Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Альма-матер машиностроительного кластера

Столица Удмуртии по праву заслужила репутацию города мастеров и инженеров, в том числе Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова (ранее Ижевского механического института) трудно переоценить. О настоящем и будущем ИжГТУ рассказывает ректор, доктор технических наук, профессор Борис ЯКИМОВИЧ.

Просмотров: 133
ЯКИМОВИЧ Борис Анатольевич – ректор Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова, доктор технических наук, профессор.

Столица Удмуртии по праву заслужила репутацию города мастеров и инженеров, в том числе Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова (ранее Ижевского механического института) трудно переоценить.

И сегодня университет готовит специалистов не только для предприятий Ижевска и Удмуртской Республики, но и соседних регионов. Среди особо востребованных выпускники ИжГТУ по таким направлениям подготовки, как машиностроение, приборостроение, вычислительная техника, инженерно-­строительные специальности. В целом, как показывает мониторинг по трудоустройству, в Поволжском федеральном округе университет является одним из лучших – более 90 процентов выпускников ИжГТУ трудоустроены, причем нашли себе место работы именно по своим специальностям. Для научно-педагогического коллектива такой уровень востребованности – это оценка потребителем качества подготовки в университете, взрастившем не одно поколение инженеров.

О настоящем и будущем ИжГТУ рассказывает ректор, доктор технических наук, профессор Борис ЯКИМОВИЧ.

– Борис Анатольевич, не столь давно журнал «Форбс» назвал лучшие пятерки российских вузов по различным направлениям подготовки. В их числе Ижевский технический университет.

– Да, вы правы, журналом «Форбс» были определены 25 наиболее престижных профессий, которые будут востребованы в ближайшие пятьдесят лет. И одним из университетов, где уже обучают по этим престижным профессиям, является наш университет. Это направления, связанные с интеллектуальными системами в транспорте, – с «умными» дорогами, как сейчас принято говорить. Но, конечно, мы развиваем и другие перспективные направления. Например, в ближайшее время особое внимание ИжГТУ намерен уделить подготовке кадров в области робототехники и интеллектуальных систем в машиностроении. Достаточно активно развивается в университете и направление в области архитектуры информационных систем. В перспективе также развитие направлений в области нанотехнологий и, прежде всего, нанотехнологии материалов, в области накопления и сохранения энергии, а также создания источников получения энергии нового типа.

Сегодня самое передовое высшее техническое образование развивается, базируясь на принципах междисциплинарности и широкого использования информационных технологий. Безусловно, ИжГТУ нацелен на подготовку подобных кадров: скажем, специалистов-экологов, которые хорошо знают не только дисциплины, связанные с экологией, но и дисциплины технические. Востребованность специалистов с такими знаниями высока и будет расти в дальнейшем. Интересным для университета направлением, где также используется междисциплинарный подход (в области информационных технологий и строительства), является подготовка инженеров с умением использовать 3D-принтер в строительстве. Очень актуален вопрос подготовки специалистов в области инновационного консалтинга и оценки интеллектуальной собственности.

Названный перечень перспективных направлений мы намерены реализовать в проекте кампуса Ижевского государст­венного технического университета, который прорабатывается как университет будущего для подготовки специалистов в области высокотехнологичных отраслей экономики.

– Какой инженер сегодня требуется на рынке труда? И какие формы воспитания интереса к этой профессии у школьников вам представляются лучшими?

Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова. Год основания – 1952. Подготовка ведется на 12 факультетах. Создана и успешно действует система непрерывного профессионального образования. Количество студентов – более 20 тыс. Входит в Топ-100 лучших российских вузов, составленный рейтинговым агентством «Эксперт».

– Для современного предприятия сегодня критически важно даже не количество инженеров, а их качество, поэтому и на рынке труда есть большой запрос на специалистов, которые умеют эффективно работать, быстро решая сложные системные технические задачи. Неслучайно, перед профильными университетами поставлена первоочередная задача повышения качества инженерной подготовки, а не просто возврат к былому «поточному» массовому выпуску технических специалистов.

Что касается мотивации школьников к выбору инженерной профессии, важно формировать интерес к инженерии, начиная с пятых классов, и даже ранее. Причем не столько традиционными, хорошо апробированными в советские времена методами, когда школьников учили делать «табуреты под копирку», то есть практическим навыкам. Сегодня школьник должен уметь уже не только создавать интересный продукт – например, робота, – но и его проектировать. Значит, нужно учить современным методам проектирования и разработки, навыкам расчета. Кстати, подобные интересные проекты университет реализует со станциями юных техников в ряде городов Удмуртии, например, в Воткинске.

Эффективным методом воспитания у школьников интереса к инженерному делу является проведение технических инженерных олимпиад. Мы шаг за шагом реализуем олимпиадный подход во взаимодействии со школами, видим, что интерес к этим состязаниям растет. В качестве примера приведу межрегиональную школьную олимпиаду «Звезда. Таланты на службе обороны и безопасности», которую проводит Союз машиностроителей России совместно с крупнейшими вузами страны.

Еще одной привлекательной моделью приобщения школьников к инженерному образованию представляются популяризация новых профессий, о которых я уже говорил, и новые формы профориентационной работы. Для справки, третий год при ИжГТУ действует школьный университет, где старшеклассникам читают лекции видные университетские ученые, руководители ведущих предприятий республики. Ребята с интересом посещают такие занятия, способствующие расширению кругозора, помогающие определиться с выбором, понять и проявить себя. Или есть очень интересные проекты, осуществляемые ИжГТУ совместно с ижевским планетарием. В космических лабораториях школьного университета старшеклассники в виртуальном пространстве изучают космос, занимаются проектированием микроспутников. Все это очень увлекательно. Уверен, что такие занятия и творческие проекты многим помогут уверенно сделать выбор своего будущего и профессии.

– В октябре 2014 года правитель­ство Удмуртии утвердило план реализации Стратегии социально­-экономического развития республики до 2025 года. Основой определен кластерный подход, а важнейшим партнером в становлении и развитии кластеров – высшая школа, в том числе ИжГТУ. Какие инициативы и, возможно, уже конкретные проекты вы готовы предложить, реализуя заявленные в стратегии планы?

– Да, Удмуртия является одним из регионов, где реализуется кластерный подход. В его рамках создан Удмуртский машиностроительный кластер, и одним из участников в области подготовки кадров, выполнения научных проектов, интеграции науки, образования и промышленности на международном уровне является наш университет. Проект «Кампус ИжГТУ», о котором я уже упоминал, станет одним из интегрирующих факторов Удмуртского машиностроительного кластера. Университет будет взаимодействовать с кластером в реализации перспективных проектов по военной тематике, в области вооружения, экипировки, создания беспилотных летательных аппаратов, новых материалов в строительстве, информационных технологий. Есть и другие перспективные направления.

В 2015 году, на первом этапе развития Удмуртского машиностроительного кластера, запланирована реализация на базе ИжГТУ различных образовательных программ для специалистов – сотрудников предприятий-­участников кластера, где они получат дополнительные профессиональные компетенции, необходимые для продвижения перспективных кластерных проектов. Мы считаем очень важным такое взаимодействие высшей школы и машиностроительного кластера республики. Уверены, что заявленное партнерство повысит конкурентоспособность выпускаемой машиностроительными предприятиями продукции не только на российском, но и международном рынке.

– Какими реализованными инновационными проектами, в том числе инфраструктурными, университет сегодня гордится по праву?

– Реализованных проектов, как и тех, над которыми сегодня трудится коллектив нашего университета, множество: и в образовательном направлении, и в области научно-прикладных и инновационных разработок. Серьезно обновляется инфраструктура вуза: например, при поддержке предприятий и организаций региона создаются именные аудитории и лаборатории, оснащенные современным интерактивным оборудованием. Первая именная аудитория появилась в ИжГТУ в 2011 году, а сегодня в стенах вуза их уже 20. Отмечу и активную работу по организации базовых кафедр, основанных на сетевом взаимодействии университета, предприятий и академических научных институтов и организаций. Сегодня в ИжГТУ работает 12 базовых кафедр, созданных совместно с предприятиями и, прежде всего, с такими гигантами и лидерами в своих отраслях, как концерн «Калашников», Ижевский электромеханический завод «Купол», Ижевский мотозавод «Аксион­Холдинг», Сарапульский элек­тро­генераторный завод.

Гордится университет и своими центрами превосходства и центрами коллективного пользования. На сегодняшний день их создано 10. Среди них центр по инновационным технологиям обработки материалов – один из лучших в России, международный центр коллективного пользования по технологии обработки поверхностей, лаборатории космического приборостроения и космической навигации, стрелкового оружия с уникальным учебно-научным подземным тиром для испытания разных видов оружия, оснащенным суперсовременным измерительным комплексом. В 2014 году открылся инжиниринговый центр «Специальные технологии формирования поверхности с заданными свойствами», созданный в 2014 году благодаря победе ИжТУ в конкурсе Минобрнауки РФ по созданию и развитию инжиниринговых центров в российских вузах. Этот проект реализуется в партнерстве с концерном «Калашников», Ижевским радиозаводом, Сарапульским радиозаводом, ОАО «Элеконд» и другими промышленными предприятиями Удмуртии.

Среди конкретных реализованных научно-практических проектов вуза – разработка информационно­-измерительной системы мехатронных комплексов и методик распознавания трехмерных объектов и управления на основе адаптивных алгоритмов; аппаратное и методическое обеспечение неразрушающего контроля деталей ходовой части вагонов и локомотивов с использованием электромагнитно-акустического преобразования; разработка технологии формирования наноразмерной субструктуры в высокоточных заготовках и деталях машиностроения; внедрение в производство строительных композиционных материалов, модифицированных дисперсиями углеродных наносистем и другие инновационные проекты в области приоритетных направлений в области развития науки, техники и технологий.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: удмуртская республика, инженерное образование, кластер, ИжГТУ, регион, ао-81

Похожие материалы:
ИжГСХА. Кадры для АПК
Удмуртия: кластерный прорыв
Чёткие ориентиры развития
Партнерство инженерных вузов России и Китая
Состоялось собрание Ассоциации промышленных предприятий Удмуртии
В ИжГТУ им. М.Т. Калашникова открылся центр аддитивных технологий
Стране нужны инженеры
ИжГТУ готовится к WorldSkills Russia в Удмуртии
«Паспорт региона»: шесть интересных фактов
Роль инновационных кластеров в развитии регионов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс» (ул. 1-я Тверская-Ямская, 2, строение 1)...
Экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России
Редакция журнала «Аккредитация в образовании» провела экспресс-форум для представителей...
Состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс»состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии...
Михаил Калашников – человек и университет
Сегодня ИжГТУ – крупный технический университет региона, выпустивший более 50 тыс. инженеров для...
Из журнала
#106Базовый центр по топ-50 в Саратове реализует эффективную стратегию развития
#111Опыт профессиональной переподготовки специалистов в области дизайна
#105В Москве прошла V Глобальная конференция по технологиям в образовании EdCrunch
#105КалмГУ прилагает системные усилия для совершенствования региональной среды
#111Непрерывное медицинское образование: проблемы и перспективы
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ