподавателей и студентов об эффективности процесса обучения совпадают. Практически все преподаватели­-участники апробации отмечают повышение мотивации и интереса студентов к практикоориентированным заданиям, таким новым формам работы, как бинарная лекция, веб­квест, культурно­просветительский проект, написание рефлексивного эссе и другим. Отмечают также повышение учебной автономности студентов, уровня их критического мышления и креативности. Эксперты подчеркивают тот факт, что специфика разработанных и апробированных модулей позволяет студентам применять формируемые умения и навыки не только в образовательной деятельности в целом, но и в моделируемой профессионально­ориентированной деятельности. Таким образом, можно заявлять о формировании стратегии инновационного развития в части развития образовательного контента и повышения результативности учебной работы студентов в программах педагогического образования.

Реализация сетевых образовательных программ

Нормативная база сетевого сотрудничества обеспечивается федеральным законом «Об образовании в РФ», № 273. В соответствии со ст. 15 сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся ОП с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, иных. Таким образом, законом предусматривается достаточно широкая трактовка сетевой формы ОП, поэтому к ним можно отнести не только собственно сетевые, но и те, в которых взаимодействие заключается в проведении практики на предприятиях и в организациях согласно заключенным соответствующим договорам.

Это означает, что под понятие «сетевая форма реализации» подпадают практически все образовательные программы университета. Для регламентации процесса разработки и реализации сетевых программ в САФУ им. М.В. Ломоносова проведено уточнение и разделение двух основных понятий: сетевые образовательные программы и программы, реализующиеся в сетевом взаимодействии.

Сетевая программа может реализовываться образовательными или иными организациями, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности по данному направлению подготовки, при условии заключения договора о реализации сетевой ОП и согласовании учебных планов. При этом сетевые программы могут быть двух типов:

  • гармонизированные программы университетов, которые обеспечивают возможности академической мобильности и индивидуальных траекторий обучения, но при этом они могут быть реализованы как в сетевой форме, так и самостоятельно каждым партнером;
  • сетевые образовательные программы, которые могут быть реализованы только при обязательном участии каждого партнера, и при выходе из сети одного из партнеров реализация программы прекращается.

Сетевое взаимодействие предполагает использование ресурсов иных организаций (образовательные, научные, производственные) при реализации ОП и осуществляется на основании договора о сотрудничестве или сетевом взаимодействии.

В связи с разделением понятий «сетевые образовательные программы» и «сетевое взаимодействие» был проведен аудит и категоризация ОП, реализуемых в университете в партнерстве с другими образовательными и иными организациями.

К сетевым образовательным программам были отнесены ОП магистратуры и бакалавриата, реализуемые в сотрудничестве с федеральными университетами, ведущими университетами РФ и зарубежными университетами-партнерами.

Например, в сотрудничестве с федеральными университетами реализуются программы «Физиология человека и животных» (партнеры – БФУ, К(П)ФУ, УрФУ, СКФУ) и «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования» (партнер – БФУ).

В сотрудничестве с ведущими российскими и зарубежными университетами реализуются программы бакалавриата, специалитета и магистратуры по направлениям «Строительство» (партнер – БГТУ им. В.Г. Шухова) и «Менедж­мент в сфере туризма и путешествий» (партнеры – Университетский колледж Хашта, Норвегия и Университет Кеми-­Торнио, Финляндия).

К программам, осуществляемым в сетевом взаимодей­ствии, были отнесены программы, разработанные и реализуемые в партнерстве с ведущими отраслевыми предприятиями Объединенной судостроительной корпорации, лесного кластера и прочими. Например, программы бакалавриата и специалитета по направлениям подготовки «Машиностроение», «Кораблестроение», «Океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» воплощаются в партнерстве с центром судоремонта «Звездочка» и производственным объединением «Севмаш», программы бакалавриата, специалитета и магистратуры по направлениям подготовки «Химическая технология» и «Биотехнология» – с Архангельским целлюлозно-­бумажным комбинатом.

Проведенная категоризация программ позволила оптимизировать процессы управления образовательными программами, оценки качества преподавания и результатов обучения.

Опыт САФУ им. М.В. Ломоносова показывает, что партнерство университета и других образовательных и научных организаций и предприятий имеет взаимовыгодный характер, позволяя решать большой спектр задач по реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей обучающихся и работодателей.

[1]  Под «общим образованием» понимаются широкие, много­аспектные знания.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-80, федеральные университеты, САФУ, педагогическое образование, инновации

Похожие материалы:
Проблемы педагогической инноватики
Перспективы Северного (Арктического) федерального университета
Целлюлозно-бумажная промышленность ждет инноваций молодых ученых
САФУ: арктические горизонты
Федеральные университеты должны использовать сильные стороны друг друга
В МШУ СКОЛКОВО состоялось совещание ректоров и представителей федеральных вузов
Развитие сетевого сотрудничества федеральных вузов
Инвестиционная сессия для авторов инновационных проектов в САФУ
Проводник инноваций в региональном образовательном пространстве
Технологический центр «Современные технологии переработки биоресурсов»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
От «лоскутной» автоматизации к цифровому университету
Стоит ли ввязываться современному университету в цифровую трансформацию или можно обойтись...
Расписание вебинара «Интернационализация высшего образования»
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
СГСПУ как Самарская долина
О научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического...
Из журнала
#104Волгатех – университет инновационного развития
#106Электронно-дистанционная образовательная среда института повышения квалификации и профессиональной переподготовки
#103БАЙХОСТ организует баварско-российские научные конференции
#108Ректор ТУСУРа Александр Шелупанов рассказал о цифровизации в образовании
#111Дайджест № 111 «Аккредитация в образовании»
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ