Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Удмуртия: кластерный прорыв

В октябре 2014 года правительство Удмуртии утвердило план мероприятий по реализации Стратегии социально-­экономического развития республики до 2025 года. Среди главных целей – развитие региона как поставщика высокотехнологичной продукции на мировой и российский рынки, в том числе вооружений, электротехники, нефтегазового оборудования, автомобилестроения и других. Основой достижения определен кластерный подход.

Просмотров: 125

В октябре 2014 года правительство Удмуртии утвердило план мероприятий по реализации Стратегии социально-­экономического развития республики до 2025 года. Среди главных целей – развитие региона как поставщика высокотехнологичной продукции на мировой и российский рынки, в том числе вооружений, электротехники, нефтегазового оборудования, автомобилестроения и других. Основой достижения определен кластерный подход. Стоит отметить, что желание развивать кластеры стало не просто бумажной декларацией региональных властей о намерениях. Детальный проект разрабатывался несколько лет, и первоначально предполагалось создать его, исходя из исторической специализации региональной экономики – в сфере производства стрелкового оружия. Но в конечном варианте рамки первоначальной кластерной инициативы значительно расширились – из специфического профильного проекта он превратился в межотраслевой. В конце декабря 2014 года проект одобрила Межведомственная комиссия по технологическому развитию президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию. Так в России родился еще один, 26-й по счету, территориальный инновационный Удмуртский машиностроительный кластер.

На сегодняшний день кластеры развиваются во многих странах, играя роль драйверов инновационной экономики, инкубаторов нового технологического уклада. Основная миссия кластеров – создание условий, позволяющих научным разработкам попасть «из лабораторий в бизнес» кратчайшим и эффективным путем и таким образом повысить конкурентоспособность конкретных территорий за счет их инновационного развития. Для реализации территориальной кластерной стратегии необходимо несколько базовых условий: сильный научно-исследовательский и образовательный сектор, пул профильных производственных предприятий и, наконец, инфраструктура, которая будет способствовать их реальной тесной кооперации и – как результат такой кооперации – появлению нового конечного продукта. Первые кластерные программы стартовали в Европе еще в 80-х годах ХХ века. Но настоящий бум случился в нулевые годы. По данным исследования НИУ ВШЭ «Пилотные инновационные территориальные кластеры в РФ», даже в странах с развитой экономикой свыше 60 процентов инновационных кластеров были запущены только после 1999 года. Но к середине нулевых годов в мире насчитывалось уже около 1,5 тыс. кластеров (сегодня в одной только Кремниевой долине их 17). В России первые 25 пилотных кластерных проектов (инновационных территориальных кластеров), в том числе официально поддержанных и федеральными властями, стартовали в 2012 году в 20 российских регионах.

Российская особенность – по уровню участия в кластерах учреждений высшей школы РФ занимает одно из первых мест в Европе, как отмечает заведующий отделом кластерной политики и руководитель Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко. В общем количестве участников 25 пилотных кластеров в каждый из них вошли в среднем по два­три вуза. По замечанию Е. Куценко, в рамках пилотных инновационных кластеров (по типу они сугубо отраслевые) заметны три модели взаимодействия вузов с предприятиями: 1) реализация образовательных программ по приоритетным для участников кластера направлениям подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, прежде всего инженерных; 2) проведение прикладных исследований совместно с бизнесом; 3) совместное использование инновационной инфраструктуры вузов.

Удмуртия в данном случае находится в том же российском тренде: так, в уже упомянутой Стратегии социально-­экономического развития республики до 2025 года важным партнером в становлении и развитии кластеров названа именно высшая школа. Ее образовательный потенциал и научно-технический задел, безусловно, это позволяют. Например, по данным ежегодного мониторинга деятельности Минобрнауки РФ, удмуртские вузы по ряду показателей (в частности, особенно значимых для реализации кластерной политики – научно-исследовательской деятельности и инфраструктуре) стабильно занимают позиции на уровне или выше среднероссийских значений. В числе инфраструктуры при вузах республики действуют бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий и прочее. Выше среднероссийских и такой показатель, как трудоустройство выпускников организаций профессионального образования по полученной специальности в первый год после получения диплома.

Глава Удмуртии Виктор Савельев уверен – реализация программы машиностроительного кластера даст мощный импульс для практической реализации технических и интеллектуальных ресурсов республики в целом. В машиностроительный кластер, якорным предприятием которого станет концерн «Калашников», войдет еще три десятка резидентов, в том числе практически все предприятия ОПК, а также ведущие образовательные и научные организации республики. Таким образом, в кластере будет представлен весь цикл – от науки и подготовки кадров до производства и сбыта продукции, а также сопутствующие направления. Развитие получат робототехника, электроника, деревообработка, химическая промышленность, другие отрасли – всё, что так или иначе связано с созданием современного стрелкового оружия, как комментируют инициаторы проекта. Есть идеи создать в будущем на территории региона и другие кластеры – по производству нефтегазопромыслового оборудования, автомобилестроения и производства автокомпонентов. Руководство республики называет, по меньшей мере, три фактора, благодаря которым регион будет интересным для потенциальных инвесторов, участников кластеров. Это расположение на пересечении транспортных коридоров, соединяющих европейскую и азиатскую части России. Это создание благоприятных условий для инвестирования: по данным российского инвестиционного агентства, республика входит в десятку регионов с лучшей институциональной средой для реализации проектов государственно-частного партнёрства. И, наконец, наличие промышленности, базирующейся на производствах оборонного комплекса России с соответствующими инновационными, научными, исследовательскими структурами и трудовыми кадрами.

Рассказать о кадровой и научно-исследовательской базе кластерной стратегии региона мы попросили руководителей ведущих образовательных организаций республики. Об этом читайте далее в номере.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: кластер, инновации, удмуртская республика, регион, ао-81

Похожие материалы:
Роль инновационных кластеров в развитии регионов
Чёткие ориентиры развития
«Инновационный пояс» классического университета
Коллективная модель инноваций
Альма-матер машиностроительного кластера
Формирование кластера российских ядерных технологий в АТР
ИжГСХА. Кадры для АПК
Стать университетом мирового уровня
«Паспорт региона»: шесть интересных фактов
Паспорт региона: Самарская область

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России
Редакция журнала «Аккредитация в образовании» провела экспресс-форум для представителей...
Михаил Калашников – человек и университет
Сегодня ИжГТУ – крупный технический университет региона, выпустивший более 50 тыс. инженеров для...
Состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс»состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии...
Инновационные подходы к повышению профессионального мастерства
Особая миссия Северного педагогического колледжа заключается в подготовке кадров для северных...
4 декабря 2019 года состоится вебинар "Интернационализация высшего образования" под эгидой APQN
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#105Определены самые медиаактивные ректоры российских вузов
#111Опыт профессиональной переподготовки специалистов в области дизайна
#110Подготовка студентов педагогического колледжа к участию в чемпионате WorldSkills
#103Выборгский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина готовит кадры по стандартам WSR
#103Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова стал инновационным центром региона
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ