Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Перспективы Северного (Арктического) федерального университета

Архангельский государственный технически университет с 2008 года участвует в проекте создания Северного (Арктического) федерального университета, это обусловлено многочисленными факторами, в том числе стратегическим положением Арктики.

Просмотров: 2778

У будущего – перспективный вариант

НЕВЗОРОВ Александр Леонидович – ректор Архангельского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор

Архангельский государственный технический университет в 2009 году отмечает восьмидесятилетие. Без преувеличения, этот год для вуза стал точкой отсчета нового этапа развития: без замечаний пройдена очередная процедура государственной аккредитации, и, главное, АГТУ активно участвует в проекте создания Северного (Арктического) федерального университета.

«Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» – эти прозорливые слова М.В. Ломоносова приобретают в настоящее время особую актуальность как для сибиряков, так и для жителей европейского севера России, связанных с Северным Ледовитым океаном. Такова точка зрения Александра НЕВЗОРОВА, ректора АГТУ, доктора технических наук, профессора.

Сегодня АГТУ является реальным лидером профессионального образования в регионе. Имеющийся потенциал и тесная связь вуза с реальным сектором экономики обуславливают его активность в создании в Архангельске Северного (Арктического) федерального университета.

Стратегия и практика создания федеральных университетов не может не учитывать того факта, что Россия была и остаётся самой большой в мире по территории северной страной, ведущим приарктическим государством в циркумполярном мире, непосредственно обращеным своим фасадом к Арктике.

Проблемы освоения северных, арктических территорий в XXI веке занимают первостепенное место в системе геополитических, военных, экономических, экологических интересов многих стран мира, так как Арктика имеет громадные запасы минерального и биологического сырья. Это экологическая кладовая чистого воздуха и пресной воды, климатическая лаборатория всей планеты, уникальное коммуникационное пространство, один из последних оставшихся на Земле недостаточно освоенных резервов для России и всего человечества.

Национальные интересы России в Арктическом макрорегионе были сформулированы Президентом России Д.А. Медведевым в 2008 году: «Этот регион, без преувеличения, имеет стратегическое значение для нашей страны, и с его развитием прямо связано решение долгосрочных задач развития государства, его конкурентоспособности на глобальных рынках… Конечно, наша первая и главная задача – превратить Арктику в ресурсную базу России XXI века, и уже для того чтобы решить эту задачу, должен быть решён и целый ряд специальных вопросов. Главный вопрос – это обеспечение надёжной защиты национальных интересов России в регионе».

Решение масштабных стратегических задач деятельности России в Арктике, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации в 2008 году, невозможно без интеллектуального, информационного, кадрового, научно-образовательного, инновационного, финансового, ресурсного обеспечения. Роль науки и образования для Арктики особенно велика в связи с тем, что происходящие здесь природные явления и глобальные процессы на Земле теснейшим образом взаимосвязаны, а решение
экономических, оборонных и социальных задач без надлежащего научно-образовательного обеспечения в Арктике просто невозможно.

Федеральный университет в Архангельске должен создаваться как вуз, решающий общенациональные задачи, готовящий кадры, способные участвовать в протекающих на Севере Европы и в Арктике масштабных процессах и управлять ими.

Архангельск имеет все основания стать опорной площадкой для интеллектуального обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике. Выбор Архангельска для создания Северного (Арктического) федерального университета обусловлен рядом факторов.

  • Возрастанием роли арктического пространства в глобальном социуме ипотребностью России в новом освоении Арктики в XXI веке, в обеспечении реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.
  • Геополитическим положением Архангельской области в Арктической зонеРоссии.
  • Потребностями в научно-образовательном, инновационном обеспечении нового индустриального освоения Арктики,северных территорий России и перехода к постиндустриальному, информационному обществу.
  • Функционированием в регионе мощного военно-промышленного комплекса мирового уровня, не имеющего аналогов ни в одном другом субъекте Российской Федерации.
  • Развитием транспортно-логистической инфраструктуры в Арктике, а также возрастающим значением Северного морского пути в XXI веке для устойчивого развития Российской Федерации.
  • Наличием в регионе природных ресурсов федеральной и мировой значимости, необходимостью их добычи и переработки (нефть и газ, алмазы, бокситы, лес).
  • Необходимостью изучения и сохранения циркумполярной цивилизации, культуры коренных малочисленных народов Севера.
  • Исторически ключевой ролью Архангельска как культурно-духовной столицы Русского Севера с конца XIV века, первого морского порта России, отечественного центра судостроения с XVI столетия, места встречи цивилизаций, ворот в Арктику.

В отличие от других городов Арктического макрорегиона, Архангельск располагает образовательным и инженерно-производственным потенциалом для развертывания на своей территории новых научных и инженерных школ, направленных на инновационное обеспечение нового освоения Русского Севера и Арктики.

Таким образом, цель создания и развития Северного (Арктического) федерального университета может быть определена как интеллектуальное, научно-образовательное обеспечение защиты национальных, геополитических, экономических интересов России в стратегически важном Арктическом макрорегионе, укрепление обороноспособности страны.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕГОДНЯ

  • Образовательная деятельность осуществляется по 71 образовательной программе высшего профессионального образования, в том числе по 49 специальностям,21 направлению подготовки бакалавров, 8 направления мподготовки магистров;по 11 образовательным программам среднего профессионального образования; по 18 программам послевузовского образования; по 57 программам профессиональной подготовки рабочих, а также по общеобразовательной программе «Дошкольное образование».
  • Контингент обучающихся – 15087 человек.
  • Выпуск специалистов с высшим и средним профессиональным образованием за последние три года составил 7552 человек.
  • Общая численность парка персональных компьютеров, находящихся на балансе университета, – 2513 единиц. В учебном процессе используется 1450 компьютеров. Серверный парк университета включает 35 высокопроизводительных узлов.
  • В октябре 2007 года университет прошёл сертификационный аудит системы менеджмента качества ассоциации по сертификации «Русский Регистр». АГТУ ежегодно принимает участие в конкурсе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования». По результатам конкурса, проводившегося в 2007 году, университет признан лауреатом.
  • В соответствии с двухсторонними договорами о сотрудничестве АГТУ развивает международные связи с 22 университетами и 6 различными организациями Германии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Китая, США. Ежегодно увеличивается количество студентов, участвующих в программах краткосрочной академической мобильности, финансируемых зарубежными фондами: DAAD (Германия), программа FIRST (Финляндия), ERAMSUS MUNDUS, Fellowship Programme for studies in the North, North2North (Норвегия), VISBY (Швеция). В рамках межвузовских договоров в 2004-2008 годах прошли обучение за рубежом 504 студента и аспиранта.
  • В 2008 году студенты АГТУ опубликовали более 200 научных работ, из них 81 – без соавторства с научным руководителем. Патенты на объекты промышленной собственности в составе рабочих групп получили 8 учащихся университета. 23 студента заняли призовые места на международных и всероссийских конкурсах и олимпиадах. Работы 68 студентов АГТУ отмечены дипломами и грамотами конкурсов и олимпиад всех уровней. Всего вуз израсходовал на развитие студенческой науки 1,5 млн. рублей, из них более 1 млн. – на материальное поощрение студентов.
  • Образовательная и научная деятельность обеспечивается высоким качественным составом ученых: число преподавателей, имеющих ученую степень и (или) звание, составляет 70,8 процента, в том числе докторов, профессоров – 14,4 процента. Средний возраст преподавателей вуза – 48 лет.

Концепцию СевФУ поддержали исполнительная и законодательная власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа, городов Архангельска и Северодвинска, Союз промышленников и предпринимателей Архангельской области, профсоюзы, Архангельская и Холмогорская епархия, Уральское отделение РАН и Совет ректоров вузов Архангельской области. Правительство Архангельской области создало Фонд целевого капитала содействия созданию и развитию Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

Федеральный университет не может не появиться в Архангельске, и именно технический университет станет сердцевиной и катализатором его развития.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
САФУ: геополитический вектор
Алексей Кудрин: «САФУ развивается планомерно и динамично»
Игорь Орлов: САФУ — базовый центр системы образования области
Федеральные вузы создают электронную библиотечную сеть
В Архангельске создано отделение Всероссийского студенческого союза
Федеральные университеты обменяются лучшими практиками
Федеральные вузы: один в поле не воин
Северодвинский филиал САФУ совершил апгрейд
В Симферополе обсудили Программу развития Крымского федерального университета
В Архангельске чествуют лучших учителей

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ