Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ПВГУС - инструмент развития Самарской области

На базе Поволжского университета сервиса планируется создать университетский бизнес-инкубатор и туристический кластер Самарской области, где ПВГУС выступит в роли управляющей компании.

Просмотров: 86

1 (465571).jpgНа базе ПВГУС планируется создать университетский бизнес-инкубатор и туристический кластер Самарской области, где вуз выступит в роли управляющей компании.

В Поволжском государственном университете сервиса состоялось заседание Научно-технического совета (НТС) университета. Участие в нем приняли почетные гости: Горбунов Дмитрий Викторович – заместитель министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области; Титова Ирина Ивановна – руководитель департамента развития предпринимательства Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области; Богданов Дмитрий Юрьевич – руководитель департамента экономического развития мэрии г.о. Тольятти, а также представители администрации ПВГУС, заведующие кафедрами и профессорско-преподавательский состав университета.

Основные вопросы, которые были рассмотрены на заседании:

  1. Участие университета в создании, продвижении, реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в г.о. Тольятти.
  2. Участие университета в создании, продвижении, реализации программ развития туризма на территории Самарской области и г.о. Тольятти.
  3. Создание «Маркетингового навигатора» Тольятти.

Дмитрий Викторович Горбунов отметил, что проект программы по развитию предпринимательства уже рассматривается в правительстве области:

– Проект программы по развитию предпринимательства уже рассмотрен Александром Владимировичем Кобенко, вице-губернатором – министром экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Сейчас идет работа по интегрированию университета в систему поддержки малого и среднего предпринимательства. Мы даже заложили некоторую сумму на это. Хотим видеть ученых Поволжского государственного университета сервиса не в качестве консультантов, а в виде сотрудников. Надеюсь, что этот год станет отправной точкой, когда мы сможем реализовывать концепцию развития университета, который будет выполнять не только образовательную функцию, а являться и инструментом развития территории.

О конкретных направлениях работы и видении ее результатов со стороны областных властей рассказала Ирина Ивановна Титова. Она отметила, что в скором времени на нескольких тольяттинских предприятиях в результате сокращений будут высвобождаться работники. Поэтому важно предоставить людям возможность получить необходимые знания для создания собственного бизнеса или помочь им получить новую профессию.

– Я считаю, что университету необходимо провести экспертную оценку муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства г.о. Тольятти на 2014–2017 годы», – говорит Титова. – Он должен быть готов переквалифицировать тех, кто останется без работы. Может быть, не всех, а тех, кто готов стать предпринимателями и идти в бизнес. Я вижу эту работу таким образом: в рамках финансирования программ Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области университет осуществит для высвобождаемых работников разработку и реализацию программ переподготовки, повышения квалификации «Основы предпринимательской деятельности «Открой свое дело» с объемом не менее 500 часов. Далее будет сформирован некий «предпринимательский лифт», где человеку помогут с определением вида бизнеса, исходя из потребностей и приоритетности для экономики, с разработкой бизнес-плана, с регистрацией в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, с определением форм государственной поддержки для развития бизнеса, т. е. с субсидиями и грантами на создание собственного бизнеса.

Также предполагается, что для участвующих в программах будет работать институт наставничества. Для этого необходимо разработать инструменты передачи опыта от состоявшихся представителей бизнеса начинающим предпринимателям по вопросам организации и развития собственного дела, внедрения инновационных идей и коммерциализации разработок. Это персональные консультации, проведение курсов и семинаров, информационная поддержка и др. К этой работе подключится и Бизнес-инкубатор Агентства экономического развития г.о.Тольятти, который перехватит и будет дальше направлять обученных в ПВГУС людей. Здесь займутся разработкой стратегии развития предприятия, проведением курсов по актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности, курсов повышения квалификации и семинаров. По той же схеме могут быть направлены и студенты самого университета. Для этого на его территории необходимо создать университетский бизнес-инкубатор, который будет направлять и учить людей, желающих стать предпринимателями.

Отметим, что эта работа не нова для ПВГУС. Уже несколько лет вуз не только проводит переобучение тольяттинцев по именным образовательным чекам, повышает квалификацию и переквалификацию по многим специальностям – здесь существует и ряд программ, которые позволяют студенту определиться с выбором направления собственного дела, разработать бизнес-план и обкатать его на практике. В университете создано несколько учебно-тренировочных фирм, работают два малых инновационных предприятия: «Ландшафт-тур» и «Академия Моды». Шесть лет в университете проходит Международная деловая игра и конкурс инновационных бизнес-проектов Business holiday со школой молодых ученых «Школа инновационного предпринимателя», которая направлена на стимулирование инновационной активности студентов, бакалавров, магистрантов, аспирантов и молодых ученых России и зарубежья и вовлечение их в процесс организации бизнеса, обучение преодолению барьеров при генерации бизнес-идей.

– Business Holiday стал отличной площадкой для обкатки студенческих бизнес-проектов, – рассказал собравшимся доктор исторических наук, профессор Якунин В.Н., проректор по научной и инновационной деятельности университета. – В 2015 году этот конкурс стал лауреатом Всероссийского конкурса в сфере развития органов студенческого самоуправления «Студенческий актив» в номинации «Лучший проект в сфере развития научно-исследовательской деятельности студентов».

– На Business Holiday Агентство экономического развития может выступить информационным партнером и привлечь экспертов для предварительных консультаций с командами-участниками конкурса с целью более глубокой и эффективной проработки идей и проектов, а также для последующей их оценки, – пояснил Горбунов. – Также возможно привлечение представителей предпринимательского сообщества, представителей инфраструктуры поддержки предпринимательства Самарской области и РФ, готовых оказать содействие в привлечении инвестиций в лучшие молодежные проекты, представленные на конкурсе. С помощью специалистов агентства возможна доработка таких проектов для презентации и получения финансирования на ежегодном молодежном форуме «IВолга».

Идею о создании университетского бизнес-инкубатора на территории Поволжского государственного университета сервиса поддержал и Дмитрий Юрьевич Богданов, руководитель департамента экономического развития мэрии г.о. Тольятти:

– Возможность появления студенческого или университетского бизнес-инкубатора мы обсуждали не единожды. Он не будет дублировать городской бизнес-инкубатор. Он будет служить переходным этапом. Студенческие предприятия из вашего бизнес-инкубатора после определения вида деятельности, создания бизнес-плана и так далее будут размещаться в городском бизнес-инкубаторе для проведения дальнейшей работы. Мы готовы организовать систему получения грантов для резидентов студенческого бизнес-инкубатора при ПВГУС. Для них будет доступна вся структура поддержки. Возможно, будут отдельные критерии отбора при получении гранта. До середины февраля мы разработаем программу по поддержке малого и среднего бизнеса с финансированием.

Преподаватели ПВГУС приняли предложение коллег и выразили готовность разработать дополнительные программы по обучению безработных, которые пожелают открыть свой бизнес, и к созданию университетского бизнес-инкубатора. А В.Н. Якунин, проректор по научной и инновационной деятельности университета, предложил использовать ПВГУС и как ресурсный центр инновационного развития малого бизнеса в Тольятти, в который будет входить 4 компоненты: образовательная, инновационная, методическая и общественная.

Стратегия и кластер необходимы региону

Вторым важным вопросом, вынесенным на повестку дня заседания НТС, стало развитие9877759.jpg внутреннего туризма.

– На сегодняшний день в регионе нет стратегии развития внутреннего туризма, – говорит И.И. Титова. – Это значит, что мы не понимаем, куда двигаться дальше. Область готовится к большому приему гостей в рамках чемпионата мира по футболу 2018 года. Вся губерния, в том числе Тольятти, очень интересна для посетителей с туристической точки зрения, но эта сфера у нас слабо развита. Чтобы исправить ситуацию, мы определили несколько пунктов стратегии развития туризма. Поскольку ПВГУС является профильным вузом, который готовит кадры в этой области, хорошо было бы на вашей площадке консолидировать все туристические организации нашего региона, особенно те, которые занимаются внутренним туризмом, и создать туристический кластер. Только поняв их трудности и потребности, можно сделать эту работу качественно и результативно. Также предлагаю, чтобы вуз выступил как управляющая компания этого туристического кластера.

Предложение коллеги о создании туристического кластера на территории Поволжского государственного университета сервиса одобрил и Дмитрий Юрьевич Богданов.

– Мэрия Тольятти уже несколько лет трудится над разработкой комплексного туристического продукта, чтобы гости города, а также командировочные граждане смогли увидеть наши достопримечательности, потратить здесь деньги, – говорит Богданов. – Но пока у нас нет систематизированного продукта, который мы можем предложить гостям. У туристического кластера здесь должна быть определяющая роль. Он поможет консолидировать все разработки и грамотно свести их воедино. Я думаю, что такая практика есть на сегодняшний день в городе только у ПВГУС. У него же есть и соответствующая база для этого. Университет мог бы стать управляющей компанией в туристическом кластере региона, быть площадкой для развития малого бизнеса.

Для создания Стратегии развития внутреннего туризма в Самарской области до 2018 года, как пояснил Д.В. Горбунов, необходимо разработать «дорожную карту» мероприятий по ее реализации, программу туристско-рекреационного развития, план по осуществлению мониторинга и контроля, перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации Стратегии. Также необходимо проработать и изложить риски, разработать вариативные сценарии внутреннего туризма, целевые показатели, которые планируется достигнуть в зависимости от варианта развития, разработать механизмы хода реализации Стратегии: текущий анализ показателей, качество реализации направлений и мероприятий, уровень достижения ключевых показателей эффективности.

– При разработке механизмов мониторинга и контроля реализации Стратегии необходимо учитывать, что этап оценки и контроля за ее реализацией должен быть непрерывным в целях обеспечения единства решения и исполнения, предупреждения возможных ошибок и недоработок, своевременного выявления отклонений от заданных показателей, эффективного достижения поставленных целей и задач, а также в целях выявления резервов, направленных на улучшение ситуации, – пояснил Горбунов. – Поэтому для эффективной реализации Стратегии предлагаю определить потребности участников туристической деятельности в субсидировании их затрат, то есть объемы необходимых средств для предоставления субсидий, виды затрат, подлежащие субсидированию.

Дмитрий Викторович предложил следующие этапы этой работы:

  1. Подготовить предложения по разработке «дорожной карты» по формированию на территории Самарской области туристско-рекреационного кластера, объединяющего субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма.
  2. Создать на базе ФГБОУ ВПО «ПВГУС» управляющую компанию туристско-рекреационным кластером.
  3. Осуществить реализацию мероприятий, направленных на развитие внутреннего туризма, а именно организацию и проведение конференций и серии круглых столов, посвященных развитию внутреннего туризма по следующим тематикам:
  • Инвестиционные проекты в сфере внутреннего туризма. Практические шаги по привлечению инвестиций в турпроекты.
  • Роль и место сельского туризма в развитии региона.
  • Развитие туризма на особо охраняемых территориях заповедников: имени Спрыгина и нацпарка «Самарская Лука».
  • Промышленный туризм как одно из перспективных направлений для развития туризма в Тольятти.
  • Подготовка и переподготовка кадров в контексте развития внутреннего туризма.
  • Роль информационных технологий в туризме.

Руководство Института дизайна, туризма и социальных технологий (ИДТиСТ) ПВГУС поддержало предложение о необходимости создания Стратегии и появления туристического кластера на своей территории.

– Именно в нашем университете сосредоточен уникальный профессорско-преподавательский состав, который уже почти двадцать лет готовит кадры для туризма и гостеприимства, изучает туристическую привлекательность региона, проводит исследования потребностей туристов и многое другое. При университете еще в 2006 году создано Поволжское отделение Национальной академии туризма. ПВГУС сотрудничает с Русским географическим обществом. Совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова организована работа межвузовской комплексной учебно-научной лаборатории, где уже идут работы по формированию туристско-рекреационного кластера Самарской области. Именно этот накопленный опыт и готов вложить Поволжский государственный университет сервиса в дальнейшее успешное развитие экономики города и области, – подчеркнул кандидат исторических наук, доцент В.М. Ямашев, и.о. директора ИДТиСТ.

«Маркетинговый навигатор» – путеводитель для бизнесмена

10 (1).jpgТретьей темой обсуждения участников заседания стало создание «Маркетингового навигатора». Это виртуальный сервис, который должен помочь малому бизнесу сориентироваться в востребованности своих услуг, найти поставщиков, помещение, узнать о программах банков на выбранной для работы территории и о программах поддержки бизнеса властями.

– В прошлом году Правительство РФ поставило приоритетную задачу по развитию малого бизнеса, – говорит Д.Ю. Богданов, – одним из направлений которого является формирование в городах «Маркетинговых навигаторов». Это программа, где на электронную карту города по некоему алгоритму наносятся территории, в которых целесообразно и оправданно можно заниматься определенным видом бизнеса.

Информация должна содержать следующие сведения: какое количество людей проживает на выбранной территории; каковы емкость рынка, уровень расходов на открытие этого вида бизнеса; какие способы поддержки предпринимателя могут быть использованы; какие есть свободные арендные площади, франшизы, банки и так далее. Фактически человек, имея желание заниматься бизнесом, обладая определенными задатками, может открыть карту региона или города и понять, какие существующие ниши и механизмы поддержки ему доступны. И вот такие навигаторы должны быть созданы в каждом субъекте РФ. Мы со стороны города увидели в ПВГУС хорошего партнера, который сможет выполнить эту работу грамотно, используя профессиональный подход. В ПВГУС есть достаточный опыт проведения «полевых работ» и аналитики, работы в определенных сервисных услугах, владения компетенциями. Это очень важно, потому что при создании навигатора для каждого из видов деятельности необходимо иметь глубокое понимание процессов, насколько они сложные, какие могут быть барьеры. Методология использования таких навигаторов как базовая будет представлена в середине лета 2016 года.

Итогом заседания НТС стало принятие резолюции, где были закреплены все выработанные решения и определены дальнейшие шаги в намеченной работе.

– Давайте подведем итог нашей встречи, – сказал в завершение заседания Д.В. Горбунов, – и выделим в программе нашего сотрудничества три основных момента. Это участие университета в разработке Стратегии развития внутреннего туризма Самарской области, разработка плана мероприятий для создания «Маркетингового навигатора» и внесение критериев отбора резидентов университетского бизнес-инкубатора для участия в конкурсе грантов на открытие нового дела. К началу февраля ждем от вас конкретных предложений, так как областная программа финансирования будет утверждаться в середине месяца.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Проректор СФУ вошёл в Совет по развитию туризма
Туристско-рекреационный кластер создается в Тольятти
В Киркенесе обсудили вопросы развития туризма в Баренцевом регионе
Новые подходы к формированию набора абитуриентов
Перспективы развития экономического образования
Встреча экспертов Russian StartUp Tour с молодыми предпринимателями Самары
«Tourism lifelong learning network» в ТПУ
Кадры для индустрии туризма Самарской области: состояние и перспективы
Математическое образование с дошкольной скамьи
Паспорт региона: Самарская область

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ