Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Щепетильный вопрос

Как происходит социальное становление молодых людей-сирот? О проблемах, выявляющихся при обучении этой категории студентов, рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Торгово-технологического колледжа Республики Марий Эл Светлана АНТОНИЧЕВА.

Просмотров: 1577

Как происходит социальное становление молодых людей-сирот? О проблемах, выявляющихся при обучении этой категории студентов, рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Торгово-технологического колледжа Республики Марий Эл Светлана АНТОНИЧЕВА.

– Светлана Ивановна, существуют ли особенности при трудоустройстве детей-сирот после окончания колледжа?

– Трудоустроившихся выпускников-сирот у нас бывает очень мало, и это, наверное, характерно относительно детей, оставшихся без родителей. Закон об образовании предусматривает получение однократного бесплатного начального профессионального образования, среднего профессионального и высшего. Поэтому, как правило, сироты после получения уровня НПО в нашем колледже поступают здесь же на уровень СПО, а затем идут учиться в высшее учебное заведение, стремясь полностью использовать предоставленную государством возможность получения бесплатного образования. С одной стороны, это происходит из-за стремления остаться как можно дольше на государственном обеспечении, с другой – из-за желания отложить на максимальный срок проблемы вступления в самостоятельную жизнь. В определенной степени это дает положительный результат: молодые специалисты, придя на производство, не имеют ни трудового опыта, ни умения общаться с людьми, а студенты, о которых идет речь, учатся всласть, пока им не исполнится двадцать три-двадцать пять лет, что дает возможность лучше подготовиться к взрослой жизни.

В 2012 году в России насчитывалось около 650 тыс. сирот, более 70 процентов из них – дети при живых родителях, социальные сироты.

– Вопрос о студентах-сиротах, конечно, не прост. Не желая каким-либо образом задевать самолюбие людей, начавших свой жизненный путь с потерь, всё же хочется спросить, возникают ли проблемы при адаптации детей-сирот, окончивших колледж, к взрослой жизни?

– Нам только кажется, что восемнадцатилетний студент достиг совершеннолетия. На самом деле он остается ребенком, особенно много инфантильных детей приходит учиться из детских домов и интернатов. Социальная инклюзия детей из опекунских семей происходит легче. Казалось бы, сироты, воспитывавшиеся в коллективе, должны увереннее чувствовать себя в социуме, но на деле мы видим абсолютную неприспособленность, особенно в бытовом плане, неумение сформулировать проблему, найти общий язык, непонимание того, что человек хочет от жизни. Складывается впечатление, что по уровню интеллектуального развития некоторые дети остались в том возрасте, когда у них были благополучные отношения с родителями.

После Великой Отечественной войны во всем Советском Союзе было около 600 тыс. сирот. 23 января 1942 года было принято постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», согласно которому государственным, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях-сиротах. Повсеместно стали создаваться детские дома при колхозах, промышленных предприятиях, за счет профсоюзов и комсомола, милиции.
Комсомольские организации создали 126 детских домов, 4 тыс. детских домов содержалось за счет колхозов, почти во всех были открыты учебно-производственные мастерские.

Инфантилизм порождает в детях-сиротах парадоксальный контраст слепой доверчивости и полного недоверия. Сироты, к слову, могут позволить своим приятелям снять деньги с пластиковой карты, в результате пропадают и деньги, и вещи, и документы. Так, например, одна студентка, которую мы прозвали «тридцать три несчастья», за годы учебы не единожды оставалась без студенческого и проездного билетов, паспорта. И в то же время у них страх перед коварством. Когда направляешь к специалисту, в должностные обязанности которого входит помощь сиротам, молодые люди настораживаются: «А он меня не обманет?».

Причина, скорее всего, кроется в том, что в детском доме дети знали только круг сверстников и воспитателей, а от остального общества и жизни за порогом образовательного учреждения в значительной степени были изолированы. Каким должен быть выход, сложно сказать, но попытки его найти делаются. У одного из сельских детских домов, например, есть квартира, где сиротам предлагается пожить неделю или месяц и полностью организовать свой быт.

Существуют определенные перекосы и в заботе государства: если прежде педагог строго определенно, по списку, приобретал для сироты одежду, не оставляя тому какого-либо выбора, то теперь формируется свободное отношение к деньгам. Поэтому воспитатель не знает, или студент за один день истратит перечисленную ему сумму и будет потом сидеть голодным, или растянет ее на месяц. Многим бывшим детдомовцам свойственно малообдуманное растрачивание денег.

В детской деревне многодетные приемные семьи вместе организуют условия для воспитания детей-сирот. Семьи живут в отдельных домах и ведут личное подсобное хозяйство. В деревне находятся необходимые социальные и хозяйственные объекты. Опыт создания детских деревень существует в 100 странах мира.

– Самый серьезный вопрос: где будут жить дети-сироты после окончания учебного заведения?

– Вопросы о жилье решаются очень сложно, в каждом случае возникает много нюансов.

Вот, скажем, у нашего студента имелась благоустроенная квартира. Он вернулся туда после окончания учебы, а там только голые стены. Сотрудникам колледжа пришлось всем миром помогать обустраивать жильё: поделились, как могли, мебелью, вещами, деньгами.

В квартире может быть прописано несколько человек, причем сирота, получающий образование, вносит платежи за свою квартиру, а мама и папа, лишенные родительских прав и зарегистрированные в ней, живут в свое удовольствие. В результате выпускник оказывается перед фактом, когда квартира осталась без света, газа, горячей воды, а жилищно-коммунальные службы соглашаются на подключение лишь после уплаты долгов, которые накопили посторонние, с юридической точки зрения, люди. В каждом подобном случае работникам колледжа приходится отстаивать права своих выпускников.

В ряде западных стран детские дома упразднили еще в 1950-е годы, когда психологи определили, что один месяц, проведенный сиротой в детском доме, тормозит его развитие на три месяца. Сейчас самая распространенная форма заботы о судьбе таких детей в этих странах, помимо усыновления, – временная приемная семья.

Встает вопрос и об иждивенчестве бывших родителей: под видом покупки лекарства они берут у детей деньги или просто заставляют покупать на стипендию спиртное. Сирота получает деньги от государства и несет их своей маме, а та на них живет. Получается материальная поддержка государством родителей, лишенных родительских прав. И это не эпизодический случай, такое встречается сплошь и рядом. Понять можно: тяга к матери и отцу, даже безответственным, лишенным родительских прав, остается, и желание жить в семье, дома не пропадает. Но получается, что, стремясь создать хорошие условия для сироты, мы создаем благоденствие для их бывших родителей.

В подобных ситуациях в душе возникает протест: учебное заведение несет полную ответственность за сироту, а экс-папа и мама весело живут, и не думая платить алименты. Думается, лишенный родительских прав человек должен отрабатывать свою родительскую обязанность, в закрытом учреждении или через центры занятости зарабатывать деньги – мыть посуду, подметать, красить...

Будущая жизнь и трудовая биография наших выпускников замешана на доброте и любви к людям. Уют, психологический комфорт в колледже ведут к тому, что дети становятся мягче и коммуникабельнее. Перевоспитать в таком возрасте человека практически невозможно, но создать благоприятную обстановку для развития – в наших силах.

Закон «Об образовании» 1992 года предусматривал внеконкурсное поступление детей-сирот в высшие учебные заведения. Новый закон оставляет для них возможность поступления на подготовительные отделения вузов.

– Как вы считаете, что можно изменить в сложившейся ситуации?

– В Марийском торгово-технологическом колледже в прошлом году получали знания 50 сирот, в этом году учатся 44, и у нас есть возможность сделать определенные выводы. Такие студенты адаптируются к учебе и жизни, как правило, стихийно, методом проб и ошибок, поскольку у них за плечами многолетнее пребывание в замкнутом интернатском пространстве.

Если сравнивать результаты воспитания в детских домах и в патронатной семье, то разница сразу видна: семейное тепло, забота и уют приносят свои плоды. Многие дети-сироты избегают труда, причем эта черта была сформирована в самом раннем детстве, когда они жили с пьющими родителями. В казенном учреждении воспитанник живет на всем готовом и не видит того, что мы называем бытом. Семья же приучает к самостоятельности и трудолюбию, только не стоило бы создавать мифы о превращении приемных детей в домашних рабов. Наверное, необходимо приблизить образ жизни в интернатах к образу жизни семьи: семейные группы в детских домах, семейные детские дома, приёмные семьи, а воспитание детей, в том числе и приемных, всеми мерами следует поощрять: это труд, и труд непростой.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Практические аспекты взаимодействия творческого вуза и работодателей
Когда найти работу сложно
Йошкар-Олинский технологический колледж повышает конкурентоспособность профобразования
Как оценить компетенции?
Реализация персонифицированной модели профессионального развития кадров
Когда наука становится приоритетом
Инженер – автор модернизации страны
Гармонизация международных образовательных программ с учетом традиций российской высшей школы
Два в одном, или Главный по социализации – руководитель группы
В рамках образовательного стандарта

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ