Щепетильный вопросКак происходит социальное становление молодых людей-сирот? О проблемах, выявляющихся при обучении этой категории студентов, рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Торгово-технологического колледжа Республики Марий Эл Светлана АНТОНИЧЕВА. Просмотров: 1582
Как происходит социальное становление молодых людей-сирот? О проблемах, выявляющихся при обучении этой категории студентов, рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Торгово-технологического колледжа Республики Марий Эл Светлана АНТОНИЧЕВА. – Светлана Ивановна, существуют ли особенности при трудоустройстве детей-сирот после окончания колледжа? – Трудоустроившихся выпускников-сирот у нас бывает очень мало, и это, наверное, характерно относительно детей, оставшихся без родителей. Закон об образовании предусматривает получение однократного бесплатного начального профессионального образования, среднего профессионального и высшего. Поэтому, как правило, сироты после получения уровня НПО в нашем колледже поступают здесь же на уровень СПО, а затем идут учиться в высшее учебное заведение, стремясь полностью использовать предоставленную государством возможность получения бесплатного образования. С одной стороны, это происходит из-за стремления остаться как можно дольше на государственном обеспечении, с другой – из-за желания отложить на максимальный срок проблемы вступления в самостоятельную жизнь. В определенной степени это дает положительный результат: молодые специалисты, придя на производство, не имеют ни трудового опыта, ни умения общаться с людьми, а студенты, о которых идет речь, учатся всласть, пока им не исполнится двадцать три-двадцать пять лет, что дает возможность лучше подготовиться к взрослой жизни.
– Вопрос о студентах-сиротах, конечно, не прост. Не желая каким-либо образом задевать самолюбие людей, начавших свой жизненный путь с потерь, всё же хочется спросить, возникают ли проблемы при адаптации детей-сирот, окончивших колледж, к взрослой жизни? – Нам только кажется, что восемнадцатилетний студент достиг совершеннолетия. На самом деле он остается ребенком, особенно много инфантильных детей приходит учиться из детских домов и интернатов. Социальная инклюзия детей из опекунских семей происходит легче. Казалось бы, сироты, воспитывавшиеся в коллективе, должны увереннее чувствовать себя в социуме, но на деле мы видим абсолютную неприспособленность, особенно в бытовом плане, неумение сформулировать проблему, найти общий язык, непонимание того, что человек хочет от жизни. Складывается впечатление, что по уровню интеллектуального развития некоторые дети остались в том возрасте, когда у них были благополучные отношения с родителями.
Инфантилизм порождает в детях-сиротах парадоксальный контраст слепой доверчивости и полного недоверия. Сироты, к слову, могут позволить своим приятелям снять деньги с пластиковой карты, в результате пропадают и деньги, и вещи, и документы. Так, например, одна студентка, которую мы прозвали «тридцать три несчастья», за годы учебы не единожды оставалась без студенческого и проездного билетов, паспорта. И в то же время у них страх перед коварством. Когда направляешь к специалисту, в должностные обязанности которого входит помощь сиротам, молодые люди настораживаются: «А он меня не обманет?». Причина, скорее всего, кроется в том, что в детском доме дети знали только круг сверстников и воспитателей, а от остального общества и жизни за порогом образовательного учреждения в значительной степени были изолированы. Каким должен быть выход, сложно сказать, но попытки его найти делаются. У одного из сельских детских домов, например, есть квартира, где сиротам предлагается пожить неделю или месяц и полностью организовать свой быт. Существуют определенные перекосы и в заботе государства: если прежде педагог строго определенно, по списку, приобретал для сироты одежду, не оставляя тому какого-либо выбора, то теперь формируется свободное отношение к деньгам. Поэтому воспитатель не знает, или студент за один день истратит перечисленную ему сумму и будет потом сидеть голодным, или растянет ее на месяц. Многим бывшим детдомовцам свойственно малообдуманное растрачивание денег.
– Самый серьезный вопрос: где будут жить дети-сироты после окончания учебного заведения? – Вопросы о жилье решаются очень сложно, в каждом случае возникает много нюансов. Вот, скажем, у нашего студента имелась благоустроенная квартира. Он вернулся туда после окончания учебы, а там только голые стены. Сотрудникам колледжа пришлось всем миром помогать обустраивать жильё: поделились, как могли, мебелью, вещами, деньгами. В квартире может быть прописано несколько человек, причем сирота, получающий образование, вносит платежи за свою квартиру, а мама и папа, лишенные родительских прав и зарегистрированные в ней, живут в свое удовольствие. В результате выпускник оказывается перед фактом, когда квартира осталась без света, газа, горячей воды, а жилищно-коммунальные службы соглашаются на подключение лишь после уплаты долгов, которые накопили посторонние, с юридической точки зрения, люди. В каждом подобном случае работникам колледжа приходится отстаивать права своих выпускников.
Встает вопрос и об иждивенчестве бывших родителей: под видом покупки лекарства они берут у детей деньги или просто заставляют покупать на стипендию спиртное. Сирота получает деньги от государства и несет их своей маме, а та на них живет. Получается материальная поддержка государством родителей, лишенных родительских прав. И это не эпизодический случай, такое встречается сплошь и рядом. Понять можно: тяга к матери и отцу, даже безответственным, лишенным родительских прав, остается, и желание жить в семье, дома не пропадает. Но получается, что, стремясь создать хорошие условия для сироты, мы создаем благоденствие для их бывших родителей. В подобных ситуациях в душе возникает протест: учебное заведение несет полную ответственность за сироту, а экс-папа и мама весело живут, и не думая платить алименты. Думается, лишенный родительских прав человек должен отрабатывать свою родительскую обязанность, в закрытом учреждении или через центры занятости зарабатывать деньги – мыть посуду, подметать, красить... Будущая жизнь и трудовая биография наших выпускников замешана на доброте и любви к людям. Уют, психологический комфорт в колледже ведут к тому, что дети становятся мягче и коммуникабельнее. Перевоспитать в таком возрасте человека практически невозможно, но создать благоприятную обстановку для развития – в наших силах.
– Как вы считаете, что можно изменить в сложившейся ситуации? – В Марийском торгово-технологическом колледже в прошлом году получали знания 50 сирот, в этом году учатся 44, и у нас есть возможность сделать определенные выводы. Такие студенты адаптируются к учебе и жизни, как правило, стихийно, методом проб и ошибок, поскольку у них за плечами многолетнее пребывание в замкнутом интернатском пространстве. Если сравнивать результаты воспитания в детских домах и в патронатной семье, то разница сразу видна: семейное тепло, забота и уют приносят свои плоды. Многие дети-сироты избегают труда, причем эта черта была сформирована в самом раннем детстве, когда они жили с пьющими родителями. В казенном учреждении воспитанник живет на всем готовом и не видит того, что мы называем бытом. Семья же приучает к самостоятельности и трудолюбию, только не стоило бы создавать мифы о превращении приемных детей в домашних рабов. Наверное, необходимо приблизить образ жизни в интернатах к образу жизни семьи: семейные группы в детских домах, семейные детские дома, приёмные семьи, а воспитание детей, в том числе и приемных, всеми мерами следует поощрять: это труд, и труд непростой. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|