Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Модель социально-­предпринимательского вуза

Ориентируясь на вектор глобальных рыночных перемен в системе отечественного образования, Кисловодский институт экономики и права успешно реализует программу трансформации в социально­-предпринимательский вуз. Основной задачей является выполнение социальной миссии на основе создания и поддержки предпринимательской среды на территории своего присутствия.

Просмотров: 120
Азнаур ДУДОВ

Ориентируясь на вектор глобальных рыночных перемен в системе отечественного образования, Кисловодский институт экономики и права успешно реализует программу трансформации в социально­-предпринимательский вуз. Основной задачей такого учебного заведения является выполнение социальной миссии на основе создания и поддержки предпринимательской среды на территории своего присутствия за счет широкого использования в деятельности инновационных образовательных программ и результатов прикладных исследований.

Рассказывает ректор КИЭП, доктор экономических наук, профессор Азнаур ДУДОВ.


Учитывая специфику курортного региона, вектор социальной миссии Кисловодского института экономики и права направлен на сферы медицины и здравоохранения. Организационная структура института как социально-­предпринимательского вуза построена на базе взаимодействия с дочерними и породненными организациями, которые объединены в консорциум «Судьба». Это Научно­-исследовательский институт здоровья, компании «Элита» и «Федкурорт», фонд «Призвание». Их связывает инновационная модель партнерских отношений, разработанная КИЭП с целью достижения максимального предпринимательского результата, значимого социального эффекта и повышения репутационного капитала вуза. Основой деятельности социально­-предпринимательского вуза является реализация инновационных образовательных программ, прикладных научных исследований, социальных и коммерческих проектов.

Грамотное использование в управлении вузом программно-проектного метода позволило удачно дополнить традиционную линейно­функциональную организационную структуру. В рамках реализации модели социально­-предпринимательского вуза осуществляется несколько инновационных проектов. Остановимся на основных.

• Социально-образовательный проект «Медицинское право»

В рамках этого проекта успешно реализуется образовательная программа «Юриспруденция в сфере здравоохранения».

Образовательная программа предусматривает изучение специфичных для медицины проблем в области уголовного, государственного и гражданского права. Особое внимание уделяется вопросам досудебного и судебного урегулирования правовых коллизий, связанных с ответственностью медработника или учреждения. За период реализации программы юридическое образование получили более 1 тыс. медицинских работников из 76 субъектов РФ. Это позволило создать организованное сообщество медицинских специалистов – носителей системных правовых знаний в рамках своей профессии. Опыт реализации проекта «Медицинское право» одобрен Комитетом Госдумы РФ по охране здоровья и Всемирной организацией здравоохранения, делегация которой дважды посетила КИЭП.

Более 500 медицинских работников ОАО «РЖД» стали участниками проекта и прошли курс правового ликбеза в рамках сотрудничества с институтом экономики и права.

В учебном процессе используются созданные сотрудниками института учебные фильмы по медицинскому праву. В них рассматриваются реальные события, послужившие мотивом возбуждения уголовных и гражданских дел в связи с нарушением прав пациентов. В настоящее время в производстве находятся фильмы на такие темы, как нарушение прав пациента, врач на скамье подсудимых, врач в плену черного пиара, гражданский иск к медицинскому учреждению. В рамках проекта также готовится к изданию юридический справочник врача, который станет настольной книгой для врача и пациента.

Социальный вектор проекта выражается в содействии снижению социальной напряженности в обществе. Врач, владеющий базовыми правовыми знаниями в рамках профессиональной деятельности, острее чувствует зону ответственности, что существенно снижает вероятность совершения правовых нарушений.

• Социально-имиджевый проект «Мой герой»

Проект призван оказывать всемерную поддержку врачебному сообществу, содействовать формированию позитивного образа человека в белом халате. По инициативе КИЭП фонд «Призвание» издает специализированный журнал «Мой герой», в котором каждому предоставляется возможность увидеть в своем враче героя, высказать в его адрес слова благодарности и восхищения. На сайте фонда также создана медицинская доска почета. Информация размещается согласно таким номинациям, как добросовестность и инициативность, настойчивость и целеустремленность, отзывчивость и добропорядочность, тактичность и уважительность, ответственность и принципиальность, пунктуальность и организованность, смелость и решительность. В этих качествах выражается сущность и особенность врачебной профессии, а вручение наград в каждой из номинаций – знак адресного возвышенного отношения к тем, кто вселяет в нас надежду на благополучную жизнь через сохранение и приумножение ресурса здоровья.

• Духовно-нравственный проект «Репутация – Карьера – Судьба»

Являющийся логическим продолжением предыдущего, этот проект реализуется во взаимодействии с фондом «Призвание» и Научно­исследовательским институтом здоровья.

Силами медицинских сестер, обучающихся в КИЭП, выявляются имена сестер милосердия, совершивших подвиги в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн. В память о них фонд учредил общественные награды, которыми поощряются медицинские сестры за личные заслуги в оказании своевременной лечебной и лечебно-­профилактической помощи, добившиеся наилучших показателей в работе и уважения в обществе. На форуме «Репутация – Карьера – Судьба» ежегодно в торжественной обстановке более 50 медсестер региона получают общественные награды, связанные с именами и подвигами молодых женщин, отдавших жизнь за Отечество. Например, среди героев уроженка Ставрополя Римма Иванова – единственная женщина, награжденная офицерским орденом Святого Георгия 4-й степени. В период Первой мировой войны во время боя она под артобстрелом оказывала помощь раненым. Когда погибли оба офицера роты, подняла солдат в атаку, устремившись на вражеские окопы. Позиция была взята, но сама девушка, которой исполнился только двадцать один год, получила смертельное ранение.

Пользуясь случаем, администрация проекта приглашает единомышленников к сотрудничеству, цель которого – героизация подвига медицинских сестер в регионах России.

• Социально-образовательный проект «Медицинский менеджмент»

В рамках этого проекта реализуется образовательная программа «Менеджмент в сфере здравоохранения». Цель – создание предпосылок для обучения современным методикам, технологиям, процедурам практического менеджмента с учетом специфических особенностей деятельности учреждений здравоохранения. Предметом деятельности менеджера в сфере здравоохранения является управление медицинским персоналом, государственный контроль в сфере здравоохранения, страховая медицина, структура доходов и расходов ЛПУ, построение эффективных взаимоотношений с пациентами, система оплаты труда в медицинских учреждениях.

За последние десять лет коллективом института издано более 20 монографий, учебных пособий, посвященных вопросам медицинского права и медицинского менеджмента. Среди них «Пациент: права, обязанности, ответственность», «Правовое обеспечение лечебно-­диагностического процесса», «Система национального здравоохранения в координатах современной экономики» и другие. Наряду с этим на базе института проведены десятки конференций, семинаров, тренингов по правовым и экономическим проблемам в медицине. В диссертационном совете института защищены более 10 работ, посвященных экономическим вопросам здравоохранения.

• Проект «Спорт – Здоровье – Успех»

Реализуется в трех направлениях: научном, образовательном, спортивном.

Научное – воплощается во взаимодействии с НИИ здоровья и санаторием «Элита». Организационной площадкой служит кафедра спортивной медицины, созданная на базе НИИ. Среди основных направлений научной деятельности кафедры диагностика, лечение, реабилитация и профилактика заболеваний и травм у спортсменов; установление индивидуальных параметров гипоксии спортсменов; определение состояния тренированности методами врачебного контроля; оценка физического развития, функционального состояния и спортивной работоспособности и другие.

Вектор образовательного направления связан с необходимостью решения актуальной проблемы переквалификации и трудоустройства профессиональных спортсменов, что является проблемой для многих спортивных организаций. Карьера профессионального спортсмена может обеспечить ему стремительный взлет, но и заканчивается очень рано. Многие бывшие спортсмены продолжают карьеру в спортивной сфере, становятся тренерами, оказывают консультационную помощь, однако большинству из них приходится начинать всё с чистого листа, что психологически довольно сложно. Подобное положение обусловлено отсутствием чёткой государственной политики в отношении трудовой занятости бывших спортсменов. Нет также эффективных программ и механизмов, которые могли бы быть внедрены без особых системных преобразований, изменив существующую ситуацию.

В условиях развития спортивной инфраструктуры, формирования принципиально нового отношения к культуре спорта государство испытывает острую потребность в менеджерских и юридических кадрах, владеющих методикой управления спортивными организациями и регулирования правовых взаимоотношений в сфере спорта. Исходя из этого, КИЭП начал реализацию образовательных программ «Менеджмент в спортивной индустрии» и «Юриспруденция в спортивной сфере».

Спортивное направление реализуется через школу высшего боксерского мастерства имени олимпийского чемпиона А.Б. Лебзяка. Являющаяся структурным подразделением института, она создана для содействия достижению высоких спортивных результатов путем организации высококачественного учебно-тренировочного процесса, отбора кандидатов для участия во всероссийских и международных спортивных мероприятиях, научно-методического, медико-биологического, медицинского обеспечения спортсменов и тренеров. Среди именитых спортсменов школы чемпионы мира по боксу Фарид Алешкин, Давид Аванесян.

• Социально-предпринимательский проект «Студенческий санаторий»

«Элита» – первый студенческий санаторий в России. Является площадкой для реализации таких инновационных проектов, как «Вектор жизни», школа высшего боксерского мастерства имени олимпийского чемпиона А.Б. Лебзяка, курортный клуб «Белый парус», «Репутация – Карьера – Судьба» и других.

По мнению экспертов, «Элита» – удачное воплощение идеи создания на Кавказских Минеральных Водах компактного современного частного санатория, удовлетворяющего запросам самых взыскательных приверженцев курортного отдыха. Здесь нет казенной вычурности, суеты и очередей, здесь царит атмосфера покоя и доброжелательности.

Оснащенный современной лечебно­-диагностической базой, санаторий использует в лечебном процессе многообразие методов санаторно­курортного оздоровления: магнито­, вибро­, вакуум-, цвето­, гало- и лазерную терапию, верховую езду и прочие. Среди профилей лечебного учреждения – урология, гинекология, кардиология, неврология, офтальмология.

В санатории создаются и приживаются традиции: например, вручение отдыхающим специальных наград, посещение камня судьбы, поиск курортного клада, участие в тыквенных и кукурузных вечеринках, учеба в школе восточного кофе. И ни санкции, ни кризисы не могут помешать желанию сотворить свой «элитный» шелковый путь!

• Межвузовский студенческий проект «Вектор жизни»

Этот социально­-образовательный проект также реализуется на базе санатория «Элита». Направлен на создание предпосылок для обустройства жизненного пространства студенческой молодежи посредством гармонизации основополагающих жизненных установок. В рамках проекта реализуются программы «Навигатор здоровья», «Толерантный мир», «Творческие таланты».

Первая – нацелена на формирование устойчивой мотивации к сохранению и приумножению личного здоровья как уникального и универсального ресурса для достижения самых амбициозных целей. В рамках программы здоровье рассматривается в качестве интегральной характеристики состояния организма. По итогам его оценки выдается паспорт здоровья. Документ, по сути, является учебным пособием по личной анатомии и физиологии, одновременно обозначая целесообразные направления оздоровления (навигация) и эффективные средства для повышения потенциала организма.

Следующая из программ нацелена на обучение молодежи выбору ненасильственных методов разрешения конфликтов, навыкам ведения межкультурного диалога и взаимодействия, которые необходимы для построения толерантного общества. Лейтмотив программы выражается в синтезе теоретического и практического материала по проблемам миротворческого образования и формирования толерантного сознания, включая философские, социологические, психологические и этнографические аспекты. Координатор программы – молодежная академия толерантности Кисловодского института экономики и права. Занятия проводят эксперты проекта Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Миротворческое образование и формирование толерантности среди молодежи» и специалисты региональной общественной организации молодых миротворцев «Согласие».

Третья программа нацелена на наращивание ресурса здоровья посредством активизации творческих талантов молодежи. Исследования показали, что эффективность лечения болезней с помощью терапии творчества в несколько раз превышает эффективность других способов. Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и снятию напряжения.

Проект «Вектор жизни» реализуется в период летних студенческих каникул. Среди его активных участников студенты вузов Саранска, Саратова, Москвы, Махачкалы, Грозного.

Администрация проекта приглашает к сотрудничеству вузы России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Воспитывать профессионалов с гражданской позицией
Инновационный вуз концепций и условий
Коммерциализация инноваций – сфера тонкая
В инновационном режиме
Формула современного образования
Университет, преобразующий мир
Проводник инноваций в региональном образовательном пространстве
Формирование специалиста нового типа
Региональный обзор: Ставропольский край
Новые подходы к подготовке учителя-филолога

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ