Эффективное обучение активноКачество и эффективность высшего профессионального образования сегодня во многом определяются педагогическими технологиями, реализуемыми в процессе подготовки специалистов, нацеленных на получение максимально высоких результатов при решении профессиональных задач. Рассказывает ректор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Игорь Вершинин. Просмотров: 1898
Современное развитие общества ставит перед образовательной системой важную задачу – подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность, способного к проективной детерминации будущего, к научно-технической и инновационной профессиональной деятельности. Качество и эффективность высшего профессионального образования сегодня во многом определяются педагогическими технологиями, реализуемыми в процессе подготовки будущих специалистов, нацеленных на получение максимально высоких результатов при решении профессиональных задач. ИННОВАЦИОННЫЕ процессы в высшей профессиональной школе диктуют отказ от сложившейся лекционно-семинарской формы занятий, от ориентации на усвоение большого объема научной информации, предлагаемой студентам в готовом виде для запоминания. Монотонность лекций, ведение семинарских занятий в форме опроса студентов ведут к снижению их интереса и, как следствие, к ухудшению качества получаемых знаний, непониманию и неумению их применять на практике. Именно поэтому в поисках эффективной модели работы со студентами при изучении теоретических дисциплин преподаватели Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) все больше сосредотачивают внимание на использовании методик активного обучения. Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивность исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. Попытки ввести соответствующие формы обучения и на лекционных, и на практических занятиях в рамках теоретических курсов показали, что в ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и имеющейся информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, общаться и участвовать в дискуссиях. В процессе подготовки студентов преподавателями академии широко используются проблемные, игровые, личностно- и практикоориентированные образовательные технологии. ОДНИМ ИЗ ИНДИКАТОРОВ профессиональной компетентности будущего специалиста в вузе признано проектирование, задающее, с одной стороны, предположительные варианты предстоящей деятельности, а с другой – являющееся начальным этапом этой деятельности. Преподаватели ПГСГА понимают, что педагогическое проектирование является не менее значимой функцией, наряду с организаторской, гностической, коммуникативной и другими. Именно поэтому обучение проектированию в академии используется в разных аспектах: это и осуществление педагогического процесса на основе современных технологий, что значительно повышает его эффективность, и рациональное использование всех средств образовательного процесса, способствующее его оптимизации и интенсификации. На большинстве специальностей и направлений подготовки в академии материалы по педагогическому проектированию собираются студентом в тематическое портфолио, рубрики которого могут быть самыми разнообразными: портрет, коллектор, методическая копилка, достижения, рефлексия и т.д. Данная технология позволяет организовать компетентностноориентированный образовательный процесс, в котором изменяется характер связей и отношений между учебными дисциплинами, интегрируется содержание образования, обучение приобретает личностнодеятельностный характер, развиваются самостоятельность, активность и ответственность студентов за результаты своей деятельности, создаются условия для приобретения опыта достижения целей, расширяются возможности обоснованного выбора эффективных способов решения проблем. ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ востребованы на всех уровнях получения профессионального образования. В академии в процессе осуществления производственной практики, студенты готовят социальные и педагогические проекты по проблемам воспитания, образования, региональной экономики. Например, большой интерес у студентов факультета иностранных языков вызывают проекты культуроведческой направленности или посвященные школе будущего. Такая работа – дополнительная языковая практика, обучение культуре обмена мнениями, умению отстаивать свою точку зрения. В качестве практикоориентированных технологий в вузе широко применяются технологии локального характера: технологический прием «Введите роль» (заимствован из ТРИЗ-технологии) предполагает распределение ролей «хранителя времени» (хронометрирует ход занятия, помогает в соблюдении регламента), «связника» (находит связь материала с ранее полученными знаниями, в том числе и по другим предметам), «подводящего итог» (выделяет главные мысли в выступлении, оценивает содержательность сообщения), «почемучки» (готовит серию вопросов по теме для устного опроса группы), «психолога» (оценивает атмосферу занятия, степень заинтересованности аудитории). ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ также занимают важное место в обучении студентов ПГСГА. Проблемные лекции проводятся, как правило, по темам, связанным с историей развития науки. Некоторые кафедры практикуют проведение лекции вдвоем. Проблемное содержание этого вида лекции вызывает потребность в диалогическом взаимодействии, а дискуссионный характер диалога воспитывает личностное отношение к изучаемому материалу. Традиционными в вузе стали проблемные семинары, которые представляют собой организованное обсуждение теоретического материала, представленного в проблематизированном виде. Проблематизация создает условия для самостоятельного активного поиска студентами вариативных путей решения учебной задачи, максимально приближенной к будущей профессиональной деятельности. Проведение таких семинаров исключает пассивность студентов, повышает эффективность и результативность профессиональной подготовки в целом. В последние годы все чаще преподавателями проводятся семинары-исследования как разновидность учебного занятия по освоению теоретического содержания лекционного курса. Цель таких занятий состоит в углубленном изучении отдельных научно-практических проблем и определении возможностей их применения. ЭФФЕКТИВНОЙ педагогической технологией на филологическом факультете признано проведение научно-практических конференций по специальным дисциплинам, начиная уже с первого года обучения. Использование этой технологии формирует информационную компетентность, составляющими которой являются умение искать, отбирать необходимую информацию, организовывать и преобразовывать, сохранять и передавать ее. Популярной на многих кафедрах стала технология мастерских, которая имеет одновременно личностную и практическую направленность, поскольку помогает студентам осмыслить свой жизненный опыт, побуждает студентов к авторской работе, направлена на создание свободной творческой атмосферы, плодотворной для самовыражения. Один из путей реализации индивидуально-личностного подхода в вузе – применение игровых технологий. Игровая деятельность создает равные возможности для проявления и развития индивидуальности, поскольку позволяет не только овладевать знаниями и нормами, но и преодолевать их, выходить за рамки привычного. Использование игровых технологий и различных вариантов технологии обучения в сотрудничестве на занятиях по дисциплинам кафедры английского языка позволяет превратить освоение английской грамматики, которая традиционно воспринимается студентами как наиболее трудный аспект, в увлекательный процесс, что необходимо для поддержания высокого уровня мотивации. С этой же целью используются на практических занятиях французским языком элементы театральных технологий.
В основе педагогической деятельности многих преподавателей ПГСГА лежит технология развития критического мышления студентов. Она признана наиболее эффективной при работе на семинаре с научными статьями. Методологическая установка при чтении подобных текстов: Преподаватели ПГСГА активно работают и над совершенствованием форм текущего и промежуточного контроля. На факультете коррекционной педагогики ежегодно событием становится конкурс-зачет «Устами младенца…», завершающий изучение дисциплины «Онтогенез речевой деятельности», на факультете физической культуры и спорта – открытый зачет по гимнастике, на факультете иностранных языков – итоговые педагогические конференции.
Для стимулирования учебно-познавательной активности студентов уже много лет в академии применяется технология рейтинговой системы оценки, которая, в отличие от традиционной пятибалльной системы оценивания результатов обучения, является оценкой профессиональ- КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ применяются в ходе преподавания практически любой дисциплины в ПГСГА. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Одна из главных задач повышения качества образования студентов, стоящая сегодня перед преподавателями ПГСГА, – создание мультимедийных учебников и электронных учебно-методических комплексов (УМК). При этом к УМК предъявляются такие требования, как модифицируемость, адаптивность, дифференцируемость, тематическая и дидактическая полнота, доступность, интероперабельность. В вузовской методике преподавания дисциплин популярна модульная организация материалов курса, развивающая в студентах ответственность, осознанное отношение к выбору уровня освоения каждого модуля, навык самостоятельной работы. Внедрение инновационных педагогических технологий существенно изменило образовательный процесс в вузе, что позволило решить многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации и формирования индивидуальной образовательной траектории студентов. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|