Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Эффективное обучение активно

Качество и эффективность высшего профессионального образования сегодня во многом определяются педагогическими технологиями, реализуемыми в процессе подготовки специалистов, нацеленных на получение максимально высоких результатов при решении профессиональных задач. Рассказывает ректор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Игорь Вершинин.

Просмотров: 1842
ВЕРШИНИН Игорь Владимирович – ректор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, доктор филологических наук, профессор

Современное развитие общества ставит перед образовательной системой важную задачу – подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность, способного к проективной детерминации будущего, к научно-технической и инновационной профессиональной деятельности.

Качество и эффективность высшего профессионального образования сегодня во многом определяются педагогическими технологиями, реализуемыми в процессе подготовки будущих специалистов, нацеленных на получение максимально высоких результатов при решении профессиональных задач.

ИННОВАЦИОННЫЕ процессы в высшей профессиональной школе диктуют отказ от сложившейся лекционно-семинарской формы занятий, от ориентации на усвоение большого объема научной информации, предлагаемой студентам в готовом виде для запоминания. Монотонность лекций, ведение семинарских занятий в форме опроса студентов ведут к снижению их интереса и, как следствие, к ухудшению качества получаемых знаний, непониманию и неумению их применять на практике. Именно поэтому в поисках эффективной модели работы со студентами при изучении теоретических дисциплин преподаватели Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) все больше сосредотачивают внимание на использовании методик активного обучения.

Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивность исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. Попытки ввести соответствующие формы обучения и на лекционных, и на практических занятиях в рамках теоретических курсов показали, что в ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и имеющейся информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, общаться и участвовать в дискуссиях. В процессе подготовки студентов преподавателями академии широко используются проблемные, игровые, личностно- и практикоориентированные образовательные технологии.

ОДНИМ ИЗ ИНДИКАТОРОВ профессиональной компетентности будущего специалиста в вузе признано проектирование, задающее, с одной стороны, предположительные варианты предстоящей деятельности, а с другой – являющееся начальным этапом этой деятельности. Преподаватели ПГСГА понимают, что педагогическое проектирование является не менее значимой функцией, наряду с организаторской, гностической, коммуникативной и другими. Именно поэтому обучение проектированию в академии используется в разных аспектах: это и осуществление педагогического процесса на основе современных технологий, что значительно повышает его эффективность, и рациональное использование всех средств образовательного процесса, способствующее его оптимизации и интенсификации.

На большинстве специальностей и направлений подготовки в академии материалы по педагогическому проектированию собираются студентом в тематическое портфолио, рубрики которого могут быть самыми разнообразными: портрет, коллектор, методическая копилка, достижения, рефлексия и т.д. Данная технология позволяет организовать компетентностноориентированный образовательный процесс, в котором изменяется характер связей и отношений между учебными дисциплинами, интегрируется содержание образования, обучение приобретает личностнодеятельностный характер, развиваются самостоятельность, активность и ответственность студентов за результаты своей деятельности, создаются условия для приобретения опыта достижения целей, расширяются возможности обоснованного выбора эффективных способов решения проблем.

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ востребованы на всех уровнях получения профессионального образования. В академии в процессе осуществления производственной практики, студенты готовят социальные и педагогические проекты по проблемам воспитания, образования, региональной экономики. Например, большой интерес у студентов факультета иностранных языков вызывают проекты культуроведческой направленности или посвященные школе будущего. Такая работа – дополнительная языковая практика, обучение культуре обмена мнениями, умению отстаивать свою точку зрения.

В качестве практикоориентированных технологий в вузе широко применяются технологии локального характера: технологический прием «Введите роль» (заимствован из ТРИЗ-технологии) предполагает распределение ролей «хранителя времени» (хронометрирует ход занятия, помогает в соблюдении регламента), «связника» (находит связь материала с ранее полученными знаниями, в том числе и по другим предметам), «подводящего итог» (выделяет главные мысли в выступлении, оценивает содержательность сообщения), «почемучки» (готовит серию вопросов по теме для устного опроса группы), «психолога» (оценивает атмосферу занятия, степень заинтересованности аудитории).

ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ также занимают важное место в обучении студентов ПГСГА. Проблемные лекции проводятся, как правило, по темам, связанным с историей развития науки. Некоторые кафедры практикуют проведение лекции вдвоем. Проблемное содержание этого вида лекции вызывает потребность в диалогическом взаимодействии, а дискуссионный характер диалога воспитывает личностное отношение к изучаемому материалу.

Традиционными в вузе стали проблемные семинары, которые представляют собой организованное обсуждение теоретического материала, представленного в проблематизированном виде. Проблематизация создает условия для самостоятельного активного поиска студентами вариативных путей решения учебной задачи, максимально приближенной к будущей профессиональной деятельности. Проведение таких семинаров исключает пассивность студентов, повышает эффективность и результативность профессиональной подготовки в целом.

В последние годы все чаще преподавателями проводятся семинары-исследования как разновидность учебного занятия по освоению теоретического содержания лекционного курса. Цель таких занятий состоит в углубленном изучении отдельных научно-практических проблем и определении возможностей их применения.

ЭФФЕКТИВНОЙ педагогической технологией на филологическом факультете признано проведение научно-практических конференций по специальным дисциплинам, начиная уже с первого года обучения. Использование этой технологии формирует информационную компетентность, составляющими которой являются умение искать, отбирать необходимую информацию, организовывать и преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Популярной на многих кафедрах стала технология мастерских, которая имеет одновременно личностную и практическую направленность, поскольку помогает студентам осмыслить свой жизненный опыт, побуждает студентов к авторской работе, направлена на создание свободной творческой атмосферы, плодотворной для самовыражения.

Один из путей реализации индивидуально-личностного подхода в вузе – применение игровых технологий. Игровая деятельность создает равные возможности для проявления и развития индивидуальности, поскольку позволяет не только овладевать знаниями и нормами, но и преодолевать их, выходить за рамки привычного.

Использование игровых технологий и различных вариантов технологии обучения в сотрудничестве на занятиях по дисциплинам кафедры английского языка позволяет превратить освоение английской грамматики, которая традиционно воспринимается студентами как наиболее трудный аспект, в увлекательный процесс, что необходимо для поддержания высокого уровня мотивации. С этой же целью используются на практических занятиях французским языком элементы театральных технологий.

В основе педагогической деятельности многих преподавателей ПГСГА лежит технология развития критического мышления студентов. Она признана наиболее эффективной при работе на семинаре с научными статьями. Методологическая установка при чтении подобных текстов:
«все мысли автора подвергать сомнению».

Преподаватели ПГСГА активно работают и над совершенствованием форм текущего и промежуточного контроля. На факультете коррекционной педагогики ежегодно событием становится конкурс-зачет «Устами младенца…», завершающий изучение дисциплины «Онтогенез речевой деятельности», на факультете физической культуры и спорта – открытый зачет по гимнастике, на факультете иностранных языков – итоговые педагогические конференции.

Для стимулирования учебно-познавательной активности студентов уже много лет в академии применяется технология рейтинговой системы оценки, которая, в отличие от традиционной пятибалльной системы оценивания результатов обучения, является оценкой профессиональ-
но-личностного развития.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ применяются в ходе преподавания практически любой дисциплины в ПГСГА. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений.

Одна из главных задач повышения качества образования студентов, стоящая сегодня перед преподавателями ПГСГА, – создание мультимедийных учебников и электронных учебно-методических комплексов (УМК). При этом к УМК предъявляются такие требования, как модифицируемость, адаптивность, дифференцируемость, тематическая и дидактическая полнота, доступность, интероперабельность.

В вузовской методике преподавания дисциплин популярна модульная организация материалов курса, развивающая в студентах ответственность, осознанное отношение к выбору уровня освоения каждого модуля, навык самостоятельной работы.

Внедрение инновационных педагогических технологий существенно изменило образовательный процесс в вузе, что позволило решить многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации и формирования индивидуальной образовательной траектории студентов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: игорь вершинин, самарская область, поволжская государственная социально-гуманитарная академия, , ВПО, образовательные технологии, ао-48

Похожие материалы:
Основа региональной системы ВПО
Консерватория в гармонии с наукой
НГАВТ: нновационный путь развития
Дербентский гуманитарный институт - вуз новой модели
МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова: кадры для флота
Университет как научный, образовательный и инновационный комплекс
Компетентностный подход к подготовке преподавателей высшей школы
Маршруты непрерывного образования
ФЭПО: интеллектуальный тренинг по Интернету
ТГУ - это бренд

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#102Содружество Приборостроительного завода и Трехгорного технологического института
#103Строительное образование в центре высокотехнологичных изменений
#95Уральский государственный экономический университет отпраздновал 50-летие
#106Инклюзия и коррекция в школе на примере обучения глухих и слабослышащих детей
#100Академия, положившая начало высшему ветеринарному образованию в России
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний