Перспективы развития экономического образованияДемократизация образования в России, потребность в повышении его качества и ряд других актуальных трендов современного этапа диктуют необходимость пересмотра отношения ко всем сегментам профессионального образования. Просмотров: 297
Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016. Л.И. ЕРОХИНА, ректор Поволжского государственного университета сервиса, доктор экономических наук, профессор
О.Н. НАУМОВА, проректор по учебной работе и качеству образования ПВГУС, доктор экономических наук, профессор
А.Н. КАРА, директор института экономики ПВГУС, доктор экономических наук, профессор
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ образования в России, потребность в повышении его качества и ряд других актуальных трендов современного этапа диктуют необходимость пересмотра отношения ко всем сегментам профессионального образования. Анализ тенденций развития и результатов деятельности ведущих зарубежных вузов позволяет сделать вывод: корреляция между размерами университетов и их местом в общепризнанных мировых рейтингах не очевидна. Можно полагать, что процесс сокращения числа вузов в России в ближайшее время будет упорядочен. Это, несомненно, повысит скорость формирования инновационного мышления и положительно скажется на содержании и качестве профессиональных образовательных программ. КАК инновационный вуз, призванный задать в промышленном городе вектор постиндустриального развития, был открыт Поволжский государственный университет сервиса в Тольятти Самарской области. Сегодня, отмечая свое тридцатипятилетие, университет демонстрирует обществу не только успешные результаты деятельности, но и многообещающие перспективы дальнейшего роста. Находясь на гребне позитивных преобразований, при формировании и реализации инновационной стратегии ПВГУС опирается на ряд основополагающих принципов. Во-первых, это инвестирование образования с учетом потребности рынка труда не просто в специалистах определенного уровня и направленности, а в человеческом капитале – через формирование у обучающихся компетенций, востребованных обществом. Во-вторых, это мотивация формирования личностных качеств, характеризующих признаки человеческого капитала – достижение определенного уровня образования, овладение профессией, накопление интеллектуального потенциала. В-третьих – достижение определенного соответствия уровня оплаты труда и силы мотивации к персональному росту через формирование компетенций в области развития предпринимательских способностей, креативного и проектного мышления, создание условий для повышения квалификации и переподготовки кадров по востребованным экономикой территории трудовым функциям. В-четвертых, это независимая оценка полученной квалификации и компетентности. И, наконец, создание среды, в которой возможно и формирование, и проявление человеческого капитала, обеспечение образования по критериям требований к знаниям, функциональному содержанию профессиональной деятельности, квалификационному уровню. Развивая механизмы реализации этих принципов – даже в условиях снижения контрольных цифр приема на направления и специальности экономического профиля, – ПВГУС выдерживает огромную конкуренцию в Самарской области. За весь период деятельности университетом подготовлено более 14 тыс. экономистов. Закономерным результатом ежегодного обновления образовательных программ и их содержания является высокий уровень востребованности выпускников вуза. Кафедры института экономики ПВГУС находятся в постоянном поиске инновационных решений по разработке новых образовательных программ. Примером тому является развитие в рамках подготовки экономистов профилей в области сервиса жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, менеджмента в туристической сфере, разработки информационных корпоративных систем, управления человеческими ресурсами, экономической эффективностью продуктовых инноваций, предоставления государственных и муниципальных услуг, подготовки специалистов в области педагогического образования с экономическим профилем и многое другое. В условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг продвижение продукта становится важным фактором успешной деятельности университета. Поэтому ПВГУС апеллирует к самому широкому спектру целевых аудиторий, начиная от учащихся системы основного общего образования до слушателей «третьего возраста». Вуз предлагает участие в таких уникальных проектах, как практический семинар «Старт в бизнес-марафон», выставка «Музей некачественных товаров», мастер-класс по разработке webсайтов и флеш-анимации, деловая игра «Твой путь к экономическому успеху», мастер-класс «Бухгалтерский учет: 3D» и другие. Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий позволяет сделать образовательные услуги ПВГУС более доступными и для иногородних, и совмещающих учебу и работу студентов, и для лиц с ограниченными возможностями здоровья. ИНТЕГРАЦИЯ университета с работодателями – это, прежде всего, многолетняя практика совместной работы над реализуемыми образовательными программами. Если формирование научно-производственно-образовательных кластеров только сейчас обозначено как одно из новых направлений в развитии российских вузов, то ПВГУС уже имеет значительный опыт по созданию и успешному функционированию кластеров в области экономики и управления, причем на российском и международном уровнях. В рамках реализуемого проекта TEMPUS университет вошел в международный консорциум наряду с университетами Генуи (Италия), Стратклайда (Шотландия), Мальты, Техническим университетом г. Зволена (Словакия), Ассоциацией университетов третьего возраста (Португалия) и другими. В Тольятти реализуется уникальный проект дополнительного образования для лиц «третьего возраста». На базе института экономики ПВГУС, как регионального вуза, при поддержке гранта Европейского союза TEMPUS создан центр третьего возраста, в котором в 2015 году открылись для слушателей факультеты экономики и права, культуры и прикладного искусства, православной культуры, спорта и здоровья, основ компьютерной грамотности и интернет-коммуникаций. Именно ПВГУС определен главным организатором-координатором создания в Тольятти туристско-рекреационного кластера. Следует отметить, что ряд осуществляемых вузом образовательных проектов в области экономики нашел поддержку на уровне Минобрнауки РФ. Например, международная образовательная программа в области прикладной информатики в экономике, реализуемая совместно с Русенским институтом «Ангел Кънчев» (Болгария). СЕГОДНЯ Поволжский государственный университет сервиса – на пути к определению нового вектора в развитии экономического образования, что продиктовано необходимостью решения многоаспектных задач. Одна из главных – создание структурных и технологических инноваций в реализуемых основных и дополнительных образовательных программах подготовки экономистов уровней среднего профессионального и высшего образования. Это предусматривает дальнейшее развитие уникальных профилей реализуемых образовательных программ при использовании кросс-предметного подхода к формированию новых компетенций в области экономико-образовательного сервиса. Решение этой задачи позволит ПВГУС заявить новые предложения рынкам образовательных услуг и труда Поволжского региона. Актуальной является также задача развития современных образовательных технологий, что предусматривает формирование новой технологической среды через развитие электронного обучения, профориентационной работы в различных целевых аудиториях, механизмов вовлеченности родителей в управление образованием детей. Будут активизированы и меры по развитию научно-образовательной и творческой среды в вузе, эффективной системы дополнительного образования детей. Это связано с необходимостью создания условий для развития мотивации и способностей подрастающего поколения, в том числе детей с особыми потребностями, включая подготовку студентов к участию в конкурсах профессионального мастерства, сертификации квалификаций выпускников. В числе важных задач создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики, что предусматривает активное участие кафедр института экономики ПВГУС в профильных кластерах и консорциумах, а также формирование независимой системы оценки качества образования и образовательных результатов, определяя направления развития внутривузовской системы менеджмента качества, сертифицированной на соответствие ГОСТ Р ИСО. Следует особо отметить, что у коллектива ПВГУС имеется значительный потенциал для решения поставленных задач. В 2011-2015 годах университет признан эффективно развивающимся вузом по результатам мониторинга Минобрнауки РФ. Университет занимает достойные места в различных отечественных и мировых рейтинговых системах Webometrics. В частности, среди вузов мира – 9364-е место из 11992, российских вузов – 319-е из 1484, вузов Центральной и Восточной Европы – 822-е из 3179, вузов Европы – 2371-е из 6053, вузов БРИКС – 2365-е из 7300, вузов Евразии – 5879-е из 14788. В международном рейтинге ARES-2016 университет занял 118-е место среди 173 вузов России, номинированных на соответствие европейским стандартам преподавания и исследований. По уровню зарплаты молодых специалистов 2010-2015 годов выпуска, работающих в сфере финансов и экономики, выпускники университета находятся на 15-м месте и вошли в топ-20 вузов России. Образовательные программы в области экономики – «Таможенное дело», «Товароведение», «Торговое дело», «Экономика», «Менеджмент» и другие – признаны лучшими образовательными программами инновационной России периода 2013-2015 годов. ФОРМИРУЯ модель своего роста, Поволжский государственный университет сервиса определяет новые горизонты экономического образования в соответствии со стратегией социально-экономического развития территорий Поволжского региона. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|