Роль инновационных кластеров в развитии регионовВ профессиональном сообществе, в регионах, на различных площадках сейчас активно обсуждаются вопросы развития инновационных кластеров — стратегии развития и конкурентоспособность пилотных кластеров, их инновационность, роль в развитии регионов и национальной экономики. Просмотров: 2295
В профессиональном сообществе, в регионах, на различных площадках сейчас активно обсуждаются вопросы развития инновационных кластеров — стратегии развития и конкурентоспособность пилотных кластеров, их инновационность, роль в развитии регионов и национальной экономики. Старт обсуждению дали дискуссии на мероприятиях VI межрегионального экономического форума «Самарская инициатива: кластерная политика — основа инновационного развития национальной экономики» 5-6 июля текущего года. Эта тема стала едва ли не главной и на «Интерре» в Новосибирске 14-15 сентября. Обсуждаются меры государственной поддержки развития кластеров: предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на реализацию кластерных проектов, включение в государственные и федеральные целевые программы, максимальное использование возможностей и инструментов государственных фондов развития, программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием, введение для малых инновационных предприятий, реализующих кластерные проекты, налоговых льгот по аналогии со Сколково. Практически для реализации программ развития кластеров возможно использовать все установленные механизмы поддержки предпринимательства и инвестиционной деятельности. Почему такое внимание к вопросам развития кластеров, почему они на контроле руководителей самого высокого уровня — Президента РФ, Председателя Правительства? Очевидно, что амбициозные задачи по созданию высокотехнологичных рабочих мест, повышению производительности труда можно решить только на системной основе, которую и представляют кластерные программы. Ведь ключевой задачей кластеров является создание инновационных технологий, способных в разы повысить производительность труда и стать основой новых конкурентоспособных бизнесов, формирования малых инновационных предприятий, продвижения инновационных продуктов и услуг. Для этого кластеры должны стать ядром региональных инновационных систем, инициируя и координируя совместные кооперационные проекты (в первую очередь, инновационные, научные и образовательные), подразумевающие открытость для их участников. Необходимо повысить эффективность бизнес-среды, усилить сетевое взаимодействие и развивать технологии самоорганизации в кластерах и системы краудсорсинга в кластерных системах. Высокая самоорганизация, координация и управляемость в кластере, регламентированное на основе краудсорсинга взаимодействие необходимы для приоритезации и определения последовательности в реализации проектов, круга основных участников партнерских проектов, создания мощной мотивации в их реализации. Проекты, объединяющие всех участников кластеров — проекты по созданию и развитию инновационной инфраструктуры, подготовки и повышению квалификации кадров, проекты в сфере исследований и разработок, упаковка инновационных проектов и поддержка создания малых инновационных предприятий, создающих инновационный продукт, — должны в первую очередь поддерживаться государством, и на это в первую очередь должны направляться субсидии из федерального бюджета. Объемы предполагаемого субсидирования озвучивались разные, и на сегодняшний день определенности в этом вопросе до конца нет. Единственное, что очевидно уже сейчас — это переход от первоначально продекларированного принципа поддержки программ развития кластеров к принципу поддержки конкретных кластерных проектов. Ключевой задачей кластеров является создание инновационных технологий. По данным Минэкономразвития РФ, общий объем заявленного кластерами финансирования проектов на 2013-2015 гг. для включения их в программы составил около 370 млрд. рублей. При этом лишь 24% заявленного финансирования — это проекты с подготовленной и проработанной документацией. Структура портфеля программных проектов пятнадцати кластеров, набравших по итогам конкурсного отбора наивысшие баллы, свидетельствует, что только у трех из них преобладают проекты в сфере исследований и разработок, а также развития инновационной инфраструктуры (свыше 80%). У остальных же более 50% проектов направлено на развитие транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры. Очевидно, что логика развития кластерных инициатив и кластерной политики должна смещаться в сторону инновационных проектов и инфраструктуры поддержки создания инновационных производств. В этом случае совершенно естественным и обоснованным становится участие в проектах институтов инновационного развития. Так, соинвесторами создания инновационной инфраструктуры может выступать, например, Российская венчурная компания — Фонд посевных инвестиций, Инфраструктурный фонд. Специализированные фонды РВК вполне могут выступить соинвесторами венчурных проектов кластеров аэрокосмической, IT и биофармацевтической направленности. Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, Фонд «Сколково», ОАО «Роснано» могут также выступать соинвесторами кластерных проектов. Значительным ресурсом финансирования инновационного развития кластеров должны стать программы инновационного развития крупных компаний с государственным участием — такие как государственная корпорация «Ростехнологии», ОАО «РЖД», ОАО «Роснефть». Эта тема активно обсуждалась в июле 2012 г. на 6-ом межрегиональном экономическом форуме в Самаре. В рамках форума прошел круглый стол с участием представителей крупных компаний, федеральных органов власти о роли крупного бизнеса в формировании и реализации кластерной инновационной политики в регионах. В программах инновационного развития крупных компаний должны быть определены перспективы продуктовых и технологических инноваций на десятилетия вперед. Крупные компании обозначили свою готовность участвовать в реализации программ развития кластеров, но это сотрудничество должно идти в контексте конкретных проектов. Сейчас кластеры должны сформировать долгосрочные и проработанные инновационные проекты, которые станут основой взаимовыгодного сотрудничества крупных компаний и кластеров. Кластеры должны стать ядром региональных инновационных систем. Верно выстроенная стратегия и программа развития кластеров способна ускорить реализацию и усилить преимущества ПИРов крупных компаний. В рамках Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) прорабатывается вопрос о привлечении структур Внешэкономбанка, ответственных за развитие малого и среднего бизнеса, к развитию малого и среднего инновационного предпринимательства в кластерах. Основной проблемой малых инновационных предприятий является привлечение «длинных» и «дешевых» кредитов, а также отсутствие необходимой залоговой базы и высокие риски бизнеса. Подход к инновационным предприятиям не может быть стандартным. Поэтому банки, возможно, специализированные, как у ВЭБа, должны нести инвестиционную функцию, т.е. выступать не кредиторами, а больше инвесторами. Предположительно, в конце ноября 2012 г., в рамках IV международной специализированной выставки «Нанотехнологии. Казань-2012», этот вопрос получит свое логическое завершение в виде конкретных договоренностей. В качестве еще одного механизма поддержки предлагается сегодня распространить часть налоговых льгот «Сколково» на территории базирования кластеров. Такой механизм требует серьезной проработки. Например, самарский аэрокосмический кластер состоит преимущественно из крупных предприятий. И применение в отношении них «сколковских» льгот по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, имущество, по уплате страховых взносов в различные фонды кажется сомнительным как с государственной, так и с экономической точки зрения. Другое дело — малые и средние инновационные предприятия кластеров. Для стимулирования их развития применение льгот, аналогичных «сколковским», весьма оправдано. В рамках кластерного комитета Ассоциации инновационных регионов России, а также других комитетов АИРР аналитическая и нормативно-правовая проработка вопроса о возможности применения налоговых льгот уже начата.И еще одно. Если мы рассматриваем инновационные территориальные кластеры как стратегические точки роста и полюса конкурентоспособности, то очевидно, что необходимо стратегическое управление их развитием на федеральном уровне. Сейчас Минэкономразвития аккумулировал у себя большой массив информации о кластерах и их перспективах развития, их инновационном и рыночном потенциале. Должна быть выстроена стратегия развития инновационных территориальных кластеров, которая позволила бы составить дорожную карту реализации задач, поставленных Президентом в майских Указах, и органично дополнила бы содержательную часть государственных и федеральных целевых программ. Александр Кобенко - Заместитель председателя Правительства Самарской области — министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Руководитель Комитета АИРР по кластерной политике и кластерным инициативам. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|