Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Разработка модели современного педагогического образования

На уровне региона (Томской области) и вуза (Томского государственного педагогического университета) в 2013 году был принят ряд соответствующих документов и в дальнейшем осуществлены проекты, целью которых является реализация новых подходов к подготовке педагогических кадров. Представим хронологию ключевых событий.

Просмотров: 175
М.А. ЧЕРВОННЫЙМ.А. ЧЕРВОННЫЙ, первый проректор по учебной работе Томского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент

Реализация новой концепции модернизации педагогического образования (2014-2017), в рамках которой идет апробация новых образовательных программ подготовки будущих учителей, предполагает, как подчёркивают авторы, переосмысление роли и миссии учителя [1]. Вместе с тем возникла и необходимость «переформатирования» многих фундаментальных педагогических представлений в сфере непрерывного педагогического образования, принятия новых документов и изменения системных условий.

На уровне региона (Томской области) и вуза (Томского государственного педагогического университета) в 2013 году был принят ряд соответствующих документов и в дальнейшем осуществлены проекты, целью которых является реализация новых подходов к подготовке педагогических кадров и совершенствованию учительского корпуса. Представим хронологию ключевых событий.

В соответствии с поручениями губернатора по итогам съезда учителей Томской области (март, 2014) в университете разработаны проекты концепции и программы модернизации педагогического образования на 2014-2020 годы в регионе.

Департаментом общего образования Томской области и ТГПУ утвержден совместный план работы по вопросам совершенствования учительского корпуса области на 2014-2015 учебный год (октябрь, 2014). В документе нашли отражение основные направления взаимодействия: совершенствование педагогического образования, обеспечение системы общего и дополнительного образования новыми кадрами, повышение уровня образования работающих педагогов.

Преимущественно тремя факультетами ТГПУ – педагогическим, технологии и предпринимательства, экономики и управления – было заключено более 10 договоров о сетевой форме реализации образовательных программ (декабрь, 2013 – декабрь, 2014). Партнерами выступили учреждения системы СПО.

Вуз подключился к реализации трех общероссийских проектов, направленных на совершенствование системы педагогического образования (январь, 2015), которые были завершены к 1 сентября. Содержанием проектов явилась апробация модели рассмотрения и учета сведений о профессионально-общественной и общественной аккредитации при проведении государственной аккредитации; модели мониторинга качества реализации образовательных программ высшего образования по УГС и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки»; новых модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата в рамках УГС «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (воспитатель).

Распоряжением Правительства РФ одобрена Концепция создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО «Томск» и утвержден план мероприятий («дорожная карта») по реализации документа (апрель, 2015). В мероприятиях, осуществляемых в рамках направления «Наука и образование», запланирована реализация региональной программы модернизации педагогического образования до 2017 года. Основной исполнитель – ТГПУ.

Параллельно с этим коллектив продолжает осуществление «старых» и приступил к реализации новых проектов, направленных на создание современного содержания и технологий подготовки педагогических кадров как внутри ТГПУ, так и в пространстве сетевого взаимодействия.

Центр дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования был открыт в январе 2011 года по инициативе ректора Томского государственного педагогического университета, доктора физико-математических наук, профессора В.В. Обухова как структурное подразделение вуза.

Миссия центра:

• содействие профессиональному росту педагогов;
• раскрытие интеллектуального потенциала детей;
• популяризация физико-математических и естественных наук;
• повышение уровня подготовки школьников к ГИА, ЕГЭ, олимпиадам;
• содействие в социальном и профессиональном самоопределении учащихся.

Остановимся на основных проектах. Первый из них связан с созданием системы элитного дополнительного школьного и педагогического образования. Одной из эффективных моделей выступил центр дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования, деятельность которого направлена на подготовку кадров для дополнительного образования и работу с одаренными детьми.

Одним из значимых результатов работы центра стали высокие достижения его воспитанников на всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах. Так, в 2015 году Никита Гладков – в составе российских сборных команд – завоевал золото на VII международной олимпиаде школьников Romanian Masters in Mathematics-2015 и серебро на международной олимпиаде по математике в Тайване.

Не менее значимый итог – создание новой системы работы с педагогическими кадрами. В систему на регулярной основе включены студенты – будущие педагоги (учителя физики, математики, информатики, педагоги дополнительного образования и воспитатели), которые в дополнение к основной образовательной программе проходят новые виды практики. Имеется в виду проведение конкурсов и презентационных мероприятий для одаренных детей, а также дистанционных занятий: например, разбор задач ЕГЭ в режиме онлайн.

В рамках новой системы осуществляется подготовка молодых тренеров для участников предметных олимпиад из числа бывших победителей и призеров – ныне студентов и аспирантов, привлеченных из других вузов, склонных к педагогической деятельности. Система включает ежегодное проведение курсов повышения квалификации для учителей и педагогов дополнительного образования области с целью обучения новым формам интеллектуального развития детей в системе дополнительного образования, начиная с дошкольного возраста. Курсы прошли более 400 учителей. Ведется активная совместная работа со школами региона – на сегодняшний день реализуется более 40 договоров. Помимо этого, силами преподавателей и студентов ТГПУ проводятся различные конкурсы для педагогов и школьников, направленные на популяризацию точных и естественных наук и выявление талантливых наставников и их учеников.

Второй проект – новая модель организации практики студентов педагогического вуза в форме онлайн-подготовки к ЕГЭ. Реализация его началась в конце 2013 года и предполагала прохождение учебной практики для тех, кто выбрал профессию учителя. Сегодня это сообщество учеников, будущих учителей и преподавателей. Студенты, главные участники проекта, проводят занятия в онлайн-режиме для пользователей из разных регионов России. При этом используются различные ИК-технологии и самое современное оборудование, включая интерактивные планшеты и доски.

Одна из перспектив роста проекта в регионе заключается в возможностях использования не только разбора отдельных задач ЕГЭ, но и полных уроков, проводимых студентами ТГПУ – будущими педагогами в дистанционном режиме для удаленных территорий, в том числе в малокомплектных школах – особенно там, где есть нехватка учителей. Еще одна перспектива развития проекта обозначена на собрании ректоров педагогических вузов Сибири, где проект получил высокую оценку. Было предложено апробировать сетевую модель практики студентов педвузов Сибири. Такой формат позволит студентам не замыкаться на опыте, который приобретается в ходе проведения занятий с учащимися одного образовательного учреждения.

Третий проект – сетевое взаимодействие со школами по организации дополнительного образования. Направление прошло апробацию в 2014-2015 учебном году в рамках сетевого взаимодействия со средней школой № 40 г. Томска при осуществлении проекта «Открытый профильный класс». В рамках реализации ФГОС общего образования с целью общеинтеллектуального развития личности силами студентов и преподавателей на базе факультета иностранных языков, а также физико-математического и биолого­химического факультетов организованы курсы для учащихся пятых классов.

Необходимость реализации еще одного проекта вызвана обновлениями в педагогической магистратуре. Существенные изменения в основной профессиональной образовательной программе подготовки педагога на уровне магистратуры в 2015-2016 учебном году связаны с переориентацией на новые образовательные результаты, выраженные в компетенциях, которые определены профессиональным стандартом педагога [2]. Новое содержание теоретической и практической подготовки, в том числе учитывающее освоение трудовых действий (функций), указанных в профстандарте педагога, было сформировано благодаря созданию в ТГПУ экспертного совета по содержанию образования. Главной целью его деятельности является определение основных подходов к содержанию образовательных программ с учетом мнения ключевых работодателей. Новые преимущества открыла межфакультетская «сборка» программы подготовки управленцев для системы общего и дополнительного образования.

Таким образом, принятие ряда новых условий и положений позволило:

  • во-первых, содействовать развитию программ педагогической магистратуры и педагогического бакалавриата, направленных на усиление практической и исследовательской компонент подготовки кадров в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций и повышения академической мобильности студентов;
  • во-вторых, реализация названных проектов позволяет ТГПУ создавать новую модель педагогического образования, учитывающую внедрение обновленных образовательных программ по всем направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки», – для учета требований профессионального стандарта педагога, обеспечения реализации ФГОС общего образования.

Литература

  1. Кто есть кто в образовании и науке: модернизация педагогического образования, задачи первого ряда. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов встретился с руководителями российских вузов. [Электронный ресурс] // URL: http://педагогическоеобразование.рф/smi/show/49 (дата обращения – 17.09.2015).
  2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». [Электроннный ресурс] // Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/ (дата обращения – 29.09.2014).
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Интеграционные аспекты в оценке качества образования
Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки
Кто кого: Россия в Болонском процессе
Стратегия качества в педагогическом образовании Мордовии
Повышение профессионального уровня педагогов
Необходима господдержка частного сектора образования
Модернизация педагогического образования: мнение экспертов
БашГУ: ведущий региональный вуз
Двойное опережение подготовки педагогов
Технологии сопровождения одаренных детей

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ